Электронный журнал Litera - №1 за 2015 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8698 - Издательство NotaBene
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 01, 2015
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 16-07-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Юхнова Ирина Сергеевна, доктор филологических наук, yuhnova1@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2015
Литературоведение
Фаритов В.Т. - Философские аспекты времени и пространства в творчестве А.С. Пушкина c. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.1.15098

Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются философские аспекты пространства и времени в поэзии А.С. Пушкина. На материале анализа отдельных стихотворений поэта автор эксплицирует направление динамики лирического хронотопа Пушкина. Выявляется связь художественного представления пространства и времени в пушкинской поэзии с фундаментальными проблемами метафизики. Проводится сопоставительный анализ лирического хронотопа Пушкина с хронотопами Ф.И. Тютчева и М. Волошина. Раскрывается близость поэтического миросезерцания Пушкина с философскими идеями Ф. Ницше. В статье используются методы сравнительного литературоведения и методологические установки метафизики русской литературы. Частично используются принципы герменевтики и деконструктивизма. Основным результатом исследования является выявление двух типов художественной организации пространства и времени в поэзии Пушкина и экспликация их философских аспектов. Показано, что лирический хронотоп Пушкина тяготеет к выходу за пределы классических метафизических оппозиций в направлении предвосхищения концептуальных разработок неклассической философии.
Вечные образы
Гуревич П.С. - Три взгляда на пушкинскую трагедию c. 31-52

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.1.15775

Аннотация: Статья посвящена трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в трактовках известных русских философов – С. Булгакова, Г. Мейера, И. Ильина. Примечательно, что русские мыслители нередко обращались к искусству. Их философские опыты в области литературы весьма значимы. В данном случае сопоставляются три взгляда на трагедию Пушкина: каждый из философов предлагает свой вариант главного конфликта, который лежит в основе этого сочинения. Так, С. Булгаков считает, что основное содержание трагедии сопряжено с драматургией дружбы. Оценивая это состояние как духовное, связанное с любовью, он считает, что трагический смысл произведения в предательстве дружбы со стороны Сальери. Иное прочтение трагедии предлагает Г. Мейер. Во главу угла он ставит фигуру чёрного человека, который заказал композитору реквием. Здесь, по мнению философа, главный конфликт трагедии. Он заключается в том, что Сальери действует в полном согласии с ангелом смерти. Тема убийства, таким образом, обретает дополнительные коннотации. Наконец, И. Ильин усматривает зерно трагедии в конфликте гениальности и злодейства. Вокруг этой темы и строится его анализа произведения Пушкина. В статье использованы понятия эстетики, которые позволяют рассмотреть особенности трагедии как жанра. Вместе с тем автор использует и компаративистский метод, помогающий выявить общее и отличное в трактовках трагедии русскими философами. В статье впервые сопоставляются три взгляда на трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Каждый из этих подходов к содержанию сочинения позволяет по-новому осмыслить основной конфликт трагедии. В статье даётся критическая оценка версии, согласно которой суть трагедии в предательстве дружбы. При такой трактовке Пушкину было не обязательно брать сюжет из музыкальной практики. Кроме того, данный взгляд оставляет в стороне другие жизненно важные проблемы, поставленные трагедией – является ли искусство ремеслом, совместимы ли гений и злодейство и т.д. Разумеется, анализируемые статьи не претендовали на целостный и полный анализ трагедии. Однако взятые вместе, они дают развёрнутое представление о трактовке трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» в русской философии.
Воображение и его плоды
Антонова Е.М. - Литература как аватар философии c. 53-73

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.1.15762

Аннотация: В статье делается попытка ответить на вопрос: какая связь существует между философией и литературой? И в том и в другом случае речь идёт о глубинном личностном творчестве. Многие произведения поэзии мы называем философскими. В то же время философские мысли и идеи находят выражение в художественной форме с использованием образов и других выразительных средств, которые присущи искусству. Мы знаем философские произведения, которые изложены художественным языком. К примеру, древнеримский философ Тит Лукреций Кар написал философскую поэму «О природе вещей». Однако между философией и литературой можно обнаружить разнообразные и сложные связи. Автор ставит своей задачей выявить сходство и различие, существующие между философией и литературой как в отношении их предмета, так и языка. Автор использует методы различных направлений современной философии. Анализируя текст, он обращается к приёмам герменевтики и структурализма. При анализ философских проблем обращается к философской антропологии, лингвистической философии. Новизна статьи обусловлена попыткой показать, что литература нередко выступает как своеобразный аватар философии. В то же время можно видеть такую инверсию и применительно к философии, которая максимально сближается с литературой. Автор в этой связи рассматривает не только близость философии и литературы, но и их взаимные угрозы. Этот конфликт зародился уже в древние времена. Различные формы миропостижения находятся в состоянии конкуренции, оспаривая право своих мнимых союзников на абсолютный приоритет в раскрытии тайн и парадоксов мира. Особое внимание автор уделяет также аксиологическому измерению проблемы.
Языкознание
Данилова Н.К. - Реляционная природа субъекта высказывания в нарративе c. 74-93

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.1.15869

Аннотация: В статье исследуется один из параметров дискурсивного процесса, субъект высказывания, определение значения которого формирует последующую конфигурацию смысла. Субъектная позиция рассматривается в качестве формообразующего компонента, «пустота» семантики которого создает условия для его языкового оформления в зависимости от дискурсивных стратегий субъекта речи. Субъект высказывания анализируется в роли матричного оператора, связывающего высказывания в организованную последовательность в процессе производства текста. В повествовательном дискурсе когнитивные, коммуникативные и языковые измерения субъекта высказывания формируют нарративные роли, представляющие собой комбинацию обозначенных перспектив. В качестве метода исследования используется линейный дискурсивный анализ, единицами которого являются секвенции, т.е. последовательности высказываний, характеризующиеся грамматической и тематической завершённостью. Новым в предлагаемом решении проблемы дискурсивного смысла является понимание субъекта высказывания как функции от целого ряда факторов, связанных с концептуальной основой замысла, коммуникативными стратегиями, ориентированными на автора и на читателя, и с собственно языковыми нормами организации высказывания. В итоге анализа выделяются основные матричные модели повествования, внешняя, определенная доминированием позиции наблюдателя, нейтрализующей роли пишущего и читающего, и внутренняя, в которой грамматический субъект объединяет модусную рамку и диктумную основу высказывания.
Мифы и мифологемы
Пархоменко Р.Н. - Эволюция романтизма в Германии: от литературы к политической мысли c. 94-121

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.1.15783

Аннотация: Предметом исследования является изучение эволюции течения романтизма в германской литературе и философии, показаны основные особенности и характеристики романтизма, которые проявились в ходе развития романтизма. Особое внимание уделяется специфике типично германского романтизма как выразителя основных черт германского менталитета и национального духа. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние романтизма в литературе и искусстве на политическую мысль Германии, а также романтизм в практической политике, повлиявший на развитие течения консерватизма. Методологией исследования является обращение к наследию германского романтизма - автор имел возможность долгое время работать в различных университетах и библиотеках в Германии. Основными выводами проведенного исследования является мысль о том, что использование понятий национализма и политической мифологии вкупе с такими «метафизическими» понятиями как дух, почва, раса, судьба, история, возрождение раскрывают теоретическую сущность и практический потенциал течения романтизма в Германии, прошедшего эволюцию от литературы к политике.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.