по
Theoretical and Applied Economics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information > Editorial Board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Theoretical and Applied Economics" > Contents of Issue № 03/2016
Contents of Issue № 03/2016
Finance, monetary relations and investment
Khmelnitskii M.M. - On the Question about Developing the System of Quality Evaluation Criteria for Government Debt Management pp. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20327

Abstract: In his artice Khmelnitsky offers an innovatory system of criteria for evaluating the quality of government debt management. The system of criteria offered by the author takes into account basic qualitative attributes of state debt policy including security of the government debt's volume, security of the government debt's structure, security of the payment schedule under commitment, and up-to-date attributes of debt management. The object of the present research is the existing approaches to conducing a criterion evaluation of the government state policy, and analysis of their main drawbacks and ways to eliminate those. The subject of the research is the development of quality evaluation criteria applicable to government debt management, the criteria that would allow to carry out an efficient monitoring of the debt position of a sovereign borrower for the purpose of increasing sustainability of public finances. The rationale of the research is caused by the fact that the Russian Federation still does not have a legally fixed system of relevant criteria as well as by the need to arrange these criteria during the period of 'economic turbulence' when a high level of valitility on the currency and commodity markets limits opportunities of the government to attract the debt capital and may have a negative impact on the budget sustainability. 
Regional economy
Solomonov M.P., Turantaev S. - Basic Criteria and Factors for Zoning the Arctic Zone of the Sakha Republic (Yakutia) pp. 11-20

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.19961

Abstract: The object of the research is the differentiation of Russia's populated regions depending on their cost of living which structure has become simpler compared to the Soviet era. Today corporate entities do not take into account locality pays or northern wage rise for arduous working conditions that used to be applicable before. This leads to certain gaps in planning objective causes of the growing cost of living in Arctic and hard-to-read areas. Consequently, there is a need in better methods of analysing factors that increase the cost of living not only in the Russian Federation regions but also in administrative districts with different natural environment and climatic areas. The researchers have applied the engineering-economical method of calculating zoning parameters depending on the duration and heat introduction in different regions during the heating season  as well as the economic-geographic method of region's zoning. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the authors apply the engineering-economical method for calculating zoning parameters depending on the duration and heat introduction in different regions during the heating season  as well as the economic-geographic method for region's objective and clear zoning. The results of the research can be used in the process of providing a legislative framework of detailed zoning of the Russian Federation regions.  
Economic theory and history of economic thought
Balde K.B. - Analysis of Economic Disparities Within the Framework of the European Union Cohesion Policy pp. 21-26

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20311

Abstract: The article is devoted to the analysis of regional differences in the European Union. Decentralization processes and the growing need of small but economically significant geographical territories to become more autonomous are typical for modern Europe. The presence of economically weak regions on the one hand and regions with high rates of economic activity on the other hand slows down the pace of society's development in general. The growing need of highly developed regions to become more autonomous or perhaps even independent raises a question whether the cohesion policy is efficient. According to the author, by collecting statistics at the level of Union regions but not specific countries and comparative analysis of their economic indicators would give an opportunity to define differences in the level of economic development and social welfare of the European Union member states. These differences described by the author are often significant and in most cases caused by their geographic location and history. The aforesaid imbalance was analyzed by the author at the level of member states and particular regions. There was no such disproportion at the moment when the EU was formed and consisted of 6 economically strong states. After countries with a lower level of development such as Ireland, Greece, Spain and Portugal had joined the EU, the gap in their economic development widened. For regions that strive to become more autonomous or even independent, not only historical and cultural aspects but also concrete financial motives are important. The majority of regions that declare their desire to become autonomous are the richest regions in their countries with economic indicators that exceed average indicators. 
Statistics
Karelina M.G. - The Current State and Areas for the Development of Integration Activity in the Russian Federation's Economy pp. 110-119

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.19764

Abstract: In this article results of a research of a condition and direction of development of integration activity in world economy and economy of Russia are provided. Within the carried-out analysis the author of work allocated a number of the factors which directly or indirectly exerted impact on development of the world market of merges and absorption. At the same time the conclusion was drawn that the most attractive to investors in the region "Eastern and Central Europe" is the Russian market. The conducted research allowed to conclude that the Russian market of merges and absorption goes on the way of creation of large corporate structures. Such structures incorporate the powerful sources of raw materials and processing enterprises united in chains by the principle of the maximum conversion for the purpose of receipt of highly profitable products and increase in competitiveness of business. When writing article the following methods of scientific research were used: observations, comparisons, system analysis, generalization, systematization, classification. Characteristic of integration activity of the Russian holdings is that considerable impact on it is exerted by the mega-transactions having pronounced industry features. At the same time unlike the countries with the developed institutional environment, the state plays an important role in the Russian market of merges and absorption and assists forming of corporate associations in the industry.
Economic theory and history of economic thought
Tsurikov V.I. - Incomplete Contraction Under the Conditions of Russian Specific Features. Part 1. The Problems of Weak Protectability of Property Rights pp. 120-129

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.19856

Abstract: Object of research is influence of weak security of the property rights to investment decisions of agents and on the size of public wealth. In the conditions of insufficient security of the property rights and the contract law agents, in addition to investment into increase in a comprehensive income, perform additional investments into post-contractual redistribution of negotiation force. In article influence of need of private protection of the property rights or temptation for their redistribution in own favor at investment choice of agents and, respectively, at a size of cumulative usefulness is analyzed. The method of a research consists in mathematical modeling. Within model of the incomplete contract the analysis of behavior of partners in the modes reliably and unreliably protected property rights is carried out. In the conditions of poorly protected rights cases of limited and unrestricted resources which agents have are considered. It is shown that in both cases need of protection of the rights to a comprehensive income turns into decrease in incentives for investment into increase in the income that negatively affects the size of cumulative usefulness. In case of limited resources in respect of creation of additional value the agent yields more effective with other things being equal to less effective agent in that amount of investments which go to redistribution of the rights to the income. The advantage in poskontraktny redistribution of the rights is got by richer and/or less effective agents. The conclusion that less effective and richest owners can be interested in a situation in case of which the property rights and the contract law are protected insufficiently reliably is drawn. In article only the verbal method of a statement of the received results is used.
Production branches and markets economics
Soboleva Y.P. - Improving the Marketing Approach to Analyzing Demands for Food Products on the Regional Market pp. 130-140

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.19934

Abstract: Object of research are the revealed and created needs of the population of regions of the Russian Federation for food products. The economic relations arising in the course of consumption by the population of food products act as an object of a research. The purpose of this work consists in optimization of widely known marketing approach to a research of needs of buyers. The author performed the theoretical overview of approaches to studying of consumer potential as element of the investment climate of the region. Special attention in article is paid to assessment of results of the carried-out questioning and its optimization for the purpose of elimination of the revealed shortcomings. Statistical materials of Rosstat, and also results of the conducted questionnaire formed information base of accomplishment of a research. Marketing approach to identification of the factors creating needs of buyers is the basis for methodology of a research. On the basis of comparative, statistical and settlement methods by the author of article the model of enhancement of marketing approach to detection of consumer preferences in the regional food market is developed. Scientific novelty of the received results consists in development of methodical approaches to a research of system of consumer preferences and assessment of degree of satisfaction of consumers with the goods offered in the market for the purpose of increase in the consumer demand. The practical importance of the results received during writing of article consists that they can form a theoretical and methodical basis for carrying out researches in the field of studying of needs of buyers and optimization of system of assessment of consumer preferences.
Finance, monetary relations and investment
Burakov D.V. - Anatomy of Credit Cycles: a Case of Russia pp. 141-163

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20108

Abstract: Amplification of the amplitude and frequency of crises phenomena on the credit market has become a serious challenge for academic society and monetary regulation authorities. The growth of financial instability, large-scale realization of "systemic" risk, which are based on cyclic processes in monetary sphere, have once once again highlighted the relevance of research. The need to identify causality between credit cycles in Russia and various macroeconomic variables identifies the subject of this study. The subject of study is the set of economic relations associated with lending to non-financial sector on the example of Russia. Main research methods include a mathematical-statistical method. The study is based on the use of regression analysis and vector autoregression modelling (VAR). The composition of the sample includes values of selected variables at the macroeconomic level on the example of Russia. The sample period is January 2005 – June 2016, reference period for the sample include monthly values of the variables. In the result of the study we determined structural and causal relationship between bank credit supply in Russia and selected macroeconomic variables. Testing of our hypotheses shows that on the Russian market of corporate credit there are several empirical anomalies that contradict the basic provisions of imperfect credit market theory(such as pricing and operating anomalies).
Economical support of national security
Orekhova S.V. - The theoretical model of the institutional environmentindustry markets analysis pp. 164-176

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20065

Abstract: The study of the institutional environment in the cross-country or regional context allows you to make conclusions about a basic institutions of a doing business. However, such studies do not allow to take into account the conditions that characterize the specificity of the industry markets rules.This study aims to develop methods of institutional environment analysis of Russian industries. In paper we proposed the author's method of drawing up the Russian industry markets institutional map on the basis of specification category "industry market institutional environment" and the study of existing approaches to the assessment of the institutional environment. A list of evaluation parameters allows defining the level of institutional complexity of any industry market. Method consist of following steps: identification of key indicators that determine the complexity level of the industrial markets institutional environment; definition of measuring instruments for each indicator; the development of the metric system for evaluating; the construction of the industry markets institutional map. The results of the study have allowed constructing primary theoretical models of analysis of the institutional specificity of industrial markets, taking into account objective and important, positive and negative business conditions in the industry. The proposed method makes it possible to offer the industrial policy scenario and business strategy.
Regional economy
Esembekova A.U., Pavlutskikh M.V. - Influence of operating of agricultural organizations of the burial Mound area conditions on efficiency of production of milk pp. 177-186

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20369

Abstract: The article of research is totality of the phenomena and processes, characterizing the production of milk in agricultural organizations.Agricultural organizations of the burial Mound area come forward a research object.In the article opinions of some authors are analysed through question of determination of factors influencing on efficiency of production of milk and dairies, an author is present classification of factors influencing on the whole on efficiency of production of milk of agricultural organizations of the burial Mound area.By means of method of groupment and cross-correlation-regressive analysis the basic factor of production of milk is educed in agricultural organizations in the conditions of the burial Mound area. research methods and corresponding to them receptions are economic and statistical, calculation-structural, cross-correlation-regressive, method of groupment etc.As a result of undertaken a study it is set that on efficiency of production of goods, in particular, milk, totality of factors has influence, such as internal and external. Thus an actual value acquires presently co-operation and diversification of production. the conducted analysis showed that in agricultural organizations of the burial Mound area diversification of production is poorly developed and consequently, high prime price of milk, that negatively influences on efficiency of his production.
World economy and international economic relations
Samorodova E., Parshutina I., Soboleva Y. - The Russian Economy Under Global Globalization Processes: the Place inthe NIDL (the New International Division of Labor) pp. 187-198

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20421

Abstract: The subject of the research is processes of involvement of Russia in modern system of the international job specialization and the international trade relations. The object of the research is the condition of the Russian foreign trade sphere caused by national peculiarities of development of economy. Authors in detail consider the following aspects of a subject: forming of open economy as tendencies of national economic development; a condition of the foreign trade sphere as a result of features of the present stage of development of national economy in the conditions of globalization of economies; specifics of the place and a role of Russia in the international job specialization. The methodology of a research is based on use of system approach, methods of the specific and economic, logical, statistical analysis, generalization, expert evaluations are applied. During the research conclusions that in a number of parameters the economy of Russia can be carried to one of global world trade centers, on some other – to the periphery of the world economy are formulated. In spite of the fact that in economy of Russia the separate elements corresponding to post-industrial model of managing are created, raw orientation of the Russian export determines the main place and a role of Russia in MRT. Features of structure of import and change in its dynamics mean use of model of import substitution which is objectively supported need of similar actions for conditions entering of political and economic sanctions. Import substitution, along with a bearish tendency in export and import, confirms decrease in openness of national economy, reduces possibilities of receipt of additional benefits from participation in MRT. Can change and strengthen the line items in MRT Russia in the conditions of lack of geopolitical risks for implementations of innovative model of development and implementation of innovative upgrade of economy. Novelty of a research is that the national environment of forming of the international economic relations is considered as a basis of participation of the country in system of the international job specialization; on the basis of the commonly accepted traditional indicators author's estimates of degree of openness of economy of Russia, from the point of view of the prospects of its participation in MRT during an era of globalization of world economic space are given.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Теоретическая и прикладная экономика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Теоретическая и прикладная экономика" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Теоретическая и прикладная экономика"
Номер подписан в печать: 16-01-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Дегтярев Александр Николаевич, доктор экономических наук, кандидат технических наук
ISSN: 2409-8647
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Финансы, денежно-кредитные отношения и инвестиции
Хмельницкий М.М. - К вопросу о разработке системы критериев оценки качества управления государственным долгом c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20327

Аннотация: В статье автором предложена новаторская система критериев оценки качества управления государственным долгом, учитывающая основные качественные признаки государственной долговой политики: безопасность объема государственного долга, безопасность структуры государственного долга, безопасность графика платежей по обязательствам, наличие у долгового менеджмента современных атрибутов. Объектом исследования настоящей работы являются существующие подходы к проведению критериальной оценки государственной долговой политики, их основные недостатки и пути возможного улучшения. В качестве предмета исследования статьи выступает проблема разработки критериев оценки качества управления государственным долгом, которые позволили бы осуществлять эффективный мониторинг долговой позиции суверенного заемщика в целях повышения устойчивости государственных финансов. Актуальность работы определяется отсутствием у Российской Федерации утвержденной системы соответствующих критериев, а также необходимостью их упорядочивания в период "экономической турбулентности", когда высокая волатильность на денежных и сырьевых рынках ограничивает возможности государства по привлечению долгового капитала и способна оказать негативное воздействие на устойчивость бюджета.
Экономика регионов
Соломонов М.П., Турантаев С.Г. - Основные критерии и факторы зонирования Арктической зоны Республики Саха (Якутия) c. 11-20

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.19961

Аннотация: Объектом исследования является дифференциация районов проживания населения России по стоимости жизни, которая упростилась по сравнению с советским периодом. В коммерческих организациях не учитываются ранее применяемые районные коэффициенты и северные надбавки к заработной плате. Это ведет к отсутствию учета в планировании существующих объективных причин удорожания стоимости жизни населения в арктических и труднодоступных районах. Соответственно требуются более совершенные методики учета факторов удорожания стоимости жизни не только по регионам РФ, но и по административным районам, представляющим различные природно-климатические зоны. В работе применен инженерно-экономический метод расчета параметра зонирования в градуса-сутках по продолжительности и подачи тепловой энергии в отопительный период по районам, а также экономико-географический метод зонирования территории региона. Новизна исследования заключается в применении инженерно-экономического метода расчета параметра зонирования в градуса-сутках по продолжительности и подачи тепловой энергии в отопительный период по районам, а также экономико-географического метода зонирования территории региона для объективного и наглядного зонирования территории региона.Полученные результаты работы могут быть использованы при законодательном закреплении детального зонирования территорий регионов РФ.
Экономическая теория и история экономической мысли
Балде К.Б. - Анализ региональных экономических диспропорций в рамках политики сплочения Европейского Союза c. 21-26

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20311

Аннотация: Статья посвящена анализу региональных различий в ЕС. Для современной Европы характерны процессы децентрализации и возросшие потребности небольших географических территорий, но значимых с экономической точки зрения, к получению большей автономности. Наличие экономически более слабых регионов, с одной стороны, и регионов с высокими показателями экономической активности, с другой стороны, снижает темпы развития сообщества в целом. Возросшая потребность высокоразвитых регионов к увеличению автономии, а возможно и созданию отдельных самостоятельных государств, заставляет задуматься об эффективности политики сплочения. Сбор статистики на уровне не отдельных стран, а регионов сообщества, сравнительный анализ экономических показателей даст возможность выявить различия в уровне экономического развития и социального благополучия стран Европейского Союза. Обнаруженные различия между государствами-членами часто являются значительными, и в большинстве случае обусловлены географическими и историческими аспектами формирования регионов. Дисбаланс был рассмотрен на уровне стран-участниц и на уровне отдельно взятых регионов. В момент формирования ЕС, когда в составе было 6 экономически сильных государств, диспропорции не имели место. После вступления стран с более низким уровнем развития, таких как Ирландия, Греция, Испания Португалия, разрыв в экономическом развитии обострился. Для регионов, стремящихся к большей автономии или даже формированию нового государства, существенное значение имеют не только исторические и культурные аспекты, но и конкретные финансовые мотивы. Большинство регионов, заявивших свое желание о большей автономии, являются одними из самых богатых в своих странах и опережают средние показатели по стране по экономическим показателям.
Статистика
Карелина М.Г. - Современное состояние и направления развития интеграционной активности в экономике Российской Федерации c. 110-119

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.19764

Аннотация: В статье представлены результаты исследования состояния и направления развития интеграционной активности в мировой экономике и экономике России. В рамках проведенного анализа автором работы выделен ряд факторов, прямо или косвенно оказавших влияние на развитие мирового рынка слияний и поглощений. При этом был сделан вывод, что наиболее привлекательным для инвесторов в регионе «Восточная и Центральная Европа» является российский рынок. Проведенное исследование позволило заключить, что российский рынок слияний и поглощений идет по пути создания крупных корпоративных структур. Такие структуры имеют в своем составе мощные источники сырья и перерабатывающие предприятия, объединенные в цепочки по принципу максимальной переработки с целью получения высокорентабельной продукции и повышения конкурентоспособности бизнеса. При написании статьи использовались следующие методы научного исследования: наблюдения, сравнения, системного анализа, обобщения, систематизации, классификации. Характерной особенностью интеграционной активности российских холдингов является то, что значительное влияние на нее оказывают мега-сделки, имеющие ярко выраженные отраслевые особенности. При этом в отличие от стран с развитой институциональной средой, государство играет важную роль на российском рынке слияний и поглощений и содействует формированию корпоративных объединений в промышленности.
Экономическая теория и история экономической мысли
Цуриков В.И. - Неполная контрактация в условиях российской специфики. Часть 1. Проблемы слабой защищенности прав собственности c. 120-129

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.19856

Аннотация: Предметом исследования является влияние слабой защищенности прав собственности на инвестиционные решения агентов и на величину общественного богатства. В условиях недостаточной защищенности прав собственности и контрактного права агенты, помимо инвестирования в повышение совокупного дохода, осуществляют дополнительные инвестиции в постконтрактное перераспределение переговорной силы. В статье анализируется влияние необходимости частной защиты прав собственности или соблазна для их перераспределения в свою пользу на инвестиционный выбор агентов и, соответственно, на величину совокупной полезности. Метод исследования состоит в математическом моделировании. В рамках модели неполного контракта проведен анализ поведения контрагентов в режимах надежно и ненадежно защищенных прав собственности. В условиях слабо защищенных прав рассматриваются случаи ограниченных и неограниченных ресурсов, которыми располагают агенты. Показано, что в обоих случаях необходимость защиты прав на совокупный доход оборачивается снижением стимулов для инвестирования в повышение дохода, что негативно отражается на величине совокупной полезности. В случае ограниченных ресурсов более эффективный в плане создания дополнительной стоимости агент уступает при прочих равных условиях менее эффективному агенту в том размере инвестиций, которые направляются в перераспределение прав на доход. Преимущество в посконтрактном перераспределении прав получают более богатые и/или менее эффективные агенты. Делается вывод о том, что менее эффективные и наиболее богатые собственники могут быть заинтересованы в ситуации, при которой права собственности и контрактное право защищены недостаточно надежно. В статье используется только вербальный способ изложения полученных результатов.
Экономика производственных отраслей и рынков
Соболева Ю.П. - Совершенствование маркетингового подхода к исследованию потребностей в продовольственных товарах на региональном рынке c. 130-140

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.19934

Аннотация: Предметом исследования являются выявляемые и формируемые потребности населения регионов РФ в продовольственных товарах. Объектом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе потребления населением продовольственных товаров. Цель данной работы состоит в оптимизации широко известного маркетингового подхода к исследованию потребностей покупателей. Автором осуществлен теоретический обзор подходов к изучению потребительского потенциала как элемента инвестиционного климата региона. Особое внимание в статье уделяется оценке результатов проведенного анкетирования и его оптимизации с целью устранения выявленных недостатков. Информационной базой выполнения исследования послужили статистические материалы Росстата, а также результаты проведенного анкетного опроса. В основу методологии исследования положен маркетинговый подход к выявлению факторов, формирующих потребности покупателей. На основе сравнительного, статистического и расчетного методов автором статьи разработана модель совершенствования маркетингового подхода к выявлению потребительских предпочтений на региональном продовольственном рынке. Научная новизна полученных результатов заключается в разработке методических подходов к исследованию системы потребительских предпочтений и оценке степени удовлетворения потребителей предлагаемыми на рынке товарами с целью повышения потребительского спроса. Практическая значимость полученных в ходе написания статьи результатов состоит в том, что они могут служить теоретической и методической основой для проведения исследований в области изучения потребностей покупателей и оптимизации системы оценки потребительских предпочтений.
Финансы, денежно-кредитные отношения и инвестиции
Бураков Д.В. - Анатомия кредитных циклов: эконометрическое исследование на примере России c. 141-163

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20108

Аннотация: Усиление амплитуды и учащение кризисных явлений в кредитной сфере стало серьезным вызовом для академической общественного и органов монетарного регулирования. Разрастание финансовой нестабильности, масштабная реализация «системного» риска, в основе которых лежат циклические процессы в монетарной сфере вновь приобрели актуальность исследования. Необходимость определения причинно-следственных связей между цикличностью движения банковского кредита в России и различными макроэкономическими параметрами определяет предмет данного исследования. Предметом исследование выступает совокупность экономических отношений, связанных с кредитованием субъектов нефинансового сектора на примере России К числу основных методов исследования стоит отнести математико-статистический метод. Исследование основано на использовании регрессионного анализа и построения моделей векторной авторегрессии (VAR). Состав выборки включает в себя значения выбранных переменных на макроэкономическом уровне на примере России. Период выборки – январь 2005 – июнь 2016 гг. Базисным периодом для выборки служат ежемесячные значения переменных. В результате проведенного исследования определена структурная и причинно-следственная взаимосвязь между предложением банковского корпоративного кредита в России и выбранными макроэкономическими переменными. Проверка выдвинутых гипотез показывает, что на российском рынке корпоративного кредита существует несколько эмпирический аномалий, противоречащих базовым положениям теории несовершенного кредитного рынка (ценовая и операционная аномалии).
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Орехова С.В. - Теоретическая модель анализа институциональной среды отраслевых рынков c. 164-176

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20065

Аннотация: Изучение институциональной среды в разрезе межстрановых или региональных сопоставлений позволяет сделать выводы о качестве рамочных (базовых) институтов ведения бизнеса на конкретной территории. Однако такие исследования не позволяют учесть условия, характеризующие специфику правил в отдельных отраслях и на конкретных рынках. Данное исследование направлено на разработку методики анализа институциональной среды российских отраслей. В работе на основе уточнения категории "институциональная среда отраслевого рынка" и исследования имеющихся подходов к оценке институциональной среды предложена авторская методика составления институциональной карты отраслевых российских рынков. Разработан перечень параметров оценки, позволяющих определить уровень институциональной сложности любого отраслевого рынка по заданному алгоритму. Методика анализа уровня сложности институциональной среды отраслевого рынка предполагает реализацию следующих этапов: выявление ключевых индикаторов, определяющих уровень сложности институциональной среды отраслевых рынков; определение измерителей для каждого индикатора; разработка метрической системы для оценки интегрального уровня институциональной сложности отраслевого рынка; конструирование институциональной карты отраслевых рынков на основе для оценки интегрального уровня институциональной сложности по принципу «простая-сложная». Результаты исследования позволили сконструировать первичную теоретическую модель анализа институциональной специфики отраслевых рынков, учитывающую объективные, значимые, положительные и отрицательные условия ведения бизнеса в отрасли.Предложенная методика оценки уровня сложности институциональной среды отраслевых рынков делает возможным предложить сценарии отраслевой промышленной политики и стратегии предприятий в той или иной отрасли.
Экономика регионов
Есембекова А.У., Павлуцких М.В. - Влияние условий функционирования сельскохозяйственных организаций Курганской области на эффективность производства молока c. 177-186

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20369

Аннотация: Предметом исследования является совокупность явлений и процессов, характеризующих производство молока в сельскохозяйственных организациях.Объектом исследования выступают сельскохозяйственные организации Курганской области. В статье проанализированы мнения некоторых авторов по вопросу определения факторов, влияющих на эффективность производства молока и молочных продуктов, автором представлена классификация факторов, влияющих в целом на эффективность производства молока сельскохозяйственных организаций Курганской области. С помощью метода группировки и корреляционно-регрессионного анализа выявлен основной фактор производства молока в сельскохозяйственных организациях в условиях Курганской области. методами исследования и соответствующими им приемами являются экономико-статистический, расчетно-конструктивный, корреляционно-регрессионный, метод группировки и т.д. В результате проведенного исследования установлено, что на эффективность производства продукции, в частности, молока,оказывает влияние совокупность факторов, таких как внутренние и внешние. При этом актуальное значение приобретает в настоящее время кооперация и диверсификация производства. проведенный анализ показал, что в сельскохозяйственных организациях Курганской области слабо развита диверсификация производства и следовательно, высокая себестоимость молока, что негативно влияет на эффективность его производства.
Мировая экономика и международные экономические отношения
Самородова Е.М., Паршутина И.Г., Соболева Ю.П. - Российская экономика в эпоху мировых глобализационных процессов: место в МРТ c. 187-198

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.3.20421

Аннотация: Предметом исследования являются процессы вовлечения России в современную систему международного разделения труда и международных торговых отношений. Объектом исследования является состояние российской внешнеторговой сферы, обусловленное национальными особенностями развития экономики. Авторы подробно рассматривают следующие аспекты темы: формирование открытой экономики как тенденции национального экономического развития; состояние внешнеторговой сферы как следствие особенностей современного этапа развития национального хозяйства в условиях глобализации мировой экономики; специфика места и роли России в международном разделении труда. Методология исследования основывается на использовании системного подхода, применены методы конкретно-экономического, логического, статистического анализа, обобщения, экспертных оценок. В ходе исследования формулируются выводы о том, что по ряду параметров экономика России может быть отнесена к одному из глобальных центров международной торговли, по ряду других – к периферии мирового хозяйства. Несмотря на то, что в экономике России сформированы отдельные элементы, соответствующие постиндустриальной модели хозяйствования, сырьевая ориентация российского экспорта определяет основное место и роль России в МРТ. Особенности структуры импорта и изменения в его динамике означают использование модели импортозамещения, которая объективно подкрепляется необходимость подобных действий в условиях введение политических и экономических санкций. Импортозамещение, наряду с понижательной тенденцией в экспорте и импорте, подтверждает снижение открытости национальной экономики, сокращает возможности получения дополнительных выгод от участия в МРТ. Изменить и упрочить свои позиции в МРТ Россия может в условиях отсутствия геополитических рисков за реализации инновационной модели развития и осуществления инновационной модернизации экономики. Новизна исследования заключается в том, что национальная среда формирования международных экономических отношений рассматривается как основа участия страны в системе международного разделения труда; на основе общепринятых традиционных показателей даны авторские оценки степени открытости экономики России, с точки зрения перспектив её участия в МРТ в эпоху глобализации мирового экономического пространства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"