Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue 03/2016
Contents of Issue 03/2016
Discourse
Yur'eva E.V. - The manipulation and the conditions of effectiveness of social advertising discourse pp. 1-5

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19681

Abstract: The primary purpose of the advertising message and slogan of social advertising in particular is the influence of the addresser to the addressee of the message. The impact effect is a consequence of the linguistic action. The advertising slogan may have certain features of manipulative discourse. The addresser manipulates the consciousness of the addressee, implicit introducing in the psyche of his destinators opinions, attitudes, determine purposes.The manipulative acts is the acts with the implicit illocutionary purpose. The article analyzes the reasons of the use of indirect speech acts as the most frequently used in the slogans of social advertising.
Controversy
Krinitsyn A.B. - On specificity of plot action in the novels of Dostoevskys Pentateuch: within the context of literary influence of the pulp novel. pp. 6-15

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.20054

Abstract: The article attempts to describe the particularities of eventfulness in Dostoevsky’s Pentateuch novels, comparing them with the French ‘pulp novel’ of action, whose genre traditions are extensively exploited by the Russian author.In Dostoevsky studies it has become common to state that Dostoevsky’s novels are saturated with events and are characterized by extreme eventfulness. In fact, the impression is a result of application of certain artistic devises, such as intensification of action expectation. At closer consideration we see that in the novel’s depicted time dramatic dialogues definitely prevail over action.The ‘pulp’ genre substratum of the Pentateuch novels is introduced via motives, mostly in the form of the characters’ background, whereas Dostoevsky’s novels reveal absolutely different architectonics that has nothing to do with a mere synthesis of ‘pulp’ and ‘philosophical’ components, as L. Grossman assumed. In preparatory materials to Dostoevsky’s novels we see a great number of dramatically evolving plots, typical of adventure novel. Since their number is substantially reduced in the final text of Dostoevsky’s novels, we may conclude, that the influence of ‘pulp’ novel being strong, the ‘adventure’ plot proper remains beyond the confines of what is actually depicted in the novel.
Comparative-historical studies of literature
Sharapova D.D., Krinitsyn A.B. - The Synthesis of the Gothic and 'Light Novel' Influence on Fedor Dostoevsky's Writing pp. 16-25

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.20186

Abstract: In this article the authors speak about elements of the Gothic and light literature in Dostoevsky's novels as well as synthesis of those. According to the authors, the Gothic literature had a double influence on Dostoevsky's novels. There were the direct influence of the writers belonging to the aforesaid literary school and indirect influence of the light literature which was also influenced by Gothic novels. The authors of the article define the features proving the influence of the Gothic literature on Dostoevsky's writing such as the themes of the castle, ghost, vampire, demon, devil, Gothic villain, etc. reflected in Fedor Dostoevsky's five books as well as the influence of the features of light literature such as characters and heroes typical for that kind of literature (poor aristrocrat, 'fallen' yet pure-hearted woman, poor family). In their analysis the authors have used the methods of comparative-historical and compartive-typological literary studies. They have found the points where the influence of those two genres met based on the examples of such characters as Svidrigailov and Stavrogin who had both the features of the Gothic villain and 'light novel' aristocrat. Noteworhy that Stavrogin also resembles a vampire both by his appearance and behavior which is one of the forms of demon. The authors also describe the features of the ghost motif which, despite its Gothic origin, is closer to the ghost from the light novel. Another example is the motif of demon reflected in the image of Devil (The Brothers Karamazov) which again has the features of both a Gothic demon and Devil from Frederic Soulie's novel 'Memoirs of the Devil'. 
Eternal symbols
Vodyasova L.P. - Metaphorical modeling of conceptual dyad LIFE and DEATH in the erzya language pp. 26-35

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.20265

Abstract: The subjects of analysis in the article are the concepts LIFE and DEATH, which represent a problem of the self-consciousness and its place in the society. They constitute the conceptual dyad, because they relate, compare, evaluate in the language consciousness, constantly. This is the most ancient, the basic unit of a language picture of the world. The aim of employment is to describe their metaphorical modeling material of one of the Finno-Ugric languages the Erzya language. The research of problems we were determined as follows: 1) to identify the key words-representants concepts of life and death; 2) among the selected token to identify those who have a metaphorical meaning; 3) to set the context, revealing the metaphorical concepts. The theoretical and methodological basis of the study was the work on cognitive linguistics by A. Wierzbicka, S. G. Vorkachev, E. A. Cypanov and others. The main method was defined descriptive. It is used to study the content side of the lexemes-represetants and their functioning in certain contexts. The material for analysis served as precedent and literary texts. Based on the research we came to the conclusion that the conceptual dyad has universal and specific symptoms that are caused by language and cultural traditions of the Mordovian people, the specifics of his thinking, principles of coding information. Theoretical and practical significance of the work is to create preconditions for the further study of the problem of the relationship between language, thought and culture of the Finno-Ugric peoples, the development of cognitive areas in the Finno-Ugric linguistics, as proposed methodology concept study can be used to identify means of verbalization of concepts and of closely and far related other Finno-Ugric languages.
Semantics
Preobrazhenskaya A. - 'Not by Bread Alone': the Metaphor of 'Tasting the Book' in the Baroque Preaching pp. 36-43

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19773

Abstract: The article is devoted to the metaphor of 'tasting the book' based on the example of two compilations of selected preaching works written by the first poet laureate Simeon of Polotsk, 'Spiritual supper' (1681) and 'Spiritual dinner' (1683). The author defines specifics of the metaphor in old Russian religious literature and baroque literature of the second half of the XVIIth century. She also traces back the development of the metaphor and its use in the headings based on the Ukranian-Polish homiletic tradition as well as its lexical interpretation. The author analyzes the successive development of the metaphor's semantic components in poetic and prosaic prefaces to the aforesaid compilations. The research methods used by the authors include hermeneutical, cultural-historical, contextual, comparative-historical and comparative analysis. The main results of the research include description of the metaphor of tasting the book in Russian baroque literature of the pre-Peter period based on the example of preaching works written by the first poet laureate Simeon of Polotsk. The authors also offer a detailed analysis of the metaphor's semantic components and lexical meaning of these components in terms of the Russian literary process during the second half of the XVIIth century. 
Aesthetics
Skvortsova E.L. - To the Problem of Contemporary State of the Japanese Culture pp. 44-59

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19572

Abstract: The specify of Japanese culture seen from the ground of the two eminent researches of the matter: T.P. Grigorieva and T. Sugiyama-Lebra (Japanese American) is considered in the article. Prof. Grigorieva argues that the Ultimate Truth in Japan had been perceived immediately, in an “aesthetic” way. It’s a kind of an experience of “Oneness” with the Nature, and deeper – with the Outer Space, born from “Nothingness” – the formless dimension of the Universe. She also argues, that cultural specific depends on often non-articulated “Weltanschauung” and behavioral forms. She assumes, that cultural foundation is something formless, unseen on the “Surface” of life, but existing in any epoch. It may be or may be not textually fixed, but is handed down from generation to generation on “alive”. Cultural behavior of contemporary Japanese is the subject of scientific analyses of prof. Sugiyama-Lebra. She assumes that the traditional socio-cultural order in Japan is under a kind of threat, due to rapid globalization. She finds fault with the destructive position of the widespread post-modern attitude to Culture. A clear view of the process of traditional cultural forms “dissolution”, makes her to conclude that any socio-cultural novelty becomes a kind of danger, unless it takes into account historically-approved forms of social activities.Method of research: the empirico-hermeneutic methodology was applied: i. l. the method of correct description and interpretation of original sources; dialectical methodology, principle of complementarity.For the first time in the history of local Japanese Studies the scientific views of the two eminent Contemporary researchers of the Japanese traditional Culture are analyzed in the article. Both Grigorieva and Sugiyama-Lebra substantiate the importance of preserving the traditional ties that make a socio-cultural order possible. Any kind of progress is possible until these ties are broken. But if we aim at “novelties at all costs”, progress may turn into a post-modern deconstruction not only of the concept “Culture”, but of the very culture itself, which means justification of immorality in practice. Culture cannot be inherited genetically; that’s why every new generation has to learn from the previous ones. Continuity is indispensable for culture. Globalization implying abolishing of ethnos as a quasi-organic entity inclines to a destruction of Culture, the embodiment of Specific features of human activity. It implies rapid “moral obsolescence” of all generations, preceding today’s youth. Nevertheless, the both scientists argue, that traditional habits of work and practical skills make the role of elder teachers urgent.
Carnavalization
Faritov V.T. - Elements of folk-laughter culture of in "Thus Spoke Zarathustra" by Friedrich Nietzsche (Nietzsche and Bakhtin) pp. 60-74

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19305

Abstract: The subject of the study of the present article are the philosophical aspects of folk culture of laughter as a source of conceptual and figurative content philosophical literature works. Object of research are elements of folk culture of laughter in his book "Thus Spake Zarathustra" Friedrich Nietzsche. The author, based on the conceptual development of MM Bakhtin analyzes the main features of philosophical ideas and poetics of the main work of the German thinker. The main attention is paid to the phenomena of laughter, the carnival attitude, buffoonery and body. The paper used to install and methodological principles of comparative literature and comparative philosophy. Used poststructuralist methods of work with texts. The main conclusion of the study is a thesis about the embeddedness of ideologically-shaped structure "Thus Spake Zarathustra" in the tradition of folk culture of laughter. Author substantiated the position of the accessories of the work of Nietzsche to genres carnivalized literature. The article reveals the connection of phenomena of laughter, carnival buffoonery and body with the ontological phenomenon of transgression.
Wordplay
Kreidlin G., Khesed L. - Hair as an Object of the Body Semiotic Conceptualization pp. 75-92

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.20016

Abstract: The subject of the research is the semiotic conceptualizatino of a somatic object 'hair' (on one's head) as a kind of bodily cover. According to the authors, semiotic conceptualization of hair involves a) analysis of the ideas on hair represented by Russian-speakers and representatives of Russian culture, in particular, their views on the role of hair in the formation of one's appearance and their aesthetic function, b) description of the main characteristics of hair, and c) peculiarities of how these features are expressed in the Russian language and Russian non-verbal code. The research method used by the author is the feature approach that implies sequential analysis and description of structural, physical and functional attributes of hair, the role of these attributes and the ways of their expression in communication. The authors of the article analyze the semantic structure of the word 'hair' and describes somatic signs and gestures that involve hair. Special attention is paid to the feature of the cultural symbolization of hair reflected in Russian proverbs. The scientific novelty of the research is caused both by the authors' selection of the research subject because it is the first research devoted to the object and word 'hair' in the sphere of linguistics and non-verbal semiotics and by the authors' application of a multi-modal approach that allows to define the relationship between signs of Russian verbal and non-verbal codes. The results of the research complete and clarify data of Russian explanatory and gesture dictionaries and the methodology used by the authors represents a universal model for further researches on semiotic conceptualization of body and physicality. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Litera
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 08-09-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Дискурс
Юрьева Е.В. - Манипуляция и условия эффективности дискурса социальной рекламы c. 1-5

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19681

Аннотация: Актуальность темы определяется необходимостью исследования дискурса социальной рекламы, которая представляет собой колоссальный массив культуры современного общества, принимает участие в становлении информационной среды отдельного человека и общества в целом. В настоящее время наблюдается беспрецедентное влияние социальной рекламы на все сферы жизни человека, она интегрируется с искусством, политикой, экономикой, наукой.Современные направления изучения лингвистики текста, скоординированы на анализе языковых способов передачи информации, поиске эксплицитных и имплицитных средств создания и передачи текстов, которые имеют особую прагматическую направленность и обеспечивают общение в сфере массовой коммуникации. К ним, безусловно, относится слоган социальной рекламы. Цель данного исследования – рассмотреть слоган социальной рекламы как инструмент и средство влияния адресанта на адресата. Рекламный слоган может иметь некоторые черты манипулятивного дискурса. Адресант манипулирует сознанием адресата, скрыто внедряя в психику своего дестинатора мнения, установки, определённые цели. В качестве манипулятивных нами рассматриваются речевые акты с завуалированной иллокуцией. В статье проанализированы причины использования непрямых речевых актов как наиболее часто употребляемых в слоганах социальной рекламы. Научная новизна заключается в том, что в исследовании впервые (при помощи межкатегориального подхода) определяется универсальность имплицитного характера слогана социальной рекламы.
Полемика
Криницын А.Б. - О специфике сюжетного действия в романах «пятикнижия» Ф.М. Достоевского: к проблеме влияния «бульварного» романа. c. 6-15

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.20054

Аннотация: В статье делается попытка описать характер событийности в романах «пятикнижия» Достоевского, при сравнении их с французским остросюжетным «бульварным» романом, жанровые традиции которого активно эксплуатировались писателем. Общим местом в науке о Достоевском является констатация насыщенности и даже перенасыщенности его романов действием. На самом деле видимость событийности создается благодаря приемам интенсификации их ожидания. При ближайшем рассмотрении, в актуальном романном времени у Достоевского очевидно подавляющее преобладание драматических диалогов над активным действием. Применяются сравнительно-исторический, структурно-типологический, жанрово-исторический методы исследования. Автор вступает в полемику с исследованиями Л.П. Гроссмана и М.М. Бахтина Основными выводами проведенного исследования являются следующие: Бульварная жанровая подоснова романов «пятикнижия» задана лишь на уровне мотивов, главным образом в предысториях героев, сами же романы Достоевского имеют совершенно иную архитектонику, не сводимую к синтезу «бульварной» и «философской» составляющих. Получается, что, при сильном влиянии авантюрного романа, сам авантюрный сюжет остается у Достоевского за пределами собственно романного изображения.
Сравнительно-историческое литературоведение
Шарапова Д.Д., Криницын А.Б. - Синтез готического и бульварного влияния на творчество Ф.М. Достоевского c. 16-25

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.20186

Аннотация: В статье говорится о наличии в романах Достоевского влияния жанров бульварного и готического романа, а также о синтезе этих влияний. Выявляется, что влияние готического романа на творчество Достоевского является двойным — прямым, через писателей данного направления, и пропущенным через призму бульварного романа, также подверженного влиянию готики. Выделяются черты влияния готической литературы, такие как мотивы замка, призрака, вампира, демона, дьявола (чёрта), готического злодея, нашедшие свое отражение в пятикниижии Ф.М. Достоевского, а также черты влияния бульварного романа, такие как система персонажей, характерная для этого вида литературы, с присущими ему героями (типы богатого аристократа; падшей, но чистой душой женщины; бедного семейства). При анализе в рамках заявленной темы в работе используются методы сравнительно-исторического и сравнительно-типологического литературоведения. Находятся точки соприкосновения влияний этих двух жанров в персонажах Свидригайлова и Ставрогина, несущих в себе черты как готического злодея, так и бульварного аристократа, причем Ставрогин в своей внешности и поведении имеет еще и черты вампира, что является одной из рвазновидностей мотива демона. Также мы выделяем мотивы призрака, который, несмотря на свое готическое происхождение, больше близок призраку из бульварного романа, и мотив дьявола, нашедший свое отражение в образе Чёрта («Братья Карамазовы») и имеющий черты как готического демона, так и Дьявола из романа Ф. Сулье «Мемуары дьявола».
Вечные образы
Водясова Л.П. - Метафорическое моделирование концептуальной диады ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ в эрзянском языке c. 26-35

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.20265

Аннотация: Предметом анализа в статье являются концепты ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ, репрезентирующие проблему самосознания личности и ее места в обществе. Они составляют концептуальную диаду, т.к. в языковом сознании постоянно соотносятся, сравниваются, оцениваются. Это наиболее древние, базисные единицы языковой картины мира. Цель работы – описание их метафорического моделирования на материале одного из финно-угорских языков – эрзянского. Задачи исследования нами были определены следующим образом: 1) выявить ключевые слова-репрезентанты концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ; 2) среди выделенных лексем определить те, которые обладают метафорическими значениями; 3) установить контексты, раскрывающие метафоричность концептов. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы по когнитивной лингвистике А. Вежбицкой, С.Г. Воркачева, Е.А. Цыпанова и др. В качестве основного метода был определен описательный. Он применяется для исследования содержательной стороны лексем-репрезентаторов и их функционировании в определенных контекстах. Материалом для анализа послужили прецедентные и художественные тексты. На основе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что рассматриваемая концептуальная диада имеет универсальные и специфические признаки, которые обусловлены языковой и культурной традициями мордовского народа, спецификой его мышления, принципами кодирования информации. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в создании предпосылок для дальнейшего изучения проблемы взаимоотношения языка, мышления и культуры финно-угорских народов, развитие когнитивного направления в финно-угорском языкознании, т.к. предлагаемая методика исследования концептов может быть использована для выявления средств вербализации концептов и в других близко- и дальнеродственных финно-угорских языках.
Семантика
Преображенская А.А. - «Не хлебом единым»: метафора «вкушения книги» в барочной проповеди c. 36-43

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19773

Аннотация: В статье рассматривается метафора вкушения книги на примере двух проповеднических сборников первого придворного поэта Симеона Полоцкого - "Обеда душевного" (1681) и "Вечере душевной" (1683). Выявляется специфика функционирования метафоры в древнерусской церковно-учительной литературе и в барочной литературе второй половины XVII века. Прослеживается становление метафоры, ее использование в заглавиях в украино-польской гомилетической традиции и лексическое наполнение. Анализируется последовательное разворачивание автором семантических компонентов метафоры в стихотворном и прозаическом предисловиях к сборникам. Методами исследования, использованными в данной работе, являются герменевтический, культурно-исторический, контекстуальный, сравнительно-исторический и сопоставительный методы. Основными итогами исследования является описание функционирование метафоры вкушения книги в русской барочной литературе допетровского времени на примере проповеднических сборников первого придворного поэта Симеона Полоцкого. Предлагается подробный анализ семантических компонентов метафоры и ее лексического наполнения в контексте русского литературного процесса второй половины XVII века.
Эстетика
Скворцова Е.Л. - К вопросу об особенностях современного развития японской культуры c. 44-59

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19572

Аннотация: В статье рассматривается специфика японской культуры, изложенная в работах отечественного японоведа Т.П. Григорьевой и американской исследовательницы японского происхождения Т. Сугиямы-Лебра. Григорьева утверждает, что истина постигается в японской культуре эстетически – эмоционально, чувственно. Это переживание единения с Природой, некая амальгама чувств художника и мирового континуума, и через неё – единение с космосом, который, в свою очередь, есть порождение “Небытия” – бесформенного измерения мира. Специфика культурных форм определяется зачастую нигде не фиксированными мировоззренческими основаниями. В мировоззренческих основаниях культур, отмечает Григорьева, главным считаются не лежащие на поверхности некие овеществлённые формы, а нечто повторяющееся из века в век, из эпохи в эпоху, что может текстуально оформляться, а может и не оформляться, но передаётся по живой цепочке поколений – от учителя к ученику. Поведение современных японцев – главный предмет социокультурных и социологических исследований профессора Сугиямы-Лебра Такиэ. Оценивая современное состояние японского общества, не избежавшего влияния глобалистских веяний, Сугияма видит в глобализации угрозу национальному социокультурному порядку. Учёный критикует разрушительное действие постмодернизма, получающего всё большее распространение во всём мире. Изучение традиционного уровня культуры позволяет Сугияме сделать вывод, что любые культурные новации возможны только с учётом традиционных форм. Автором использован эмпирико-герменевтический метод, т.е. метод корректного описания и толкования конкретных источников, а также диалектический метод в сочетании с принципом комплементарности. В статье впервые в истории отечественного японоведения проанализированы взгляды Т.П. Григорьевой и Т. Сугиямы-Лебра – двух наиболее значительных исследовательниц японской культуры. Они показывают важность сохранения традиционных связей в культуре, которые создают “срединный уровень”, способствующий сохранению социального порядка. Только на основании такого уровня возможен подлинный прогресс. Но если целью развития становится достижение “новизны во что бы то ни стало”, прогресс выливается на теоретическом уровне в постмодернистскую деконструкцию понятия “культура”, а на практике – оправдание аморализма и различных извращений в искусстве. Культура не передаётся генетически, поэтому каждому входящему в жизнь поколению, чтобы полноценно продолжить её жизнь, крайне необходимы Учителя-наставники из предыдущего поколения. Любой культуре обязательно нужна преемственность. Глобализация, с её отрицанием этноса как квазиорганической сущности, склоняется к тотальной деструкции культуры, воплощающей совокупность специфических черт человеческой деятельности. На практике она провозглашает быстрое “моральное устаревание” всех поколений, предшествующих сегодняшней молодёжи, тем самым делая ненужными функции учителей, передающих традиционные культурные навыки.
Карнавализация
Фаритов В.Т. - Элементы народно-смеховой культуры в "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше (Ницше и Бахтин) c. 60-74

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19305

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи являются философские аспекты народно-смеховой культуры как источника концептуального и образного содержания произведений философской литературы. Объектом исследования являются элементы народно-смеховой культуры в книге "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше. Автор, опираясь на концептуальные разработки М.М. Бахтина, осуществляет анализ основных философских идей и особенностей поэтики главной работы немецкого мыслителя. Основное внимание в статье уделяется феноменам смеха, карнавального мироощущения, шутовства и тела. В статье применяются методологические установки и принципы сравнительного литературоведения и философской компаративистики. Используются постструктуралистские методы работы с текстами. Основным выводом проведенного исследования является тезис об укорененности идейно-образной структуры "Так говорил Заратустра" в традициях народно-смеховой культуры. Автор обосновал положение о принадлежности данного произведения Ницше к жанрам карнавализованной литературы. В статье раскрыта связь феноменов смеха, карнавала, шутовства и тела с онтологическим феноменом трансгрессии.
Литературный ряд
Крейдлин Г.Е., Хесед Л.А. - Волосы как объект семиотической концептуализации тела c. 75-92

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.20016

Аннотация: Предметом исследования является семиотическая концептуализация соматического объекта «волосы (на голове человека)», относящегося к классу телесных покровов. Построение семиотической концептуализации волос предполагает: (а) анализ представлений носителей бытового русского языка и русской культуры о волосах, в частности, об их роли в формировании внешнего облика человека и об их эстетической функции, (б) описание основных характеристик волос, а также (в) изучение особенностей выражения этих характеристик в русском естественном языке и русском невербальном коде. Методом исследования является признаковый подход, суть которого состоит в последовательном выделении и описании структурных, физических и функциональных признаков волос, значений этих признаков и способов их отражения в коммуникации. В статье проводится анализ семантической структуры слова «волосы», описываются жестовые соматизмы и собственно жесты с участием волос. Особое внимание уделяется признаку культурной символизации волос, находящему отражение в текстах русских паремий. Научная новизна исследования обусловлена как собственно его предметом – это первая работа в области лингвистики и невербальной семиотики, всецело посвящённая объекту и слову «волосы», – так и применением мультимодального подхода, который позволяет определить соотношения между знаками русских вербального и невербального кодов. Результаты исследования дополняют и уточняют данные русских объяснительных и жестовых словарей, а используемая методология представляет собой универсальную модель для последующих работ, посвящённых построению семиотической концептуализации тела и телесности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"