Электронный журнал Litera - №3 за 2013 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8698 - Издательство NotaBene
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 1-9-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Юхнова Ирина Сергеевна, доктор филологических наук, yuhnova1@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
Автор и его позиция
Кутырев В.А. - О лингвистической контрреволюции, ее причине и постчеловеческих перспективах (размышления над книгой А. Нилогова «Философия антиязыка» СПб., «Алетейя». 2013) c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10077

Аннотация: В сфере гуманитаристики нарастает критика языка. Разрозненные выпады выливаются в контрлингвистическое движение. Один из элементов его – книга «Философия антиязыка» А.С. Нилогова. Причиной этих тенденций являются процессы технологизации и сциентизации современного мира. Рассматриваются превращенные формы их отражения в гуманитарном сознании. На первом уровне лингвистической контрреволюции «антиязыком» можно считать языки программирования и дигитальной коммуникации, что в свое время в завуалированной форме было представлено в работах Ж. Деррида. На втором происходит трансформация коммуникации в «коммутацию», параллельно «слипанию» мира в нерасчлененное тождество Иного. Математическое, техническое, в пределе – бессловесное мышление как бы незаметно, но довольно быстро становится господствующим, нормой, своего рода парадигмальным способом отношения к миру. Это отказ от собственно гуманитарных форм человеческого бытия, который не все готовы принимать с открытыми глазами. Отсюда технологизм современного гуманитарного сознания, даже философского, его трансформация, с одной стороны, в чистое «зомбическое мышление», а с другой - хаотизация, склонность к перверсии и самообману в представлении о происходящих процессах. В статье ставится задача преодоления этих самоубийственных для человека тенденций путем культивирования экологии языка.
Вечные образы
Кротовская Н.Г. - П. Акройд. Венеция (перевод) c. 28-109

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.6055

Аннотация: Венеция один из самых загадочных городов Италии. Жители этого города не только говорят, но и думают не так, как остальные итальянцы. Возможно, причина этого кроется в невероятно сложной и насыщенной истории их земли. Автор описывает различные аспекты жизни города, которому предрекают гибель два века подряд, не только как неисправимый романтик, но и жаждущий исторической справедливости документалист.
Массовая литература
Гуревич П.С. - Литература и сноподобная культура c. 110-147

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10097

Аннотация: За последнее десятилетия многие западные социологи, взявшие на себя роль социальных критиков капиталистического общества, подчеркивают наркотический характер массовой культуры. Гюнтер Андерс, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Раймонд Бауэр и другие авторы, анализируя современную практику массовой коммуникации, определяют ее как индустрию грёз. Радио, кино, телевидение расцениваются ими как гигантские каналы общества, которые репродуцируют иллюзии, распространяют эталоны чувств и поступков, создают сноподобную культуру, без которой немыслима современная цивилизация. В этих концепциях искусство рассматривается не как средство отражения действительности, а как резервуар тайных символов, иллюзорных знаков и образов. С некоторых пор редкое исследование проблем массовой культуры в современном мире не содержит реестра обвинений или грозных предостережений. В начале XXI века рационалистически ориентированные социологи верили, что новая техника углубит и расширит человеческое общение, механизмы демократии. Теперь же, приглядываясь к политической жизни современного общества, многие философы пишут о новой угрозе тоталитаризма, об опасности массовых психозов и непредвиденных страхов, чреватых губительными последствиями.
Мифы и мифологемы
Спирова Э.М. - Универсальный миф c. 148-176

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10304

Аннотация: Огромные перемены, происходящие в мире, казалось бы, ведут к еще большей рациональности всех аспектов общественной жизни. Современные политики и технократы пытаются развивать социум на основе сплоченности разума. Господствующие элиты пытаются использовать единую систему мышления. Однако вместе с тем в общественном сознании все чаще укореняется такой феномен, как социальный миф. В нашем веке к мифу как феномену духа и сознания обратились не только философы и историки, но также социологи и филологи. В современной литературе понятие «миф» обладает разными смыслами. Огромную роль приобретает миф в современной художественной литературе. Достаточно указать, например, на литературу латиноамериканских стран. Во многих произведениях писателей миф выражает судьбический смысл. Герой или героиня романа зачастую проживает не собственную, сугубо индивидуальную жизнь. Жизнь персонажей воспроизводит некий архетип вечной возобновляющейся приговоренности. Мы сталкиваемся с кружением времен, с круговой логикой событий. В то же время заметен поиск универсального мифа, который воплотил не частные надежды, а чаяния многих людей.
Постмодернизм
Петрусева Н.А. - О двух тенденциях Новой музыки c. 177-233

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10184

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкальной современности — постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Рассмотрен объем понятий «современная музыка», музыка «нового времени», проблема генезиса, формирования и развития концепции общего сериализма, современный дискурс об исследовании композиций постсериализма, легитимирующие особенности культуры и идеологии IRCAM. Тенденции постмодернизма представлены рядом феноменов: концепция неограниченной алеаторики, искусство взаимодействия и концептуальное искусство Дж. Кейджа, «новая простота» американских композиторов, кризис субъективности и веры в прогресс, «инклюзивная композиция» В. Рима, «состояние постмодернизма» Лиотара, последователи информационной теории и «графисты», манифест «Хартия молодежи» К. Штокхаузена. Актуальность рассмотрения трех концептов музыкального языка обусловлена тем, что тональная система перестала быть унифицирующим принципом, общим кодом для различных эстетик и техник. Переосмысление основ новой музыки в текстах Т. Адорно, П. Булеза, К. Штокхаузена (и др.) изменяет искусство восприятия и слушания, предполагает «освобожденное восприятие» (Х. Лахенман). Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.