Статья 'Проблемы самореализации ребёнка в трилогии Юлии Кузнецовой о "Варе и Оле"' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Проблемы самореализации ребёнка в трилогии Юлии Кузнецовой о "Варе и Оле"

Октябрьская Ольга Святославовна

доктор филологических наук

профессор, кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса, Московский Государственный университет имени М. В. Ломоносова

119192, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, оф. 967

Oktyabr'skaya Ol'ga Svyatoslavovna

Doctor of Philology

Professor, Department of Contemporary Russian Literature and Modern Literary Process, M. V. Lomonosov Moscow State University

119192, Russia, Moscow, Leninskie Gory str., 1, office 967

svyatolga@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2024.3.70280

EDN:

RWXRCW

Дата направления статьи в редакцию:

23-03-2024


Дата публикации:

30-03-2024


Аннотация: В статье исследуются проблемы самореализации ребёнка младшего школьного возраста на примере произведений, написанных в начале 2020-х гг., трилогии Юлии Кузнецовой о "Варе и Оле". Выявляются психологические особенности данной возрастной группы, а также оригинальные черты современных произведений для детей семи-десяти лет. В данной работе актуализированы темы взаимоотношений детей в семье, коллективе класса, зарождающихся дружеских союзах, а также проблемы взросления и социализации. Представлена достаточно оригинальная типология характеров детей, актуальных для современной действительности. Значимость и важность данной статьи обусловлена важностью поставленных проблем, а также современным и практически неизученным материалом исследования, коим являются произведения Ю. Кузнецовой, только входящих в научный оборот. Для осмысления данных аспектов в статье применяются следующие методы исследования: сопоставительный, герменевтический и сравнительно-типологический методы. С помощью системного подхода обеспечивается аналитическое исследование путей коммуникации детей между собой и детей и взрослых – родителей, бабушек и дедушек, соседей, учителей. Основным результатом данной работы стало исследование разных типов характеров детей младшего школьного возраста, путей их взаимодействия и способов самореализации. Актуальным в данной статье становится исследование практически нового и малоизученного художественного материала, вызывающего неподдельный интерес как у ровесника-адресата, так и взрослого читателя. При этом решались следующие задачи: выявление ключевых аспектов взросления и социализации ребёнка; анализ дружеских взаимоотношений, отношений приятельства и вражды-конкуренции в повестях Ю. Кузнецовой о Варе и Оле; выявление особенностей развития основных сюжетных линий и образной системы анализируемых повестей, а также жанрового своеобразия исследуемых произведений. Ключевыми аспектами статьи стали вопросы о типологии характеров детей младшего школьного возраста, нравственных аспектах взросления ребенка.


Ключевые слова:

Детская литература, взросление ребенка, типология детских характеров, современная детская повесть, детская психологическая повесть, возрастная психология, визуал и кинестетик, детская дружба, эмотивный тип личности, гипертивный тип личности

Abstract: The article examines the problems of self-realization of a primary school-age child using the example of works written in the early 2020s, Yulia Kuznetsova's trilogy about Varya and Olya. The psychological features of this age group are revealed, as well as the original features of modern art for children aged seven to ten years. In this work, the topics of children's relationships in the family, the class collective, emerging friendships, as well as the problems of growing up and socialization are updated. A rather original typology of children's characters relevant to modern reality is presented. The significance and importance of this article is due to the importance of the problems posed, as well as modern and practically unexplored research material, which are the works of Yu. Kuznetsova, only included in scientific circulation. To understand these aspects, the following research methods are used in the article: comparative, hermeneutical and comparative typological methods. With the help of a systematic approach, an analytical study of the ways of communication between children and adults – parents, grandparents, neighbors, teachers - is provided. The main result of this work was the study of different types of characters of primary school children, ways of their interaction and ways of self-realization. The research of practically new and little-studied artistic material, which arouses genuine interest among both the addressee's peer and the adult reader, becomes relevant in this article. At the same time, the following tasks were solved: identification of key aspects of growing up and socialization of a child; analysis of friendly relationships, friendships and enmity-competition in Y. Kuznetsova's stories about Varya and Olya; identification of the features of the development of the main storylines and the figurative system of the analyzed stories, as well as the genre originality of the works under study. The key aspects of the article were questions about the typology of the characters of children of primary school age, the moral aspects of growing up a child.


Keywords:

Children's literature, growing up of a child, typology of children's characters, modern children's story, children's psychological story, developmental psychology, visual and kinesthetic, children's friendship, emotive personality type, hyperactive personality type

Литература о младших школьниках занимает особое место в русской культуре. Проблемная проза о данной возрастной группе достаточно обширна и многопланова. Начиная со сказочной повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» до современности, русская детская литература активно предлагает своим читателям оригинальные произведения о важных и актуальных проблемах, с которыми сталкивается младший школьник во время учёбы, в семье, в дружеском кругу. Как правило, писатели сопоставляют разные типы характеров, предлагая адресату определённые типажи и поведенческие стратегии: Коля и Мишка у Н. Носова, Денис Кораблёв и Мишка Слонов у В. Драгунского, Динка В. Осеевой и т.д.

Литература такого рода становится предметом научного осмысления у российских и зарубежных литературоведов и вызывает множество дискуссий. Данная статья посвящена осмыслению путей самореализации ребёнка младшего школьного возраста, нашедших отражение в русской детской литературе XXI в. Настоящая проблема актуализирована, во-первых, самим материалом анализа, который появился в последнее время и остаётся малоизученным литературоведами, а также весьма важными проблемами, поднятыми в трилогии Юлии Кузнецовой. Это вопросы, связанные с особенностями коммуникации детей, их социализации в школьном и дружеском коллективах, принципами взаимодействия детей и родителей, учеников и учителей. Своевременность данного вопроса определена важностью выявления тех аспектов жизни ребёнка, которые способствуют не только его адаптации в конкретном коллективе, но и выявлению личностных качеств каждого индивида, а также необходимостью формирования системы нравственных ценностей. При этом исследование проблемы самореализации ребёнка и отражение её в художественной литературе для детей имеет большую теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость данной статьи обусловлена вкладом в общую методологическую и прикладную основу исследования психологической основы художественного произведения, типологии детских характеров. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в учебном процессе в школах, организациях профтехобразования и вузах. Теоретической базой данной статьи стали фундаментальные труды литературоведов, а также работы современных учёных, которые обращаются к данной проблематике. Так, к разным аспектам исследования психологической прозы обращаются Л.Я. Гинзбург [1], Г. С. Спиридонова [2], Д. С. Лихачёв [3] и др. Своеобычность героя и авторская интерпретация характеров осмыслены в работах М. М. Бахтина [4], Н. В. Чекашевой, О. Ю. Осьмухиной [5], О. О. Пичугиной [6] и т.д. О проблемах детской самореализации размышляют Ши Юйцин [7], Л. В. Долженко [8], И. С. Юхнова [9], которые выявляют проблемные аспекты характера младшего школьника, воплощённого в произведениях русских писателей.

Именно исследования произведений о младших школьниках способствуют решению важных психологических, воспитательных и эстетических проблем детей предподросткового возраста. Одним из важных вопросов, встающих перед авторами произведений о младших школьниках, оказывается проблема самореализации ребенка в разных её проявлениях. Данный вопрос актуализирован в трилогии Юлии Кузнецовой о Варе и Оле, которая изображает разные типы детских характеров. В трилогии о Варе и Оле писательница пытается не просто воспроизвести типичные детские характеры, но и воссоздать особый детский мир, включающий взаимоотношения в семье, круг чтения и игр, коллектив класса, дружеские связи и другие аспекты. Каждая из повестей трилогии имеет свою жанровую специфику. Так, первая повесть «Варя и Оля – подружки навек» выстроена по законам каникулярной повести, повествующей о дачном дискурсе. Вторая имеет жанровые черты школьной повести («Варя и Оля – школьные перемены»), а третья отвечает канонам Святочного повествования («Варя и Оля: снежные виражи»). Таким образом, вся трилогия охватывает чуть более полугода, а действие происходит на даче, в Москве и имеет сквозных персонажей: Варя и Оля, их бабушки – Марина и Анна Александровна, дедушка Оли Толик, бабушка Тан. Остальные персонажи второстепенные и эпизодические: мама и папа Оли, отец Вари, дедушка Слива, учительница Маргарита Сергеевна, Лаура, Санька и др.

Каждая из повестей ставит определённые задачи и успешно их решает в рамках своей жанровой реализации и особой проблематики. Так, первая повесть «Варя и Оля – подружки навек» актуализирует важные аспекты существования индивида – сохранение уникальных и индивидуальных качеств и одновременно исследование рождения коммуникационных связей друг с другом каждой из главных героинь. Оля и Варя обладают яркими личностными качествами эмотива и гипертива. При этом Оля – не просто маленькая художница, но и визуал, она воспринимает и познаёт мир именно в картинах, образах. Героиня любое сильное и яркое впечатление стремится тут же зарисовать и таким образом осмыслить образно. Сила её воображения волшебна – она одухотворяет мир вокруг себя. К примеру, любовь к бабушке, её доброту и заботу обо всех Оля воплощает в образе заботливой бабушки-яблони: «Руки бабушки в коричневых трещинках – от фруктов, сухие и тёплые. “Фруктовые руки”,– определяет Оля и тут же придумывает фруктовое дерево, бабушку-яблоню, которая растёт в секретном саду и обнимает всех, кто в него войдёт» [10, с. 12-13]. Эстетический мир, которым окружает себя Оля, во многом далёк от мира реального, бушующего рядом с ней. Для героини он странен и страшен, поэтому она воспринимает его с осторожностью и очень не хочет выходить из комфортного для неё мира мечты и грёз. Реакция на вторжение мира реального в личное пространство героини драматично, а выражается это экспрессивно – замкнутостью, переживаниями и слезами. Инфантилизм Оли и её повышенная эмоциональность определяется её характером, особенностями генетики, а также воспитания (ей многое прощается) и проблемами взросления. Немаловажен и круг общения героини, она замкнута в основном на семье – бабушке, деде и родителях и весьма доброжелательной учительнице. Кроме того, в данном типе характера заложено непременное желание ребёнка, только начинающего путь социализации, завоевать признание со стороны взрослых. В центр мировидения героиня неизменно ставит себя, самоидентифицируясь то в образе феи дождя, то шиповниковой королевы и т.д.

Однако именно Оле свойствен эстетический взгляд на мир, она умеет не только увидеть красоту мира вокруг, но и точно запечатлеть особенности настроения человека и природы. При этом именно окружающий мир, изначально воспринимаемый ею с настороженностью, влияет на мировосприятие Оли и характер её рисунков. Если изначально изображаемый ею мир книжно-романтический, она рисует драконов, фей, принцев и т.д., то постепенно он наполняется реалистической составляющей и в некоторой степени даже психологически детерминирует изображаемые характеры. Рисунки героини и даже эскизы-зарисовки передают не только внешнее сходство, но и индивидуальные личностные черты и даже эмоциональное состояние объекта изображения, поэтому Оле лучше всего удаются именно харАктерные портреты, передающие настроение человека или животного: задумчивая Варька с травинкой во рту, недовольная утка , «смородиновые разговоры» с бабушкой и т.д. Автор, продолжая носовскую традицию, достаточно подробно прописывает не только особенности готового рисунка героини, но и передает своеобразие техники живописания, особенности подбора цветов, создания самого рисунка, знакомит маленького читателя с оттенками цветов: «Карандашный набросок был готов. Теперь нужно было добавить тени, чтобы ягоды выглядели настоящими. Оля взяла другой карандаш, помягче, и долго то добавляла тени вокруг ягод, то стирала их ластиком <…> Долго смешивала на палитре оттенки красного – искала красносмородиновый цвет» [10, с. 268].

Эмотивный тип личности позволяет Оле быть тонким наблюдателем, точно подмечать все оттенки окружающего мира, особенности настроения не только близких людей, но и природного мира – наивного черепашонка Шустрика, испуганных улиток, недовольной утки и т.д. Изначально Оля – ведомый в паре с Варькой, она откликается на все инициативы подруги или бабушки Тан.

Психологическим антагонистом эмотива Оли становится активная деятельная Варька. Если для Оли важны мелочи, настроение, атмосфера окружающего мира, то гипертив Варя не разменивается на подобные нюансы, она ставит и решает глобальные вопросы. Варя – экспериментатор по жизни. Её больше интересует техника, устройство разных приборов, создание и применение разного рода приспособлений. Поначалу её даже раздражает всё то, что требует усидчивости, терпения, внимания – вязание, чтение, уборка и т.д. Кинестетический тип восприятия мира определяет поведение Вари, которая привыкла активно действовать, генерировать разные идеи и тут же их воплощать. Так, пока героиня едет в поезде в Москву, она совершенствует все «недостатки» вагона: делает веревочный мост, по которому лазают все дети в вагоне, превращает водопроводный кран в робота-водовоза, который сам воду в лицо подаёт, выгуливала на подушке у сопровождающей её Лилии Леонтьевны жука-оленя и т.д.

Даже внешне Оля и Варя разные: одна опрятная аккуратистка, носящая с собой в карманах блокноты для рисования, карандаши и фломастеры, а другая – задиристая пацанка с ободранным носом, таскающая в карманах целую мастерскую: «тут у меня складной ножик, тут гаечный ключ, тут отвёртка (видишь, я её специально колпачком закрыла, чтобы она никуда не воткнулась мне, если вдруг упаду). Сюда я камни складываю, если красивые на дороге попадутся. Сейчас тут пусто, я ж только вышла. Тут орехи ношу, на случай, если проголодаюсь или белку встречу…» [10, с. 33-34]. Героини, открытые друг навстречу другу, тем не менее, только начинают свой путь к дружбе, а встав на него, они во многом перенимают черты друг друга. Так, Оля учится быть смелее, твёрже и изобретательнее. Она уже не стесняется предложить свой взгляд на ту или иную проблему и отстаивать свою точку зрения. Варя становится мягче, уступчивее. Она учится видеть красоту и загадочность природы, получать удовольствие от чтения книг и т.д.

Обе героини ищут максимально верные пути к крепкой дружбе. Так, девочки, много времени проводящие вдвоём, не могут представить дружбу «на троих». Поводом для размышлений становится неожиданная для обеих ситуация. К примеру, Оля, подружившаяся с Гришкой, не знает вначале, как вести себя, когда появляется Варька. Сама же Варя, вынужденная провести летний день с дальней родственницей Дианой, не готова уделить внимание скучающей Оле. Постепенно героини учатся более сложному общению.

Однако данная тема, лишь намеченная в первой повести, обретёт неожиданное продолжение во второй повести «Варя и Оля – школьные перемены». Автор показывает сложность дружеских отношений, необходимость компромиссов и уступчивости, избавления от излишнего эгоцентиризма, учит умению понимать другого, прощать ему многое и делать отношения более гибкими. Подводит она также адресата и героев к идее необходимости кратковременного отдыха от дружбы, когда не совместная деятельность, а одиночество и размышление над происходящим становится непременной составляющей не только дружбы, но и взросления и социализации ребёнка. Таким образом, сам процесс дружбы представлен неоднородным, многомерным и многогранным, требующим психологических усилий, уступок, отдыха друг от друга всех участников дружеских отношений.

Так, данная проблема обретает особую остроту в рамках школьных отношений одноклассников, которые предстают не однородной массой, а яркими индивидуальностями, только начинающими выстраивать дружеские отношения. Катализатором новых эмоций и разногласий стало появление в 3А классе новенькой – Лауры, которая не вливается спокойно и органично в новый коллектив, а претендует на лидерство и демонстрирует презрение к тому, кто, с ее точки зрения, безнадёжно устарел. Так, вышитый Олей с любовью чехол для мобильного телефона не только осмеян Лаурой, но и вызывает насмешки у других одноклассников, так как лидирующая позиция активно отвоёвана модной, богатой и ставшей популярной Лаурой.

Писатель показывает непростой путь «перевоспитания» двух антагонистов – нахальной харизматичной манипуляторши Лауры и тихой забитой Оли, у которой благодаря смене классного руководителя отнят главный козырь – новый учитель не приветствует рисунки в тетрадях, даже в читательском дневнике, и таким образом у Оли отнят важный способ познания мира, усиленный насмешками одноклассниц над рисунками и вышивкой героини. Изначально визуал Оля привыкла обуздывать свои эмоции с помощью их ретрансляции в рисунках. Так, взрослые подсказывают героине наиболее действенный для неё способ – нарисовать собственные эмоции, представить и изобразить, как выглядит страх или злость. Но после запрета на рисунки девочка ищет новые способы коммуникации с миром. Так, она учится прислушиваться к окружающему миру и воспринимать его аудиально, на слух. При этом размышления героини весьма глубокие и психологически верные. К примеру, гневную сентенцию нового классного руководителя, которой та разразилась первого сентября, Оля воспринимает сложно: «Странно,– подумала Оля. – Она сказала “друзья мои”, а прозвучало как “враги мои”. Может, у меня что-то со слухом?» [11, с. 24]. Героиня не сразу отличает привычное речевое клише от искренних чувств говорящего, она чувствует фальшивость ласковых слов учительницы, но не может понять смысла их употребления. Для возвращения в привычное эмоциональное русло Оле требуется время, силы, помощь Варьки и родных в преодолении себя, своих страхов и переживаний. Сложный путь сопровождается тяжёлой рефлексией и реализацией себя как творческой личности и тем самым завоевания авторитета и уважения у одноклассников и друзей. Одновременно и её однокласснице Лауре требуется сделать усилие и преодолеть собственное эго, признаться в том, что её стремление к лидерству и завоевание авторитета в новом коллективе за счёт принижения достоинств возможных конкурентов – лишь ответ на собственное унижение со стороны старшего брата, который именно так самореализовывается. При этом Лаура не только преодолевает себя и стремится понять и принять одноклассницу Олю, но и осваивает с её помощью новое для себя умение – рисунок. Детская мечта, подавляемая братом-ревнивцем, заставляет Лауру освободиться от неверия в собственные силы и реализуется в рисунках.

Однако автор, изображая метаморфозу в поведении героинь, акцентирует внимание на взаимозависимости этих процессов. Только совместный путь героинь и взаимоподдержка способны изменить каждую. При этом первоначально внешние силы пытаются примирить героинь, но это вмешательство оказывается непродуктивным. И только работа каждой над собой, самостоятельный путь к преодолению себя приводят к положительному результату. Героини учатся самостоятельно коммуницировать и выстраивать дружеские отношения вне зависимости от внешних факторов. И уже в третьей части трилогии Варя и Оля, преодолев кризисные моменты дружбы, общаются активно, но при этом вполне свободно и спокойно, не боясь включить в круг их общения третьих лиц, что делает их отношения многовекторными и иерархичными. Это позволяет Оле фактически совершить чудо – заставить Варьку поверить в Деда Мороза и его всемогущество и даже доверить ему тайну – страстное желание девочки увидеть отца подружки рядом с ней в новогоднюю ночь.

Таким образом, самореализация ребенка младшего школьного возраста в трилогии Ю. Кузнецовой о Варе и Оле представлена на дидактическом, эстетическом и психологическом уровнях. Собственно самореализация ребенка показана в семье, школе, с друзьями и саморефлективно и представлена через коммуникативные связи, общение с природой, чтение книг и т.д.

Библиография
1. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л.: Художественная литература, 1977. – 443 с.  
2. Спиридонова Г.С. О психологизме детской литературы (на примере русской литературной сказки) // Мир науки, культуры, образования. № 2 (75).  2019. С. 438-441.
3. Лихачёв Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74-87.  
4. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Русские словари; Языки славянской культуры.  2003. С. 69-263. 
5. Чекашева Н.В., Осьмухина О.Ю. Взрослый мир глазами ребенка в прозе Г. Щербаковой ("Дядя Хлор и Корякин", "Отчаянная осень"). В сб.: Актуальные проблемы филологии и журналистики. Сборник научных трудов. Саранск, 2022. С. 121-126. 
6. Пичугина О. О. «Девочка на шаре» и читатели рассказа В. Драгунского // Вопросы литературы. – 2012 – №5. – C. 110-123.
7. Ши Юйцин. Типы взаимоотношений взрослых и детей в цикле «Денискины рассказы» Виктора Драгунского // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2019. №4. С. 159-166.
8. Долженко Л. В. Объективизация эмоций страха в произведениях А. П. Гайдара для детей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. №9 (84), 120-124.
9. Юхнова И. С. Ценностные ориентиры героев А.П. Гайдара («Тимур и его команда») // Филологический класс. – 2019. – № 2 (56). – С. 126–131.
10. Кузнецова Ю. Варя и Оля – подружки навек. – М.: Пять четвертей, 2021. 452 с.
11. Кузнецова Ю. Варя и Оля: школьные перемены. – М.: Пять четвертей, 2022. 416 с.
References
1. Ginzburg, L.Ya. (1977) About psychological prose. Leningrad: Fiction.
2. Spiridonova, G.S. (2019). About psychologism in children’s literature (on the example of Russian literary tale). The world of science, culture and education, 2(75), 438-441.
3. Likhachev, D. (1968). The inner world of a work of art. Questions of literature, 8, 74-87.  
4. Bakhtin, M. M. (2003). Author and hero in aesthetic activity. In M. M. Bakhtin. Collected works, 1, 69-263. Moscow: Russian dictionaries; Languages of Slavic culture.
5. Chekasheva,N.V., & Osmukhina, O.Yu. (2022).  The adult world through the eyes of a child in the prose of G. Shcherbakova (“Uncle Chlor and Koryakin”, “Desperate Autumn”). On Sat. Current problems of philology and journalism. Collection of scientific papers. Saransk: National Research Mordovian State University named after. N.P. Ogareva (pp. 121-126).
6. Pichugina, O. O. (2012). “The Girl on the Ball” and the readers of the story by V. Dragunsky. Questions of literature, 5, 110-123.
7. Shi, Yuqing. (2019). The types of relationships between adults and children in Victor Dragunsky’s the stories of Denis. Bulletin of Moscow State University. Series 9. Philology, 4, 159-166.
8. Dolzhenko, L.V. (2013). Objectification of emotion of fear in the works by A.P. Gaidar for children. News of the Volgograd State Pedagogical University, 9(84), 120-124.
9. Yukhnova, I. S. (2019). Value orientations of A.P. Gaidar's heroes («Timur and his team»). Philological class, 2(56), 126-131. doi:10.26170/FK19-02-16
10. Kuznetsova, Yu. (2021). Varya and Olya are friends forever. Moscow: Five Quarters.
11. Kuznetsov, Yu. (2022). Varya and Olya: school breaks. Moscow: Five Quarters. 

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Объектом исследования рецензируемой статьи становится литература о младших школьниках, предметно автор обращается к анализу проблемы самореализации ребенка. Думаю, что выбранный вектор вполне конструктивен, интересен, оригинален; научная новизна работы заключается в выбранной литературной базе – это трилогия Юлии Кузнецовой «о Варе и Оле». В начале статьи отмечено, что «литература о младших школьниках занимает особое место в русской культуре. Проблемная проза о данной возрастной группе достаточно обширна и многопланова. Начиная со сказочной повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» до современности, русская детская литература активно предлагает своим читателям оригинальные произведения о важных и актуальных проблемах, с которыми сталкивается младший школьник во время учёбы, в семье, в дружеском кругу». Стоит несомненно с этим согласиться, так как объективная составляющая данного тезиса налична. На мой взгляд, материал помимо рассмотрения смысловых границ в текстах о младших школьниках, ориентирует еще и на проблему эстетической целостности произведений (а это весьма ценно и важно). Теоретическая значимость рецензируемой статьи «обусловлена вкладом в общую методологическую и прикладную основу исследования психологической основы художественного произведения, типологии детских характеров», практическая значимость сочинения «заключается в возможности использования полученных результатов в учебном процессе в школах, организациях профтехобразования и вузах». Весьма удачно подобрана и теоретическая основа: ее составляют «фундаментальные труды литературоведов, а также работы современных учёных, которые обращаются к данной проблематике. Так, к разным аспектам исследования психологической прозы обращаются Л.Я. Гинзбург, Г. С. Спиридонова, Д. С. Лихачёв и др. Своеобычность героя и авторская интерпретация характеров осмыслены в работах М. М. Бахтина, Н. В. Чекашевой, О. Ю. Осьмухиной, О. О. Пичугиной и т.д. О проблемах детской самореализации размышляют Ши Юйцин, Л. В. Долженко, И. С. Юхнова, которые выявляют проблемные аспекты характера младшего школьника, воплощённого в произведениях русских писателей». Примечательна для работы ступенчатая манифестация исследовательской точки зрения, позиция достаточно четко прописана; серьезных фактически нарушений не выявлено. Отмечу, что анализ прозы Юлии Кузнецовой сделан с учетом современных литературоведческих методов, работа в этой грани может быть неким образчиком для новых трудов. Стиль сочинения соотносится с собственно научным типом. Например, «Именно исследования произведений о младших школьниках способствуют решению важных психологических, воспитательных и эстетических проблем детей предподросткового возраста. Одним из важных вопросов, встающих перед авторами произведений о младших школьниках, оказывается проблема самореализации ребенка в разных её проявлениях. Данный вопрос актуализирован в трилогии Юлии Кузнецовой о Варе и Оле, которая изображает разные типы детских характеров. В трилогии о Варе и Оле писательница пытается не просто воспроизвести типичные детские характеры, но и воссоздать особый детский мир, включающий взаимоотношения в семье, круг чтения и игр, коллектив класса, дружеские связи и другие аспекты», или «первая повесть «Варя и Оля – подружки навек» актуализирует важные аспекты существования индивида – сохранение уникальных и индивидуальных качеств и одновременно исследование рождения коммуникационных связей друг с другом каждой из главных героинь. Оля и Варя обладают яркими личностными качествами эмотива и гипертива. При этом Оля – не просто маленькая художница, но и визуал, она воспринимает и познаёт мир именно в картинах, образах. Героиня любое сильное и яркое впечатление стремится тут же зарисовать и таким образом осмыслить образно. Сила её воображения волшебна – она одухотворяет мир вокруг себя. К примеру, любовь к бабушке, её доброту и заботу обо всех Оля воплощает в образе заботливой бабушки-яблони…» и т.д. Примеров иллюстративного характера достаточно; они дополняют суждения автора, позволяют выйти на ряд фундаментальных утверждений тип: «инфантилизм Оли и её повышенная эмоциональность определяется её характером, особенностями генетики, а также воспитания (ей многое прощается) и проблемами взросления. Немаловажен и круг общения героини, она замкнута в основном на семье – бабушке, деде и родителях и весьма доброжелательной учительнице. Кроме того, в данном типе характера заложено непременное желание ребёнка, только начинающего путь социализации, завоевать признание со стороны взрослых. В центр мировидения героиня неизменно ставит себя, самоидентифицируясь то в образе феи дождя, то шиповниковой королевы и т.д.». Сравнительно-сопоставительный тон имеет как расширительный (литературный контекст), так и точечный характер (образный строй): «обе героини ищут максимально верные пути к крепкой дружбе. Так, девочки, много времени проводящие вдвоём, не могут представить дружбу «на троих». Поводом для размышлений становится неожиданная для обеих ситуация. К примеру, Оля, подружившаяся с Гришкой, не знает вначале, как вести себя, когда появляется Варька. Сама же Варя, вынужденная провести летний день с дальней родственницей Дианой, не готова уделить внимание скучающей Оле. Постепенно героини учатся более сложному общению». Считаю, что работа может быть полезна при изучении истории новейшей русской литературы, детской литературы, теории. Статья самостоятельна, оригинальна; текст выверен, серьезная правка излишня. Автор в финале приходит к выводам, что «самореализация ребенка младшего школьного возраста в трилогии Ю. Кузнецовой о Варе и Оле представлена на дидактическом, эстетическом и психологическом уровнях. Собственно самореализация ребенка показана в семье, школе, с друзьями и саморефлективно и представлена через коммуникативные связи, общение с природой, чтение книг и т.д.». Требования издания учтены; тема полновесно раскрыта, материал, считаю, будет интересен как подготовленному, так и неподготовленному читателю. Рекомендую статью «Проблемы самореализации ребёнка в трилогии Юлии Кузнецовой о Варе и Оле» к публикации в журнале «Litera» ИД «Nota Bene».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.