Электронный журнал Litera - №3 за 2013 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8698 - Издательство NotaBene
по
Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue № 03/2013
Contents of Issue № 03/2013
Author's view
Kutyrev V.A. - About Linguistic Counterrevolution, its Cause and Post-Human Prospects (Reflections on A. Nilogov's Book 'Philosophy of Anti-Language Published in 2013 in St. Petersburg) pp. 1-27

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10077

Abstract: There is a growing tendency towards critisizing the role of language in the sphere of the humanities. These tendencies form some kind of a counter-linguistic movement. One of the examples is the book 'Philosophy of Anti-Language' written by A. Nilogov. The main causes of these tendencies are the processes of technification and scientization of the modern world. The author of the article describes how these tendencies are presented in the humaities. The first level of so called 'linguistic counterrevolution' consists of the programming and digital communication languages which was implicitly demonstrated in Jacques Derrida's works. The second level presents trasnformation of communication into 'commutation' and 'syncretizing' of the world into undivided equation of the Other. Arithmetic, technological and speechless reasoning becomes the norm and creates a certain paradigm attitude to the world. This creates the grounds for technologization of modern humanities (even philosophy) and transformation of modern humanities into purely 'zombic' thinking on one hand and choatization and inclination to perversions on the other hand. The author of the article emphasizes the need for overcoming these suicidal tendencies through protecting the language. 
Eternal symbols
Krotovskaya N.G. - Peter Ackroyd. Venice (translation) pp. 28-109

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.6055

Abstract: Venice is one of the most mysterious cities in Italy. People living in Venice do not only have a different dialect but even think differently than other Italians. Perhaps the roots of this phenomenon are in the incredibly complicated and rich history of their homeland. Peter Ackroyd describes different aspects of the city life not only as a incurable romantic but also as a documentalist who wants to put the historical record straight. 
Mass literature
Gurevich P.S. - Literature and Hypnoid Culture pp. 110-147

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10097

Abstract: Over the last decade many Western sociologists critisizing the capitast society have underlined the hypnotic nature of popular culture. Analyzing modern mass communications Gunther Anders, Theodor Adorno, Max Horkheimer, Raymond Bauer and other authors defne modern popular culture as the 'industry of dreams'. Radio broadcasting, cinema, television are viewed as gigantic channels reproducing illusions, spreading stereotypes of feelings and behavior and creating 'hypnoid culture' playing such an essential role in the modern civilization. The aforesaid researchers view art as the reservoir of secret symbols, illusionary signs and images but not reflection of the reality. At the end of the XXI century sociologists believed that new technologies would only deepend and expand human communication and democracy mechanisms. But today many philosophers are writing about a new totalitarianism threat, mass psychotic disorders and unpredicted fears that may lead to disastrous results. 
Myth and mythemes
Spirova E.M. - Universal Myth pp. 148-176

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10304

Abstract: Great changes happening in the world seem to rationilize all aspects of social life. Modern politicians and technocrats have been trying to develop the society based on the concept of universal reasoning. Ruling elites tend to use the common system of thought. However, the phenomenon of social myth is becoming a significant element of public consciousness. In this day and age not only philosophers and historians but also sociologists and philologists are interested in myth as the phenomenon of spirits and consiousness. In modern literature the term 'myth' has different meanings and interpretations. Moreover, myth is gaining a very important role in modern fiction. A good example is the literature of Latin America. Many writers associate myth with fate and destiny. The main character of a novel often leads his life as some kind of archetype of eternal fate. We deal with the whirl of time and events. At the same time, there is also a tendency towards seeking for a universal myth which would express desires of many people but not just individual hopes. 
Postmodernism
Petruseva N.A. - About the Two Tendencies in New Music pp. 177-233

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10184

Abstract: The article is devoted to the two antagonistic movements in modern music, Post-Serialism Modernism and Experimental Post-Modernism. The author of the article describes the scope of concepts 'modern music', music of the 'early modern period' as well as the genesis, formation and development of the concept of universal Serialism and modern discussions on Post-Serialism compositions legitimizing the culture and ideology of IRCAM. Post-Modernistic tendencies are presented in the form of several phenomena: the concept of unlimited aleatory composition, the art of interaction and John Cage's conceptual art, 'new simplicity' of American composers, the subjectivity crisis and the faith in progress, Wolfgang Rihm's 'inclusive composition', Jean Liotard's 'condition of Post-Modernism', followers of the information theory and 'graphic designers' and Karlheinz Stockhausen's 'Charter for the Youth'. The significance of researching the three concepts of musical language is determined by the fact that the tone system is no more a harmonizing principle or a universal code for different esthetics and techniques.  The new intepretation of the theory of music offered by Theodor Adorno, Pierre Boulez and Karlheinz Stockhausen (and others) has changed the art of perception and listening to music and involves the 'free perception' (Helmut Lachenmann's expression). 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Litera
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 1-9-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
Автор и его позиция
Кутырев В.А. - О лингвистической контрреволюции, ее причине и постчеловеческих перспективах (размышления над книгой А. Нилогова «Философия антиязыка» СПб., «Алетейя». 2013) c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10077

Аннотация: В сфере гуманитаристики нарастает критика языка. Разрозненные выпады выливаются в контрлингвистическое движение. Один из элементов его – книга «Философия антиязыка» А.С. Нилогова. Причиной этих тенденций являются процессы технологизации и сциентизации современного мира. Рассматриваются превращенные формы их отражения в гуманитарном сознании. На первом уровне лингвистической контрреволюции «антиязыком» можно считать языки программирования и дигитальной коммуникации, что в свое время в завуалированной форме было представлено в работах Ж. Деррида. На втором происходит трансформация коммуникации в «коммутацию», параллельно «слипанию» мира в нерасчлененное тождество Иного. Математическое, техническое, в пределе – бессловесное мышление как бы незаметно, но довольно быстро становится господствующим, нормой, своего рода парадигмальным способом отношения к миру. Это отказ от собственно гуманитарных форм человеческого бытия, который не все готовы принимать с открытыми глазами. Отсюда технологизм современного гуманитарного сознания, даже философского, его трансформация, с одной стороны, в чистое «зомбическое мышление», а с другой - хаотизация, склонность к перверсии и самообману в представлении о происходящих процессах. В статье ставится задача преодоления этих самоубийственных для человека тенденций путем культивирования экологии языка.
Вечные образы
Кротовская Н.Г. - П. Акройд. Венеция (перевод) c. 28-109

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.6055

Аннотация: Венеция один из самых загадочных городов Италии. Жители этого города не только говорят, но и думают не так, как остальные итальянцы. Возможно, причина этого кроется в невероятно сложной и насыщенной истории их земли. Автор описывает различные аспекты жизни города, которому предрекают гибель два века подряд, не только как неисправимый романтик, но и жаждущий исторической справедливости документалист.
Массовая литература
Гуревич П.С. - Литература и сноподобная культура c. 110-147

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10097

Аннотация: За последнее десятилетия многие западные социологи, взявшие на себя роль социальных критиков капиталистического общества, подчеркивают наркотический характер массовой культуры. Гюнтер Андерс, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Раймонд Бауэр и другие авторы, анализируя современную практику массовой коммуникации, определяют ее как индустрию грёз. Радио, кино, телевидение расцениваются ими как гигантские каналы общества, которые репродуцируют иллюзии, распространяют эталоны чувств и поступков, создают сноподобную культуру, без которой немыслима современная цивилизация. В этих концепциях искусство рассматривается не как средство отражения действительности, а как резервуар тайных символов, иллюзорных знаков и образов.С некоторых пор редкое исследование проблем массовой культуры в современном мире не содержит реестра обвинений или грозных предостережений. В начале XXI века рационалистически ориентированные социологи верили, что новая техника углубит и расширит человеческое общение, механизмы демократии. Теперь же, приглядываясь к политической жизни современного общества, многие философы пишут о новой угрозе тоталитаризма, об опасности массовых психозов и непредвиденных страхов, чреватых губительными последствиями.
Мифы и мифологемы
Спирова Э.М. - Универсальный миф c. 148-176

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10304

Аннотация: Огромные перемены, происходящие в мире, казалось бы, ведут к еще большей рациональности всех аспектов общественной жизни. Современные политики и технократы пытаются развивать социум на основе сплоченности разума. Господствующие элиты пытаются использовать единую систему мышления. Однако вместе с тем в общественном сознании все чаще укореняется такой феномен, как социальный миф. В нашем веке к мифу как феномену духа и сознания обратились не только философы и историки, но также социологи и филологи. В современной литературе понятие «миф» обладает разными смыслами. Огромную роль приобретает миф в современной художественной литературе. Достаточно указать, например, на литературу латиноамериканских стран. Во многих произведениях писателей миф выражает судьбический смысл. Герой или героиня романа зачастую проживает не собственную, сугубо индивидуальную жизнь. Жизнь персонажей воспроизводит некий архетип вечной возобновляющейся приговоренности. Мы сталкиваемся с кружением времен, с круговой логикой событий. В то же время заметен поиск универсального мифа, который воплотил не частные надежды, а чаяния многих людей.
Постмодернизм
Петрусева Н.А. - О двух тенденциях Новой музыки c. 177-233

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10184

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкальной современности — постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Рассмотрен объем понятий «современная музыка», музыка «нового времени», проблема генезиса, формирования и развития концепции общего сериализма, современный дискурс об исследовании композиций постсериализма, легитимирующие особенности культуры и идеологии IRCAM. Тенденции постмодернизма представлены рядом феноменов: концепция неограниченной алеаторики, искусство взаимодействия и концептуальное искусство Дж. Кейджа, «новая простота» американских композиторов, кризис субъективности и веры в прогресс, «инклюзивная композиция» В. Рима, «состояние постмодернизма» Лиотара, последователи информационной теории и «графисты», манифест «Хартия молодежи» К. Штокхаузена. Актуальность рассмотрения трех концептов музыкального языка обусловлена тем, что тональная система перестала быть унифицирующим принципом, общим кодом для различных эстетик и техник. Переосмысление основ новой музыки в текстах Т. Адорно, П. Булеза, К. Штокхаузена (и др.) изменяет искусство восприятия и слушания, предполагает «освобожденное восприятие» (Х. Лахенман). Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"