Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue 02/2021
Contents of Issue 02/2021
Question at hand
Zou H., Novospasskaya N.V. - Classification of the elements of linguoculturological information in the polycode text of print advertising based on the material of Russian and Chinese languages pp. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.35001

Abstract: The subject of this research is the polycode text, viewed from the perspective of value in cross-cultural communication. Research material con block of social and commercial advertising (40 units in Russian and 40 units in Chinese), in which linguoculturological information can be the subject of advertising, as well as the background for the advertised goods, service or idea. In course of research, the author employed comparative analysis of the verbal component of the two languages, method of comparison of the content and carrying out the elements of iconic level, semantic analysis of the verbal component of polycode text of print advertising. The novelty of this work lies in establishment of the impact of polycode of advertising texts upon the audience, which consists in formation of representations on the national values, including physical-geographical, figurative, cultural-historical, material and spiritual aspects. The conclusion is made that the polycode text of print advertising is the effective means of conveyance and acquisition of information on cultural specificity of the nation, as well as the tool that reflects the state of another culture through application of semantic and linguistic techniques. The indicated elements of linguoculturological information are lucidly presented as a combination of visual and textual means.
Literary criticism
Starostina K.V. - Mythological motifs in the storybook by M. Moskvina My Dog Loves Jazz pp. 11-18

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34988

Abstract: This article demonstrates the realization of mythological motifs in the Russian children’s literature of the late XX century, namely the story “My Dog Loves Jazz" by M. Moskvina. It is established that mythological motifs are used not only as artistic elements, but also as semantic constructs. The specificity of the story incorporates the motifs of justice, irony and game. The plot and existential component are reconstructed through the prism of mythology, which includes the elements of social experience and irrealistic course of the narrated events. The peculiarities of motif structure primarily manifest in the discussion of everyday life situations and prospects (career choice, parenting problems, purchasing clothes, ways to broaden outlook, vacation on the beach). The method of narration should be viewed as mythotypical symbolism, which manifests in the ambiguous and unpredictable of the finale of separate scenes, and allows intervening into the reader’s imagination. Colorfully delivering the interesting plotlines, the author allows the reader to reflect on themselves. The article indicates the positive energy of narration, which creates prerequisites for inspiration, new life pursuits, and desire to look at the world with eyes wide open. It is noted that this literary work contributes to the formation of morals in young generation.
Ren X. - Turgenevs traditions and motifs in the collection Dragons, Tigers and Dogs by Ba Jin pp. 19-29

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.35042

Abstract: The subject of this research is the adoption and development of the motifs of I. S. Turgenev’s “Poems in Prose” in the lyrical collection “Dragons, Tigers and Dogs” by Ba Jin, who was dubbed “China’s Turgenev”. Attention is focused on the analysis of literary techniques adopted by Ba Jin from Turgenev, such as: narrative methods, motifs of the dreams, latent psychologism and profound psychologism of the landscape, symbolism, and fundamental musicality of the text. The research material contains the lyrical cycles of both writers, author's commentaries, journal articles published in Russia and China dedicated to examination of Turgenev's impact upon the Chinese writers. The article employs the historical-functional and comparative methods of analysis. The author is first to explore the influence of Turgenev's “Poems in Prose” on the works of Ba Jin, which defines the scientific novelty of this research. Ba Jin's scrutiny of Turgenev's “Poems in Prose”, during his work on translations, is reflected in his collection on the level of symbolism and the choice of motifs, command of language and literary style overall. The musicality of Turgenev's “Poems in Prose” encouraged Ba Jin to pursue the new artistic expressiveness of the language. The aesthetic peculiarities of Turgenev's “Poems in Prose” are consonant with the traditions and aesthetic requests of the Ancient Chinese literature, which justifies the enduring popularity of Turgenev’s works in China.
Linguistics
Serbin V.A. - Semantic peculiarities of translation of military ranks in the Vietnamese language pp. 30-41

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34586

Abstract: The process of translating nomenclature concepts is quite complicated, which prompts the translator to find realias in their native language. Accurate translation and finding proper equivalents require standardization and unification of the systems of nomenclature concepts of military terms in the original and target languages. An attempt is made to standardize and explain the rules of utilization and translation of the system of military ranks based on their semantic peculiarities in the Russian and Vietnamese languages. The author makes brief notes on the translation of military ranks and spoken forms of military greetings. Despite the sufficient coverage of the topic of semantic peculiarities of terminology, it retains relevant. The question of translating military ranks along with other nomenclature terms in the Vietnamese language, raises some questions. The author provides a general overview of the system of military ranks, determines similarities and differences, and attempts to develop a unified approach towards translation of these nomenclature concepts in the original and target languages. The article employs the comparative and descriptive methods of research. The acquired results demonstrate that the question of translation equivalence should be explored only through comparative analysis. The presented materials can be applied in lexicography and translation practice.
Klochkova E., Evtushenko T. - The peculiarities of realization of modal values of necessity and epistemic possibility in the Russian and Chinese languages pp. 42-52

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34928

Abstract: This article examines the linguistic-specific parameters of language means for expressing modal valies of necessity and epistemic possibility in the Russian and Chinese languages. Particular attention is given to the analysis of quantitative and functional-semantic characteristics of language means for expressing modality in the Russian and Chinese languages from the comparative perspective. The goal of this research lies on examination of functionality of the means of objective and subjective modality within the Russian language reflected in the Chinese language. The research is based on the material of the user parallel corpus, which contains Russian and Chinese literary texts with translation, as well as on the results of student poll conducted for the purpose of determination of meta-representations of the native speakers on functionality of a number of linguistic units of the corresponding microfields. The results of comprehensive analysis demonstrate that the core and periphery of the functional-semantic fields of necessity and epistemic possibility in the Russian and Chinese languages are similar with regards to the types of linguistic units that comprise the field (the core zone consists of modal verbs and modal words); however, the allocation of elements within the field differs. From the functional-semantic perspective, the author determines a group of modal values with accurate cross-lingual correspondences and a group of words with different meanings, as well as indicates the semantic lacunas. The survey results of the native speakers confirm varying degree of consolidation of the opinion on the value of modality markers.
Grekhneva L.V. - Implementation of the functionality of periphrasis in language and speech pp. 53-60

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34947

Abstract: The subject of this research is the functionality of periphrastic expressions: an attempt is made to revise the existing functional typology of periphrasis and reflect the key language and speech functions therein. Periphrasis as a multifunctional linguistic means is widely used in the texts of different styles and genres; the author indicates its diverse functional aspects. Analysis of the literature on the topic demonstrated the ambiguity of description of both, the essential characteristics of periphrasis and its functional classification. In this regard, it is relevant to generalize and systematize the existing in science classifications, outlining the key functional aspects and their specific speech implementation. The main result of the conducted research consists in determination of the three primary functions of periphrasis – nominative, descriptive and expressive. Namely these functions are the basic, and reflect the key essential characteristics of periphrasis. Each function includes subfunctions, which are their incidental manifestations. The author reveals some functional aspects of periphrasis that are not autonomous, but derivatives from the selected basic functions. Thus, the euphemistic and synonymic functions are considered the derivatives from the nominative function of periphrasis; explanatory function – manifestation of the descriptive; evaluative, expressive, game, and manipulative functions are inseparable from the periphrastic expression.
Larina V.V., Shatilova L.M., Nifanova T.S. - Functionality of the synonyms of nuclear lexemes Pravda (truth) / Verite} in the Russian and French Literary texts pp. 61-68

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34997

Abstract: The goal of this article consists in carrying out a semantic analysis of the synonyms of nuclear lexemes “Pravda (truth)/ Verite” in the Russian and French literary texts. The subject of this research is the semantics of lexemes representing the concept of “Truth” in the Russian and French languages. Very few works in the modern linguistics are dedicated to comparative study of the concept of “Truth” in the Russian and French literary texts, which defines the relevance of this article. The scientific novelty lies in the fact that the author is first to examine functionality of the synonyms of nuclear lexemes “Pravda (truth) / Verite” in the Russian and French literary texts, as well as to determine the composition of meanings and dynamics of their development in these lexemes. The article employs the comparative and quantitative methods, semantic analysis, and modeling. In both languages the concept of “Pravda (truth) / Verite” implies such notions as: “Honesty”, ”Fairness”, “Sincerity”, ”Reality”, “Veracity”. The conclusion is made that in the Russian and French literary texts, the linguocultural concept of “Truth” is reflected in its primary meaning – "Honesty”. The distinctive feature is the in the Russian texts it is used as “Veracity”, while in the French – as “Fairness”, which emphasizes the specificity of mentality reflected in the linguistic worldview.
Zeng Y. - Justice / Injustice in the metaphors of Russian politicians pp. 69-76

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.35017

Abstract: This article is dedicated to the analysis of reflection of the ethical category of “Justice / Injustice” in the Russian linguistic consciousness, in the speeches of various politicians. The object of this research is the representation of situational and value characteristics of this concept in the political metaphors. Special attention is given to the choice of metaphorical images for discussing different political disputes and debates on the question of achieving justice. The author examines such aspects as the category of eventivity, category of value, and verbalization of the concepts of “Justice / Injustice” using metaphors in the political discourse. The scientific novelty consists in merging political values with political metaphors for comprehensive analysis of value orientations of a politician, as well as characteristics of the use of political metaphors in the axiological aspect. It is proven that the value system forms value-semantic space of language. The analysis of metaphorical images in the political media discourse allowed revealing the current Russian political situation, which correlates to the concept of “Justice” within the value system of the Russian people. The acquired results can be applies in teaching stylistics and pragmatics of the Russian language, special courses of cognitive linguistics, conceptual research in linguistics, linguoculturology, as well as some fundamentals of political linguistics.
Language
Ovchinnikova O., Rezunova M. - Modern types of communication: peculiarities of the word-formation system of SMS language pp. 77-86

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.30950

Abstract:  It is hard to imagine interpersonal communication without cell phones: this method of communication not only simplifies the process of data transmission, but also significantly saves time, which is of prime important in the conditions of constant acceleration of the pace of life. This refers not only to oral form of communication using cell phones, but also high use of SMS – a short text messages with a standard of 160 characters or less. The scholars have different opinion on the SMS language: some believe that it negatively affects grammar and spelling of the national language, while others see it as a platform for language games and experiments, which originates new forms of interpersonal communication. Philologists note that examination of this layer of  lexicon allows to not only comprehensively assessment this phenomenon, but due to popularization of different chats and messengers and increasing role of Internet communication, make projections on the development of cyber language, which is an evolutionary continuation of the language of short text messages. This research examines the lexicon of French SMS communication from a formal perspective, clarifies the existing theoretical positions, and gives a detailed description to the mechanisms of formation of the vocabulary. The acquired results can become the foundation for further development of the question on the material of other languages. The presented pattern for describing the SMS language can be used as a basic algorithm for studying this linguistic phenomenon in other language communities , and allow carrying out a comparative analysis of SMS language in other countries. 
Luan L. - The impact of extralinguistic factors upon the subject matter of children's discourse pp. 87-93

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34944

Abstract: This article analyzes different perspectives on the problem of definition of the concept of “children's discourse”, reveals its theoretical framework, as well as clarifies the impact of extralinguistic factors upon the subject matter. Children’s everyday speech. recorded by their parents and posted on the website “Children Speak” www.det.org.ru, is the subject of this research. The goal consists in identification and analysis of the thematic peculiarities of children's discourse and the contributing factors. The scientific novelty of this work lies in revelation of thematic peculiarities of children's discourse on the example of children’s everyday speech; analysis of the key factors influencing their speech activity depending on the frequency of utilization of the studied topics. Theoretical significance of this work consists in elucidation of the concept of “children's discourse”, its dependence on the child’s linguistic identity, and difference from children's speech. Practical significance consists in the acquired results that can be applied in the university courses of psycholinguistics, linguoculturology, ontolinguistics, as well as in compiling textbooks on the Russian language for children. The author distinguishes between the concepts of “children's discourse” and “children's speech”; establishes correlation between the children's discourse and child’s linguistic identity; highlights the frequently used thematic groups, as well as underlines the impact of such factors as visual objects, sociology, and culture upon the children’s discourse. The conclusions may become the foundation for further research dedicated to to children's discourse, children's speech, ontolinguistics, etc.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 02, 2021
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 18-02-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2021
Актуальный вопрос
Цзоу Х., Новоспасская Н.В. - Классификация элементов лингвокультурологической информации в поликодовом тексте печатной рекламы на материале русского и китайского языков c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.35001

Аннотация: Предметом исследования приведенной статьи является поликодовый текст, рассмотренный с точки зрения ценности в межкультурной коммуникации. Материалом исследования явился блок социальных и коммерческих реклам (40 единиц на русском и 40 единиц на китайском языках), в которых лингвокультурологическая информация может быть как предметом рекламы, так и фоном для рекламируемого товара, услуги или идеи. В процессе исследования использовались метод сравнительного анализа вербального компонента двух языков, метод сравнения содержания и исполнения элементов иконического уровня и еще метод семантического анализа вербального компонента поликодового текста печатной рекламы.   Новизна исследования заключается в установленном факте воздействия на читателя поликодового рекламного текста, у которого формируется представление о национальных ценностях, содержащих физико-географический, образный, культурно-исторический материальный и духовный аспекты. В соответствии с результатами исследования были получены выводы о том, что поликодовый текст печатной рекламы является эффективным средством трансляции и получения информации о культурной специфике нации, действенным инструментом, отображающим состояние другой культуры посредством применения семантических и лингвистических средств. Рассмотренные в статье элементы лингвокультурологической информации максимально доступно представлены в сочетании визуальных и текстовых средств.
Литературоведение
Старостина К.В. - Мифологические мотивы в произведении М. Москвиной «Моя собака любит джаз» c. 11-18

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34988

Аннотация: В статье показано, как реализованы мифологические мотивы в детском писательском творчестве русской литературы конца ХХ в., в частности, в повести М. Москвиной «Моя собака любит джаз». Как удалось установить, мифологические мотивы использованы не только в качестве художественных элементов, но и как смыслообразующие конструкты. Специфика повести во многом сформирована мотивами справедливости, иронии и игры. Сюжет и бытийная составляющая воспроизведены через призму мифологичности, включающую компоненты социального опыта и ирреалистичного развития повествуемых событий. Особенности мотивной структуры проявляются, главным образом, при обсуждении действующими лицами ситуаций бытового характера и перспектив (выбор профессии, проблемы воспитания, покупка одежды, способы расширения кругозора, отдых у моря). Способ повествования справедливо рассматривать как мифо-типический символизм, проявляющийся в том, что финал отдельных сцен внутри произведения часто неоднозначен и непредсказуем и допускает вмешательство воображения читателя. Автор ярко раскрывая интересные сюжетные линии, тем самым, позволяет читателю посмотреть на самих себя. Показана положительная энергетика повествования, которая создает предпосылки для вдохновения, новых жизненных поисков и желания смотреть на окружающий нас мир широко открытыми глазами. Отмечается, что литературное произведение стимулирует развитие нравственных качеств молодого поколения.
Жэнь С. - Тургеневские традиции и мотивы в сборнике Ба Цзиня «Драконы, тигры и собаки» c. 19-29

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.35042

Аннотация: Предметом исследования является наследование и развитие мотивов «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева в лирическом сборнике «Драконы, тигры и собаки» Ба Цзиня, которого называют «китайским Тургеневым». Основное внимание уделяется анализу художественных приемов, унаследованных Ба Цзинем у Тургенева, таких, как: способы повествования, мотивы сна, скрытый психологизм и глубокий психологизм пейзажа; приверженность символизму и фундаментальная музыкальность текста. В качестве материала исследования привлечены лирические циклы двух писателей, авторские комментарии, а также статьи журналов двух стран, посвященные изучению влияния Тургенева на китайских писателей. В ходе исследования использовались историко-функциональный и сравнительный методы анализа. Новизна работы заключается в том, что в ней впервые рассматривается влияние «Стихотворений в прозе» Тургенева на творчество Ба Цзиня. Внимательное изучение Ба Цзинем тургеневских «Стихотворений в прозе», когда он работал над переводами, проявилось в его творчестве как на уровне символики и выбора мотивов, так и на уровне языка и художественного стиля в целом. Музыкальность тургеневских стихотворений в прозе пробудила в Ба Цзине стремление к поискам новой художественной выразительности языка. Эстетические особенности тургеневских стихотворений в прозе созвучны традициям и эстетическим требованиям древнекитайской литературы, что объясняет неизменную популярность этих произведений Тургенева в Китае.
Лингвистика
Сербин В.А. - Семантические особенности перевода воинских званий во вьетнамском языке c. 30-41

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34586

Аннотация: Процесс перевода номенклатурных понятий вызывает немало трудностей. Переводчик по роду своей деятельности вынужден сталкиваться с этой проблемой и искать реалии в родном языке. В целях правильного перевода и подбора нужных соответствий необходимо провести стандартизацию и унификацию систем номенклатурных понятий военных терминов двух языков. В данной статье предпринимается попытка стандартизировать, объяснить правила употребления и перевода системы воинских званий на основе их семантических особенностей в русском и вьетнамском языках. Автор делает краткие заметки по переводу воинских должностей и речевых форм воинского приветствия.    Несмотря на достаточную изученность темы семантических особенностей терминологии, она до сих пор представляет научный интерес. Вопрос перевода воинских званий как и многих других номенклатурных терминов во вьетнамском языке вызывает не мало вопросов.Автор дает общую характеристику системе воинских званий, выявляет сходства и различия и предпринимает попытку выработки единого подхода для перевода этих номенклатурных понятий в двух языках. В статье используется сопоставительный и описательный методы исследования. Результаты исследования показывают, что вопрос переводческой эквивалентности следует рассматривать только путем сопоставительного анализа. Представленные выводы могут иметь значение для лексикографии и практики перевода.
Клочкова Е.С., Евтушенко Т.Г. - Особенности реализации модальных значений необходимости и эпистемической возможности в русском и китайском языках c. 42-52

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34928

Аннотация: В статье рассматриваются лингвоспецифичные параметры языковых средств выражения модальных значений необходимости и эпистемической возможности в русском и китайском языках. Особое внимание уделяется анализу количественных и функционально-семантических характеристик языковых средств выражения модальности в русских и китайских языках в сопоставительном аспекте. Целью исследования является изучение функционирования средств объективной и субъективной модальности в русском языке в зеркале китайского языка. Исследование проводится на материале пользовательского параллельного корпуса, включающего тексты русских и китайских художественных произведений с переводом, а также на данных анкетирования студентов, проводимого с целью выявления метапредставлений носителей языка о функционировании ряда языковых единиц соответствующих микрополей. Результаты комплексного анализа исследования показывают, что ядро и периферия функционально-семантических полей необходимости и эпистемической возможности в русском и китайском языках сходны в отношении типов языковых единиц, входящих в состав поля (ядерную зону составляют модальные глаголы и модальные слова), однако распределение элементов внутри поля различно. С функционально-семантической точки зрения выявлена группа модальных средств с четкими межъязыковыми соответствиями, группа слов с несовпадающим объемом значений, а также отмечены семантические лакуны. Результаты анкетирования респондентов-носителей языка подтверждают различную степень консолидации мнения о значении маркеров модальности.
Грехнева Л.В. - Реализация функциональных возможностей перифразы в языке и речи. c. 53-60

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34947

Аннотация: Предметом рассмотрения являются функциональные возможности перифрастических выражений: в статье предпринята попытка пересмотреть существующую в науке функциональную типологию перифразы, отразив в ней важнейшие языковые и речевые функции. Перифраза как полифункциональное языковое средство широко используется в текстах разных стилей и жанров, при этом актуализируются ее различные функциональные аспекты. Анализ литературы вопроса показал неоднозначность описания как сущностных характеристики перифрастических выражений, так и ее функциональной классификации. В связи с этим представляется актуальным и значимым обобщить и систематизировать существующие в науке классификации, выявив наиболее значимые функциональные аспекты и рассмотрев конкретные их речевые реализации. Основным результатом исследования стало выделение в качестве важнейших трех функций перифразы – номинативной, описательной и выразительной. Именно эти функции являются базовыми и отражают основные сущностностные характеристики перифрастических выражений. Каждая из указанных функций включает также подфункции, являющиеся частными их проявлениями. В результате исследования были выявлены некоторые функциональные аспекты перифразы, не являющиеся самостоятельными, а являющиеся производными от выделенных базовых функций. Так, эвфемистическая и синонимическая функции считаются автором статьи производными номинативной функции перифразы, поясняющая функция – проявлением описательной, а оценочная, экспрессивная, игровая и манипулятивная функции не отделимы от выразительности перифразы.
Ларина В.В., Шатилова Л.М., Нифанова Т.С. - Функционирование синонимов ядерных лексем «Правда/Verite» в художественных текстах французского и русского языков c. 61-68

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34997

Аннотация: Цель данной статьи состоит в семантическом анализе синонимов ядерных лексем «Правда/Verite» в художественных тестах во французском и русском языках. Предметом исследования выступает семантика лексем, репрезентирующих концепт «Правда» во французском и русском языках. Актуальность работы заключается в том, что в современном языкознании представлено мало работ, посвященных сопоставительному изучению концепта «Правда» во французских и русских художественных текстах. Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые рассматривается функционирование синонимов ядерных лексем «Правда/Verite» в художественных тестах во французском и русском языках, а также устанавливается состав значений и динамика их развития у данных лексем. В работе использовались сопоставительный, количественный методы, метод семантического анализа и метод моделирования.   В обоих сопоставляемых языках концепт «Правда/Verite» выражает такие понятия как: «Правдивость», «Справедливость», «Искренность», «Реалистичность», «Достоверность». В результате исследования авторы пришли к выводу о том, что лингвокультурный концепт «Правда» представлен в художественных текстах в обоих сопоставляемых языках в своем основном значении «Правдивость», отличительной чертой является то, что в русских художественных текстах, в отличии от французских, в наибольшей степени используется «Правда» как «Достоверность», а во французских художественных текстах «Правда» как «Справедливость», что подчеркивает специфику менталитета русского и французского народа, который отражается в языковой картине мира.
Цзэн Я. - Справедливость/несправедливость в метафорах российских политиков c. 69-76

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.35017

Аннотация: Статья посвящена анализу отражения этической категории «справедливость/несправедливость» в русском языковом сознании, в речах разных политиков. Объектом является репрезентация ситуативных и ценностных характеристик данного концепта в политических метафорах. Особое внимание уделяется выбору метафорических образов для обсуждения различных политических споров и дебатов по вопросу достижения справедливости. Автор подробно рассматривает такие аспекты, как категория событийности, категория ценности, и вербализация концептов справедливость/несправедливость с помощью метафор в политическом дискурсе. В работе использованы взаимодополняющие методы исследования, в том числе функциональный анализ, контекстуальный анализ, дискурсивный анализ, моделирование, классификация и т.д. Научная новизна заключается в том, что в статье объединены политические ценности и политические метафоры для всестороннего анализа ценностных ориентаций политика и характеристик употребления политических метафор в аксиологическом аспекте. В результате доказано, что ценностная система формирует ценностно-смысловое пространство языка. Анализ метафорических образов в политическом медиадискурсе позволил выявить современную российскую политическую ситуацию, которая тесно связана с концептом «справедливость» в системе ценностей русского народа. Полученные результаты могут быть использованы в преподавании стилистики и пракматики русского языка, в спецкурсах по когнитивной лингвистике, концептуальным исследованиям в лингвистике, лингвокультурологии, а также некоторым аспектам политической лингвистики.
Язык
Овчинникова О.А., Резунова М.В. - Современные виды коммуникации: особенности словообразовательной системы языка СМС c. 77-86

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.30950

Аннотация: Сегодня сложно представить межличностное общение без использования мобильных телефонов: этот способ коммуникации не только упрощает процесс передачи информации, но и существенно экономит время, что особенно важно в условиях постоянного ускорения темпа жизни. Причем речь идет не только об устной форме коммуникации посредством мобильных телефонов, но и о широком использовании СМС, короткого текстового сообщения с максимальной длиной в 160 символов. Учёные по-разному относятся к языку СМС: одни видят в этом явлении угрозу грамматике и орфографии общенационального языка, а другие рассматривают этот пласт как площадку для языковых игр и экспериментов, где создаются новые формы общения между людьми. Филологи отмечают, что исследование этого пласта лексики позволяет не только дать комплексную оценку этому феномену, но и, в связи с растущей популярностью чатов и мессенджеров и увеличением доли интернет-коммуникации, делать прогнозы о развитии киберязыка, который является эволюционным продолжением языка коротких текстовых сообщений. Наше исследование является специальным изучением лексикона французской СМС-коммуникации с формальной точки зрения, были уточнены существующие теоретические положения и детально описаны механизмы формирования вокабуляра. Полученные результаты могут стать основой для дальнейшей разработки вопроса на материале других иностранных языков, а представленная схема описания языка СМС может быть использована как базовый алгоритм исследования этого лингвистического феномена в других языковых общностях и позволит выполнить сравнительный анализ языка СМС в других странах.
Луань Л. - Воздействие экстралингвистических факторов на тематику детского дискурса c. 87-93

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.2.34944

Аннотация: В статье анализируются различные точки зрения на проблему выделения и определения понятия «детский дискурс», выявляются его теоретические основы изучения, выясняется влияние экстралингвистической факторов на тематику детского дискурса. Предметом исследования является повседневная речевая продукция детей, записанная их родителями, представленная на сайте «Говорят дети» http://det.org.ru. Цель исследования – выявить и проанализировать тематические особенности детского дискурса и факторы, влияющие на них. Основными методами исследования послужили описательный, статистический, сопоставительный метод, метод анализа и синтеза при исследовании и обобщении научных и литературных источников.   Научная новизна исследования заключается в следующем: выявление тематических особенностей детского дискурса на основе живой детской речи; анализ главных факторов, влияющих на речевую деятельность детей, в зависимости от частотности употребления исследованных тематик. Теоретическая значимость исследования – в работе уточнено понятие «детский дискурс», выявлена его зависимость от языковой личности ребенка и отличие от детской речи. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе проведенного анализа, могут быть использованы в вузовских курсах по психолингвистике, лингвокультурологии, онтолингвистике, а также при составлении учебных пособий по русскому языку в школе или при педагогической работе в детской аудитории. В результате проведенного исследования выявлены границы понятий «детский дискурс» и «детская речь», определена взаимосвязь детского дискурса с языковой личностью ребенка; выделены частоупотребительные тематические группы, а также обнаружено влияние на детский дискурс таких факторов, как визуальные предметы, социология, культура. Полученные выводы могут стать основой для дальнейшего исследования вопросов, связанных с детским дискурсом, детской речью, онтолингвистикой и т. д.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"