по
Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue № 02/2014
Contents of Issue № 02/2014
Literary criticism
Rostovtseva Y.A. - Reception of Ekaterina the Second's Laws in V. Levshin's Utopia 'Newest Travel or Written in the City of Belev' pp. 1-21

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.13631

Abstract: Article is devoted to V. A. Levshin's utopia "The latest travel composed in the city of Belev" (1784). Work was published in the XIII-XVI parts of the "Interlocutor of Fans of the Russian Word" magazine. Researchers, as a rule, focused interest on its first part representing the ideal city on the Moon. The city-state has a primitive political system, in it there are no written laws. Life of lunatist is compared with legendary "a golden eyelid". Levshin's composition was considered in scientific literature, first of all, in the context of a subject of a freemasonry, motives of air travel. In the first key researches N. K. Piksanova, V. I. Sakharova, L. V. Omelko, in J. Breyllar's researches are written, T.V. Artemyeva consecrated an aeronautics subject. Laws of the utopian state were described in S. L. Baer's works and some other scientists, however a subject of separate research didn't become. Meanwhile, the end of "The latest travel" represents a panegyric of Ekaterina's Russia in which the paramount place is allocated for the wise laws "Monarchess's velikiya". It should be noted that not only reception of laws of Catherine II, but also an image of Ekaterina's Russia in Levshin's utopia I didn't become a subject of studying earlier. The author of article considers a literary utopia in an unusual context of legislative reforms of Ekaterina the Second. The basis of a scientific method is made by textual comparisons and motivny communications between Levshin's composition and group of texts of the Ekaterina's legislation.On the basis of "A big order of the empress" (1767), "The charter of deanery, or the police officer" (1782) and a number of manifestos, charters and maxims of different years attempt to reveal becomes, the laws of the ideal state which are how described on "The latest travel" correspond modern to it reality.
Poetry and the poet
Naumenko G. - "From Pindemonte" in the Passion Plot of the Kamennoostrovsky Cycle pp. 22-65

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.12287

Abstract: The poem "From Pindemonte" ("I cheap appreciate the loud rights..."), entering the Kamennoostrovsky cycle under figure VI, is considered in the present article as the poetic statement of Pushkin in the context of the cycle answering to Mickiewicz his poetic cycle "Fragment" (UstCp). The research objective consists in detection of "mitskevichsky implication" and in the literary analysis of the poem from the point of view of Pushkin's dialogue dispute with Mickiewicz on a way from slavery to Freedom in Christ. Therefore an object of research is "mitskevichsky implication" as the main key to reading of the poem. In article an attempt of interpretation of conceptual sense of the title "From the [VI] Pindemonte" in the Passionate plot of a "evangelical" cycle is made. The used method of "fixed reading" and the analysis of intertekstualny dialogue of two national poets relies on close semantic connections between the Kamennoostrovsky cycle and "Fragment". The Kamennoostrovsky cycle is the second and finishing part of "a spiritual cycle" of Pushkin in which Christ's Passions and mercy are opposed to apocalyptic Christianity with a social orientation. The title "From the [VI] Pindemonte" has character of the cryptogram. Through figure VI the poem is correlated with Passionate Saturday, in the afternoon "Christ's descents in a hell", and marks a spirit victory over the death predicted to the tsar's singers by the Polish poet prophet. To poems of "Fragment" the use of such words by Pushkin as "joker" and "taxes" is explained by Intertekstualny sendings.
World literature
Koptseva N.P. - On the Question about Means of Representation of the Ideological Space of Renaissance in Dante Alighieri's Vita Nyova pp. 66-77

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.13261

Abstract: Object of research - the work of the great master Dante Alighieri of Vita Nyova, the first work of the poet having difficult genre accessory. In the text of Vita Nyova of Dante Alighieri are combined outlook of "the medieval person" and "person Renessans". The main objective of research consisted in pointing to some concrete forms of this combination in Vita Nyova. The philosophy of Love of Dante Alighieri is built as an indissoluble combination of poetry and philosophy, as transformation of human love in immortal divine love. In the Vita Nyova center of Dante Alighieri - transformation of abstract and theological theses about immortality of soul alive and an ekstazny form of transformation of the mortal person in immortal. The main method of research - germenevtichesky procedures in relation to Vita Nyova. Identification of symbolical complexes which contain in the text of Vita Nyova. Scientific novelty of research is connected with the instruction on concrete features of a genre, images, citings, the plots stated in Vita Nyova of Dante Alighieri and pointing to transition from medieval outlook to Renessans's outlook. The concept "Renaissance" is considered not only as "Revival of the Antique cult of the sensual world", but also as "Revival of human soul", search of ways of finding by human soul of real divine immortality. The master Renessans was looked for and found the forms for new ways of revival and release of human soul in line with Christian tradition.
Hermeneutics
Perevalov V.P. - 'The Cope Worn Out' (On the Meaning of a Rarely Noticed Fragment in the Bronze Horseman and Selection of One Detail Therein) pp. 78-128

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.13985

Abstract: In this article the historico-philosophical and political and state views of A.S. Pushkin actual for modern Russia are investigated. A subject of consideration is "Bronze Horseman". Petersburg story (1833). From the moment of publication the Pushkin masterpiece caused and still causes huge number of various responses and a set of contradictory conceptual interpretations. Distinctive feature of the offered reflections consists in a combination of the main tendency in the general evolution of works of the Poet with close attention to episodes often "through passage" and not noticed details, besides various in versions of clean manuscripts. Such approach causes possibility of judgment of work in its full volume and authentic structure, but not to adjust the elite a place from it under in advance accepted as dominating idea. The method of "slow reading" and the comparative analysis allow to establish more precisely in contexts of different level concrete value of this detail and/or fragment in dialectic unity of parts and whole. Article consists of two sections. In the first two interpretations of "Bronze Horseman" are critically investigated. In the first of them the fragment interesting us appears out of reconstruction of ideological sense of the poetic story. Thereof the richness of its contents is impoverished and, in my opinion, is distorted, degree of the perfection reached in it considerably goes down, demanding completion in the subsequent Pushkin creations.On the contrary, for the second interpretation the studied fragment – the integral and organic part whole. Moreover, in it the unique information explaining clairvoyance of the hero, supernature of his madness is concluded. The microanalysis of this treatment presented in article allows to challenge it in favor of natural understanding fantastic in "Bronze Horseman".The second section of article represents chronological sequence of use of the word "cap" in Pushkin's creativity. The main tendency of the evolution observed here, in my opinion, confirms and supplements the previous conclusions about increase of natural, concrete and realistic approach in understanding by Pushkin of the historical phenomena.Generally the offered treatment opens some aspects of Pushkin outlook, is aimed at in-depth constructive discussion of views of the Poet of reality.
Linguistics
tayebianpour F., . - Means of Expressing the Modal Form of Possibility in the Persian Language pp. 129-143

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.12190

Abstract: In Russian modal opportunities value, still draws attention of the Russian linguists and researchers. This concept, undoubtedly, contacts not one language unit, and the whole statement. As existence of the statement without embodiment of its ultimate goal – communications – doesn't make sense, definition of possible means for knowledge and understanding of the statement in each language deserves special attention. The special characteristic of modal opportunities value, its communication with logical concepts of reality and unreality, its ability in representation of various language means of expression in any language, draw attention to this subject not only the Russian linguists, but also linguists of the whole world. In this article lexical and grammatical means of expression of modal value of opportunity in the Persian language are considered. This consideration is made on the basis of the dissertation work comparing these means in the Russian and Persian languages. For writing of the thesis relating to article methods of consideration of scientific sources, the comparative and comparative analysis of the Russian and Persian offers in the sphere of functional grammar were used. Novelty of this work consists in primary consideration of means of expression of the concept "opportunities" of the Persian language. In initial work this consideration took place taking into account the approaches accepted in the Russian linguistics for definition of these lexical and grammatical means. As a result we found important and common lexical and grammatical means of expression of value of opportunity in the Persian language.
Aesthetics
Chernenko V.A. - Ontological Aspects of Aesthetic Experience (or About the Four Lines Written by Rainer Maria Rilke) pp. 144-154

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.13813

Abstract: Object of research are ontologic aspects which prove in esthetic experience, define and fund it. Acts as object of research - esthetic experience. The special attention is paid to philosophy of the antique thinker Heraclitus Ephesius and its explications in analytics of life of M. Heidegger. As illustrative material the author of article took four final lines of the poem of R. M. Rilke "In monastic corridors of Loretto" on the example of which attempt of phenomenological identification of ontologic bases of a source of art creation is given. The methodology of research leans on a method of philosophical phenomenology, a hermeneutics and fundamental analytics of life in its Heidegger's option. During research the author comes to conclusions that the esthetics is a science about such experience of development of reality which is based on contemplation or expression in sensually perceived form of the absolute values which aren't giving in to adequate verbal expression, but shown to the subject in experience or participation to completeness of life. Or: the esthetics is a science about harmony of the person with the Universum. It is science about primary reality to us the World (contemplation discretion). The beauty gives life undertaking strength "Da Budet!" and end purpose "It is good …". Balancing between accident and need, isolation and openness, possible and impossible, final and infinite, single and general – the beauty is a call, an appeal to overcoming of a statics. In fine the person feels accepted in whole in the unostentatious importance; exempted from own need of; in opportunity to be other; without "therefore" and "why"; comprehensive clemency when nothing is excluded (even ugly).
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Litera
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 02, 2014
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 19-12-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2014
Литературоведение
Ростовцева Ю.А. - Рецепция законов Екатерины Второй в литературной утопии В. А. Левшина "Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве" c. 1-21

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.13631

Аннотация: Статья посвящена утопии В. А. Левшина «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» (1784). Произведение было опубликовано в XIII - XVI частях журнала "Собеседник любителей российского слова". Исследователи, как правило, сосредотачивали интерес на первой его части, изображающей идеальный город на Луне. Город-государство имеет примитивное политическое устройство, в нем отсутствуют письменные законы. Жизнь лунатистов сравнивается с легендарным "златым веком". Сочинение Левшина рассматривалось в научной литературе, прежде всего, в контексте темы масонства, мотивов воздушных путешествий. В первом ключе написаны исследования Н. К. Пиксанова, В. И. Сахарова, Л. В. Омелько, в исследованиях Дж. Брейллара, Т.В. Артемьевой освящена тема воздухоплавания. Законы утопического государства были описаны в работах С. Л. Баэра и ряда других ученых, однако предметом отдельного исследования не становился. Между тем, окончание "Новейшего путешествия" представляет собой панегирик екатерининской России, в котором первостепенное место отведено мудрым законам "великия Государыни". Следует отметить, что не только рецепция законов Екатерины II, но и сам образ екатерининской России в утопии Левшина ранее предметом изучения не становился. Автор статьи рассматривает литературную утопию в необычном контексте законодательных реформ Екатерины Второй. Основу научного метода составляют текстологические сопоставления и мотивные связи между сочинением Левшина и группой текстов екатерининского законодательства.На основании "Большого наказа императрицы" (1767), "Устава благочиния, или полицейского" (1782) и целого ряда манифестов, уставов и сентенций разных лет делается попытка выявить, насколько описанные в "Новейшем путешествии" законы идеального государства соответствуют современной ему действительности.
Автор и поэзия
Науменко Г.А. - «Из Пиндемонти» в Страстном сюжете Каменноостровского цикла c. 22-65

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.12287

Аннотация: Стихотворение «Из Пиндемонти» («Недорого ценю я громкие права...»), входящее в Каменноостровский цикл под цифрой VI, рассматривается в настоящей статье как поэтическое высказывание Пушкина в контексте цикла, отвечающего Мицкевичу на его стихотворный цикл «Отрывок» (Ustęp). Цель исследования состоит в выявлении «мицкевичского подтекста» и в литературоведческом анализе стихотворения с точки зрения диалога-спора Пушкина с Мицкевичем о пути из рабства к Свободе во Христе. Поэтому предметом исследования является «мицкевичский подтекст» как основной ключ к прочтению стихотворения. В статье предпринята попытка интерпретации концептуального смысла заглавия «Из [VI] Пиндемонти» в Страстном сюжете «евангельского» цикла. Используемый метод «пристального чтения» и анализа интертекстуального диалога двух национальных поэтов опирается на тесные смысловые связи между Каменноостровским циклом и «Отрывком». Каменноостровский цикл – это вторая и завершающая часть «духовного цикла» Пушкина, в которой Страсти Христа и милосердие противопоставлены апокалиптическому христианству с социальной направленностью. Заглавие «Из [VI] Пиндемонти» носит характер криптограммы. Через цифру VI стихотворение соотнесено со Страстной субботой, днем «сошествия Христа во ад», и знаменует победу духа над смертью, предсказанной певцам царя польским поэтом-пророком. Интертекстуальными отсылками к стихотворениям «Отрывка» объясняется употребление Пушкиным таких слов, как «балагур» и «налоги».
Всемирная литература
Копцева Н.П. - К вопросу о способах репрезентации идейного пространства Ренессанса в Vita Nyova Данте Алигьери. c. 66-77

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.13261

Аннотация: Предмет исследования - произведение великого мастера Данте Алигьери Vita Nyova, первое произведение поэта, имеющее сложную жанровую принадлежность. В тексте Vita Nyova Данте Алигьери сочетаются мировоззрение "средневекового человека" и "человека Ренессанса". Основная задача исследования заключалась в том, чтобы указать на некоторые конкретные формы этого сочетания в Vita Nyova. Философия Любви Данте Алигьери выстраивается как неразрывное сочетание поэзии и философии, как трансформация человеческой любви в бессмертную божественную любовь. В центре Vita Nyova Данте Алигьери - преобразование отвлеченно-богословских тезисов о бессмертии души в живую и экстазную форму перевоплощения смертного человека в бессмертного. Основной метод исследования - герменевтические процедуры по отношению к Vita Nyova . Выявление символических комплексов, которые содержатся в тексте Vita Nyova. Научная новизна исследования связана с указанием на конкретные особенности жанра, образов, цитирований, сюжетов, изложенных в Vita Nyova Данте Алигьери и указывающих на переход от средневекового мировоззрения к мировоззрению Ренессанса. Понятие "Возрождение" рассматривается не только как "Возрождение Античного культа чувственного мира", но и как "Возрождение человеческой души", поиск способов обретения человеческой душой реального божественного бессмертия. Мастера Ренессанса искали и находили свои формы для новых способов возрождения и освобождения человеческой души в русле христианской традиции.
Герменевтика
Перевалов В.П. - «Колпак изношенный». (О значении редко замечаемого фрагмента «Медного Всадника» и выборе в нём одной детали) c. 78-128

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.13985

Аннотация: В данной статье исследуются историко-философские и политико-государственные взгляды А.С. Пушкина, актуальные для современной России. Предметом рассмотрения является «Медный Всадник». Петербургская повесть (1833). С момента опубликования пушкинский шедевр вызвал и до сих пор вызывает огромное число различных откликов и множество противоречивых концептуальных интерпретаций. Отличительная особенность предлагаемых размышлений заключается в сочетании магистральной тенденции в общей эволюции творчества Поэта с пристальным вниманием к часто «проходным» эпизодам и незамечаемым деталям, к тому же различным в вариантах беловых рукописей. Такой подход обусловливает возможность осмысления произведения в его полном объеме и аутентичной структуре, а не подгонять избранные из него места под заранее принятую в качестве доминирующей идею. Метод «медленного чтения» и сравнительный анализ позволяют точнее устанавливать в контекстах разного уровня конкретное значение данной детали и/или фрагмента в диалектическом единстве частей и целого. Статья состоит из двух разделов. В первом критически исследуются две интерпретации «Медного Всадника». В первой из них интересующий нас фрагмент оказывается вне реконструкции идейного смысла стихотворной повести. Вследствие этого богатство ее содержания обедняется и, на мой взгляд, искажается, степень достигнутого в нем совершенства значительно понижается, требуя восполнения в последующих пушкинских творениях.Напротив, для второй интерпретации изучаемый фрагмент – неотъемлемая и органичная часть целого. Более того, в нем заключена уникальная информация, объясняющая ясновидение героя, сверхъестественность его безумия. Представленный в статье микроанализ этой трактовки позволяет оспорить ее в пользу естественного понимания фантастического в «Медном Всаднике».Второй раздел статьи представляет собой хронологическую последовательность использования слова «колпак» в творчестве Пушкина. Основная тенденция наблюдаемой здесь эволюции, по моему мнению, подтверждает и дополняет предшествующие выводы о нарастании естественного, конкретно-реалистического подхода в понимании Пушкиным исторических явлений.В общем предлагаемая трактовка открывает некоторые аспекты пушкинского мировоззрения, нацелена на углубленное конструктивное обсуждение взглядов Поэта действительности.
Языкознание
Тайебианпур Ф., Валипур А. - Средства выражения модального значения возможности в персидском языке c. 129-143

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.12190

Аннотация: В русском языке модальное значение «возможности», до сих пор привлекает внимание русских языковедов и исследователей. Это понятие, несомненно, связывается не с одной языковой единицей, а с целым высказыванием. Поскольку существование высказывания без воплощения его конечной цели – коммуникации – не имеет смысла, определение возможных средств для знания и понимания высказывания в каждом языке заслуживает особого внимания. Особенная характеристика модального значения «возможности», его связь с логическими понятиями реальности и нереальности, его способность в представлении разнообразных языковых средств выражения в любом языке, привлекают внимание к данной теме не только русских лингвистов, но и лингвистов всего мира. В данной статье рассматриваются лексические и грамматические средства выражения модального значения возможности в персидском языке. Это рассмотрение сделано на основе диссертационной работы, сравнивающей данные средства в русском и персидском языках. Для написания относящейся к статье диссертации использовались методы рассмотрения научных источников, сравнительно-сопоставительного анализа русских и персидских предложений в сфере функциональной грамматики. Новизна данной работы заключается в первичном рассмотрении средств выражения понятия «возможности» в персидском языке. В исходной работе это рассмотрение состоялось с учётом подходов, принимаемых в русском языкознании для определения данных лексических и грамматических средств. В результате нами были обнаружены важные и употребительные лексические и грамматические средства выражения значения возможности в персидском языке.
Эстетика
Черненко В.А. - "Онтологические аспекты эстетического опыта(или о четырёх строках Р.М. Рильке)" c. 144-154

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.2.13813

Аннотация: Предметом исследования являются онтологические аспекты, которые проявляют себя в эстетическом опыте, определяют и фундируют его. Объектом исследования выступает - эстетический опыт. Особое внимание уделяется философии античного мыслителя Гераклита Эфесского и её экспликациям в аналитики бытия М. Хайдеггера. В качестве иллюстративного материала автором статьи взяты четыре заключительные строки стихотворения Р.М. Рильке "В монастырских коридорах Лоретто", на примере которых дана попытка феноменологического выявления онтологических основ истока художественного творения. Методология исследования опирается на метод философской феноменологии, герменевтики и фундаментальной аналитики бытия в её Хайдеггеровском варианте. В ходе исследования автор приходит к выводам, что эстетика – это наука о таком опыте освоения реальности, который основан на созерцании или выражении в чувственно воспринимаемой форме абсолютных ценностей, не поддающихся адекватному словесному выражению, но явленных субъекту в переживании или сопричастности полноте бытия. Или: эстетика – это наука о гармонии человека с Универсумом. Это наука о первичной данности нам Мира (созерцание-усмотрение). Красота даёт бытию силу начинания «Да Будет!» и завершения-цели «Это хорошо…». Балансируя между случайностью и необходимостью, замкнутостью и открытостью, возможным и невозможным, конечным и бесконечным, единичным и всеобщим – красота – это зов, призыв к преодолению статики. В прекрасном человек ощущает себя принятым в целое в своей ненавязчивой значимости; освобождённый от собственной необходимости себя; в возможности быть иным; без «потому» и «почему»; объемлющая благость, когда ничто не исключено (даже безобразное)
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"