Ёлектронный журнал Litera - є7 за 2020 год - —одержание - список статей - ISSN: 2409-8698 - »здательство NotaBene
по
Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue є 07/2020
Contents of Issue є 07/2020
Linguistics
Grishenkova E.S., Popova L.G. - Value representation of freedom in the speech of contemporary English-language and Russian-language aging politicians pp. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33235

Abstract: The goal of this work consists in determination of similarities and differences in value characteristics of freedom expressed in the speech of senior age politicians of the United States, United Kingdom and Russia. The subject of this research is the semantics of English and Russian aphorisms that represent value understanding of freedom in the speech of aging politicians of the listed countries. The speech of senior people was selected due to the lack of studies on the matter within comparative linguistics. Based on the material of aphorisms of the famous aging politicians of the United States, United Kingdom and Russia, the author defines the composition of topical units and groups that reflect value understanding of freedom in the English and Russian languages. The scientific novelty lies in the establishment of similarities and differences in value characteristics of freedom in the speech of English-language and Russian-language aging politicians. As a result of the conducted analysis, it was revealed that in the speech of English-language and Russian-language aging politicians, freedom is rarely the topic of discussion, they rather create the own aphorisms and at times utilize aphorisms from the corresponding English and Russian glossaries. Most often, aging politicians discuss the questions related to practical manifestation of freedom, as well as touch upon reflection of the value of freedom as a phenomenon or a process. Comparison of the composition of aphorisms in Russian and English languages demonstrates that they differ for the most part. The author concludes on the specificity of topical units. The acquired results can be applied in the university lectures on comparative lexicology of English and Russian languages.
Linguistics
Abdullayev R.S. - The role of language within the identity structure of Molokans of Azerbaijan (on the example of rural localities Ivanovka and Novosaratovka) pp. 13-23

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33264

Abstract: The goal of this research is the comparison of identity factors that contribute to strengthening and determination of affiliation of an ethnocultural group in a foreign language environment. The subject of this research is the examination of peculiarities of language factors as an element of preservation of identity and identification of a minority ethnocultural group of Molokans residing in the territory of Azerbaijan since the early XIX century. The author reviews certain identity structures of the Molokans that assist preservation and unification of the group. Research methodology is based on the sociolinguistic practice, surveys and interviews carried out in the rural localities Ivanovka and Novosaratovka, as well as places of residence of the Molokans in Azerbaijan. The scientific novelty consist in comparative study of Molokans in the two regions of Azerbaijan, their views upon identity, lifestyle and living conditions, and linguistic peculiarities. A conclusion is drawn that Molokans consider themselves Russians; the role of language within the identity structure of Molokans plays a crucial role; language factor dominates in formation of ethnic identity and ethnic mentality, which develops in the early childhood. The results of this work can be valuable in studying the language factor as the basis in preservation of identity of small-numbered peoples after migration.
Linguistics
Oparina K.S. - Context as an activator of connotations (on the material of Kurt PinthusТ anthology УThe Twilight of HumanityФ) pp. 24-34

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33388

Abstract: The goal of this research consists in determination of the types of contexts in the lyric poetry of German expressionism that contribute to the emergence of connotations in the semantics of a word. The subject of this article is the extralinguistic and linguistic contexts. The work employs the methods of contextual, component and interpretative analysis. In chronological sequence, the article describes various theories of contextual analysis and summarizes their main provisions. The author differentiates two types of context in a literary work: extralinguistic and linguistic; the latter is divided into micro- and macro-contexts. The poems of anthology of expressionist lyrics of Kurt Pinthus “The Twilight of Humanity” served as the material for this research. The scientific novelty consists in determination of the five types of linguistic micro-context, as well as analysis of the results of their interaction with semantically implemented word based on the material of the lyric poetry of German expressionism. In the course of study, it was established that extralinguistic context includes the artistic worldview of German literary expressionism as a whole, and artistic concept of “vitalism” as one of its crucial structural elements in particular. A specific poem is a macro-context. The indicatory minimum for the semantically implemented work contains five mechanisms: grammar parallelism, subjective predicative relations, complement in the genitive case, complement in the accusative case with preposition, attributive. The emergence of connotations in the sense of semantically implemented work was viewed on the example of representatives of the artistic concept of “vitalism”, which in broadly understood as “activeness”. The acquired results can be used for comprising individual authorial glossaries, as well as handbooks on text stylistics and history of foreign literature.
Literary criticism
Sluzhaeva O.O. - Book as a genre (based on the material of A. M. DobrolybovТs compilation УFrom The Invisible BookФ pp. 35-60

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33319

Abstract: This article examines the genre specificity of the compilation “From The Invisible Book” by Aleksandr Dobrolyubov. Detailed analysis is conducted the structure of this book, comparing the published version with the manuscript and subsequent revisions of the author. The main genres and the storyline that connects pieces of the book are determined. The author also explores the plot and hierarchy in the compilation “From The Invisible Book”. Attention is given to the analysis of perception of Dobrolyubov’s compilation by the contemporaries. The article is first to publish archival materials, such as letters of the successors of Aleksandr Dobrolyubov – Nikolay Sutkovy and Pyotr Kartushin. The conclusion is made that in the symbolic compilation of A. M. Dobrolybov “From The Invisible Book”, book is a sovereign genre, ascending to apocalyptic genres of revelation and vision. Another title genre is the canticle. Compilation resembles a fragment. The compilation itself or its separate composition may refer to as a fragment. Concept of the “book” correlates with the sealed book from Revelations of John the Apostle, inner book from the Verse about the Book of the Dove, “Animal Book of Doukhobors”, the ideal book of Stéphane Mallarmé. The successors perceived A. M. Dobrolybov’s “From The Invisible Books” as sacred, which reflected the fundamentals of his creed. Interest to the compilation increased again few years later after it was published – 1910-1912, which coincided with the crisis of symbolism. Book becomes a general genre of the compilation.
Linguistics
Parfenenko E.N. - Conceptual representation of mercy in legal texts of the XVII Ц XVIII centuries (based on the English-language and Russian-language materials) pp. 61-74

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33332

Abstract: The subject of this research is the semantics of English and Russian lexemes that represent the conceptual component of the concept of mercy in both languages. The goal of this work consists in determination of similarities and differences of the conceptual attributes of mercy in the English and Russian legal texts of the XVII – XVIII centuries. The concept of mercy was selected due to insufficient examination of its verbalization in the comparative linguistics. In the course of this research, the author applied comparative method, semantic analysis, quantitative method, and method of modeling, Based on the legal texts of Great Britain and Russia of the XVII – XVIII centuries, the author determines the composition of core lexemes and their synonyms, which are capable of resembling the conceptual characteristics of mercy in the compared languages. The scientific novelty consists in the establishment of similarity and difference of the conceptual characteristics of mercy in the Russian and English legal texts of a certain period of time. As a result of the conducted analysis, it was revealed that in the English texts of that time, the notional component of the concept represents the core lexemes and synonyms “grace”, “mercy”, “reprieve”, “forgiveness”, “indulgence” that are the synonyms of core lexemes, while in the Russian texts this is the core lexeme “mercy”, and its synonyms “grace”, “clemency”, “remission” and “forgiveness”. Comparison of composition of the conceptual attributes of mercy in the English and Russian legal texts of the XVII – XVIII centuries illustrated that they had more differences. Thus, the conceptual attributes of mercy in the English text, understanding of forgiveness as an act of mercy, grace, or  manifestation of reprieve from a king or queen; or mercy as an abolition of punishment, benevolence of God, act of leniency and forgiveness for an offence. The conclusion is also made on similarity of the compared languages in perception of mercy as an act of grace from the ruler of the country.
Folklore
Alkhlavova I.K., Akamov A.T., Adzhiev A.M. - On the Balkar-Karachay-Kumyk folklore commonness pp. 75-84

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33293

Abstract: The subject of this article is the genetic affinity of the Balkar, Karachay and Kumyk folklore. Interconnection between three closely related nations – Balkars, Karachays, Kumyks, whose origins take roots in the ancient time and continued in medieval times, are reflected virtually in all folklore genres: myths, heroic epos, ritual and nonritual poetry, heroic-historical songs, etc. The object of this research is the folklore and historical materials that testify to close genetic affinity of the Balkars, Karachays, Kumyks. The scientific novelty of this work consists in analysis of the material that demonstrates significant commonness of Balkar-Karachay-Kumyk folklore. Therefore, the targeted study of folklore ties of Balkars-Karachays and Kumyks with regards to all genres, represents not only scientific-theoretical significance, but also allows determining specific cultural-historical paths of development of these ethnoses along with other ethnic groups of North Caucasus. The conducted analysis of tales, nursery rhymes, skipping-rope rhymes, proverbs and sayings of the three ethnic groups emphasizes their typological similarities and genetic affinity. This allows formulating the conclusions of scientific-theoretical nature, as well as on the history of the indicated ethnoses.
Linguistics
Trinh T., Shaklein V.M. - Reconsideration of Russian colloquialism from the perspective of Vietnamese language tradition pp. 85-93

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33262

Abstract: This article is dedicated to one of the patterns in development of Russian colloquialism – reconsideration of the key meaning of casual words through metaphorization and metonymization. The goal of this work consists in examination of the trend inherent to Russian colloquialism throughout its evolution, which consists in transferring the meaning of casual words for their use in the field of term formation, as well as in analysis of this phenomenon from the perspective of a Vietnamese native speaker. The article studies the prerequisites that contribute to active use of the colloquialism in formation of special terminology; describes the process of transformation of the meaning of casual words for creating a new terminological meaning; considers the possibilities of formation of special meaning of casual words using metaphors and metonymy. The theoretical framework of this research is comprised of the works of Russian and Vietnamese linguists on reconsideration of colloquialism in term formation. Terms from the various academic fields served as the material for this research. The scientific novelty lies in interpretation of reconsideration of colloquialism as the most economical method for enriching Russian language vocabulary via potential of lexical unites present therein. Practical significance of this study is substantiated by the fact that the acquired results can be used in preparing special curricula, educational materials on lexicology, as well as in teaching Russian language as foreign to Vietnamese audience.
Grishenkova E.S. - The characteristic of freedom in the quotes and aphorisms of the French-language and Russian-language aging politicians of the late XX century pp. 94-106

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33348

Abstract: The goal of this work lies in determination of similarities and differences in characteristic of freedom in the quotes and aphorisms of French and Russian aging politicians of the late XX century. The subject of this research is the semantics of French and Russian quotes and aphorisms that reveal the nature of freedom in the compared languages. The topic of the characteristic of freedom in the speeches of aging politicians was selected as it did not receive due attention within comparative linguistics. Using the material of French and Russian quotes and aphorisms, the author determines the aspects for outlining the characteristic of freedom in form of thematic groups of these lexical unites in the compared languages. The scientific novelty consists in the fact that this work is first to reveal similarities and differences of the characteristics of freedom in the popular quotes and aphorisms of French-language and Russian-language aging politicians of the XX century. The conclusion is made on the presence of the following similarities: didactic manner in their appeal to the public, interest in blissful future of their countries, resemblance of their life and professional experience in the speech. Some difference were also detected. The uniqueness of composition of the compared characteristics of freedom is associated with the specificities of historical development of France and Russia of that time, which outlines the prospects of research on this topic. The acquired results may be valuable in giving a course of lectures on comparative lexicology of French and Russian languages, elaboration of methodology for analyzing speech of senior citizens in the comparative aspect.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Litera - №7 за 2020 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8698 - Издательство NotaBene
по

 

 

Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 07, 2020
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 20-07-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2020
Языкознание
Гришенкова Е.С., Попова Л.Г. - Ценностная репрезентация свободы в речи англоязычных и русскоязычных современных политиков пожилого возраста c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33235

Аннотация: Целью работы стало выявление сходств и различий ценностных характеристик свободы, представленные в речи пожилых политиков Великобритании, США и России. Предметом исследования является семантика английских и русских афоризмов, репрезентирующих ценностное понимание свободы в речи пожилых политиков Великобритании, США и России. Речь пожилых людей была выбрана в связи с ее не изученностью в сопоставительном языкознании. В статье на материале афоризмов известных пожилых политиков Великобритании, США и России определяется состав их тематических блоков и групп, способных отобразить ценностное понимание свободы в английском и русском языках.      Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые устанавливаются сходства и различия ценностных характеристик свободы в речи пожилых англоязычных и русскоязычных политиков. В ходе исследования в качестве основного был использован сопоставительный метод, кроме этого, применялись метод семантического анализа, количественный метод и метод моделирования. В результате анализа было выявлено, что в речи пожилых англоязычных и русскоязычных политиков свобода редко выступает темой обсуждаемых событий, они создают свои собственные афоризмы, весьма редко употребляя афоризмы, указанные в соответствующих словарях на английском и русском языках. Чаще всего пожилые политики обсуждают вопросы, связанные с практическим проявлением свободы. Не обходят они своим вниманием выражение ценности свободы как явления и как процесса. Сопоставление состава афоризмов этих людей в английском и русском языках показало присутствие в большей степени различий. В статье также делается вывод о специфике тематических групп. Полученные результаты могут найти свое применение при чтении курса лекций по сравнительной лексикологии английского и русского языков в вузе.
Лингвистика
Абдуллаев Р.С. - Роль языка в структуре идентичности молокан Азербайджана (на примере сел Ивановка и Новосаратовка) c. 13-23

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33264

Аннотация: Цель данного исследования является сравнение факторов идентичности способствующих укреплению и выявлению принадлежности этно-культурной группы в иноязычной среде. Предметом исследования является изучения особенности языкового фактора как предмет сохранения идентичности и идентификации миноритарной этно-культурной группы, молокан, проживающих на территории Азербайджана с первой трети XIX века. Рассматривается некоторые структуры идентичности молокан способствующих к сохранению и унификации как единой группы. Методология исследования основана на социолингвистической практике, анкетирование и интервьюирование, проводимой в селах Новосаратовка и Ивановка, места проживания молокан Азербайджана. В ходе исследования молоканами было заполнено 20 анкет, состоящих из 36 вопросов. Также было взято интервью, текст интервью расшифровано.   Научная новизна заключается в компаративистике молокан двух регионов Азербайджана, рассмотрение их взглядов на идентичность и сравнение языковых особенностей, сравнительный анализ жизни и условия молокан в этих регионах. На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что молокане считают себя русскими, роль языка в структуре идентичности молокан играет важную решающую роль, языковой фактор доминирует в формировании этнической идентичности и этнического сознания, которая вступает в силу ранее всех остальных структур – еще в самом раннем детстве. Результаты данного исследования в дальнейшем могут быть полезны в изучении фактора языка как основа в сохранении идентичности малочисленного народа после миграции.
Языкознание
Опарина К.С. - Контекст как актуализатор коннотаций (на материале антологии К. Пинтуса «Сумерки человечества») c. 24-34

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33388

Аннотация: Цель данного исследования — определение типов контекстов в лирике немецкого экспрессионизма, способствующих появлению коннотаций в семантике реализуемого слова. Предметом исследования являются экстралингвистический и лингвистический контексты. В работе использовались методы контекстуального, компонентного и интерпретативного анализа. В статье в хронологической последовательности приводятся различные теории контекстуального анализа, и обобщаются их основные положения. Автор различает два типа контекста в произведении художественной литературы: экстралингвистический и лингвистический, последний из который подразделяется на микро- и макроконтексты. В качестве материала для практической части статьи послужили стихотворения антологии экспрессионистской лирики Курта Пинтуса «Сумерки человечества». Новизна исследования заключается в выявлении пяти типов лингвистического микроконтекста, а также в изучении результатов их взаимодействия с семантически реализуемым словом на материале лирики немецкого экспрессионизма. В ходе анализа было установлено, что в качестве экстралингвистического контекста выступает художественная картина мира немецкого литературного экспрессионизма в целом и художественный концепт «витализм» как один из ее важнейших структурных элементов в частности. Лингвистическим макроконтекстом является отдельно взятое стихотворение. Указательным минимумом для семантически реализуемого слова выступают пять механизмов: грамматический параллелизм, субъектно-предикатные отношения, дополнение в родительном падеже, дополнение в винительном падеже с предлогом и без, определение. Появление коннотаций в значении семантически реализуемого слова рассматривалось на примере репрезентантов художественного концепта «витализм», понимаемого в самом широком смысле как «активность». Полученные результаты могут быть использованы для составления индивидуально-авторских словарей, а также для написания пособий по стилистике текста и истории зарубежной литературы.
Литературоведение
Служаева О.О. - Книга как жанр (на материале сборника А.М. Добролюбова «Из книги невидимой») c. 35-60

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33319

Аннотация: В статье рассматривается жанровая специфика сборника Александра Добролюбова «Из книги невидимой». Автор подробно анализирует структуру сборника, сравнивая опубликованный вариант книги с рукописным сборником и последующими авторскими правками, выделяя основные жанры и выявляя общую сюжетную линию, связывающую произведения книги. Также автор исследует источники концепта «книга», самостоятельным фрагментом которой становится сборник. Отдельно рассматривается книжный сюжет и книжная иерархия в сборнике «Из книги невидимой». Также большое внимание уделяется исследованию восприятия сборника Добролюбова современниками. В статье впервые публикуются архивные материалы - письма последователей Александра Добролюбова - Николая Суткового и Петра Картушина. Автор статьи приходит к выводу, что в символистском сборнике «Из книги невидимой» Александра Добролюбова книга является самостоятельным жанром, восходя к апокалиптическим жанрам – откровению, видению. Другим заглавным жанром становится духовная песня. Сборник представляет собой фрагмент. К фрагменту можно отнести и сам сборник и его отдельные произведения. Концепт «книги» соотносится с книгой за семью печатями из Откровения Иоанна Богослова, с внутренней книгой из духовного стиха о Голубиной книге, «Животной книгой духоборов», идеальной книгой С. Малларме. «Из книги невидимой» последователи Добролюбова воспринимали как сакральную книгу, в которой отразились основы его вероучения. Интерес к сборнику вновь возрос спустя несколько лет после издания – в 1910-1912 гг., что совпало с кризисом символизма. Книга становится общим жанром сборника.
Лингвистика
Парфененко Е.Н. - Понятийная представленность помилования в юридических текстах 17-18 веков (на материале английского и русского языков) c. 61-74

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33332

Аннотация: Предметом исследования является семантика английских и русских лексем, репрезентирующих понятийный компонент концепта помилование в сопоставляемых языках. Целью работы стало выявление сходств и различий концептуальных признаков помилования в английских и русских юридических текстах XVII-XVIII веков. Концепт помилование был выбран в связи с недостаточной изученностью его вербализации в сопоставительном языкознании. В ходе исследования в качестве основного был использован сопоставительный метод, кроме этого, применялись метод семантического анализа, количественный метод и метод моделирования. В статье на материале юридических текстов Великобритании и России XVII-XVIII веков определяется состав ядерных лексем и их синонимов, способных отобразить концептуальные признаки помилования в сопоставляемых языках.     Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые устанавливаются сходства и различия концептуальных признаков помилования в английских и русских юридических текстах определенного временного периода. В результате анализа было выявлено, что в английских текстах данного периода понятийный компонент концепта репрезентируют ядерные лексемы и синонимы grace, mercy, reprieve, forgiveness, indulgence, являющиеся синонимами ядерных лексем, а в русских текстах это ядерная лексема помилование, ее синонимы милость, милосердие, отпущение, прощение. Сопоставление состава концептуальных признаков помилования в английских и русских юридических текстах данного временного отрезка показало присутствие в большей степени различий. Так концептуальными признаками помилования в английских текстах является понимание прощения как акта помилования, отсрочки и проявления милосердия со стороны короля, королевы. В английских текстах имеет место понимание помилования как отмены государем наказания, благодеяние Бога, акта снисхождения и прощения за преступление. В статье также делается вывод о сходстве сопоставляемых языков в представлении чаще всего помилования как акта милосердия со стороны правителя страны.
Фольклор
Алхлавова И.Х., Акамов А.Т., Аджиев А.М. - О балкаро-карачаево-кумыкской фольклорной общности. c. 75-84

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33293

Аннотация: Предмет исследования данной статьи – генетическое родство балкарского, карачаевского и кумыкского фольклора. Взаимосвязи трех близкородственных народов – балкарцев, карачаевцев и кумыков, истоки которых восходят к глубокой древности, продолжались в средние века и отражены практически во всех жанрах фольклора: мифах, героическом эпосе, обрядовой и необрядовой поэзии, героико-исторических песнях и др. Объектом исследования являются фольклорные и исторические материалы, свидетельствующие о близкородственных генетических связях карачаевцев, балкарцев и кумыков. В основу нашего исследования положены сравнительно-исторический, историко-генетический, типологический и аналитический методы, позволяющие проследить общетюркское единство, названных выше народов.   Научная новизна исследования заключается в том, что в статье впервые анализируется материал, свидетельствующий о значительной общности карачаевского, балкарского и кумыкского фольклора. Таким образом, целенаправленное специальное изучение фольклорных взаимосвязей балкаро-карачаевцев и кумыков, включая все жанры, имеет не только научно-теоретическое значение, но и выявляются конкретные культурно-исторические пути развития этих и других этносов Северного Кавказа. Проделанный нами анализ сказаний, детских песенок, детских считалок, песен-состязаний, пословиц и поговорок трех народов, подтверждает их типологические схождения, контактные связи, генетическое родство. Это позволяет сделать важные выводы как научно-теоретического характера, так и по истории отмеченных в статье народов.
Языкознание
Чинь Т., Шаклеин В.М. - Переосмысление обиходно-бытовой лексики в русском языке с позиции вьетнамской языковой традиции c. 85-93

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33262

Аннотация: Настоящая статья посвящена одной из закономерностей в развитии обиходно-бытовой лексики русского языка – переосмыслению основного значения бытовых слов путём метафоризации и метонимизации. Целью исследования является изучение тенденции, свойственной русской обиходно-бытовой лексике на всём протяжении её развития и заключающейся в переносе значения бытовых слов для использования их в сфере терминообразования, а также анализ данного явления с позиции носителя вьетнамского языка. В работе изучаются предпосылки, способствующие активному использованию понятий обиходно-бытовой лексики при образовании специальной терминологии; описывается процесс трансформации значения обиходно-бытовых слов для создания нового значения – терминологического; рассматриваются возможности формирования специального значения бытовых слов с помощью метафоры и метонимии. Теоретическую базу исследования составили работы российских и вьетнамских лингвистов переосмыслению бытовой лексики в терминообразовании (В. Г. Пиотровский, Ю. Д. Апресян, Ю. С. Степанов, Д. С. Лотте, В. М. Лейчик, Л. Б. Будажапова, А. А. Данилова, Ле Куанг Тьем, Май Тхи Лоан и т. д.). Материалом исследования послужили термины различных научных областей.           В данной статье использовались описательный метод; метод социолингвистического анализа; метод семантической и прагматической интерпретации, предлагающий толкование лексических единиц. Научная новизна работы состоит в трактовке переосмысления обиходно-бытовой лексики как наиболее экономного способа обогащения словарного запаса русского языка за счёт потенциала лексических единиц, уже существующих в нём. Полученные результаты свидетельствуют о широких возможностях современного русского языка для выражения специальных понятий с помощью обиходно-бытовой лексики. Практическая значимость исследования обосновывается тем, что полученные результаты могут использоваться при составлении спецпрограмм, учебных пособий по лексикологии, а также в практике преподавания русского языка как иностранного во вьетнамской аудитории.
Гришенкова Е.С. - Характеристика свободы в цитатах и афоризмах франкоязычных и русскоязычных пожилых политиков второй половины ХХ века c. 94-106

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.7.33348

Аннотация: Целью работы стало выявление сходств и различий характеристик свободы в цитатах и афоризмах пожилых политиков Франции и России второй половины ХХ века. Предметом исследования является семантика французских и русских цитат и афоризмов, раскрывающих характер свободы в сопоставляемых языках. Характеристика свободы была выбрана в связи с отсутствием ее изученностью в сопоставительном языкознании на материале выступлений пожилых политиков. В статье на материале французских и русских цитат и афоризмов определяются аспекты составления характеристики свободы в виде тематических групп данных лексических единиц в сопоставляемых языках. Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые устанавливаются сходства и различия характеристик свободы в популярных цитатах и афоризмах франкоязычных и русскоязычных пожилых политиков ХХ века. В ходе исследования в качестве основного был использован сопоставительный метод, кроме этого, применялись метод семантического анализа и классификационный метод. Сопоставление характеристик свободы во французских и русских цитатах и афоризмах пожилых политиков того времени показало присутствие различий. В статье также делается вывод о сходстве присутствия в популярных цитатах и афоризмах пожилых политиков Франции и России исследуемого временного периода назидательности при обращении к населению своих стран, заинтересованности в счастливом будущем своих стран, отражения в их речи жизненного и профессионального опыта. Своеобразие состава сопоставляемых характеристик свободы связано с особенностями исторического развития Франции и России того времени, что составляет перспективу разработки названной темы предлагаемого исследования. Полученные результаты могут найти свое применение при чтении курса лекций по сравнительной лексикологии французского и русского языков в вузе, при разработке методики исследования речи пожилых людей в сопоставительном аспекте.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"