Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue 11/2020
Contents of Issue 11/2020
Literary criticism
Chuvanova O.I. - Kashmir as the center of conflict in the novel Midnight's Children by Salman Rushdie pp. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34154

Abstract: The subject of this research is the conflicts generated by mythological and historical space in Kashmir Valley, which is one of the central artistic images in the novel “Midnight's Children” by the British writer of Indo-Pakistani descent Salman Rushdie. Conflict situation within the framework of Kashmir’s topos is sense-making, as it is associated with the problem of choice and acquisition of cultural wholeness by the character of the novel. The historically substantiated propensity towards conflict of the actual geographical region, which became the cause for interethnic hostility between Pakistan and India, is complicated by the conflict of Western and Eastern cultures. The "East – West" opposition implies the conflict between the conservatory intentions of the Eastern autochthonous culture and the attempts of it suppression by pro-Western migrants. The author applies historical and literary, hermeneutical and mythopoetic methods. It is determined that involvement of Kashmir’s topos in the artistic world of the novel is substantiated by the historical and interethnic conflicts in the region related to acquisition of independence by India. On the mythological level, Kashmir manifests as a space that synthesizes the ambivalent forces of destruction and creation, which reveals the latent propensity towards conflict that underlies the world. The clash of cultures and worldviews is described in the novel through the symbolic pair of characters – Indian Westerner Adam Aziz and the local boatman Tai. Relations between the characters actualize the stratified systemic conflict (interpersonal, internal, religious-mythological, problem of choice). Subsequently, this conflict propels to the ontological level, reflecting the problem of heroes of finding their place in postcolonial world
Linguistics
Afonina M.M. - Lexical peculiarities of French language of Switzerland in the context of linguistic worldview (based on the materials of the thematic group Horticulture) pp. 12-26

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34338

Abstract: The goal of this research is the analysis of linguistic aspect of the fragment of linguistic worldview of the francophone part of Switzerland. Due to the fact that linguistic worldview is a mental-lingual formation, it incorporates linguistic and extralinguistic side of reality, as well as reflects correlation between them. Analysis is conducted on the specific lexical units of the Swiss French language; they are compared to analogues in the language of metropolitan country for the purpose of revealing the features that convey extralinguistic information. The subject of this research is the ethnolinguistic characteristics of helvetisms – linguistic peculiarities that reflect national-cultural specificity of Swiss ethnic group and are absent in the French language of France. The scientific novelty consists in consideration of the fragment of linguistic worldview of French-speaking Switzerland related to horticulture, using a set of methods for the analysis of various characteristics of the word or phrase as an independent linguistic unit. In the course of study, the author applies semantic analysis of the word, analysis of etymology of the word, analysis of inner form of the word. The acquired results contain information on ethnocultural content of such characteristics helvetisms, as external form of the word, inner form of the word, origin and meaning of the word. It was established in majority of cases, ethnocultural information is usually conveyed by such characteristics of lexical unit as external form of the word or phrase, or separate components of the structure of word meaning. The presented results can find practical implementation in cross-cultural communication, lexicographic, and cognitive linguistics.
Literary criticism
Denisova E.A. - Biographical and artistic in M. Y. Lermontovs novel Princess Ligovskaya and the drama Two Brothers pp. 27-35

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34198

Abstract: This article is dedicated to a comparative analysis of two works by M. Y. Lermontov, which represent the interpretation of the common biographical context. The subject of this research is the specificity of transformation of the biographical fact into the artistic generalization in the works of M. Y. Lermontov. The object of this research is the drama "Two Brothers" and the novel Princess Ligovskaya” viewed within the paradigm of artistic comprehension of the scenario of unfaithfulness, or destruction of love as conceptually important in the conflict present in the works of M. Y. Lermontov. Such approach, based on interrelation between the creative and biographical, allows making important remarks on specificity of the phenomenon of autobiographism in the works of M. Y. Lermontov. The author analyzes the initial biographical situation (relationship between Lermontov and V. A. Lopukhina), and concludes that two literary texts – drama and novel – represent a distinct system of creative reflection of the biographical fact. It is established that in the process of creating the drama, and the novel later on, Lermontov ensues the need for artistic interpretation and resolution of the situation of unfaithfulness as an instance, and in a broader sense – as an ontological pattern; however, the conflict cannot be settled within the framework of this storyline. Since 1837, autobiographism in Lermontov's works ceases to play the crucial role; in other words, personal situation and its artistic interpretation no longer coincide, which renders impossible to continue the novel. Such circumstance allows realizing the reasons of incomplete works of Lermontov’s early period, which lie in inability to resolve love conflicts with a positive finale.
Korshunova E.A. - The book by S. N. Durylin In Your Corner: reciting and interpretation experience pp. 36-41

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.33377

Abstract: This article is first to examine the poetics of the book by S. N. Durylin “In Your Corner” (1924-1942) – the pinnacle of his writing. Comprehensive analysis of poetics of the book genre is conducted. In this context, the book as a genre ensures unity and wholeness of the form and content in dialogical connection of different genre inclusions, sequencing the vibrant cacophony and “polyvocality” of the author's personal projections. Therefore, in namely examination of the genre opens up to the researcher the range of adequate reciting of the book “In Your Corner”, which can be focused not only on the micro-level of an expression (aphorism), but also on the macro-level of the narrative (system of motifs that comprise various recurring themes). The conclusion is made that the figure of the author, who writes his book “for everyone and foe no one”, unites the micro- and macro-levels of narration. This allows viewing problem of the author's “Self” and perceptive mentality in the aspects of dialogueness, substantiated by M. M. Bakhtin. Within the framework of such approach, each layer or level of reciting, is viewed as the “voice” involved in the dialogue alongside the author. Examination of these levels of reciting (philosophical text, the “domestic” text, the level of literary-critical discussion) clarifies the mechanisms of formation of the key mythologem of “your corner” as the authorial model of culture.
Folklore
Alieva F.A., Mukhamedova F.K., Bekeeva A.M. - Artistic system of the childrens poetic folklore of Dagestan pp. 42-56

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34158

Abstract: The subject of this research is the artistic system of children's folklore of Dagestan. Based on the analysis the example of cradlesongs, play poetry, and calendar songs, the author determines their thoughtful humanistic and democratic motif, high ideological focus, and aesthetic perfection. The article covers the ideological, thematic and artistic content, and highlights the archaic elements of cradlesong poetry, which enjoys most popularity among other genres of the poetic folklore. The author’s special contribution consists in explication of specificity of artistic means and aesthetic foundations of the folk worldview and culture reflected in folk poetry; as well as in analysis of compositions of various folklore genres as the elements of single literary system, which indicates their focus on labor, strong ideals of patriotism, kindness and continuity throughout the entire social practice of the people. The oriented towards a young developing individual, children's poetic folklore reconstructs the work and life experience in a form comprehensible to a child. This is why were created the cradlesongs, nursery rhymes, games that involved poetry, and all these word-creating activities, which in their centuries-long evolution led to higher imagery, infused and gifted each upcoming generation truly humanistic values. Children's poetic folklore that reflects the questions of folk pedagogy based on life experience of the mountaineers, had a major impact upon the development Dagestan children's literature.
Alkhlavova I.K., Khidirova E.S. - Hadji Abrek by M. Y. Lermontov: to the question of genesis of the poem and authenticity of the folklore basis pp. 57-71

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34305

Abstract: The subject of this article is the origins of the poem “Hadji Abrek” by M. Y. Lermontov, question of location where the events take place, as well as the question of the possible impact of folk poetic oeuvres upon the work of Mikhail Lermontov. The article describes different opinions and interpretations (within the format of the article) on the topic, to the exclusion of “emphatic” commentaries and remarks. The object of this research is folklore and historical materials that contribute to revelation of idea of the poem, description of the protagonists, characterization of the Caucasian and Dagestan folklore, the echoes of which are traces in Lermontov’s poems.  The authors underline that geographical and ethnographic “nuances” were used by Lermontov to describe the forming picture in the mountain country. The novelty of this study consists in analysis of the material testifying that the inclusion of “installations” of another nation is substantiated in the poem, not just because it is somewhat of a tribute to romanticism, but it is also marks Lermontov’s comprehension of the folklore as an untouchable ”heart” of culture and ethnic uniqueness. The acquired results contribute to the scientific Caucasian studies and Lermontov studies. The conclusion is made of folklore in Lermontov's poem indicates a number of defining characteristics that allowed determining individual expression of poet's work. It is reflected in selection of the examples of folk poetry, peculiar regard to the sources, and their deflection in the poem.
Interpretation
Akamov A.T., Sultanmuradov A.M., Bekeeva A.M., Alkhlavova I.K. - Tales on the prophets: artistic reflection in the Kumyk literature pp. 72-83

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34171

Abstract: The subject of this research is the Quranic narratives on the prophets in the books by A. Akayev, Shihammat-kadi from Erpeli, and Magomed Kazanbiev. In their works, tales on the prophets are interpreted and embellished with the corresponding Quranic ayats and hadiths. An attempts is made to determine cognitive function of the tales that would combine artistic virtues with folk elements, as well as frame a philosophical worldview. The worldview function of these tales is defined as humane by the spirit and logical by the method of interpretation of Islamic theosophy and ideology. It is worth noting that these tales and narratives contain the elements of folklore traditions (M. Kazanbiev “The Radiant Story”). Having analyzed the tales on the prophets described in the books by A. Akayev, Shihammat-kadi from Erpeli, and Magomed Kazanbiev, the author concludes that they represent the extensive authorial narratives based on Quranic themes. The conducted comparative analysis of the texts demonstrates that Shihammat-kadi from Erpel infuses more fiction elements, while A. Akayev places emphasis on the historical-biographical records on the prophets. Unlike the aforementioned authors, M. Kazanbiev describes and glorifies the actions and personal traits of a single prophet. Reference to the Quranic narratives on the prophets in the Kumyk religious literature allows tracing the peculiarities of their interpretation, determine the specificity of authorial narration, their style, as well as similarities and differences. The acquired results confirm that A. Akayev, Shihammat-kadi from Erpeli, and Magomed Kazanbiev embellish the Quranic texts in their works.
Eternal symbols
Liashenko T. - Lexis of the thematic group food and food consumption in the novel by Mikhail Saltykov-Shchedrin The Golovlyov Family pp. 84-96

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34150

Abstract: The subject of this research is lexemes of the thematic group “food and food consumption” in the novel by Mikhail Saltykov-Shchedrin “The Golovlyov Family”. The object of this research is the functional yield of these linguistic units in the text. The author of the article describes the functionality of food images in literature in form of the system of oppositions “external (existential) – internal (psychological)”, and “static-dynamic”. The four functions are differentiated: external static (food image as a detail scenery), external dynamic (food image as a theme-forming element), internal static (food image as an element of portrait of the character), internal dynamic (food image characterizes the dynamics of relations between the characters). It is noted that the thought on “low functionality” of gastronomic images in a literary text, which is expressed in some research, testifies to insufficient study of such rich material. Food as a literary image, as well as the motif of food consumption in a literary text always convey semantic meaning. In the novel “The Golovlyov Family”, the words with “food” semantics serve for the formation of external, existential aspect of narration, as well as internal, psychological aspects. Images of food alongside motifs of food consumption are characterological (describing portrait of the character) to a lesser degree, and more often used for demonstrating relationships between the characters.
Language
Kamagina I.V. - On the structure of simple elliptical sentence pp. 97-105

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34225

Abstract: This article is dedicated to examination of the component structure of simple elliptical sentence. The author reviews the key theoretical positions pertaining to the structure of these units. A hypothesis is advanced on revelation of the formula of simple elliptical sentence, which consists in idea of three-component nature of these structures with different literal manifestation of the constituent elements of a sentence. The concept of “three-component nature” of elliptical construct suggest the presence of three components, some of which continue to “act while absent”: subject, elliptical verb component, and distributor of verb component. Simple elliptical sentences from the novel by M. A. Sholokhov “And Quiet Flows the Don” served as the material for this research. The following conclusions were made: simple elliptical sentence is a construct with all attributes of a full sentence from the perspective of semantics, as well as structure; their peculiarity consists in elimination of the predicate, which is also one of the structural components of the syntactic under review; structural formula of any elliptical sentence consists in the presence of three components, which can be literary manifested or the other way around. This research contributes to elucidation of the phenomenon of simple elliptical sentences as sentences with more semantic saturation than the construction with verbalized predicate, as well as to more profound research on Sholokhov’s syntax.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.

по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 11, 2020
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 20-11-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2020
Литературоведение
Чуванова О.И. - Кашмир как средоточие конфликта в романе С. Рушди «Дети полуночи» c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34154

Аннотация: Предметом исследования стали конфликты, порождаемые мифологическим и историческим пространством Кашмирской долины, которая является одним из центральных художественных образов в романе британского писателя индо-пакистанского происхождения С. Рушди «Дети полуночи». Ситуация конфликта в рамках Кашмирского топоса является смыслообразующей, так как связана с проблемой выбора и обретения «культурной» целостности персонажем романа. Исторически обоснованная конфликтность реального географического региона, ставшая причиной межнациональной розни между Пакистаном и Индией, осложнена конфликтом западной и восточной культур. Оппозиция «Восток – Запад» предполагает конфликт между охранительными интенциями восточной автохтонной культуры и попытками её вытеснения из своей жизни и сознания прозападными героями-мигрантами. Автор использует историко-литературный, герменевтический и мифопоэтический методы. Обнаружено, что вовлечение топоса Кашмира в художественный мир романа обусловлено историческим и межнациональным конфликтами региона, связанными с обретением Индией независимости. На мифологическом уровне Кашмир выступает пространством, объединяющем амбивалентные силы разрушения и созидания, что выявляет латентную конфликтность, заложенную в основании мира. Конфликт культур и мировоззрений воплощён в романе посредством символической пары героев – индийца-западника Адама Азиза и местного лодочника Таи. Отношения между героями актуализируют стратифицированный системный конфликт (межличностный, внутренний, религиозно-мифологический, связанный с проблемой выбора). В дальнейшем данный конфликт выходит на онтологический уровень, свидетельствуя о проблеме обретения героями места в постколониальном мире.
Лингвистика
Афонина М.М. - Лексические особенности французского языка Швейцарии в контексте языковой картины мира (на материале предметно-тематической группы "Растениеводство") c. 12-26

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34338

Аннотация: Целью исследования является анализ лингвистического аспекта фрагмента языковой картины мира (ЯКМ) франкофонной части Швейцарии. Поскольку ЯКМ представляет собой ментально-лингвальное образование, она включает в себя лингвистическую, экстралингвистическую сторону реальности и отражает взаимосвязь между ними. В статье проводится анализ специфических лексических единиц швейцарского французского языка, а также их сопоставление с их аналогами в языке метрополии с целью выявления черт, передающих экстралингвистическую информацию. Таким образом, предмет исследования - этнолингвистические характеристики гельвецизмов - лингвистические особенности, отражающие национально-культурную специфику швейцарского этноса и отсутствующие во французском языке Франции. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проводится рассмотрение фрагмента ЯКМ франкоязычной Швейцарии, связанного с растениеводством, с применением комплекса методов, направленных на анализ различных характеристик слова или словосочетания как самостоятельной языковой единицы. В ходе анализа используются следующие методы: семантический анализ слова, анализ этимологии слова, анализ внутренней формы слова. Результаты исследования содержат информацию об этнокультурном содержании таких характеристик гельвецизмов, как внешняя форма слова, внутренняя форма слова, происхождение и значение слова. На основе полученных данных было установлено, что в большинстве случаев этнокультурную информацию передает лишь часть характеристик лексической единицы (как правило, внешняя форма слова или словосочетания, а также отдельные компонеты структуры значения слова). Полученные результаты могут быть использованы в практике межкультурной коммуникации, лексикографической практике, а также в исследованиях в области когнитивной лингвистики
Литературоведение
Денисова Е.А. - Биографическое и художественное в романе М. Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» и драме «Два брата» c. 27-35

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34198

Аннотация: Статья посвящена сопоставительному анализу двух лермонтовских произведений, представляющих собой интерпретацию общего биографического контекста. Предмет исследования - специфика трансформации биографического факта в художественное обобщение в творчестве М.Ю. Лермонтова. Объектом исследования являются драма «Два брата» и роман «Княгиня Лиговская», рассматриваемые в рамках парадигмы художественного осмысления ситуации измены, или поражения любви, как концептуально важного в творчестве М. Ю. Лермонтова конфликта. Такой подход, основанный на соотношении творческого и биографического, позволяет сделать некоторые важные замечания о специфике феномена автобиографизма в творчестве Лермонтова. Автор статьи подробно анализирует исходную биографическую ситуацию (отношения Лермонтова и В. А. Лопухиной) и приходит к выводу о том, что два художественных текста – драма и роман – представляют собой своеобразную систему творческой рефлексии биографического факта. Основным выводом проведенного исследования является следующее положение: при создании драмы, а вслед за нею романа, Лермонтов следует за необходимостью художественного осмысления и разрешения ситуации измены как частного случая и шире – как онтологической закономерности; однако конфликт не может быть разрешен в рамках данного сюжета. С определенного момента, после 1837 г., автобиографизм в творчестве Лермонтова перестает играть определяющую роль, т.е. личная ситуация и ее художественное осмысление перестают совпадать, что делает невозможным продолжение романа. Отмеченное обстоятельство позволяет понять причины незавершенности ранних произведений из-за невозможности разрешения любовных конфликтов в пользу позитивного перспективного продолжения.
Коршунова Е.А. - Книга С.Н.Дурылина «В своем углу»: опыт прочтения и интерпретации c. 36-41

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.33377

Аннотация: В статье впервые рассматривается поэтика книги С.Н.Дурылина «В своем углу» (1924-1942) – главного итога литературного творчества писателя. Предложен целостный анализ поэтики жанра книги. Книга как жанр обеспечивает в данном случае единство и целостность формы и содержания в диалогическом соединении различных жанровых включений, упорядочивая бурлящую разноголосицу и «многоголосие» авторских личностных проекций. Поэтому, на наш взгляд, именно исследование жанра открывает перед исследователем тот спектр адекватных прочтений «В своем углу», которые могут быть сосредоточены не только на микроуровне высказывания (афоризма), но и на макроуровне повествования (системы мотивов, образующих разные сквозные сюжеты).   Автор приходит к выводам о том,что объединяющей макро- и микроуровни повествования является фигура автора, который пишет свою книгу «для всех и ни для кого». Это позволяет рассматривать проблему «я» автора и воспринимающего сознания в аспектах диалогичности, которые обосновывал М.М.Бахтин. Каждый слой или уровень прочтения при таком подходе рассматривается как "голос", участвующий в диалоге наравне с автором. Исследование данных уровней прочтения (выделяем философский текст, "домашний" текст", уровень литературно-критической дискуссии) проясняет механизмы формирования главной мифологемы «своего угла» как авторской модели культуры.
Фольклор
Алиева Ф.А., Мухамедова Ф.Х., Бекеева А.М. - Художественная система детского поэтического фольклора Дагестана c. 42-56

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34158

Аннотация: Предметом исследования является художественная система детского фольклора Дагестана, для изучения которого использованы такие методы, как теоретический анализ научной литературы; описательный метод, включающий наблюдения, интерпретации, сравнения, обобщения; описательно-аналитический метод, основанный на описании и анализе отдельных художественных текстов. На основе анализа образцов колыбельных песен, игровой поэзии, календарных песен выявлена их глубокая гуманистическая и демократическая основа, высокая идейная направленность и эстетическое совершенство. В статье освещается идейно-тематическое и художественное содержание, выявляются элементы архаики колыбельной поэзии, самой распространенной среди других жанров поэтического фольклора. Основным вкладом авторов в исследование темы является раскрытие специфики художественных средств и эстетических основ народного мировоззрения и культуры в произведениях устной народной поэзии; анализ произведений различных фольклорных жанров как элементов единой художественной системы, которая свидетельствует о его трудовой основе, о сильно развитых в нем идеалах патриотизма, добра и преемственности на протяжении всей общественной практики людей. Обращенный к формирующемуся человеку, детский поэтический фольклор воспроизводит трудовой и жизненный опыт в виде, доступном пониманию ребенка. Во имя всего этого пелась колыбельная песня, рассказывалась прибаутка, создавалась игра, сопровождаемая поэтическим обрамлением, совершался тот или иной обряд, и все это прекрасное словотворчество, приведшее в своей многовековой эволюции к высокой образности, вобрало в себя и дарило каждому следующему поколению все истинно гуманистические начала жизни. Детский поэтический фольклор, в котором отражены вопросы народной педагогики, основанной на жизненном опыте горцев, оказал большое влияние на развитие дагестанской детской литературы.
Алхлавова И.Х., Хидирова Э.С. - «Хаджи Абрек» М. Ю. Лермонтова: к вопросу генезиса поэмы и аутентичности фольклорной основы c. 57-71

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34305

Аннотация: Предмет исследования данной статьи - истоки поэмы «Хаджи Абрек», вопрос места разворачиваемых действий, а также вопрос возможного влияния народнопоэтических творений на произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Представление разных точек зрения, трактовки (в рамках формата статьи) на интересующий вопрос, исключая «эмфатические» реплики и отзывы. Объектом исследования являются фольклорные и исторические материалы, способствующие выявлению идеи поэмы, обрисовывающие центральных персонажей, характеризующие кавказский, дагестанский фольклор, отголоски которого слышатся в произведении поэта. В основу нашего исследования положены следующие методы: основанные на комплексном подходе, они опираются на биографический, дискурсный, диахронный (сравнительно-исторический) в сочетании с методами культурно-исторического анализа.    Авторы подробно рассматривают и отмечают, что географические, этнографические «подробности» использованы Лермонтовым для подтверждения складывающейся картины о Стране гор. Новизна исследования заключается в том, что в статье впервые анализируется материал, свидетельствующий о том, что включение инонациональных «инсталляций» мотивировано в произведении, и не только потому, что это определенная дань романтизму, но это есть и глубокое понимание юного автора фольклора как неприкасаемой «сердцевины» культуры и национальной самобытности. Таким образом, результаты исследования вносят определенный вклад в научное кавказоведение и лермонтоведение. Приходим к выводу, что использование народной словесности в поэме Лермонтова показал ряд характерных особенностей, которые помогли выявить индивидуальное проявление творчества поэта. Выразилось оно в следующем: в отборе образцов народной поэзии, в своеобразном отношении к источникам, их преломлении в произведении.
Интерпретация
Акамов А.Т., Султанмурадов А.М., Бекеева А.М., Алхлавова И.Х. - Рассказы о пророках: художественное отражение в кумыкской литературе c. 72-83

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34171

Аннотация: Предметом данного исследования являются коранические предания о пророках в книгах А. Акаева, Шихаммат-кади из Эрпели и Магомеда Казанбиева. Истории о пророках в их произведениях интерпретируются и дополняются соответствующими аятами из Корана и хадисами. В статье предпринята попытка выявить познавательную функцию рассказов, способствующей соединению художественных достоинств с народными основами и формирующей философское мировосприятие. Мировоззренческая функция данных рассказов определяется как гуманная по духу и логическая по методу интерпретации исламской теософии и идеологии. Стоит отметить, что в данных рассказах и преданиях встречаются элементы и фольклорных традиций (М. Казанбиев «Лучезарная история»). Для проведения данного исследования использованы сравнительно-типологический и дескриптивно-аналитический методы.    Проанализировав рассказы о пророках, представленных в книгах А. Акаева, Шихаммат-кади из Эрпели и М. Казанбиева, мы пришли к выводу, что они во многом представляют развернутые авторские повествования, основанные на коранических сюжетах. Также проделанный нами сравнительно-сопоставительный анализ текстов показывает, что у Шихаммат-кади из Эрпели проявляется больше элементов, относящихся к сугубо художественным произведениям, тогда как А. Акаев акцентирует внимание на историко-биографической справке о пророках. М. Казанбиев, в отличие от вышеназванных авторов, в своем сочинении описывает и прославляет деяния и качества одного пророка. Обращение к кораническим преданиям о пророках в кумыкской духовной литературе позволило нам проследить особенности их истолкования, выявить специфику изложения исследуемых авторов, их стиль, определить сходства и отличия. Настоящие результаты подтверждают, что А. Акаев, Шихаммат-кади из Эрпели и М. Казанбиев в своих трудах вносят дополнения к кораническим текстам.
Вечные образы
Ляшенко Т.М. - Лексика тематической группы «еда, потребление пищи» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» c. 84-96

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34150

Аннотация: В качестве предмета исследования в данной статье выступают лексемы тематической группы "еда, потребление пищи" в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы". Объектом исследования является функциональная нагрузка данных языковых единиц в тексте. Функционирование пищевых образов в литературе представлено автором статьи в виде системы оппозиций «внешнее (бытийное) – внутреннее (психологическое)» и «статическое – динамическое». В результате предлагается выделять четыре функции: внешнюю статическую (пищевой образ как деталь обстановки), внешнюю динамическую (пищевой образ как сюжетообразующий элемент), внутреннюю статическую (пищевой образ как элемент характеристики персонажа), внутреннюю динамическую (пищевой образ, характеризующий динамику отношений между персонажами). Автор отмечает, что высказываемая в некоторых исследованиях мысль о «малофункциональности» гастрономических образов в художественном тексте, по-видимому, может свидетельствовать лишь о недостаточной изученности этого обширного материала. Еда как литературный образ, а равно и мотив потребления пищи, присутствуя в литературном тексте, обязательно несут смысловую нагрузку. В романе «Господа Головлёвы» слова с «пищевой» семантикой служат для формирования как внешней, бытийной стороны повествования, так и внутренних, психологических аспектов. Образы продуктов питания и мотив потребления пищи в меньшей степени являются характерологическими (раскрывающими характер персонажа) и гораздо чаще используются с целью продемонстрировать существующие между героями отношения.
Язык
Камагина И.В. - О структуре простого эллиптического предложения c. 97-105

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34225

Аннотация: Статья посвящена исследованию компонентной структуры простого эллиптического предложения. В ней рассматриваются основные теоретические положения, касающиеся структуры данных единиц, а также выдвигается гипотеза, претендующая на раскрытие формулы простого эллиптического предложения, которая заключается в понятии о трехкомпонентности данных конструкций при различном материальном выражении составных элементов предложения. Понятие «трехкомпонентность эллиптической конструкции» предполагает наличие трех составляющих, некоторые из которых продолжают «действовать при отсутствии»: это субъект, эллиптированный глагольный компонент и распространитель глагольного компонента.Материалом исследования послужили простые эллиптические предложения романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения. Во-первых, простое эллиптическое предложение – это конструкции со всеми признаками полноценного предложения как в плане семантики, так и в плане структуры. Их особенность состоит в элиминации предиката, который также является одним из структурных составляющих рассматриваемых синтаксических единиц. Во-вторых, структурной формулой любого эллиптического предложения является наличие трех компонентов, которые могут быть как материально выраженными, так и материально не выраженными.Данное исследование может способствовать раскрытию феномена простых эллиптических предложений как предложений с более емким семантическим наполнением, чем конструкции с вербализованным предикатом, а также более детальному изучению шолоховского синтаксиса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"