Электронный журнал Litera - №4 за 2020 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8698 - Издательство NotaBene
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 04, 2020
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 07-05-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Юхнова Ирина Сергеевна, доктор филологических наук, yuhnova1@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2020
Литературоведение
Швец А.В. - Становление медийной рефлексии в поэтиках русского авангарда: опредмечивание слова c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.30749

Аннотация: В статье рассматривается рефлексия кубофутуристов и связанных с этим кружком деятелей искусства (Н.Кульбин, А.Кручёных, Н.Бурлюк) о художественном творчестве и поэтике литературы. Объект – статьи Н.Кульбина («Свободное искусство как основа жизни», «Значение теории искусства» в сборнике «Студия импрессионистов», 1910), листовка «Декларация слова как такового» (апрель 1913, написанная Н.Кульбиным и А.Кручёных), манифест Н.Кульбина «Что есть слово» (1914), статьи Н.Бурлюка («Кубизм», «Фактура» в сборнике «Пощёчина общественному вкусу», 1913, «Поэтические начала» и «Supplementum к поэтическому контрапункту» из «Первого журнала русских футуристов», 1914. Предметом исследования является считываемая в этих статьях установка на выведение на первый план медиума. Вослед методологии Дж.МакГанна, И.Дракер, Дж.Прессман и Н.К.Хейлз медиум понимается как материальная основа текста. В текстах всех статей выделяются осевые, ключевые метафоры, которые задают новое понимание слова как материально-медийного целого. Научная новизна исследования заключается в обращении к процессу метафорического осмысления слова как материального явления, который не подвергался детальному рассмотрению в отечественной и зарубежной исследовательской традиции (представленной такими учёными, как Н.Харджиев, Н.Гурьянова, О.Ханзен-Лёве, Дж.Янечек и др.). Основными выводами исследования являются следующие: за счёт последовательного употребления метафор (из области естественных наук и повседневного опыта) слово или словесный объект уподобляется объекту материальному, предмету, манипуляции с физическим обликом которого преображают коннотируемый им смысл.
Кравинская Ю.Ю., Хлыбова Н.А. - Деконструкция метарассказа в постколониальном тексте. Преломление христианского кода в романе Кери Хьюм «The Bone People» c. 11-19

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.31022

Аннотация: В статье рассмотрена проекция европейского метарассказа в постколониальном тексте, на примере деконструкции христианского метарассказа в романе Кери Хьюм «The Bone People» (1985). Понятие «метарассказ», в данном случае, представлено через призму литературоведческих исследований в качестве критерия анализа развития литературного процесса в эпоху постмодернизма. В постколониальных исследованиях метарассказ, обладая большим теоретическим потенциалом, выступает в роли доминантного кода, навязанного европейской культурой, как господствующей, культурам колонизированных народов, что способствует обращению авторов-постколониалистов к приему деконструкции метарассказов бывших колонизаторов. Авторами статьи выполнен практический анализ постколониального романа, в котором получили интерпретацию такие компоненты произведения как сюжет, образность героев, паратекстуальный уровень. Наряду с общелогическими методами проведения исследования, были применены сравнительный метод и метод интерпретации. Научная новизна проведенного изыскания заключается в том, что литературный процесс Новой Зеландии, в целом, и творчество представителей маорийского ренессанса, в частности, недостаточно изучены отечественными исследователями. Анализ деконструкции христианского метарассказа в постколониальном тексте позволяет сделать следующие выводы: уникальность деконструкции метарассказа в постколониальном тексте основана на применении контрдискурсивных стратегий, которые включают в себя обращение к элементам метарассказа, презентация как части колониального дискурсивного поля, а затем авторская трансформация с целью вписать их в постколониальное пространство.
Гречушкина Н.В. - Трагический эпос Великой Отечественной войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» c. 20-29

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.32379

Аннотация: Предмет исследования данной статьи является анализ трагического и эпического в рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова. В развитии темы народной трагедии Великой Отечественной войны автор стремится представить ее трагическим этапом круговорота истории и бытия; связывает трагическое и эпическое в произведении с народно-патриотической позицией М.А. Шолохова, противостоянием личности судьбе, конфликтом добра и зла. Объектом исследования являются жанровые, сюжетно-композиционные, тематические особенности рассказа «Судьба человека». Цель данного исследования – выявить единство трагического и эпического в рассказе «Судьба человека», опираясь на композицию и проблематику произведения. Методологической основой работы стало развитие концепций Д. Благого, В. Заворского, К. Каспера, Э.Ф. Кондюриной, Н.Д. Котовчихиной, И.С. Леонова, М. Новикова, Л.Г. Сатаровой, Н.В. Стюфляевой. Автор статьи использует метод философско-религиозной интерпретации, системно-целостный и структурно-типологический методы. Новизна исследования видится в новых смыслах образа Андрея Соколова сквозь призму трагического и эпического начал. Таким образом, проделанный нами анализ рассказа «Судьба человека» позволяет говорить о широком диапазоне жизни народа во время Великой Отечественной войны и отождествлять рассказ М.А. Шолохова с эпосом. Трагическое является частью художественного пространства, характеризуется преемственностью традиций мировой литературы. Трагическое и эпическое начала утверждают ценность жизни человека, приоритет счастья и мира между народами.
Лингвистика
Ли Я. - Прецедентное имя и его коннотации c. 30-36

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.32815

Аннотация: В данной работе особое внимание уделяется изучению прецедентного имени и его коннотативных значений в текстах СМИ. Прецедентное имя рассматривается как результат семантической конденсации соответственного прецедентного текста и/или прецедентной ситуации. Цель употребления прецедентного имени говорящим заключается не только в том, чтобы дать емкую и краткую характеристику предмету оценки через систему значимых стандартов, клишированных образов, ставших эталоном определенных качеств человека в рамках данной культуры, но и в том, чтобы выразить субъктивное отношение – положительное или отрицательное. В процессе исследования мы в основном используем метод контекстного анализа, метод компонентного анализа и сравнительно-сопоставительный метод. Прецедентное имя как средство сохранения достижений духовной культуры социума и передачи этических и эстетических норм от поколения к поколению, является одновременно и средством выражения субъективной оценки в нестандартном контексте употребления, что приводит к расширению его коммуникативных функций и возникновению потенциальных (в перспективе – реальных) вторичных значений, и отражает динамическую ситуацию культурного языкового сообщества.
Языкознание
Фазлыева З.Х. - Место молодежного жаргона в системе русского языка c. 37-45

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.30799

Аннотация: Несмотря на то, что молодёжный жаргон определённым образом отражает мировоззрение современных молодых людей, в отечественной лингвистике этому вопросу не уделено специального должного внимания. В свое время значительный вклад в проблематику внесли такие корифеи языкознания, как А.М.Селищев, Е.Д.Поливанов, М.А.Грачев, В.М.Мокиенко и другие. Однако, в изучении феномена молодежного жаргона еще существуют лакуны, имеется много спорных вопросов. Один из них касается терминологического определения данного понятия, не выявлены специфические характеристики и свойства, позволяющие достаточно четко отличить его от таких языковых явлений, как, например, арго, сленг, диалект, социолект. Отсутствует единая система словарных помет для лексикографической фиксации жаргонных единиц, отсутствуют систематизированные описания молодежного жаргона разных регионов России и прочее. При всем том молодежный жаргон представляет собой богатый материал для языкового анализа, поскольку обладает высокой неоднородностью лексического состава - наряду с многочисленными неологизмами, иностранными заимствованиями, в нем обнаруживается значительное количество архаической лексики. Изучение жаргона раскрывает некоторые механизмы словопроизводства, не характерные для стандартной лексики. Знание и применение такой лексики необходимо для успешного понимания современной художественной литературы и периодики, для переводческой деятельности и для полного представления о современной разговорной речи, а также о социальной дифференциации национального языка.
Абляметова С.М., Саттарова З.М. - Словообразование как источник синонимии в крымскотатарском языке c. 46-52

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.32777

Аннотация: Предметом исследования послужила проблема словообразования крымскотатарского языка. Объектом исследования являются синонимы крымскотатарского языка. Синонимы способствуя обеспечению точности выражение того или иного значения обогащают литературный язык и усиливают выразительную силу языка. Целью работы является исследование словообразовательных возможностей крымскотатарского языка, как источника синонимии. Важным для понимания природы синонимии в лексико-семантическом составе современного крымскотатарского языка является вопрос о причинах появления синонимов. В крымскотатарском языкознании этот вопрос требует подробного изучения. При написании данной работы для достижения целей исследования были использованы описательный метод и метод дистрибутивного анализа. Новизной исследования является анализ словообразования, как источника синонимии. Выводы.Лексика крымскотатарского языка обогащается прежде всего за счет словообразования. Богатые словообразовательные возможности языка позволяют создавать огромное количество производных слов по готовым моделям. Умение пользоваться словообразовательными возможностями языка значительно обогащает речь, позволяет создавать лексические и семантические неологизмы, расширять синонимию языка. Словообразование является одним из источников синонимии.
Компаративизм
Галышева М.П. - Влияние романа Ф.М. Достоевского "Идиот" на повесть Ф. Мориака "Агнец": проблема искупительной жертвы c. 53-65

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.30157

Аннотация: Предметом исследования является повесть Ф. Мориака «Агнец», рассмотренная в аспекте влияния на неё романа Достоевского «Идиот». Цель статьи – не только установить и описать совпадения и переклички между текстами на уровне поэтики сюжета и художественных деталей, а также методов построения характеров персонажей и психологизма, интерпретируемые со стороны Мориака как сознательные заимствования, но выявить основные узлы полемики, в которую вступает с Достоевским Мориак в религиозно-философском плане своего произведения. В фокусе исследования – центральная для «Агнца» Мориака и лишь одна из сложного комплекса проблематики романа Достоевского проблема – вопрос об искупительной жертве положительно прекрасного, «христоподобного» человека. В статье используются структурно-аналитический и компаративистский методы, с помощью которых выявляются главные моменты творческого диалога, который ведёт с русским автором Мориак относительно философско-религиозной проблематики произведений. Основными выводами исследования становится то, что Мориак, выстраивая сюжетную линию главного персонажа, отталкивается от невозможности для героев Достоевского разрешить вопрос о возможности и целесообразности жертвенного искупления, ставший центральным для его собственной повести: тогда как «Идиот» оканчивается трагедией и полным фиаско положительно прекрасного героя, чья жертва оказалась губительной, жертва Ксавье стала спасительной и исполненной сакрального смысла. В то же время видимая художественная цельность и гармоничность творения Мориака происходит за счет упрощения и обеднения проблематики русского прецедентного текста.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.