Статья 'Предисловие к предвыборному манифесту как особый тип манипулятивного текста ' - журнал 'Филология: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Предисловие к предвыборному манифесту как особый тип манипулятивного текста

Люлина Анна Владимировна

доктор филологических наук

доцент, зав. кафедрой, Оренбургский государственный университет

460018, Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, проспект Победы, 13, ауд. 4118а

Lyulina Anna Vladimirovna

Doctor of Philology

Associate Professor, Department Head at Orenburg State University

460018, Russia, Orenburgskaya oblast', g. Orenburg, Prospekt Pobedy, 13, aud. 4118a

aavvmt@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0749.2018.1.25283

Дата направления статьи в редакцию:

25-01-2018


Дата публикации:

16-03-2018


Аннотация: Предвыборный агитационный дискурс содержит большое количество текстотипов с доминирующей манипулятивной интенцией. Одним из самостоятельных текстотипов предвыборного агитационного дискурса мы предлагаем считать предисловие к предвыборному манифесту, имеющее особые структурно-интенциональные характеристики. В предлагаемом исследовании на материале предвыборных манифестов трех ведущих политических партий Великобритании впервые выявляются особенности текстотипа "предисловие к предвыборному манифесту", который выступает в качестве объекта исследования. При этом предметом исследования становятся структурно-интенциональные особенности данного текстотипа. В предлагаемом исследовании используется авторский реципиентоцентрический подход с интенциональным анализом в качестве основного научного метода. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выделяется, описывается и анализируется такой особый тип манипулятивного текста, как "предисловие к предвыборному манифесту политической партии". Основными результатами исследования можно считать следующие: изучаемый текстотип имеет особое интенциональное содержание (манипулятивная интенция, аттрактивная интенция, декларативная интенция), характеризуется обращенностью к массовому реципиенту от первого лица, имеет подпись лидера партии и определенный объем сообщения. Кроме того, для него характерны частая актуализация социально-эволюционной мишени манипуляции массовым реципиентом "бинаризм мышления и оценки", частая актуализация мишени манипуляции массовым реципиентом "базовые эмоции", частое использование абдуктивных речевых актов, частое использование реитеративных речевых актов.


Ключевые слова:

предисловие, манипулятивный текстотип, предвыборный агитационный дискурс, речевая интенция, массовый реципиент, бинаризм мышления, абдуктивный речевой акт, реитеративный речевой акт, реципиентоцентрический подход, интенциональный анализ

Abstract: The propaganda discourse contains a lot of text types with the dominating manipulative intention. The author suggests to consider foreword to the election manifesto as an independent text type of the propaganda discourse. Forewords to the election manifesto have their specific structural and intentional particularities. Based on the analysis of election manifestos of the three leading parties of the Great Britain, Lyulina describes particularities of a text type 'foreword to election manifesto' for the first time in the academic literature. This makes the object of the research. The subject of the research is the structural and intentional peculiarity of this text type. In her research Lyulina uses her own recipient oriented approach to intentional analysis as the main research method. The scientific novelty of the research is caused by the fact that for the first time in the academic literature the author discovers, describes and analyzes a special manipulative text type 'foreword to the election manifesto of a political party'. The main results of the research are the following: the text type under review has a special intentional content (manipulative intention, attractive intention, declarative intention) and is characterised by the first-person perspective, signature of the party leader and certain length of a message. Frequent actualization of the socio-evolutionary target of the audience manipulation 'binary thinking and evaluation', frequent actualization of the target of the audience manipulation 'basic emotions', frequent use of abductive speech acts, and often use of reiterative speech acts are also typical for this type of text. 


Keywords:

foreword, manipulative text type, propaganda discourse, speech intention, mass recipient, binary thinking, abductive speech act, reiterative speech act, recipient oriented approach, intentional analysis

Предвыборный манифест политической партии, выпускаемый перед началом очередных выборов в Великобритании, – важный документ, освещающий цели и намерения партии и ее лидера относительно основных сфер жизни государства: экономической, внешнеполитической, социальной и т.п. Именно из данного документа, часто представляющего собой брошюру из ста и более страниц, потенциальный электорат – массовый реципиент данного сообщения – узнает об основном курсе партии и ее отношениях с политическими оппонентами.

Предвыборные манифесты самых значимых партий Великобритании – Консервативной, Либерально-демократической и Лейбористской – имеют схожую, четко определенную структуру. При этом обязательным атрибутом данного документа является предисловие, написанное от лица лидера политической партии.

Как показывает анализ предисловий предвыборных манифестов ведущих политических партий Великобритании, все из них имеют общие структурно-интенциональные характеристики, позволяющие отнести предисловие к предвыборному манифесту к самостоятельному типу текста и рассматривать его как объект отдельного исследования. При этом структурно-интенциональные особенности данного типа текста становятся предметом данного исследования, а их выявление, анализ и описание – его целью. Интересным и достаточно информативным представляется изучение впервые выделяемого нами типа текста на основе реципиентоцентрического подхода с интенциональным анализом в качестве основного научного метода (под реципиентоцентрическим подходом мы понимаем такой научный подход, при котором особенности речевой манипуляции массовым реципиентом в предвыборном агитационном дискурсе рассматриваются с позиции учитывания его основных универсальных характеристик (например, релевантных мишеней манипуляции) [1]). При этом созданная нами иерархия мишеней манипуляции массовым реципиентом в предвыборном агитационном дискурсе включает такие мишени манипуляции, как инстинкты, базовые эмоции человека, особое восприятие ритма на физиологическом уровне (филогенетическая память о ритуализации), особенности восприятия времени и пространства (темпоральное и спациальное восприятие), порог доступности массового сознания, бинаризм мышления и оценки, а также многие другие.

Рассмотрим более подробно выявленные в данном исследовании структурно-интенциональные особенности манипулятивного текстотипа "предисловие к предвыборному манифесту" на примере предисловий к предвыборному манифесту трех ведущих политических партий Великобритании.

1) Интенциональное содержание.

На наш взгляд, предисловие к предвыборному манифесту представляет собой политическое сообщение, содержащее три основных интенции:

a) манипулятивную интенцию (мы принимаем за аксиому тот факт, что все текстотипы, функционирующие в рамках предвыборного агитационного дискурса, имеют манипулятивную интенцию в качестве доминирующей, так как основная задача собственно предвыборного агитационного дискурса – это манипуляция массовым реципиентом с целью добиться большего числа голосов на выборах);

b) аттрактивную интенцию (предисловие имеет целью привлечь внимание читателей к основной части документа);

с) декларативную интенцию (в предисловии кратко декларируются основные намерения и цели политической партии).

2) Обращенность к массовому реципиенту от первого лица и подпись лидера партии.

Предисловие к предвыборному манифесту – единственная часть данного документа, представляющая собой личное обращение лидера партии к потенциальному электорату, сопровождаемое подписью данного лидера. Большинство фиксированных речевых актов предисловия имеют традиционную перформативную формулу с местоимением в единственном числе [7]). Можно предположить, что таким образом актуализируется мишень манипуляции массовым реципиентом "базовая эмоция доверия"), так как лидер партии единолично принимает ответственность за свои обещания, ассоциируемые с конкретной личностью, а не с абстрактной группой людей – партией. Например:

a) In every other manifesto, a Liberal Democrat leader has set out a vision for government. However, I want to make a different case to the British people in this election – an election that has been called by Theresa May, very cynically, with the sole purpose of putting the Tories in a position where they can do what they like unchecked.

(Tim Farron, Liberal Democrat Manifesto 2017)

b) I believe our United Kingdom can emerge from this period of great national change stronger and more prosperous than ever before. I believe we can be a country that stands tall in the world and provides leadership on some of the greatest challenges of our time.

(Theresa May, The Conservative and Unionist Party Manifesto 2017)

3) Объем сообщения.

Предисловия к предвыборному манифесту представляют собой короткие сообщения со средним объемом в 3000 – 3500 знаков. Можно предположить, что это связано, во-первых, с тем, что фиксированные предисловия традиционно имеют небольшой объем; во-вторых, таким образом реализуется такая мишень манипуляции массовым реципиентом, как "порог доступности", так как в предисловии в краткой и доступной для понимания и быстрого обдумывания форме излагаются основные идеи предвыборного манифеста (известно, что массовое сознание не может обрабатывать сложных теоретических построений [2]).

4) Частая актуализация социально-эволюционной мишени манипуляции массовым реципиентом "бинаризм мышления и оценки".

Бинаризм мышления и оценки, свойственный сознанию массового реципиента, объясняется двоичным строением человеческой нервной системы, дихотомическим устройством самого человека, обусловленным процессом «сравнения признаков», лежащим в основе нашей познавательной деятельности [8]. Текстовые антитезы, в которых положительное ассоциируется с партией продуцента, а отрицательное – с партией оппонента, программируют массового реципиента на бинаризм мышления и оценки с единственно верным и очевидным выбором. Например:

a) Every election is a choice. What makes this election different is that the choice is starker than ever before. You can choose more of the same: the rich getting richer, more children in poverty, our NHS failing and our schools and social care in crisis. Or you can vote for the party that has a plan to change all of this – The Labour Party.

(Jeremy Corbyn, The Labour Party Manifesto 2017)

b) We can choose to say the task ahead is too great, to turn our face to the past and believe it cannot be done; or we can look forward with optimism, believing the best days for Britain lie ahead.

(Theresa May, The Conservative and Unionist Party Manifesto 2017)

c) Another Tory MP, to bolster Theresa May’s majority? Another member of Labour’s hopeless and failed opposition? Another Nationalist MP who only wants to break up the UK?

Or a strong and passionate voice sticking up for your area, challenging Theresa May’s Conservative government and holding it to account as part of a real opposition?

(Tim Farron, Liberal Democrat Manifesto 2017)

5) Частая актуализация мишени манипуляции массовым реципиентом "базовые эмоции".

Появившись в результате глубоких эволюционно-биологических процессов и оказывая организующее и мотивирующее влияние на человека, базовые (фундаментальные, первичные) эмоции человека – гнев, радость, доверие, отвращение и страх – становятся очень эффективной мишенью манипуляции массовым реципиентом [5, 10]. Анализ предисловий к предвыборным манифестам ведущих политических партий Великобритании показывает, что все из них содержат большое количество манипулятивных речевых актов, актуализирующих различные базовые эмоции массового реципиента. Например:

a) You don’t have to agree with me on everything. But the danger of an arrogant government that doesn’t have to listen to us is apparent to everyone, wherever you live in Britain.

(Tim Farron, Liberal Democrat Manifesto 2017)

В данном примере с помощью лексемы-ассоцианта (danger) актуализируется базовая эмоция страха, связываемая с оппонентами продуцента предисловия к предвыборному манифесту.

b) A big part of being the leader of a political party is that you meet people across the country and hear a wide range of views and ideas about the future. For me, it’s been a reminder that our country is a place of dynamic, generous and creative people with massive potential.

(Jeremy Corbyn, The Labour Party Manifesto 2017)

В примере b) мишенью манипуляции массовым реципиентом является базовая эмоция радости, связанная с ощущением гордости за свой народ (актуализируется с помощью эпитетов с положительной коннотацией).

6) Частое использование абдуктивных речевых актов.

Абдуктивные речевые акты являются продуктом соответствующего (абдуктивного) мышления продуцентов-политиков, склонных актуализировать мишени манипуляции массовым реципиентом, основываясь на принципе аналогии, сходства или сравнения [3]. Информативные компоненты подобных речевых актов часто содержат метафору, сравнение или идиому. Предлагая массовому реципиенту готовый запоминающийся образ, продуценты абдуктивных речевых актов также актуализируют мишень манипуляции массовым реципиентом "порог доступности". Например:

a) And a Britain in which burning injustices are tackled and overcome, with the first new Mental Health Bill for thirty years to put parity of esteem at the heart of treatment and end the stigma of mental illness once and for all.

(Theresa May, The Conservative and Unionist Party Manifesto 2017)

b) On the biggest question facing all of us, Brexit, which has such huge implications for our young people and our future, Corbyn ordered his MPs to stand down against Theresa May’s government. Where the Liberal Democrats are fighting every step of the way, Labour is holding Theresa May’s hand as she jumps off the cliff edge of a hard Brexit.

That’s why the Liberal Democrats will not enter into coalition with either Theresa May’s Conservatives or Jeremy Corbyn’s Labour.

(Tim Farron, Liberal Democrat Manifesto 2017)

7) Частое использование реитеративных речевых актов.

Реитеративные речевые акты представляют собой манипулятивные речевые действия, содержащие повторы различных видов. Данные речевые акты актуализируют такую эффективную физиологическую мишень манипуляции массовым реципиентом, как "филогенетическая память о ритуализации", основанную на влиянии ритма на восприятие информации человеком [4, 6]. Изучение предисловий к предвыборным манифестам британских партий показывает, что число реитеративных речевых актов является в них преобладающим, при этом повторяются как синтаксические конструкции и лексемные сочетания, так и определенные звуковые кластеры и отдельные звуки (аллитерация). Повторы привлекают внимание массового реципиента к определенной информации, актуализируя при этом некоторые сопутствующие мишени манипуляции массовым реципиентом (например, базовые эмоции или инстинкты [11]), придают манипулятивному сообщению особый ритм, способствуют запоминанию и усвоению нужных продуценту фактов. Например:

a) Young people are held back by debt and the cost of housing. Whole families are being held back from the life they have worked towards. I’m constantly told of these pressures in the workplace. Faced with constant cuts and interference, our police, nurses, doctors, teachers and council staff are held back from delivering the public services they signed up to. Workers are held back by falling real pay and job security. Our entrepreneurs and managers are being held back from growing their business. If you are increasingly asked to do more with less, then you are not alone.

(Jeremy Corbyn, The Labour Party Manifesto 2017)

b) A Britain in which the economy is strong to support world-class public services, with the most ambitious programme of investment in people, technology and buildings the NHS has ever seen; record – and fair – funding for schools; and the first ever proper plan to pay for – and provide – social care.

[...] It will require discipline and focus, effort and hard work. It will require leadership from a government that is strong enough to stand up for Britain, and stable enough to steer the country safely through the negotiations ahead.

(Theresa May, The Conservative and Unionist Party Manifesto 2017)

Достаточно большое количество общих структурно-интенциональных особенностей, характерных для предисловий к предвыборным манифестам и описанных нами в данном исследовании, является доказательством нашего предположения о том, что предисловие к предвыборному манифесту политической партии может считаться самостоятельным типом манипулятивного текста, функционирующим в рамках предвыборного агитационного дискурса. При этом в качестве основных особенностей данного текстотипа можно считать следующие:

1) общее интенциональное (манипулятивно-аттрактивно-декларативное) содержание текстов предисловий;

2) обращенность от первого лица и подпись;

3) типичный объем текстов предисловий (3000 3500 знаков);

4) типичный набор актуализируемых мишеней манипуляции массовым реципиентом, характерный именно для анализируемого типа текстов.

Библиография
1. Антонова А.В. Речевая манипуляция в предвыборном агитационном дискурсе Великобритании. М.: ООО ИПЦ «Маска», 2011. 367с.
2. Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 368с.
3. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб: Питер, 2010. 256с.
4. Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003. 342 с.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: ПИТЕР, 2009. 464с.
6. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии // Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. С.62-242.
7. Остин, Дж. Слово как действие [Текст] / Дж. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. Вып. 17. С.22-131.
8. Фет А.И. Инстинкт и социальное поведение. М.: Сова, 2005. 652с.
9. Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций. СПбГУ, 2003. 336c.
10. Lyulina Anna V. Basic emotions as specific group of manipulation targets in political discourse // Культура и цивилизация, 2017. № 7 (3А). С. 87–94.
11. McDougall W. An Introduction to Social Psychology // The Principal Instincts and the Primary Emotions. URL: http://www.brocku.ca/MeadProject/McDougall/1926/1926_03.html
References
1. Antonova A.V. Rechevaya manipulyatsiya v predvybornom agitatsionnom diskurse Velikobritanii. M.: OOO IPTs «Maska», 2011. 367s.
2. Grushin B. A. Massovoe soznanie: Opyt opredeleniya i problemy issledovaniya. M.: Politizdat, 1987. 368s.
3. Dilts R. Fokusy yazyka. Izmenenie ubezhdenii s pomoshch'yu NLP. SPb: Piter, 2010. 256s.
4. Emel'yanov V.V. Ritual v Drevnei Mesopotamii. SPb.: Azbuka-klassika; Peterburgskoe vostokovedenie, 2003. 342 s.
5. Izard K.E. Psikhologiya emotsii. SPb.: PITER, 2009. 464s.
6. Lorents K. Tak nazyvaemoe zlo. K estestvennoi teorii agressii // Oborotnaya storona zerkala. M.: Respublika, 1998. S.62-242.
7. Ostin, Dzh. Slovo kak deistvie [Tekst] / Dzh. Ostin // Novoe v zarubezhnoi lingvistike. M.: Progress, 1986. Vyp. 17. S.22-131.
8. Fet A.I. Instinkt i sotsial'noe povedenie. M.: Sova, 2005. 652s.
9. Filippov K. A. Lingvistika teksta: Kurs lektsii. SPbGU, 2003. 336c.
10. Lyulina Anna V. Basic emotions as specific group of manipulation targets in political discourse // Kul'tura i tsivilizatsiya, 2017. № 7 (3A). S. 87–94.
11. McDougall W. An Introduction to Social Psychology // The Principal Instincts and the Primary Emotions. URL: http://www.brocku.ca/MeadProject/McDougall/1926/1926_03.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.