Litera - номер 8 за 2020 год
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 08, 2020
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
Содержание № 08, 2020
Актуальный вопрос
Бугорская В.В. - К вопросу о центральном конфликте в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим». c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.8.33494

Аннотация: В статье рассматривается незавершенный роман М. Ю. Лермонтова «Вадим». Произведение является одним из знаковых в творчестве писателя: с одной стороны, оно подводит своеобразный итог раннего периода творчества М. Ю. Лермонтова, с другой, представляет собой переходный этап, характеризующийся освоением новых жанров и отражающий общие тенденции русской литературы начала 30-х. гг. XIX в. Цель статьи – рассмотреть центральный конфликт произведения между главными героями романа (Вадимом и Ольгой), который отражает авторскую рефлексию относительно выбора человека между добром и злом. В статье используются историко-литературный и герменевтический методы.    Новизна исследования заключается в том, автор предлагает рассматривать любовный конфликт не с бытовой точки зрения, а локализировать его в контексте христианского мировоззрения. Глубинные смыслы романа М. Ю. Лермонтова дешифруются благодаря привлечению текстов Священного Писания. Таким образом, автор приходит к выводам о том, что начало работы над романом «Вадим» совпадает у М. Ю. Лермонтова с периодом повышенного интереса к проблеме добра и зла в христианском понимании. Писатель, осваивая новый прозаический жанр, продолжает разрабатывать масштабную для своего творчества тему взаимодействия Божественного, ангельского, демонического и человеческого начал.
Языкознание
Бахматов Д.А. - О жизненном цикле словосочетания (на материале немецкого языка) c. 9-20

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.8.33502

Аннотация: Цель исследования – выявление и комплексное описание стадий существования словосочетания. Предметом исследования являются изменения употребительности, которым подвержены словосочетания в диахронии. Выявляются виды указанных изменений, характеризующие стадии существования словосочетания, начиная с его возникновения, а также пути возможного развития сочетания (при неизменности его состава и степени идиоматичности). На материале глагольно-именных словосочетаний немецкого языка – как свободных, так и фразеологизмов – с привлечением корпусных данных изменения употребительности осмысливаются как части единого процесса. В ходе исследования использовались качественные методы, а именно: описательный метод, методы корпусного и контекстного анализа, метод моделирования.    Научная новизна статьи заключается в попытке описать модели диахронических изменений как циклические процессы, выявить общие тенденции в развитии словосочетаний, а также в применении дефиниции «жизненный цикл» к указанным процессам. Понятие «жизненный цикл», использующееся в различных науках для обозначения закономерных, повторяющихся процессов, нашло своё отражение и в лингвистике. Однако циклические процессы во фразеологии остаются пока неисследованными, хотя описаны явления узуализации, фразеологизации и дефразеологизации. В результате в статье приводится динамическая модель жизненного цикла словосочетания (ЖЦС), изменения употребительности рассматриваются как части ЖЦС, и предлагаются термины «деузуализация» и «реузуализация». Полученная модель жизненного цикла может найти применение в дальнейших исследованиях в области диахронической фразеологии и фразообразования.
Лингвистика
Фирстов Л.Ю. - Переосмысление классификации фразовых глаголов английского языка c. 21-28

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.8.33496

Аннотация: Целью работы является выведение определения и классификации фразовых глаголов английского языка. Предметом исследования стала семантика английских фразовых глаголов. В качестве основного метода работы применялся лексикографический анализ. Также использовался семантический и сопоставительный анализ английских фразовых и русских префиксальных глаголов. Рассмотрены особенности распределения ударения между «простым» глаголом и послелогом как один из определяющих признаков, позволяющих выделить фразовые глаголы в самостоятельную лексическую группу. На нескольких примерах продемонстрировано, что некоторые комбинации слов, традиционно причисляемые к фразовым глаголам, не следует относить к этой категории лексических единиц. В результате выведены признаки, позволяющие унифицировать понимание термина «фразовый глагол». Научная новизна работы состоит в том, что автор предлагает новый взгляд на классификацию фразовых глаголов, выделяя три различных типа этих лексических единиц на основе логики их образования. Автор показывает, что все фразовые глаголы поддаются предложенной классификации, кроме тех случаев, когда статус второго элемента в них не позволяет считать его послелогом. Полученные результаты существенно облегчают осмысление таких глаголов и могут найти применение как в области преподавания, так и в дальнейших теоретических разработках темы фразовых глаголов.
Литературоведение
Дулина А.В. - В центре круга: поэтика пространства в «Божественной комедии» Данте и романе «Моби Дик, или Кит» Г. Мелвилла c. 29-41

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.8.33584

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей организации пространства в «Божественной Комедии» Данте Алигьери и романе Германа Мелвилла «Моби Дик». На примерах обнаруженных в обоих произведениях структурообразующих мифологем «путешествие в себя» и «путь к центру круга» отмечается влияние Данте на Мелвилла и выявляются различия в поэтиках пространства авторов. Структурный, семантический и сравнительно-исторический анализ изучаемых текстов позволяет говорить о трансформации символики образов круга и его центра, кругового, вертикального и горизонтального движения, а также о переосмыслении значения категории хаоса и порядка, оппозиции «внешнее-внутреннее» от творчества Данте к картине мира авторов эпохи романтизма.   Новизна исследования состоит в сочетании рассмотрении влияния поэтики Данте на Мелвилла и сопоставительного анализа особенностей поэтики пространства обоих авторов для выявления глубинных изменений в представлениях об устройстве мирового пространства и пространства внутреннего мира человека. Символическая точка центра окружности - "центра мира" – в художественном мире Мелвилла больше не статична, она становится ненадежной: в ней оказываются головы персонажей-безумцев, а также объекты, в семантику образов которых входит концепт пустоты. Мотив утраты структурированности, а также мотив взаимообратимости пространственных измерений и характеристик отличает поэтику пространства Мелвилла, выстроенную в диалоге с отличительными характеристиками организации пространства у Данте.
Актуальный вопрос
Кропачева К.А. - «Livre qui traictera de toutes sortes de poëmes»: перечень жанров «Французского поэтического искусства» Пьера Лодена д’Эгалье c. 42-48

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.8.33594

Аннотация: Данная статья посвящена специфике функционирования нормативной поэтики во Франции рубежа XVI-XVII веков на примере «Французского поэтического искусства» Пьера Лодена д’Эгалье. Автор трактата поднимает в своем произведении достаточно широкий спектр вопросов, однако предметом нашего исследования становится лишь один, достаточно узкий аспект: проблема постепенной систематизации жанров во Франции XVI века. Цель исследования – изучить перечень жанров «Французского поэтического искусства» Пьера Лодена д’Эгалье, определить, в чем заключается его своеобразие, а также выяснить, какую роль сыграл данный трактат в процессе формирования системы жанров. Новизна работы состоит в попытке комплексного рассмотрения вопроса о постепенном становлении и формировании жанровой системы во французской поэзии. Поэтическое искусство Лодена практически не изучено в отечественной литературоведческой традиции, а потому данное исследование становится актуальным для расширения представлений о теоретических текстах французского Ренессанса.Мы можем выделить целый ряд особенностей, которые позволяют говорить об особой роли трактата в процессе формирования французской системы жанров. Во-первых, Пьер Лоден д’Эгалье дает характеристику современного положения жанров, что способствует переосмыслению значения той или иной формы в рамках постепенно формирующейся системы. Во-вторых, Лоден включает в свой перечень жанров твердые формы, такие как ле, виреле, кок-а-лан, блазон, отбросить которые призывали поэты Плеяды. В-третьих, «Французское поэтическое искусство» выделяется среди других трактатов стремлением зафиксировать реальное положение современной поэзии за счет описания новых жанров, ранее не упоминаемых в теоретических трактатах. Таким образом, во «Французском поэтическом искусстве» Пьера Лодена д’Эгалье представлен оригинальный перечень жанров, одной из основных целей создания которого является подведение итогов эволюции национальной литературы и теории поэзии к концу XVI века.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"