Litera
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Автор и его позиция"
Автор и его позиция
Антонова Е.М. - Уильям Блейк. Поэзия безумия и философия зла c. 1-24
Аннотация: В данной статье рассматривается наследие Уильяма Блейка, поэта мыслителя, поэта – философа, интерес к которому вновь возник спустя почти два века. фигура Блейка и его поэзия до сих пор остаются предметом анализа и исследования. Уильям Блейк – автор и мыслитель, открывший новый путь к поэзии мысли, к философской поэзии, что было абсолютным новаторством для эпохи в которую жил поэт.Наследие Блейка – это бесконечный источник, вдохновлявший представителей художественной, философской и поэтической мысли, это необыкновенная философская глубина не постигнутая до сих пор.
Гранин Р.С. - Проблема объективации в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева c. 1-23

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.2.294

Аннотация: В статье рассматривается философия духа Бердяева, развиваемая им в рамках экзистенциальной метафизики, основной проблемой которой является отношение существования духа к бытию мира, нуминозного к феноменальному. Обозначено, что формой такого отношения, согласно Бердяеву, является объективирующая функция человеческого познания, которая гипостазирует конструкции ума (универсалии, субстанции), затем социализирует их, после чего они приобретают категориальное общеобязательное значение, т.е. собственное бытие. Это приводит к символизации реальности и к сакрализации священного. Показано, что борьба против власти объективации духа представляется Бердяеву эсхатологически, через трансцендентальный выход за пределы феноменального причинно-следственного мира в реальность «добытийственной» свободы, в экзистенцию. Разбираются позитивные аспекты объективации для культурно-исторического развития человеческого духа. Раскрывается структурная эквивалентность эсхатологических и инициатических идей и представлений. Прослеживаются эсхатологические предпосылки утопии, и мессианский смысл веры в прогресс, без которого последний превращается в простую эволюцию.
Кудаев А.Е. - Метафизические и антропологические основы философии творчества Николая Бердяева c. 1-95

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.1.572

Аннотация: В статье анализируются базовые положения религиозной метафизики и христологической антропологии Бердяева, оказавшие определяющее влияние на формирование его «главной темы» всей «жизни и мысли» – философии творчества. Выявляется специфика понимания автором последней, ее вписанность в контекст учения о Богочеловечестве. Реконструируется бердяевская мифологема о человеке, повлиявшая на осмысление философом творческой природы и творческого призвания человека. Человек рожден для того, чтобы стать в свою очередь творцом, он должен продолжать творение мира, в противном случае божественному замыслу не суждено будет осуществиться и «миротворение не удастся». Определяется центральная роль «первофеномена» трагического во всей философско-эстетической концепции Бердяева, оказавшего непосредственное влияние на формирование как его концепции творчества в целом, так и трагедии творчества в частности, со всеми вытекающими отсюда последствиями относительно понимания будущего развития «творческого дела» человека.
Кутырев В.А. - О лингвистической контрреволюции, ее причине и постчеловеческих перспективах (размышления над книгой А. Нилогова «Философия антиязыка» СПб., «Алетейя». 2013) c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10077

Аннотация: В сфере гуманитаристики нарастает критика языка. Разрозненные выпады выливаются в контрлингвистическое движение. Один из элементов его – книга «Философия антиязыка» А.С. Нилогова. Причиной этих тенденций являются процессы технологизации и сциентизации современного мира. Рассматриваются превращенные формы их отражения в гуманитарном сознании. На первом уровне лингвистической контрреволюции «антиязыком» можно считать языки программирования и дигитальной коммуникации, что в свое время в завуалированной форме было представлено в работах Ж. Деррида. На втором происходит трансформация коммуникации в «коммутацию», параллельно «слипанию» мира в нерасчлененное тождество Иного. Математическое, техническое, в пределе – бессловесное мышление как бы незаметно, но довольно быстро становится господствующим, нормой, своего рода парадигмальным способом отношения к миру. Это отказ от собственно гуманитарных форм человеческого бытия, который не все готовы принимать с открытыми глазами. Отсюда технологизм современного гуманитарного сознания, даже философского, его трансформация, с одной стороны, в чистое «зомбическое мышление», а с другой - хаотизация, склонность к перверсии и самообману в представлении о происходящих процессах. В статье ставится задача преодоления этих самоубийственных для человека тенденций путем культивирования экологии языка.
Климков О.С. - «Евангельская философия» Тихона Задонского в контексте русской духовной культуры c. 54-73

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.2.23298

Аннотация: В статье проводится исследование значения личности и духовной философии Тихона Задонского в контексте процессов секуляризации российской ментальности. Рассматриваются его основные литературные труды и их влияние в современной культуре. Отмечено, что творчество его все еще недостаточно изучено в настоящее время и нуждается в более глубоком осмыслении. Анализируется отчетливо проявившийся в его жизни исторический конфликт между имперской идеологией, официальной церковной позицией и самосознанием отдельного верующего. Ставится проблема отношений между государством, церковью и обществом. Автор использует историко-феноменологический метод, прибегая, при необходимости, к возможностям литературного анализа произведений и философско-теологического исследования. Став архиереем, Тихон очень скоро начал тяготиться принятыми порядками ведения дел и самой жизни церковного чиновника. Труд его, посвященный истинному христианству вскрывает неправду христианства ложного, ставшего повсеместно распространенным. Выявляется идеал подлинной святости, связанной с глубинными потребностями человеческой души и мироустроения в целом. Крайности религиозного мистицизма и светского рационализма заставляют Тихона искать новый путь для осуществления православной духовности, что выразилось в нарастающей персонализации христианской жизни и усилении роли личной веры в сравнении с традиционным религиозным укладом, основанным большей частью на обряде и ритуале. Также рассматриваются религиозно-философские воззрения Тихона Задонского. Особое внимание уделено его антропологии и гносеологии. Подчеркивается соответствие его способа мышления глубинным основам православной ментальности, получившим адекватное теоретическое выражение, несмотря на схоластическую манеру изложения материала и построения текста.
Гершензон М.О. - Учение о жизненном деле (Н.В. Гоголь) c. 59-73

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18248

Аннотация: Известный русский философ М.О. Гершензон рассматривает душевную драму Гоголя, но отвергает сложившуюся в литературе точку зрения о конфликте писателя с В.Г. Белинским. По мнению Гершензона, в отечественной литературе нет другого произведения, кроме «Выбранных мест из переписки с друзьями», в котором так целостно и беззаветно звучала бы тема благородного служения обществу. Как и Белинский, Гоголь, по мнению автора, исповедовал исключительный общественный идеализмВместе с тем в статье нет стремления устранить разногласия между писателем и критиком. Взгляды Гоголя выросли из особенного его художественного дарования. Мировоззрение писателя имело, по словам философа, два полюса: непоколебимый консерватизм в отношении ко всей материальной действительности и самый смелый радикализм в отношении к человеческому духу. В статье утверждается особенность внутреннего конфликта Гоголя. Обладая сильным художественным талантом, он неустанно трудился. В нём парадоксальным образом сочеталась пламенная мечтательность и сама трезвая практичность. Взгляды писателя были утопичны. Но в этом и сила его художественного гения.Новизна статьи заключается в попытке устранить несправедливую оценку творчества Гоголя, который будто бы предал освободительные идеалы. Оценивая творчество Гоголя, философ не пытается сгладить внутренние противоречия писателя. Но Гершензон по-своему видит существо общественного конфликта, который отразился в его творчестве.
Красиков В.И. - "Нелегальная вечность": философские аллюзии в конструировании реальностей в романе "Любовь к трем цукербринам" В. Пелевина c. 71-79

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.3.22848

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются концептуальные идеи и образы в романе В.О. Пелевина "Любовь к трем цукербринам".Предметом исследования – философские аллюзии в их влиянии на авторское конструирование реальности.В статье рассматриваются такие аспекты темы как влияние на философское содержание романа буддистской и монотеистической традиций, современной космологии и некоторых фантастических идей.Особое внимание в статье уделяется разбору авторских интерпретаций таких духовных явлений как трансцензус, солипсизм, монотеизм, теодицея, дуализм. В качестве методологических средств мы используем типизацию, сравнение, анализ и конструирование, элементы философской рефлексии и социальной перцепции. В итоге, проанализированы историко-философские и современные, научные и художественные, аллюзии романа, объединяемые общими космологическими и антропологическими векторами. Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать разбор историко-философских мотивов, содержащихся в романе. Новизна исследования заключается в моделировании-идентификации основных философских строительных лесов пелевинской мироустроительной концепции в романе "Любовь к трем цукербринам".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"