по
Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue є 04/2015
Contents of Issue є 04/2015
Interpretation
Vorobei I. - The Concept of Lied (Song) in Rainer Maria Rilker's 'The Book of Hours' pp. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18201

Abstract: Object of research of this article is language representation and interpretation of a poetic concept of "Lied" ("Song") in a cycle "The Book of hours" of the Austrian poet of the 20th century Ranier of Maria Rilke. Two types of language realization of a poetic concept in the text are considered by the author and methods of research of a poetic concept taking into account processes of dispersion and crystallization of sense are offered. The main contents of article are devoted to interpretation of the studied concept. Lexical and semantic structures of a concept are analysed, interrelations with other concepts of the cycle "Book of hours" are established. For research of a poetic concept the author offers the germenevtiko-linguistic method based on a combination of a method of text analysis of R. Bart, a method of predicate nests and a method of a hermeneutical circle. Novelty of research is that this work meets a lack in researches of poetic concepts in R. M. Rilke's creativity. Now the analysis and interpretation of poetic concepts isn't made yet and the complete kontseptosfera of the poetic world of the cycle "Book of hours" isn't simulated. Novelty of research consists also in the new technique of the analysis of the poetic text combining linguistic and hermeneutical methods.
Linguistics
Vodyasova L.P. - Metaphorical Modeling of the Concept of Religion in Alexander Doronin's Novel УThe Shadow of the BellsФ pp. 9-20

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18227

Abstract: The subject of analysis is the concept of religion which represents the problem of man's self-consciousness and his place in society. This is one of the most important concepts in the linguistic world-view of almost any nation because, in spite of the general level of religiosity, people practice different kinds of confessions. It is also one of the most complex concepts due to its contradictory nature and theological orientation because not only representatives of different linguistic communities, but also bearers of the same culture who follow different confessions, for example, may have different attributes of the aforesaid concept. Due to the enormous differential field of the concept, the article considers the representation of the concept “religion” basing on the novel by A.M. Doronin “The Shadow of the bells”. Research objectives: 1) to define of lexical units Corps-religionims, used by the author for the category of sacred objects, and classify them by thematic groups; 2) to selected of among lexical units to identify those with metaphoric values; 3) to installe of contexts, that reveal the nature of metaphorical concept. As a method of research was defined based on the descriptive observation of religionims and their functioning in certain contexts. Based on our investigation we concluded that, A.M. Doronin embodies the Orthodox world-view. The basic concept is getting the concept of "religion", which feature is its metaphorical notion that finds its linguistic confirmation text works. A characteristic feature of the language of the work is the presence of a large number of religionyms associated with the people’s life (rituals, prayer, fasting, religious holidays). Among the most significant substantive components of concept 10 contexts. They contain emotional, aesthetic and artistic elements, are a testament to the metaphorical concept, its contents can be stated as an objective individual and collective spiritual relationship of God and man, based on faith in God and man worship him. 
Folklore
Tinyakova E.A. - Where to Look for the Image of Hero (the Focus on National Features in the Russian Traditional Culture) pp. 21-49

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.17680

Abstract: Object of research is the concept "heroism" as philosophical and historical, in the basic, against welfare transformations of the 20th and 21st centuries in Russia. Reasonings proceed from a dichotomy: death and celebration of life. An object of research is the historical road of heroism in the Russian national history. The author asks a question how to use the concept "heroism" of education. An object of research are the secular and religious forms of imprinting of courage and courage, the word and phrase of Russian conveying and settling meaning of heroism. In research the historical and chronicle method, literary and art, ethnic, social and political, and also religious and secular approaches was used. In research has been applied auxiliary historical дисциплина−фалеристика. The main conclusions of the conducted research is allocation of a timeless component in concept of heroism, generally in religious approach which is less inclined to historical variability of views and opinions. In article the attention to transformation of interpretation of historical maintenance of feats through history is also paid. The author's conclusion is actual that in a modern social situation of Russia the concept "heroism" seeks to take the place of worthy social value. Modern line of this concept − tendency to life, but not aspiration to death is noted. 
Intertextuality
Alefirenko N.F. - The 'Language' and 'Text' of Culture pp. 50-58

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18245

Abstract: The author differentiates between the concepts "communication" and "communication". Communication is least of all only process of exchange of information. It is about subject - a subject vzvaimodeystviye when agents of communication enter responsible and substantial dialogue. Any communicative act assumes existence of feedback, intelligent reaction to the message. From the point of view of the diskursivny theory, communication and communication represent two levels of communicative processes in culture which component is the kognition – intellectual and emotional development of the world. The discourse is one of "the possible worlds" of polysyllabic structure. The author addresses various aspects of the linguistic theory. He uses also hermeneutical equipment which allows to get into sense depths. Novelty of approach consists in cultivation of similar linguistic concepts and identification of deep sense of communication. The substantial party of communicative process is made by interpretation of deep and invisible associative and semantic communications between signs of primary oznachivaniye. In article diskursivno-thought processes of ethnocultural character have special value.Article has been published in the Collection of reports of the I International scientific conference of the Russian new university "the Text: perception, information, interpretation" (Moscow, May 27-28, 2002).
Author's view
Gershenzon M.O. - The Teaching About the Business of Life (Nikolai Gogol) pp. 59-73

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18248

Abstract: The famous Russian philosopher M. O. Gershenzon considers the sincere drama of Gogol, but rejects the point of view which has developed in literature on the conflict of the writer with V. G. Belinsky. According to Gershenzon, in domestic literature there is no other work, except "The chosen places from correspondence with friends" in which so completely and selflessly the subject of noble service to society would sound. As well as Belinsky, Gogol, according to the author, professed exclusive public idealismAt the same time in article there is no aspiration to eliminate disagreements between the writer and the critic. Gogol's views have grown from his special art talent. The outlook of the writer had, according to the philosopher, two poles: unshakable conservatism in the attitude towards all material reality and the most courageous radicalism in the attitude towards human spirit. In article feature of the internal conflict of Gogol is approved. Having strong art talent, he constantly worked. In him paradoxically ardent pensiveness and a sober practicality was combined. Views of the writer were utopian. But in it and strength of his art genius.Novelty of article consists in attempt to eliminate an unfair assessment of creativity of Gogol who as if has betrayed liberating ideals. Estimating Gogol's creativity, the philosopher doesn't try to smooth internal contradictions of the writer. But Gershenzon in own way sees a being of the public conflict which was reflected in his creativity.
Linguistics
Fazlyeva Z.K. - Interlanguage Phraseological Correspondences (The Case Study of the English and Turkish Languages) pp. 74-82

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18018

Abstract: In this article phraseological units of the subject "family" in the English and Turkish languages are chosen as an object of research. Phraseological units of this subject make considerable group in phraseological funds of both languages and are one of the brightest and figurative. It is necessary to find such equivalent units on the basis of which it is possible to create communicatively equivalent statements in two languages and which are found only during theoretical research by comparison of originals to their translations in process of conversion of phraseological units. In this article by comparison of phraseological units of the English and Turkish languages we consider the following types of the interlingual relations: full equivalents, partial equivalents. Works of the famous domestic linguists have formed methodological base of this article. In this research the comparative and typological method, a method of phraseological identification, a kontrastivny method, a method of the transformational analysis are applied. Results of comparative studying of FE promote identification of the common and peculiar features of their structural models, identification of the facts of influence of system of one language on another, and also to detection of regularities of the translation of FE from one language on another. Full interlingual equivalents are presented by a small amount of phraseological units in both languages and only substantive FE with structures of Adj + to N, N + N. The phraseological units differing with the structural organization, but having the general figurative basis act as partial equivalents.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Litera
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 04, 2015
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 11-03-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2015
Интерпретация
Воробей И.А. - Концепт "Lied" ("Песня") в "Часослове" Р.М. Рильке c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18201

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является языковая репрезентация и интерпретация поэтического концепта "Lied" ("Песня") в цикле "Часослов"австрийского поэта 20 века Райнера Марии Рильке . Автором рассматриваются два типа языковой реализации поэтического концепта в тексте и предлагаются методы исследования поэтического концепта с учётом процессов рассеяния и кристаллизации смысла. Основное содержание статьи посвящено интерпретации исследуемого концепта. Проанализированы лексическая и смысловая структуры концепта, установлены взаимосвязи с другими концептами цикла "Часослов". Для исследования поэтического концепта автор предлагает герменевтико-лингвистический метод, основанный на сочетании метода текстового анализа Р. Барта, метода предикатных гнёзд и метода герменевтического круга. Новизна исследования заключается в том, что данная работа восполняет пробел в исследованиях поэтических концептов в творчестве Р.М. Рильке. В настоящее время еще не произведен анализ и интерпретация поэтических концептов и не смоделирована целостная концептосфера поэтического мира цикла "Часослов". Новизна исследования заключается также в новой методике анализа поэтического текста, сочетающей в себе лингвистические и герменевтические методы.
Лингвистика
Водясова Л.П. - Метафорическое моделирование концепта «религия» в романе А. М. Доронина «Баягань сулейть» («Тени колоколов») c. 9-20

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18227

Аннотация: Предметом анализа в статье является концепт «религия», репрезентирующий проблему самосознания личности и ее места в обществе. Это один из наиболее значимых концептов в языковой картине мира практически любого народа, так как, несмотря на степень нашей религиозности, мы все относимся к каким-либо конфессиям. Он является одним из самых сложных в силу своей неоднозначности и теологической ориентированности, так как его признаки могут быть различными не только у представителей разных языковых сообществ, но и у носителей одной культуры, принадлежащих, например, к разным конфессиям. Ввиду огромного референциального поля концепта, мы решили рассмотреть его представление локально, на материале одного конкретного произведения – романа Народного писателя Мордовии Александра Макаровича Доронина «Баягань сулейть» («Тени колоколов»). Задачи исследования нами были определены следующим образом: 1) выявить корпус лексических единиц – религионимов, используемых автором для номинации сакральных объектов, и классифицировать их по тематическим группам; 2) среди выделенных лексических единиц определить те, которые обладают метафорическими значениями; 3) установить контексты, раскрывающие метафоричность концепта. В качестве метода исследования был определен описательный, основанный на наблюдениях за религионимами и их функционировании в определенных контекстах. На основе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, А. М. Доронин воплотил православную в своей основе картину мира. Основным концептом становится концепт «религия», особенностью которого является ее метафорическое представление, что находит свое языковое подтверждение в тексте произведения. Писатель использует большое количество религионимов – лексем, связанных с ежедневной религиозной жизнью людей представленного в романе исторического периода. Среди наиболее значимых содержательных составляющих концепта десять контекстов. Они содержат эмоциональный, эстетический и художественный элементы и являются свидетельством метафоричности концепта, содержание которого можно сформулировать как объективную индивидуальную и коллективную духовную связь Бога и человека, основанную на вере человека в Бога и поклонении ему.
Фольклор
Тинякова Е.А. - Как искать образ героя (с ориентацией на национальные черты в русской народной традиционной культуре) c. 21-49

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.17680

Аннотация: Объектом исследования является понятие «героизм» как философское и историческое, в оcновном, на фоне социально-культурных трансформаций XX и XXI веков в России. Рассуждения исходят из дихотомии: гибель и торжество жизни. Предметом исследования является историческая дорога героизма в российской отечественной истории. Автор задается вопросом, как использовать понятие «героизм» в воспитании. Предметом исследования являются светские и религиозные формы запечатления мужества и отваги, слова и фразы русского языка, передающие и исчерпывающие смысл героизма. В исследовании использовался историко-хроникальный метод, литературно-художественный, этнический, общественно-политический, а также религиозный и светский подходы. В исследовании была применена вспомогательная историческая дисциплина−фалеристика. Основными выводами проведенного исследования является выделение вневременного компонента в понятии героизма, в основном в религиозном подходе, который менее склонен к исторической изменчивости взглядов и мнений. В статье также обращено внимание на трансформацию интерпретации исторического содержания подвигов через историю. Актуален вывод автора, что в современной социальной обстановке России понятие «героизм» стремится занять место достойной социальной ценности. Отмечена современная черта этого понятия − устремленность к жизни, а не стремление к гибели.
Интертекстуальность
Алефиренко Н.Ф. - «Язык» и «текст» культуры c. 50-58

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18245

Аннотация: Автор проводит различие между понятиями «коммуникация» и «общение». Коммуникация – это менее всего лишь процесс обмена информацией. Речь идёт о субъект-субъектном взваимодействии, когда агенты общения вступают в ответственный и содержательный диалог. Любой коммуникативный акт предполагает наличие обратной связи, осмысленной реакции на сообщение. С точки зрения дискурсивной теории, общение и коммуникация представляют собой два уровня коммуникативных процессов в культуре, составной частью которой является когниция – интеллектуально-эмоциональное освоение мира. Дискурс – это один из «возможных миров» многосложной структуры. Автор обращается к различным аспектам лингвистической теории. Он использует также герменевтическую технику, которая позволяет проникнуть в глубины смысла. Новизна подхода состоит в разведении сходных лингвистических понятий и выявлении глубинного смысла коммуникации. Содержательную сторону коммуникативного процесса составляет расшифровка глубинных и невидимых ассоциативно-смысловых связей между знаками первичного означивания. Особое значение в статье имеют дискурсивно-мыслительные процессы этнокультурного характера.Статья была опубликована в Сборнике докладов I Международной научной конференции Российского нового университета «Текст: восприятие, информация, интерпретация» (Москва, 27-28 мая 2002 г.).
Автор и его позиция
Гершензон М.О. - Учение о жизненном деле (Н.В. Гоголь) c. 59-73

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18248

Аннотация: Известный русский философ М.О. Гершензон рассматривает душевную драму Гоголя, но отвергает сложившуюся в литературе точку зрения о конфликте писателя с В.Г. Белинским. По мнению Гершензона, в отечественной литературе нет другого произведения, кроме «Выбранных мест из переписки с друзьями», в котором так целостно и беззаветно звучала бы тема благородного служения обществу. Как и Белинский, Гоголь, по мнению автора, исповедовал исключительный общественный идеализмВместе с тем в статье нет стремления устранить разногласия между писателем и критиком. Взгляды Гоголя выросли из особенного его художественного дарования. Мировоззрение писателя имело, по словам философа, два полюса: непоколебимый консерватизм в отношении ко всей материальной действительности и самый смелый радикализм в отношении к человеческому духу. В статье утверждается особенность внутреннего конфликта Гоголя. Обладая сильным художественным талантом, он неустанно трудился. В нём парадоксальным образом сочеталась пламенная мечтательность и сама трезвая практичность. Взгляды писателя были утопичны. Но в этом и сила его художественного гения.Новизна статьи заключается в попытке устранить несправедливую оценку творчества Гоголя, который будто бы предал освободительные идеалы. Оценивая творчество Гоголя, философ не пытается сгладить внутренние противоречия писателя. Но Гершензон по-своему видит существо общественного конфликта, который отразился в его творчестве.
Языкознание
Фазлыева З.Х. - Межъязыковые фразеологические соответствия (на примере английского и турецкого языков) c. 74-82

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.18018

Аннотация: В данной статье предметом исследования выбраны фразеологические единицы темы «семья» в английском и турецком языках. Фразеологизмы этой тематики составляют значительную группу во фразеологических фондах обоих языков и являются одними из самых ярких и образных. В процессе перевода фразеологизмов нужно найти такие эквивалентные единицы, на основе которых можно создать коммуникативно равноценные высказывания в двух языках и которые обнаруживаются лишь в ходе теоретического исследования при сопоставлении оригиналов с их переводами.В данной статье при сопоставлении фразеологических единиц английского и турецкого языков мы рассматриваем следующие виды межъязыковых отношений: полные эквиваленты, частичные эквиваленты. Методологической базой данной статьи послужили работы известных отечественных языковедов. В данном исследовании применяются сравнительно-типологический метод, метод фразеологической идентификации, контрастивный метод, метод трансформационного анализа. Результаты сопоставительного изучения ФЕ способствуют выявлению общих и специфических черт их структурных моделей, выявлению фактов влияния системы одного языка на другой, а также выявлению закономерностей перевода ФЕ с одного языка на другой. Полные межъязыковые эквиваленты представлены небольшим количеством фразеологических единиц в обоих языках и только субстантивные ФЕ со структурами Adj + N, N + N. Частичными эквивалентами выступают фразеологизмы, различающиеся структурной организацией, но имеющие общую образную основу.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"