Theoretical and Applied Economics - номер 1 за 2020 год
по
Theoretical and Applied Economics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Theoretical and Applied Economics" > Contents of Issue є 01/2020
Contents of Issue є 01/2020
Mathematical modeling and instrumental methods in economics
Kochkarov A.A., Yatskin D.V., Kochkarov R.A. - Designing the transport and logistics systems resistant to structural failures pp. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32202

Abstract: This article is dedicated to designing of the transport and logistics systems with built-in resistance to structural failures. The sustainability indicators reflect the impact of the failure of one or several hubs (communication channels) upon working capacity of the already functioning system. In the process of designing the system, the sustainability indicators also provide opportunities for optimizing its structure from the perspective of set reliability expectations. The authors give attention to the modeling of the transportation and logistics system on the basis of theoretical-graph toolset, as well as propose sustainability indicators and articulation of optimization task. The structure of transportation and logistics system is described using the instruments of graph theory, definition of the task is presented using the criteria of optimization theory, and limitations are the feasible solutions on graphs are established in the matrix form. The authors suggest a theoretical-graph description of the structure of the transportation and logistics systems, propose multiobjective goal setting, and introduce the concept of structural stability based on the indexes and their threshold values. Proposal is made on the approach towards designing the transport and logistics systems with set parameters of structural stability and tried it on test data.
Production branches and markets economics
Baranova L.S. - The interconnection between sales and marketing in the food industry pp. 10-17

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32525

Abstract: The object of this research is the commercial block of the food industry. The subject of this research is the process of interconnection between sales and marketing of food companies. The goal consists in the analysis of the main schemes of interaction between sales and marketing. The author carefully examines the existing interaction schemes, describing their advantages and disadvantages. Particular attention is paid to the integration of marketing into the system of sales management, where marketing is not fully integrated into sales, rather marketing functionality is separate from sales and integrated into other divisions or is fully stand-alone. The method of partial integration of marketing into sales is based on the search for optimal solutions in pricing of the assortment, development of new products, as well as formation of incentive system for employee of the departments of sales and marketing. The results of this research solve an important task for the companies – to properly coordinate the interaction between sales and marketing, eliminate conflicts on various levels, as well as create a clear structure of operation for both departments to improve the bottom line. The scientific novelty of this research lies in systematization and generalization of the methods of interaction between sales and marketing.
Economic theory and history of economic thought
Sklyar A. - Mathematical model of the dynamics of business development pp. 18-34

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.29404

Abstract: The subject of this research is the model of business development that describes the dependence of ongoing volume of production from previous investments and intensity of wear of production capacities. The investment process is characterized by a delay between the moment of investment, actual return and its continuation, gradual decrease in the level of return, and discreetness of investments. In the process of modeling, discrete investment were replaced by an integral, which leads to integral-differential equation, and in terms of facile assumption to the linear standard differential equation of second order or their system, solved by the disharmonious fluctuations on the background of an aperiodic trend. As the method of analysis of correspondence of the model data with the actual dynamics of business development, the research utilizes computational solution of the emerging differential equations. Comparison of the model data with the known statistics reveals their adequacy to the current economic processes. Statistical data contains noise component, which consists of various economic and political factors and principally limits the precision of forecasting. Differences in the length of fluctuation periods by industries impedes analysis of the economic behavior as a whole. At the same time, forecast of crisis phenomena that emerge in superposition of the phases of industry fluctuations can be executed with sufficient level of precision.
Regional economy
Solomonov M.P., Pakhomov A.A. - Energy saving potential from served thermal energy and in heating buildings of RussiaТs northern region pp. 35-48

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32174

Abstract: The subject of this research is energy saving of the served thermal energy in thermal energy supply by the producers and in heating of the objects by the consumer. The goal of this work is to reveal the potential of energy saving of served thermal energy as a tangible target of economic policy of the region. The results of this research demonstrate the energy saving potential from served thermal energy of Russia’s northern region, as well as the potential for energy saving by the consumer of thermal energy. The results of this research can be applied in calculated targets of energy saving of served thermal energy in the Sakha Republic (Yakutia), as well as a method of calculation for other regions and consumers. The targets can in turn serve as encouraging motives for a more active crediting of thermal energy saving by commercial banks and/or venture funds created for these purposes. The author utilizes the method of marginal comparative analysis of actual expenses of a company in heating with normative and tax expenses. The scientific novelty consists in precise delineation of the zones of responsibility in the area of thermal energy saving between thermal supply of the producer and heating of the consumer, combination of various method in determining the potential of thermal energy saving in the region and separate objects of heating, as well as continuity in introduction of heat-saving measures in heating of objects.
Kolmakov V.V. - Economy of distributed use as the base for organizational-economic mechanism of managing regional property pp. 49-63

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32164

Abstract: The subject of this research is the organizational-economic mechanism of managing regional property as a combination of means and methods of achieving goals of the managing system regarding the collectivity of managed objects and subjects, based on the objective economic laws and social processes in the set institutional conditions. The indicated mechanisms are studied from the perspective of their transformation and mutual influence. Special attention is given to such modern organizational-economic mechanism of managing regional property as distributed use of the elements of the regional property complex. It is substantiated that distributed use as a promising organization-economic mechanism of managing regional property allows achieving an economic effect by transition towards network forms of organization of the economic space. Assessment of the economic effect, which is based on imitation modeling of the change in net result of economic activity of the subjects from various regions, in increasing volume of production as a result of implementation of measures on stimulation of the internal demand by the regional authorities, demonstrates that application of distributed use as a mechanism of managing regional property ensures increase in net result of economic activity by an average of 4.4%, while expanding investments into the main capital with set parameters dilutes the net result by an average 0.9%. The regions can also gain additional economic effects from increase in revenue and economy on the costs of proprietors transferred into distributed use of production capacities.
Economic demography and labor economics
Kozlova E.I., Novak M.A. - The reflection of demographic factor in regional programs of sustainable development (on the example of Lipetsk Region) pp. 64-79

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32274

Abstract: The demographic trends in social development have a basic foundation with regards to any other trends. Therefore, the management solutions aimed at rising birth rate, increasing longevity of life, and optimization of migration flows become an integral part of the federal and regional development strategies. Growing depopulation of the country actualizes studying of the problem of demographic development. The goal consists in substantiation and determination of the problematic aspects in the priority vectors of demographic development and tools of their implementation included into the Strategy of Socioeconomic Development of Lipetsk Region for the period until 2024. Analysis is conducted on the dynamics of demographic processes in Lipetsk Region for the period from 01.01.2017 to 01.01.2019. The author assesses the possibility of achieving target indicators of the regional development strategy by natural decline in population and size of population of Lipetsk Region of working age. The conclusion is substantiated on the inaccurate determination of regional demographic trends by the authorities in the current cycle; weak response to the regional demographic situation by making management decisions. The author proposes to modify the formulation of the goal of development strategy of Lipetsk Oblasts in demographic sphere.
Entrepreneurship
Zadvornyi A.S. - Network structures in the development of entrepreneurial practices in beekeeping of Primorsky Krai of the late XIX Ц early XX centuries pp. 80-97

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32129

Abstract: The subject of this research is determination of the network interaction on the background of growth of entrepreneurial activity in the area of beekeeping in Primorsky Krai during late XIX – early XX centuries, as well as the interconnection between expansion of economic impact in entrepreneurship and functionality of social networks.  The tasks of this study include identification and description of network structures, determination of the type of proximity on which they are based, and clarification of the specificity of the impact of network interaction upon development of beekeeping of Primorsky Krai of the late XIX – early XX centuries. Identification and description of network structures in this research is done using the tools of economic cartography, surveying, diachronic analysis, with reliance upon archival materials on inspection of peasant farms of Primorsky Krai in 1912. The scientific novelty of this research consists in revelation of the functionality of social networks in proliferation of new knowledge, economic practices and technologies. The work highlights two types of network structures, which depend on the type of proximity that underlies the interaction of economic agents. It is established that the development of beekeeping practice and entrepreneurship based on production of honey relates to the functionality of the network structures.
Finance, monetary relations and investment
Popova E.M., Guseinova G.M., Milov S.B. - Assessment of sensitivity of the efficiency of regional tax spending towards investment attractiveness of the types of economic activity carried out by the residents of advanced development territory pp. 98-110

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32495

Abstract: The deficit of subnational budgets and deceleration capital investments in multiple Russian regions increase the relevance of research aimed at improvement of tax incentivizing practice of the regional investment process. The studies focused on determination of the impact of socioeconomic and institutional factors upon the efficiency of investment tax expenses obtained wide circulation within the foreign scientific literature. The subject of this article is the assessment of sensitivity of the efficiency of regional tax expanses towards investment attractiveness of the types of economic activity carried out by the residents of territories of advanced socioeconomic development, created in the subjects of Far Easter Federal District. The scientific novelty and practical values of this research consists in substantiation of the reasonableness of assessment of investment attractiveness of the types of economic activity that are stimulated by tax incentives. Methodology for assessing investment attractiveness is proposed and tested. The conclusion is made that in case of low investment attractiveness of the type of economic activity, which was planned to support by tax incentives, it is required to conduct and additional analysis to avoid unjustified tax expanses.
Mathematical modeling and instrumental methods in economics
Kolodko D.V. - Hierarchical method of randomized composite indicators and its application for comparison of investment attractiveness of the projects pp. 111-131

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32328

Abstract: The object of this research is the methods of multi-criteria selection. The subject of this research is the problems of application of hierarchical method of randomized composite indicators in solving the problems of multi-criteria selection. It is noted that in gradual synthesis of composite indicators of the highest hierarchical level, it is impossible to obtain the exact values or assessment of probabilities of dominance of the compared objects. Structuring the exhaustive set of values of weight vector of hierarchy allows obtaining these probabilities, but such approach is applicable only in case of small number of characteristics of the compared objects. For solving this task, the author employs Monte Carlo method, consisting in formation of random sample from exhaustive set of weigh vector of hierarchy and sequential assessment of essential characteristics. The article suggests the procedure for assessing probability characteristics of randomized composite indicators. The author develops and presents the software written on the R platform for realization of this procedure. An example of comparison of the investment projects, when selection is based on the probability of dominance, rather than the composite indicators, is demonstrated.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Теоретическая и прикладная экономика - №1 за 2020 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8647 - Издательство NotaBene
по

 

 

Теоретическая и прикладная экономика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Теоретическая и прикладная экономика" > Содержание № 01, 2020
Выходные данные сетевого издания "Теоретическая и прикладная экономика"
Номер подписан в печать: 09-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Дегтярев Александр Николаевич, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Aleks-degt@yandex.ru
ISSN: 2409-8647
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2020
Математическое моделирование и инструментальные методы в экономике
Кочкаров А.А., Яцкин Д.В., Кочкаров Р.А. - Проектирование транспортно-логистических систем, устойчивых к структурным разрушениям c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32202

Аннотация: Статья посвящена проектированию транспортно-логистических систем с заданными характеристиками устойчивости к структурным разрушениям. Показатели устойчивости отражают влияние отказа одного или нескольких узлов (каналов связи) на работоспособность уже функционирующей системы. А также в процессе проектирования системы показатели устойчивости представляют возможности для оптимизации ее структуры с точки зрения заданных представлений о надежности. Авторами уделено внимание моделированию транспортно-логистической системы на основе теоретико-графового инструментария, предложены показатель устойчивости и постановка оптимизационной задачи. Структура транспортно-логистической системы описана с помощью инструментов теории графов, постановка задачи представлена критериями теории оптимизации, а ограничения - суть допустимые решения на графах, заданы в матричном виде. Авторами исследования предложена теоретико-графовое описание структуры транспортно-логистических систем, предложена многокритериальная постановка задачи, введено понятие структурной устойчивости на основе показателей и их граничных значениях, введено понятие барьерного значения показателей. Предложен подход к проектированию транспортно-логистических систем с заданными параметрами структурной устойчивости и апробирован на тестовых данных.
Экономика производственных отраслей и рынков
Баранова Л.С. - Взаимодействие продаж и маркетинга на предприятиях пищевой промышленности c. 10-17

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32525

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является коммерческий блок предприятия пищевой промышленности. Предметом исследования является процесс взаимодействие продаж и маркетинга пищевых предприятий. Цель исследования – анализ основных схем взаимодействия маркетинга и продаж. Автор подробно рассматривает существующие схемы взаимодействия, описывает их плюсы и минусы. Особое внимание уделяется интеграции маркетинга в систему управления продаж, где маркетинг интегрирован в продажи не полностью, часть функций маркетинга находится вне продаж и интегрирована в другие подразделения либо является обособленной. Метод не полной интеграции маркетинга в продажи основан на поиске оптимальных решений в ценообразовании ассортимента, разработке новых продуктов, формировании системы мотивации сотрудников отделов продаж и маркетинга. В результате данного исследования решается важная задача компании – грамотно скоординировать взаимодействие продаж и маркетинга, устранить конфликты на самых разных уровнях и создать четкую структуру работы обоих направлений для увеличения показателей по реализации и прибыли. Применять исследование рекомендовано на предприятиях пищевой промышленности. Научная новизна исследования заключается в систематизации и обобщение методов взаимодействия маркетинга и продаж.
Экономическая теория и история экономической мысли
Скляр А.Я. - Математическая модель динамики развития производства c. 18-34

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.29404

Аннотация: Предметом исследования является модель развития производства, описывающая зависимость текущих объемов выпуска от ранее сделанных инвестиций и интенсивности износа производственных мощностей. Инвестиционный процесс характеризуется запаздыванием между моментом вложения, фактической отдачей и ее продолжительностью, постепенным снижением уровня отдачи и дискретностью вложений. При моделировании использована замена дискретных инвестиций интегралом, что приводит к интегро-дифференциальному уравнению и при необременительных предположениях к нелинейному обыкновенному дифференциальному уравнению второго порядка или их системе, решения которой дают негармонические колебания на фоне апериодического тренда. В качестве метода анализа соответствия модельных данных фактической динамике развития производства использовалось численное решение возникающих дифференциальных уравнений. Сопоставление модельных данных с известной статистикой показывает их адекватность происходящим экономическим процессам. Статистические данные содержат шумовую составляющую, в качестве которой выступают различные экономические и политические факторы, что принципиально ограничивает точность прогнозирования. Различия в длине периодов колебаний по отраслям затрудняет анализ поведение экономики в целом. В то же время прогноз кризисных явлений, возникающих при наложении фаз отраслевых колебаний, может быть осуществлен с достаточным уровнем точности.
Экономика регионов
Соломонов М.П., Пахомов А.А. - Потенциал энергосбережения в отпущенной тепловой энергии и в отоплении зданий северного региона c. 35-48

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32174

Аннотация: Предметом исследования является энергосбережение отпущенной тепловой энергии в теплоснабжении со стороны поставщиков и в отоплении объектов со стороны потребителя. Целью работы является раскрытие потенциала энергосбережения отпущенной тепловой энергии, как осязаемого ориентира экономической политики региона. Результаты исследования показывают потенциал энергосбережения отпущенной тепловой энергии северного региона, а также возможности энергосбережения со стороны получателя тепловой энергии. Областями применения результатов исследования являются рассчитанные ориентиры энергосбережения отпущенной тепловой энергии в Республике Саха (Якутия), а для других регионов и хозяйствующих субъектов – методы их расчета. Ориентиры, в свою очередь, могут быть побудительными мотивами для более активного кредитования сбережения тепловой энергии коммерческими банками и/или созданными для этих целей венчурными фондами. Применен метод маржинального сравнительного анализа фактических затрат производства в теплоснабжении с нормативными, а также с аналоговыми затратами. Новизной исследования являются: четкое разграничение зон ответственности в сфере сбережения тепловой энергии между теплоснабжением поставщика и отоплением потребителя, сочетание различных методов в определении потенциала сбережения тепловой энергии региона и отдельных объектов отопления, последовательность во внедрении сберегающих тепло мероприятий в отоплении объектов.
Колмаков В.В. - Экономика распределенного пользования как основа организационно-экономического механизма управления региональной собственностью c. 49-63

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32164

Аннотация: Предмет исследования представлен организационно-экономическими механизмами управления региональной собственностью как совокупностью средств и методов достижения целей управляющей системы по отношению к совокупности управляемых объектов и субъектов, опирающихся на объективные экономические законы и социальные процессы в заданных институциональных условиях. Указанные механизмы исследуются с позиции их трансформации и взаимного влияния. Особое внимание уделено такому современному организационно-экономическому механизму управления региональной собственностью как распределенное пользование элементами регионального имущественного комплекса. В исследовании использованы как общенаучные методы, такие как анализ, синтез, так и специфические методы экономических исследований, в числе которых анализ тенденций и закономерностей и причинно-следственных связей, имитационное моделирование. В работе обосновано, что распределенное пользование как перспективный организационно-экономический механизм управления региональной собственностью обеспечивает возможность получения экономического эффекта за счет перехода к сетевым формам организации экономического пространства. Оценка экономического эффекта, основанная на имитационном моделировании изменения нетто-результата экономической деятельности хозяйствующих субъектов из различных регионов при увеличении объемов выпуска в результате реализации региональными органами власти мер по стимулированию внутреннего спроса показала, что применение распределенного пользования как механизма управления региональной собственностью обеспечивает прирост нетто-результата экономической деятельности в среднем на 4,4%, тогда как расширение инвестиций в основной капитал при заданных параметрах размывает нетто-результат в среднем на 0,9%. Также регионы смогут извлечь дополнительный экономический эффект, происходящий из прироста доходов и экономии на издержках собственников передаваемых в распределенное пользование производственных мощностей.
Экономическая демография и экономика труда
Козлова Е.И., Новак М.А. - Отражение демографического фактора в региональных программах устойчивого развития (на примере Липецкой области) c. 64-79

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32274

Аннотация: Демографические тенденции в развитии общества имеют базовую основу по отношению к любым другим тенденциям. Поэтому составной частью федеральных и региональных стратегий развития выступают управленческие решения, направленные на увеличение рождаемости, повышение продолжительности жизни, оптимизацию миграционных потоков. Нарастающая депопуляция населения страны актуализирует изучение проблемы демографического развития. Целью настоящего исследования является обоснование и выделение проблемных положений в приоритетных направлениях демографического развития и инструментах их реализации, включенных в «Стратегию социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года» в сфере демографии. Методологический основой данного исследования выступает диалектический подход, дающий понимание взаимообусловленности социально-демографических процессов и явлений. В статье на основе различных статистических и сравнительного методов исследования проведен анализ динамики демографических процессов в Липецкой области за период 01.01.2017-01.01.2019 гг.; даны оценки возможности достижения целевых показателей региональной стратегии развития по естественной убыли населения и численности населения Липецкой области в трудоспособном возрасте. Обоснован вывод о не полном выявлении органами власти демографических тенденций региона в текущий период; слабости реагирования на региональную демографическую ситуацию посредством принятия управленческих решений. Предложено внесение корректив в формулирование цели стратегии развития Липецкой области в сфере демографии.
Предпринимательство
Задворный А.С. - Сетевые структуры в развитии предпринимательских практик в пчеловодстве Приморского края конца XIX – начала XX вв. c. 80-97

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32129

Аннотация: Предметом исследования является выявление сетевого взаимодействия на фоне роста предпринимательской активности в сфере пчеловодства в Приморском крае к. XIX – н. XX вв. и взаимосвязи между повышением экономического эффекта в предпринимательстве и функционированием социальных сетей. Целью исследования является выявление взаимосвязи между экономической эффективностью предпринимательства в сфере пчеловодства и функционированием сетевых структур. Задачами исследования являются идентификация и описание сетевых структур, выявление типа близости, на котором они основаны и уточнение специфики влияния сетевого взаимодействия на развитие пчеловодства в Приморском крае в к. XIX в. – н. XX в. Идентификация и описание сетевых структур в работе проводится с использованием инструментария экономической картографии, картирования, диахронического анализа, с опорой на архивные материалы по обследованию крестьянских хозяйств Приморской области – 1912 г. Новизна исследования заключается в том, что выявлены функции социальных сетей в распространении нового знания, хозяйственных практик и технологий. Выделено два вида сетевых структур, которые зависят от типа близости, лежащей в основе взаимодействия экономических агентов. Установлено, что развитие пчеловодческой практики и предпринимательства, основанного на торговле продукцией пчеловодства, связано с функционированием сетевых структур.
Финансы, денежно-кредитные отношения и инвестиции
Попова Е.М., Гусейнова Г.М., Милов С.Б. - Оценка чувствительности эффективности региональных налоговых расходов к инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности, осуществляемых резидентами территорий опережающего развития c. 98-110

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32495

Аннотация: Дефицит субнациональных бюджетов и замедление темпов роста капитальных вложений во многих российских регионах повышают актуальность исследований, направленных на совершенствование практики налогового стимулирования регионального инвестиционного процесса. В научной зарубежной литературе широкое распространение получили исследования, цель которых заключалась в определении влияния социально-экономических и институциональных факторов на эффективность инвестиционных налоговых расходов. Предметом настоящей статьи является оценка чувствительности эффективности региональных налоговых расходов к инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности, которые осуществляют резиденты территорий опережающего социально-экономического развития, созданных в субъектах Дальневосточного федерального округа. В основе методологии проведенного исследования лежит однофакторный дисперсионный анализ. Кроме того, использовались такие статистические методы как группировка, агрегирование и индикативный анализ. Научная новизна и практическая ценность представленного в статье исследования состоит в том, что авторами обоснована целесообразность оценки инвестиционной привлекательности тех видов экономической деятельности, которые стимулируются налоговыми льготами, предложена и апробирована методика оценки инвестиционной привлекательности. Сделан вывод, что в случае низкой инвестиционной привлекательности вида экономической деятельности, который планируется поддержать налоговыми льготами, требуется проведение дополнительного анализа во избежание неоправданных налоговых расходов.
Математическое моделирование и инструментальные методы в экономике
Колодко Д.В. - Иерархический метод рандомизированных сводных показателей и его применение для сравнения инвестиционной привлекательности проектов c. 111-131

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32328

Аннотация: Объектом исследования являются методы многокритериального выбора. Предметом исследования являются проблемы применения иерархического метода рандомизированных сводных показателей при решении задач многокритериального выбора. В статье отмечается, что при последовательном синтезе сводных показателей высшего иерархического уровня невозможно получить точные значения или оценки вероятностей доминирования сравниваемых объектов. Построение полного множества значений весового вектора иерархии позволяет получить эти вероятности, но этот подход применим лишь в случае небольшого количества характеристик сравниваемых объектов. Для решения этой задачи был использован метод Монте-Карло, заключающийся в данном случае в формировании случайной выборки из множества значений вектора весов иерархии и последующей оценке необходимых характеристик. В статье предлагается процедура оценивания вероятностных характеристик рандомизированных сводных показателей. Разработана и приводится в статье программа на языке R, реализующая данную процедуру. Приводится пример сравнения инвестиционных проектов, при этом в основу выбора положены не сами сводные показатели, а вероятности доминирования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"