Litera - рубрика Автор и его позиция
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Автор и его позиция"
Автор и его позиция
Антонова Е.М. - Уильям Блейк. Поэзия безумия и философия зла c. 1-24
Аннотация: В данной статье рассматривается наследие Уильяма Блейка, поэта мыслителя, поэта – философа, интерес к которому вновь возник спустя почти два века. фигура Блейка и его поэзия до сих пор остаются предметом анализа и исследования. Уильям Блейк – автор и мыслитель, открывший новый путь к поэзии мысли, к философской поэзии, что было абсолютным новаторством для эпохи в которую жил поэт.Наследие Блейка – это бесконечный источник, вдохновлявший представителей художественной, философской и поэтической мысли, это необыкновенная философская глубина не постигнутая до сих пор.
Гранин Р.С. - Проблема объективации в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева c. 1-23

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.2.294

Аннотация: В статье рассматривается философия духа Бердяева, развиваемая им в рамках экзистенциальной метафизики, основной проблемой которой является отношение существования духа к бытию мира, нуминозного к феноменальному. Обозначено, что формой такого отношения, согласно Бердяеву, является объективирующая функция человеческого познания, которая гипостазирует конструкции ума (универсалии, субстанции), затем социализирует их, после чего они приобретают категориальное общеобязательное значение, т.е. собственное бытие. Это приводит к символизации реальности и к сакрализации священного. Показано, что борьба против власти объективации духа представляется Бердяеву эсхатологически, через трансцендентальный выход за пределы феноменального причинно-следственного мира в реальность «добытийственной» свободы, в экзистенцию. Разбираются позитивные аспекты объективации для культурно-исторического развития человеческого духа. Раскрывается структурная эквивалентность эсхатологических и инициатических идей и представлений. Прослеживаются эсхатологические предпосылки утопии, и мессианский смысл веры в прогресс, без которого последний превращается в простую эволюцию.
Кудаев А.Е. - Метафизические и антропологические основы философии творчества Николая Бердяева c. 1-95

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.1.572

Аннотация: В статье анализируются базовые положения религиозной метафизики и христологической антропологии Бердяева, оказавшие определяющее влияние на формирование его «главной темы» всей «жизни и мысли» – философии творчества. Выявляется специфика понимания автором последней, ее вписанность в контекст учения о Богочеловечестве. Реконструируется бердяевская мифологема о человеке, повлиявшая на осмысление философом творческой природы и творческого призвания человека. Человек рожден для того, чтобы стать в свою очередь творцом, он должен продолжать творение мира, в противном случае божественному замыслу не суждено будет осуществиться и «миротворение не удастся». Определяется центральная роль «первофеномена» трагического во всей философско-эстетической концепции Бердяева, оказавшего непосредственное влияние на формирование как его концепции творчества в целом, так и трагедии творчества в частности, со всеми вытекающими отсюда последствиями относительно понимания будущего развития «творческого дела» человека.
Кутырев В.А. - О лингвистической контрреволюции, ее причине и постчеловеческих перспективах (размышления над книгой А. Нилогова «Философия антиязыка» СПб., «Алетейя». 2013) c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10077

Аннотация: В сфере гуманитаристики нарастает критика языка. Разрозненные выпады выливаются в контрлингвистическое движение. Один из элементов его – книга «Философия антиязыка» А.С. Нилогова. Причиной этих тенденций являются процессы технологизации и сциентизации современного мира. Рассматриваются превращенные формы их отражения в гуманитарном сознании. На первом уровне лингвистической контрреволюции «антиязыком» можно считать языки программирования и дигитальной коммуникации, что в свое время в завуалированной форме было представлено в работах Ж. Деррида. На втором происходит трансформация коммуникации в «коммутацию», параллельно «слипанию» мира в нерасчлененное тождество Иного. Математическое, техническое, в пределе – бессловесное мышление как бы незаметно, но довольно быстро становится господствующим, нормой, своего рода парадигмальным способом отношения к миру. Это отказ от собственно гуманитарных форм человеческого бытия, который не все готовы принимать с открытыми глазами. Отсюда технологизм современного гуманитарного сознания, даже философского, его трансформация, с одной стороны, в чистое «зомбическое мышление», а с другой - хаотизация, склонность к перверсии и самообману в представлении о происходящих процессах. В статье ставится задача преодоления этих самоубийственных для человека тенденций путем культивирования экологии языка.
Цыганкова А.А. - Графические и визуальный средства создания индивидуально-авторского стиля (на материале текстов Умберто Эко) c. 9-19

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.9.43941

EDN: WARBYV

Аннотация: В данной статье автор рассматривает такие средства создания индивидуально-авторского стиля, как графоны и фонетико-графические средства. Предметом исследования являются как отклонения от нормы, оформленные графически, так и сугубо графические приемы, подчиненные идее создания языковой игры. Среди явлений, рассматриваемых автором, можно назвать курсив, варьирование гарнитуры, авторская пунктуация, капитализация, зачеркивание, подчеркивание, выделение жирным, сплошное письмо, а также специальное начертание некоторых символов. Исследование проводится на материале романа Умберто Эко "Баудолино" и "Diario minimo". Как показал проведенный анализ, Эко прибегает к специальным начертаниям символов для создания иронии, а также для усиления экспрессивности художественного текста. Новизна данного исследования заключается, в первую очередь, в выборе материала, который до этого оставался за пределами лингвистических исследований, а также за пределами внимания отечественных лингвистов. Роман "Баудолино" доселе оказывался предметом исследования исключительно среди литературоведов, семиотиков и медиевистов, однако не рассматривался с лингвистической точки зрения. То же самое можно сказать и о юмористических опытах Умберто Эко. Теоретическая значимость исследования заключается в привлечении внимания исследователей к таким средствам создания индивидуально-авторского стиля, как графические и визуальные, на материале творческого наследия Умберто Эко.
Климков О.С. - «Евангельская философия» Тихона Задонского в контексте русской духовной культуры c. 54-73

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.2.23298

Аннотация: В статье проводится исследование значения личности и духовной философии Тихона Задонского в контексте процессов секуляризации российской ментальности. Рассматриваются его основные литературные труды и их влияние в современной культуре. Отмечено, что творчество его все еще недостаточно изучено в настоящее время и нуждается в более глубоком осмыслении. Анализируется отчетливо проявившийся в его жизни исторический конфликт между имперской идеологией, официальной церковной позицией и самосознанием отдельного верующего. Ставится проблема отношений между государством, церковью и обществом. Автор использует историко-феноменологический метод, прибегая, при необходимости, к возможностям литературного анализа произведений и философско-теологического исследования. Став архиереем, Тихон очень скоро начал тяготиться принятыми порядками ведения дел и самой жизни церковного чиновника. Труд его, посвященный истинному христианству вскрывает неправду христианства ложного, ставшего повсеместно распространенным. Выявляется идеал подлинной святости, связанной с глубинными потребностями человеческой души и мироустроения в целом. Крайности религиозного мистицизма и светского рационализма заставляют Тихона искать новый путь для осуществления православной духовности, что выразилось в нарастающей персонализации христианской жизни и усилении роли личной веры в сравнении с традиционным религиозным укладом, основанным большей частью на обряде и ритуале. Также рассматриваются религиозно-философские воззрения Тихона Задонского. Особое внимание уделено его антропологии и гносеологии. Подчеркивается соответствие его способа мышления глубинным основам православной ментальности, получившим адекватное теоретическое выражение, несмотря на схоластическую манеру изложения материала и построения текста.
Гершензон М.О. - Учение о жизненном деле (Н.В. Гоголь) c. 59-73

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18248

Аннотация: Известный русский философ М.О. Гершензон рассматривает душевную драму Гоголя, но отвергает сложившуюся в литературе точку зрения о конфликте писателя с В.Г. Белинским. По мнению Гершензона, в отечественной литературе нет другого произведения, кроме «Выбранных мест из переписки с друзьями», в котором так целостно и беззаветно звучала бы тема благородного служения обществу. Как и Белинский, Гоголь, по мнению автора, исповедовал исключительный общественный идеализм Вместе с тем в статье нет стремления устранить разногласия между писателем и критиком. Взгляды Гоголя выросли из особенного его художественного дарования. Мировоззрение писателя имело, по словам философа, два полюса: непоколебимый консерватизм в отношении ко всей материальной действительности и самый смелый радикализм в отношении к человеческому духу. В статье утверждается особенность внутреннего конфликта Гоголя. Обладая сильным художественным талантом, он неустанно трудился. В нём парадоксальным образом сочеталась пламенная мечтательность и сама трезвая практичность. Взгляды писателя были утопичны. Но в этом и сила его художественного гения. Новизна статьи заключается в попытке устранить несправедливую оценку творчества Гоголя, который будто бы предал освободительные идеалы. Оценивая творчество Гоголя, философ не пытается сгладить внутренние противоречия писателя. Но Гершензон по-своему видит существо общественного конфликта, который отразился в его творчестве.
Горшков А.И. - Персидская тема у Плутарха на примере эпизода из трактата «Об Исиде и Осирисе» c. 63-69

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.8.36326

Аннотация: Объектом исследования являются культурные связи греков и персов, предметом — образ Персии и «персидского» в трактате Плутарха «Об Исиде и Осирисе». Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как проблема варварства, зороастризм как фундамент персидского мировоззрения, персы в авторском восприятии Плутарха, описание персидских религиозных обрядов и традиций. Особое внимание уделяется проблемам заимствования персидских слов в древнегреческий язык (авестийские лексемы видоизменяются в древнеперсидском, а затем адаптируются в древнегреческом языке). Отмечается, что греческий язык с неизбежностью испытал влияние варварских языков вследствие углубления связей греков с другими народами. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что персы вызывают у Плутарха искренний интерес, а отдельные аспекты их мировоззрения ему близки, он напрямую сравнивает изречения греческих философов и поэтов с персидской онтологией — вопреки стереотипному восприятию персов как варваров, стоящих ниже греков в своём развитии. Особым вкладом автора в исследование темы является сопоставление зороастрийских вероучительных положений с обрядами и практиками персов, описанными Плутархом. Новизна исследования заключается в предложенной гипотезе, объясняющей густое придыхание в лексеме Ὡρομάζης. Актуальность исследования состоит в рассмотрении недостаточно изученного взаимодействия греческого и персидского мира в отечественной филологической науке.
Семилет Т.А. - Философия войны в корреспонденциях Г. Гребенщикова 1916 года газете «Жизнь Алтая» c. 66-73

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24172

Аннотация: Статья посвящена анализу публицистических произведений Георгия Гребенщикова 1916 года, присланных им в газету «Жизнь Алтая» с театра военных действий Первой мировой войны. Основное внимание в исследовании творчества Г. Д. Гребенщикова – писателя, журналиста, этнографа, гуманиста – досталось его художественным произведениям, работы же Гребенщикова-журналиста исследованы в значительно меньшей степени, а публикации газеты «Жизнь Алтая», в которой он работал корреспондентом и редактором, пока остаются архивными материалами. Предмет исследования данной статьи – философия войны Г. Д. Гребенщикова, представленная в этом кластере военных корреспонденций. В качестве методологического основания проведенного исследования использованы работы о сущности, содержании и структуре философии войны. Научная новизна определяется обращением к малоисследованной области в творчестве Г. Д. Гребенщикова – его журналистским произведениям, а также в прояснении его отношения к войне, понимания ее сущности и проявлений. Показано, что в данном кластере газетных публикаций война предстает как некое стихийное бедствие, обретающее черты мифического существа, уродующего природу железными шагами, колючей проволокой, убивающего и калечащего людей огненными плевками, никелевыми мухами, железными «лягушами». Важным для философии войны, представленной в публицистических произведениях, является сфера умолчания – то, что журналист не считает важным или о чем не считает нужным писать. В фронтовых корреспонденциях Гребенщикова нет боев, атак, образа врага, целей военных действий, героического пафоса, сведений о наступлении или отступлении, речи о бездарности или талантливости полководцев, военных победах или поражениях. Антитеза войне – Сибирь, другое пространственное измерение – отрада и утешение, источник жизнеутверждения и душевного просветления. Она благоуханна, разноцветна, сладкозвучна, красива в любое время года, она – ценность истинная и абсолютная.
Красиков В.И. - "Нелегальная вечность": философские аллюзии в конструировании реальностей в романе "Любовь к трем цукербринам" В. Пелевина c. 71-79

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.3.22848

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются концептуальные идеи и образы в романе В.О. Пелевина "Любовь к трем цукербринам". Предметом исследования – философские аллюзии в их влиянии на авторское конструирование реальности. В статье рассматриваются такие аспекты темы как влияние на философское содержание романа буддистской и монотеистической традиций, современной космологии и некоторых фантастических идей. Особое внимание в статье уделяется разбору авторских интерпретаций таких духовных явлений как трансцензус, солипсизм, монотеизм, теодицея, дуализм. В качестве методологических средств мы используем типизацию, сравнение, анализ и конструирование, элементы философской рефлексии и социальной перцепции. В итоге, проанализированы историко-философские и современные, научные и художественные, аллюзии романа, объединяемые общими космологическими и антропологическими векторами. Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать разбор историко-философских мотивов, содержащихся в романе. Новизна исследования заключается в моделировании-идентификации основных философских строительных лесов пелевинской мироустроительной концепции в романе "Любовь к трем цукербринам".
Чжан Ц. - Лексические средства выражения эмотивной семантики в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" c. 71-82

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.11.39280

EDN: PXTCIE

Аннотация: Статья посвящена анализу эмотивной семантики в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», предметом данного исследования является лексические средства выражения эмотивной семантики, объектом данной статьи является поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Автор данной статьи подробно рассматривает такие аспекты исследования, как исследовать сущность эмотивной семантики, выделить и пранализировать способы эмоционального выражения в литературном произведении, также изложить результаты анализа лексических средств эмотивной семантики поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Методами исследования в данной статьи являются метод анализа, описательный метод, метод сплошной выборки, и также контекстуальный анализ лексических единиц. Основные выводы проведенного исслодования заключаются в том, что исследование, проведенное в рамках данной статьи, подтверждает предположение о том, что основным инструментом для эмоциональной вербализации является эмотивная лексика, а именно различные лексические языковые средства. Данная категория лексики является номинативной. Причины приоритетности данного инструмента обуславливается тем, что в структуре лексического значения языковой единицы именно эмотивная сема выделяется наиболее ярко. Научная новизна данной статьи состоит в том, что впервые проведено лингвистическое исследование эмотивного содержания такого произведения Н.В. Гоголя, как поэма «Мертвые души». Результаты данного исследования могут быть применить в дальнейшем изучении лингвистических особенностей эмотивной семантике, также в практике преподавания русского языка.
Беляева Т.Н. - Идейный мир трилогии марийского писателя Н. Лекайна «Кӱртньӧ вий» («Железная воля»), «Кугу сарын тулыштыжо» («В огне великой войны») и «Кугезе мланде» («Земля предков») c. 71-81

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.11.69034

EDN: GFXIZE

Аннотация: Анализ тематики, проблематики, идеи и пафоса трилогии марийского писателя Никандра Лекайна (Еремеева Никандра Сергеевича) послужил основой данной статьи. В романах «Железная воля», «Земля предков» изображен процесс социального и национального возрождения ранее угнетенного марийского народа. Изображение событий начала XX века (столыпинская аграрная реформа, Великая Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война, НЭП) происходит через призму авторского мировоззрения. Писатель показывает, в каких условиях проходил процесс становления Советской власти, внедрения новой экономической политики, роста и формирования нового прогрессивного человека, преодоления в сознании народа мари пережитков прошлого. Роман бывшего фронтовика «В огне великой войны» раскрывает патриотизм и героизм многонационального советского народа, проявленный в борьбе с фашистскими захватчиками, в годы Великой Отечественной войны. Структурно-семантический метод исследования позволяет оценить, как идейный мир, авторское мировидение, так и его отдельные поэтические элементы (систему персонажей, композиционные особенности и т.д.). В марийском литературоведении данный аспект рассматривается впервые. Писатель последовательно раскрывает духовное перерождение главного героя Эчана в активного борца с самодержавным строем за права угнетенных; мотивы его поступков в деле укрепления Советской власти в марийском крае; деятельность коммунистической партии в построении нового советского общества. Через призму писательского внимания многосторонне изображается облик сопротивляющегося и борющегося советского воина (Геннадия Алексеева, Лашманова, Шубина, Ани, Виктора Сосновского, Жарова и др.); героические действия партизанских отрядов деда Евсея, Ивана Зуева в тылу врага; мучительная жизнь в оккупации жителей деревни Сосновка; жестокость немецких захватчиков; духовное убожество предателей (Тимки Прыгунова, его отца, Иона Рыженькова, Бородавки, волостного старшины Иоакимова). Трилогия Н. Лекайна эпически раскрывает исторические события конца XIX – середины XX вв.
Уразаева Н.Р., Морозов Е.А. - Категория субъективной модальности в немецком и русском языках (на примере произведения В.Борхерта «За дверью») c. 122-129

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.2.25691

Аннотация: Современные тенденции в лингвистике уделяют большое внимание изучению языка как средства коммуникации и передаче глубинной информации текста, которая должна найти адекватное отражение в переводе. В настоящей статье рассматриваются средства выражения модальных отношений в немецком и русском языках. Исследование проводится на примере пьесы немецкого писателя Вольфганга Борхерта «За дверью». Через субъективную модальность выражается специфическое качество отношения к происходящему и персонажам со стороны автора и/или действующих лиц пьесы. Основными исследовательскими методами послужили изучение и анализ научной литературы, сплошная выборка и интерпретация фактического материала, контекстуальный анализ. Субъективная модальность выражается на всех языковых уровнях (лексическом, грамматическом, стилистическом), так как только в совокупности они могут предоставить полную информацию для интерпретации текста, а именно посредством модальных слов, модальных частиц, оценочной лексики, междометий, личного местоимения «я», модальных глаголов и категории наклонения, литературных тропов. В исследовании смысловым ядром субъективной модальности является оценка персонажами описываемых фактов (уверенность, неуверенность, осуждение, сожаление, согласие, несогласие, переживание, упущенная возможность, положительная или отрицательная оценка). Было выявлено, что реализация категории модальности в немецком и русском языках отличается, и не всегда модальные отношения находят в полной мере точное отражение в языке перевода. Для переводчика верная интерпретация модальных характеристик текста играет важную роль, так как при передаче содержания на другой язык ключевым моментом является необходимость ретрансляции всех нюансов субъективных отношений.
Любимов Н.И. - Образ рощи как средство выражения аксиологической концепции автора в лирике З. Дудиной c. 151-162

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.7.43484

EDN: TNFHNQ

Аннотация: Данное исследование связано с аналитическим рассмотрением системы поэтических образов натурфилософской направленности в современной марийской философской лирике. Цель работы – выявить этноценностные смысловые составляющие мифопоэтического образа рощи в лирике Зои Дудиной и способы их художественного воплощения. Материалом исследования стали стихотворения, вошедшие в ее сборник «Куанышым, куэм ӧндал…» (Обрадовалась, обняв берёзу…) (2012). Методологию исследования определяет структурно-семантический анализ лирических текстов, который позволяет выявить и описать основные структурные компоненты поэтического образа, а также понять их взаимосвязи и смысловую организацию на уровне авторской аксиологии. В статье автором исследования доказано, что в лирике марийского поэта Зои Дудиной воссоздается многогранный образ марийской рощи; В частности, он представлен как часть божественного мира, часто конкретизирован и дан в виде священного дерева. Центральное место в образе рощи отведено автором этнозначимому и сакральному содержанию и мифопоэтике, что не ограничивает его и в выражении индивидуально-творческих устремлений, в утверждении универсальных ценностей. Роща для лирической героини Зои Дудиной – это символ надежды, духовно-нравственной опоры, спасения души, а также сохранения народа мари.
Ма Ж. - Метатекст как средство проявления языковой личности автора-повествователя в тексте мемуаров c. 163-172

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.7.43565

EDN: TNNFFD

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению языковой личности автора-повествователя в тексте мемуаров посредством используемых в нем метатекстовых средств. Предметом исследования являются языковые личности авторов отобранных нами двух мемуаров - К.К. Рокоссовский в мемуарах "Солдатский долг" и М.Т. Калашников в "Записках конструктора-оружейника". Объектами исследования являются метатекстовые средства, которые участвуют в структурной организации текста и отражают отношение автора к окружающему миру и своему повествованию. Автор уделяет особое внимание метатекствым средствам с субъективной модальностью, в частности метасредствам с глаголами "говорить-сказать", "называть-назвать". Основными выводами проведенного исследования являются выявление метатектовых средств, употребляемых в мемуарах как жанре и характерных для конкретного автора, определяемых его личностью, его деятельностью, характерами черты, переживаниями и т.д., и проявленные в этих средствах языковые личности авторов рассматриваемых мемуаров. Новизна исследования заключается в рассмотрении метатекстовых средств, употребляемых автором в повествовании от первого лица с учетом жанровых особенностей мемуаров и индивидуальной реализации самого автора. Особым вкладом автора в исследование темы является выделение двух констант языковой личности автора текста мемуаров – константа логики в сообщении событий и константа присутствия автора-повествователя, большую роль в которых играют метатекстовые средства.
Cheng S. - Экологическое сознание в творчестве писателей малочисленных народов России (на примере Ю. Рытхэу, Е. Айпина, Ю. Шесталова) c. 163-175

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.12.69115

EDN: GVZHUB

Аннотация: В статье анализируется экологическое сознание в творчестве писателей малочисленных народов севера России. Предметом исследования являются произведения Ю. Рытхэу, Е. Айпина и Ю. Шесталова. В отличие от экологических произведений, экологическое сознание в творчестве этих писателей в большей степени связано с национальной преемственностью и культурным наследием. Глобализация и современность оказали огромное влияние на все сферы развития национальных меньшинств, и они были вынуждены интегрироваться в процесс модернизации, будь то путем активного выбора или пассивного принятия. Писатели из малочисленных народов как представители передовой интеллигенции различных этнических групп первыми почувствовали этот кризис и выразили озабоченность в своих произведениях, целью которых является желание, чтобы национальная культура была признана и принята. В данной статье в основном используется метод текстового анализа, чтобы анализировать экологическое сознание в творчестве писателей из малочисленных народов. Основной вклад автора заключается в том, что он предлагает новые методы исследования литературы малочисленных народов. Экологическое сознание в творчестве писателей национальных меньшинств отличается от других экологических литературных произведений. Экологическое сознание в творчестве писателей этнических меньшинств в конечном счете является вопросом выживания и устойчивости этнической группы. В условиях, когда проблема глобализации и современности становится очевидной, писатели из числа этнических меньшинств используют свои собственные литературные произведения, чтобы поднять эту экологическую тревогу и пробудить внимание читателей к этой проблеме. В статье автор анализирует произведения писателей, принадлежащих к малочисленным народам, указывая на различные средства и способы, с помощью которых писатели выражают свое экологическое знание.
Грунина Е.О. - Языковая реализация авторской модальности в серии романов Н. Абгарян «Манюня» c. 217-226

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.12.34449

Аннотация: В статье рассматриваются особенности репрезентации личности автора через языковые средства текста художественного произведения. Приводится определение понятия «авторская модальность», под которой понимается выраженное в тексте авторское видение, его отношение к изображаемому, ценностные ориентиры, реализующиеся посредством выбора определенных языковых средств. Предмет исследования составили языковые особенности текста художественного произведения, которые позволили представить у читателей образ автора, исследовать особенности представления и реализации его языковой личности. Цель статьи – выделить и проанализировать языковые средства, отражающие особенности языковой личности автора, раскрывающие индивидуальность и самобытность творческого стиля Н. Абгарян. Материалом исследования послужили романы современной российской писательницы Наринэ Абгарян «Манюня», «Манюня пишет фантастичЫскый рассказ» и «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения», которые носят частично автобиографичный характер. Для их анализа применялся методический инструментарий теории языковой личности, предложенной Ю.Н. Карауловым, литературоведческие исследования В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Л.Н. Чурилиной и др., посвященные автору, изучению языковой личности персонажа произведения. Научная новизна работы состоит в выявлении специфических признаков проявления авторской модальности на материале произведений современного российского писателя, что в дальнейшем позволяет в полной мере раскрыть образ современного автора. Проведенное исследование позволило выделить и охарактеризовать специфические признаки языковой реализации авторской модальности: приоритетные для авторской картины мира концепты (“семья”, “время”, “память”); индивидуальность творческого восприятия и манеры автора (ирония, самоирония, ностальгия, запахо- и вкусоописание); авторские переходы (авторские ремарки, авторское обращение); визуальное оформление текста. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов по изучению текстов художественных произведений, а также на занятиях по лингвокультурологии, лингвоперсонологии и при преподавании русского языка в иностранной аудитории.
Ян Ц. - Проблема «народности» в концепции почвенничества Достоевского c. 223-234

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.10.40840

EDN: IJDALE

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию проблемы народности в концепции почвенничества Ф. М. Достоевского. Объектом исследования стали взгляды писателя на народ и его роль в формировании культуры, предметом – категория «народность», представленная в публицистическом и художественном творчестве Ф. М. Достоевского. Целью статьи является выявление исторического контекста, в котором формировались и развивались представления писателя о народности, и освещение разных аспектов проблемы народности в произведениях Ф. М. Достоевского. Научная новизна данного исследования заключается в том, что автором впервые рассматривается проблема народности в аспекте отношения Достоевского к утилитаризму и формуле «среда заела». В работе, наряду с общенаучными методами анализа, синтеза и обобщения, используются описательный, биографический и культурно-исторический методы исследования. В результате проведенного научного исследования автор указывает на неизбежность возникновения почвенничества в русской общественной жизни второй половины XIX в. и анализирует позицию писателя в споре западников и славянофилов, приходя к выводу, что Ф. М. Достоевский не выступал против западной, материальной в своей основе, цивилизации, но решительно отвергал ее неизбежный побочный продукт – духовное вырождение. Писатель утверждал заложенную в русской православной культуре силу противостоять эрозии западной культуры и призывал русский народ взять на себя миссию мессии. Представления Достоевского о народности, как и его почвенничество, доказывают уверенность писателя в русском народе и русской культуре. Результаты научно-исследовательской работы могут быть использованы в дальнейшем изучении творчества Ф.М. Достоевского, а также в преподавании истории русской литературы в школе.
Сун Ц. - Газетные сообщения о польском восстании 1863 г. в восприятии Л.Н. Толстого c. 277-286

DOI:
10.25136/2409-8698.2024.1.69117

EDN: AXFFAX

Аннотация: Во время польского восстания 1863 г. Л.Н. Толстой выражал желание вновь отправиться на войну, о чем известно из его письма А.А. Фету от 1…3 мая и из дневника С.А. Толстой от 22 сентября 1863 г. В результате оставался практически неисследованным сам военно-политический контекст 1863 г., в котором это желание сформировалось. Оставалось непонятным, какие польские или общеевропейские события могли актуализировать толстовское желание именно в мае и сентябре 1863 г., почему это желание то обостряется, то, очевидно, отступает. В данной статье мы восполним этот пробел, воссоздав внешнеполитический контекст 1863 г. на основе газетных сообщений о польском восстании за апрель-май и за сентябрь. В начале 60-х годов польское восстание повлекло за собой вмешательство в конфликт западных держав. Это привело к дипломатической борьбе между Российской империей и западными державами.В центре нашего внимания будут публикации из «Московских Ведомостей» под редакцией М.Н. Каткова, за которыми Толстой скорее всего следил. Основным методом исследования является сопоставительный и культурно-исторический. Используя эти методы, мы детально анализируем, что конкретно происходило в мае и сентябре 1863 г. на театре боевых действий в Польше и в дипломатических сферах Европы. Воссоздав международную обстановку этого времени, мы докажем, что желание Толстого «снять меч с заржавевшего гвоздя», о котором он писал Фету, возникало в наиболее кризисные для европейской дипломатии моменты, когда новая война России с коалицией западных государств (наподобие Отечественной или Крымской) казалась почти неизбежной. А исчезновение его желания связано с ликвидацией этой военной угрозы. Это доказывает, что в момент начала работы над «Войной и миром» писатель еще довольно внимательно следил за современной политической повесткой, хотя он отказался от участия в войне, мысль о ней не прошла бесследно и наложила отпечаток на его художественное воображение. Далее Толстой предложил читателю «Войны и мира» в целом миролюбивый взгляд на отношения между народами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.