Статья '"Моркинский текст" в марийской прозе (к постановке проблемы)' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

"Моркинский текст" в марийской прозе (к постановке проблемы)

Кузьмин Григорий Викторович

аспирант, кафедра финно-угорской и сравнительной филологии, Марийский государственный университет

424000, Россия, республика Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 44, каб. 503

Kuzmin Grigorii

post-graduate student of the Department of Finno-Ugric and Comparative Philology at Mari State University

424000, Russia, respublika Respublika Marii El, g. Ioshkar-Ola, ul. Kremlevskaya, 44, kab. 503

gri_kuz@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2018.3.26717

Дата направления статьи в редакцию:

27-06-2018


Дата публикации:

06-07-2018


Аннотация: В работе актуализирована проблема локального (регионального) текста в рамках постановки вопроса о «моркинском тексте» в марийской национальной литературе, дано обоснование термина "моркинский текст" в контексте существующих понятий «петербургский текст», «московский текст», «северный текст» и др., определены ключевые факторы его формирования и развития. Особое внимание уделено географическому фактору в формировании «моркинского текста», определены основные признаки идейного, проблемно-тематического и композиционно-стилевого единства произведений, образующих данный сверхтекст. Статья носит теоретико-методологический характер. В ней актуализированы аналитический, системный и сравнительный методы изучения литературоведческого материала. В статье проанализированы имеющиеся в отечественной филологической науке научные подходы к системному и типологическому исследованию истории формирования, развития и современного состояния локальных сверхтекстов с точки зрения их актуальности и возможностей использования в обосновании понятия «моркинский текст» в марийской национальной прозе.


Ключевые слова:

марийская литература, марийская проза, художественная структура, сверхтекст, локальный текст, моркинский текст, факторы формирования, географический фактор, содержательное ядро, поэтика

Abstract: In his research Kuzmin brings forth the problem of the local (regional) text, in particular, 'Morki text' in Mari folk literature. In his research Kuzmin gives a definition of 'Morki text' in terms of existing definitions of 'St. Petersburg text', 'Moscow text', 'Northern text', etc. and defines the key factors that contributed to the origin and development of Morki text. In his research Kuzmin pays special attention to the geographical factor in the development of Morki text and describes the main features of the message, problem, topic, narration and style unity of all Morki texts. This article is of theoretical and methodological nature. Therein the author applies analytical, systems and comparative methods of literary analysis. Kuzmin analyzes Russian academic approaches to analyzing the origin, development and current state of local supertexts from the point of view of their importance and possibility to be used to describe the term 'Morki text' in Mari folk prose. 


Keywords:

Mari literature, Mari prose, art structure, supertext, local text, morki text, factors of formation, geographical factor, content core, poetics

Введение

За последние годы значительно вырос исследовательский интерес к локальным литературным сверхтекстам. Так, появились содержательные работы, посвящённые сибирскому тексту русской литературы и алтайскому тексту как его отдельной составляющей [1; 2; 3; 41]. Активно исследуются крымский, вятский, московский, лондонский сверхтексты [см., напр.: 30; 33].

Осмысление феномена локального сверхтекста началось с городского – петербургского – текста, но сегодня, наряду с городскими текстами, активно разрабатываются и региональные сверхтексты, к числу которых мы предлагаем отнести и «моркинский текст». Как литературный феномен он никогда еще не изучался в региональной филологической науке. Цель данной статьи – обосновать и определить факторы формирования данного «сверхтекста».

Проблема локального текста в отечественной литературной науке

З.Г. Минц «о внутренней связи петербургского текста» пишет: «… несмотря на разнообразные возможности расширения числа текстов, кодирующих петербургскую тему у символистов, список их тяготеет к закрытости, имеет границу. Выделенные произведения русской классики обладают высокой степенью единства – как тематического, так и идейного («маленький человек» в большом городе, «маленький человек» и русская государственность, «противоестественность» и «фантастичность» Петербурга, катастрофизм и т. д.), эстетического («фантастический реализм», гротескность) и эмоционально-оценочного (исторически сложное (Пушкин) или негативное (Гоголь) отношение к «самому умышленному городу в мире») Символизм не только активно формирует свой образ традиции, но и дает ее осмысление — то достаточно субъективное, то раскрывающее в наследии XIX века исторически ему присущее. Так, соединение с петербургской классикой апокалипсических мотивов по-новому, более обобщенно подчеркивает «роковую» катастрофичность жизни в «императорском» Санкт-Петербурге» [32].

В.А. Кошелев, определяя понятие «северный текст», отмечает, что «это создававшийся преимущественно на протяжении столетия (с начала ХХ века до наших дней) в творчестве многих русских писателей особый северорусский вариант национальной картины мира, наделённый, наряду с индивидуальными, отражающими своеобразие мировидения каждого из авторов, также и общими, типологическими чертами» [25, с. 5].

З.Г. Минц пишет, что «непременным условием принадлежности произведения к разряду «петербургских» считается присутствие черт городской топографии и быта» [32].

Художественная картина мира, которая запечатлевается в региональном литературном сверхтексте, «включает в себя совокупность ландшафтных характеристик, образов природы, человека, его места в мире, общие категории пространства, времени, движения, а также особый склад мышления» [15]. Она отражает особенности менталитета населения, края, территории, «оказывается связанной, с одной стороны, с индивидуально-авторским, субъективно-личностным образом мира (возникающим в творчестве отдельных писателей, как уроженцев этого края, так и «осваивающих» его как «чужую» территорию), а с другой – с общенациональной картиной мира, а её воссоздание является одной из наиболее важных задач при исследовании феномена каждого регионального сверхтекста» [15].

«Моркинский текст» как локальный текст

Историко-географическая общность и этнографическая схожесть отмечается и между произведениями, которые входят в «моркинский текст».

История моркинского края – основы «моркинского текста» как сверхтекста – уходит далеко вглубь веков. Это история края, населенного людьми, имеющими незримые связи с прошлым своего народа, сохранившими в большей степени его типичные черты, обычаи, быт и нравы. М.Н. Янтемир пишет: «Моркинский район является наиболее марийским. Типичные черты марийского народа, его обычаи, быт и нравы сохранились здесь в большей степени, чем это наблюдается в других районах Республики Марий Эл.

Также обращает на себя внимание язык моркинских мари, который сохранился в наибольшей чистоте и признан литературным. У моркинских мари более устойчиво сохранились марийские нравы и обычаи. Именно здесь соблюдаются национальные праздники Агавайрем, Семык, Сӱрем, Шорыкйол, Ӱярня, Кугече, Сорта и др. Кроме того, на 1993 г. в Моркинском районе насчитывалась 51 священная роща.

Национальные костюмы моркинских мари также сохранились, не претерпев большого влияния русского или татарского населения» [44, с. 31].

Итак, вокруг понятия «моркинский текст» мы объединяем в единое художественное целое произведения писателей моркинской стороны (ныне – Моркинского района Республики Марий Эл) – классиков и современников. Моркинскую землю называют родником талантов народа мари. Здесь родились и выросли поэт, классик марийской литературы Сергей Чавайн; поэт, лауреат Государственной премии СССР Миклай Казаков; драматург, народный писатель Сергей Николаев; поэт, первый лауреат премии им. Олыка Ипая Валентин Колумб; поэт, заслуженный работник культуры Валентин Осипов-Ярча; поэт, председатель Союза писателей Республики Марий Эл Василий Крылов и др.

Объектом исследования в рамках «моркинского текста» может стать и плеяда марийских прозаиков, в творчестве которых Моркинский край «осознает» себя особенно ярко, – это Крисам Алдиар, Г. Алексеев, Ю. Галютин, М. Евсеева, Т. Ефремов, Г. Ефруш, Н. Лекайн, В. Осипов-Ярча, Вл. Мухин-Сави, А. Ток, Арк. Федоров, А. Филиппов-Чончурий, С. Чавайн, Я. Элексейн, С. Элнет, Л. Яндак.

Отдельные компоненты «моркинского текста» (в значении: отдельные авторы и отдельные произведения), безусловно, изучались в марийской литературной науке в самых разных аспектах (тематика, проблематика, образная структура, сюжет и композиция, жанровые, стилевые особенности и т.д.). Из классиков марийской литературы, вышедших из моркинской стороны, в большей степени изучено творчество С.Г. Чавайна [9; 12; 16; 19], Н. Лекайна [8; 11; 14; 17; 23; 26; 28; 31] и Г. Ефруша [4; 5; 6; 7; 20; 21; 22], в меньшей – Я. Элексейна [10; 24; 29; 42], Т. Ефремова [21]. Из писателей более позднего времени и современности наибольший интерес исследователей привлекает творчество Г. Алексеева [13; 18; 27; 34; 35; 36; 37; 43]. Остальные авторы, указанные выше, не получили еще достаточного рассмотрения даже на эмпирическом уровне.

Писатели и их произведения, объединенные нами вокруг понятия «моркинский текст», отличаются высокой степенью общности, позволяющей рассматривать их как некое социокультурное и художественное единство.

Основные черты «моркинского текста» как локального текста видятся нами следующим образом:

– схожая, связанная с моркинской темой проблематика и сходные способы их художественной реализации;

– одинаковая коннотативная направленность (в плане отношения авторов к моркинской стороне, ее народу, истории, укладу жизни, традиционной и современной культуре);

– сходные принципы и приемы создания характеров персонажей;

– одинаковое восприятие моркинского пейзажа и идентичные принципы выстраивания таких описаний в художественном тексте;

– сходные способы использования языковых средств;

– значительное место уделено топонимам.

Заключение

Итак, о «моркинском тексте» можно говорить как о некоем «сверхтексте», который обладает ярко выраженными признаками, позволяющими говорить об идейно-художественном единстве, и который прошел специфические стадии формирования и эволюции в рамках истории марийской литературы; при этом каждая новая эпоха вписывает в него новые страницы, новые штрихи. У этого «сверхтекста» есть содержательное ядро, которое, наряду с поэтикой, востребованной данным специфическим содержанием, могут стать предметом конкретного исследования в рамках обозначенной нами проблемы.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.