Статья 'Ведущая роль кластеров в экономике' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Ведущая роль кластеров в экономике

Миндлин Юрий Борисович

кандидат экономических наук

доцент, кафедра экономики, менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО "Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И. Скрябина"

109443, Россия, г. Москва, ул. Волгоградский Проспект, 116, кв. 10

Mindlin Yurii Borisovich

PhD in Economics

Associate professor of the Department of Economics and Management at Finance University under the Government of the Russian Federation

109443, Russia, g. Moscow, ul. Volgogradskii Prospekt, 116, kv. 10

mindliny@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Дата направления статьи в редакцию:

17-11-2012


Дата публикации:

1-12-2012


Аннотация: Преобладание в экономике кластеров, а не изолирован¬ных компаний и отраслей важно для экономики региона, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей. Ключевым фактором успеха при разработке и реализации стратегий развития кластеров явля¬ется активная позиция лидеров бизнеса и позитивное партнерство между интересами различных предприниматель¬ских групп в регионе. Одним из условий формирования кластера в регионе является наличие специализации отраслей. Под специализа¬цией понимается форма общественного разделения труда, которая отражает процесс сосредоточения производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятель¬ных отраслях, производствах и на специализированных предприятиях.


Ключевые слова:

Экономика, Кластер, регион, предприятие, отрасль, концентрация, стратегия, бизнес, Партнерство, лидер

Abstract: The dominance of clusters instead of isolated companies is important for the economy of regions with high concentrations of interrelated business branches. In planning and implementation of cluster development strategies, the key success factor is an active outlook of lead business and constructive partnership between different regional entrepreneur groups, considering their interests and goals. One of the main conditions of forming a regional cluster is the presence of specialized business branches. Specialization means a form of social division of labour which reflects concentration of different forms of production in independent sectors, manufacturing centers and specialized enterprises.


Keywords:

economy, cluster, region, enterprise, branch, concentration, strategy, business, partnership, leader

Одним из условий формирования кластера в регионе является наличие специализации отраслей. Под специализа­цией понимается форма общественного разделения труда, которая отражает процесс сосредоточения производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятель­ных отраслях, производствах и на специализированных предприятиях [1].

Наиболее подходящей интеграционной моделью экономики является кластерная модель экономики региона. Одним из отли­чительных признаков промышленного кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является принцип территориальной локализации [5]. Однако следует понимать, что ге­ографические масштабы кластера могут варьироваться от одно­го города, области до страны или даже ряда соседствующих стран. Иными словами, регионом определяется лишь один из возможных вариантов кластера.

Для администрации регионов кластеры, во-первых, наибо­лее современный, удобный инструмент в промышленной по­литике; во-вторых, это хорошая площадка для взаимодей­ствия с бизнесом; в-третьих, на региональные администрации возложен большой объем задач, для решения которых требу­ются дополнительные средства, время и знания. Кластерный подход дает эффективный инструмент для достижения основ­ных целей: повышение доходности региона и обеспечение за­нятости населения. Данные утверждения подтверждаются успешным опытом в ряде стран [2].

Кластерный подход к анализу региональных экономичес­ких процессов предполагает, что каждая конкретная отрасль не может рассматриваться отдельно от остальных, а должна системно изучаться внутри комплекса взаимосвязанных секторов. Становление базовой отрасли служит толчком к развитию отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей, а также сегментов услуг, образуя кластер экономической эффективности, который и должен быть объектом анализа.

В отличие от обычных форм кооперации и координации субъектов кластерные системы характеризуются следующими особенностями:

  • наличием предприятий-лидеров, определяющих долговременную хозяйственную, инновационную и иную стра­тегию всей системы;
  • территориальной локализацией основной массы хозяй­ствующих субъектов - участников кластерной системы;
  • устойчивостью кооперационных связей хозяйствующих
    субъектов - участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;

• долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках ее бизнес-программ и стратегических целей.

Таким образом, кластер - это прежде всего социальное понятие. Он образуется в сообществе людей или организа­ций, имеющих связанные экономические интересы. При этом регионы, на территории которых складываются кластеры, ста­новятся лидерами экономического развития. Они определяют конкурентоспособность национальной экономики. Регионы, не имеющие кластеров, занимают заведомо худшее экономи­ческое положение, а в большинстве случаев становятся депрессивными территориями [6].

Кластер способствует достижению конкретного хозяй­ственного эффекта и усиливает конкурентные преимущества отдельных компаний, а следовательно, кластера в целом. Кластеры эффективнее, чем отрасли, охватывают важные свя­зи, обеспечивая взаимодополняемость отраслей, способствуя развитию технологий, навыков и распространению информа­ции, значимой для осуществления бизнеса. Для стратегичес­кого управления предприятиями эти связи оказываются осно­вополагающими в конкурентной борьбе, в определении направлений развития бизнеса, внедрения инноваций, в по­вышении производительности труда, сокращении производ­ственных затрат и т.п. [1].

Как правило, кластеры направлены на достижение следую­щих целей:

  • повышение конкурентоспособности участников кластера за счет внедрения новых технологий;
  • снижение затрат и повышение качества соответствую­щих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и уни­фикации подходов в качестве, логистике, инжиниринге, информационных технологиях и т.д.;
  • обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга;
  • консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти. Проведенные за рубежом исследования показывают, что кластеры стимулируют значительное повышение производительности и внедрение инноваций. Компании выигрывают, имея возможность обмениваться положительным опытом и снижать затраты, используя одни и те же услуги и поставщиков.

Среди факторов, мотивирующих интеграцию различных форм и организаций в отраслевой кластер, можно отметить следующие:

  • согласованные требования головных сборочных заводов
    к своим поставщикам и дилерам;
  • снижение затрат на внедрение новых технологий за счет
    эффекта масштаба;
  • более эффективный характер коллективных инноваций в
    наукоемких отраслях при вертикальной интеграции и го­ризонтальной кооперации при аутсортинге;
  • увеличение потенциального рынка инжиниринговых и консалтинговых услуг, в том числе для малых предприя­тий, за счет внедрения субконтрактинга при выполнении комплексных проектов и программ;
  • расширение доступа к информации о потребностях рынка и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий;
  • повышение возможности предприятий, в том числе ма­лых, к привлечению инвестиций и грантов;
  • более эффективная система выхода на зарубежных партнеров и новые рынки [3].
Библиография
1. Горшенева О.В. Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах // Экон. вестник Ростов. гос. ун-та. 2006. № 4. Ч. 2.
2. Егоров О.И. Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития / О.И. Егоров, О.А. Чигаркина // Регион: экономика и социология. 2006. № 1.
3. Хасаев Г.Р. Кластеры - современные инструменты повышения конкурентоспособности региона (через партнерство к будущему) / Г.Р. Хасаев, Ю.В. Михеев [Электронный ре¬сурс]. Режим доступа: http://www.compass-r.ru.
4. Взаимодействие малого и крупного бизнеса [Электронный ресурс] // Информ.-аналит. сб. Института предпринимательства и инвестиций. М., 2003. Апрель. Режим доступа: http://www.mbrk.ru.
5. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством.
М: Кнорус, 2005.

6. Ларионова Н.А. Конкурентоспособность региона в глобализирующейся экономике. Экономика регионов: тенденции развития: монография. Кн. 1 / под общ. ред. О.И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ, 2006.
7. Миндлин Ю.Б. Экономическая сущность кластеров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия "Экономика и право" № 1 2011г.
References
1. Gorsheneva O.V. Klastery: sushchnost', vidy, printsipy organizatsii i sozdaniya v regionakh // Ekon. vestnik Rostov. gos. un-ta. 2006. № 4. Ch. 2.
2. Egorov O.I. Zarubezhnyi opyt regional'noi nauki, regional'noi politiki i territorial'nogo razvitiya / O.I. Egorov, O.A. Chigarkina // Region: ekonomika i sotsiologiya. 2006. № 1.
3. Khasaev G.R. Klastery - sovremennye instrumenty povysheniya konkurentosposobnosti regiona (cherez partnerstvo k budushchemu) / G.R. Khasaev, Yu.V. Mikheev [Elektronnyi re¬surs]. Rezhim dostupa: http://www.compass-r.ru.
4. Vzaimodeistvie malogo i krupnogo biznesa [Elektronnyi resurs] // Inform.-analit. sb. Instituta predprinimatel'stva i investitsii. M., 2003. Aprel'. Rezhim dostupa: http://www.mbrk.ru.
5. Shapkin I.N. Upravlenie regional'nym khozyaistvom.
M: Knorus, 2005.

6. Larionova N.A. Konkurentosposobnost' regiona v globaliziruyushcheisya ekonomike. Ekonomika regionov: tendentsii razvitiya: monografiya. Kn. 1 / pod obshch. red. O.I. Kirikova. Voronezh: VGPU, 2006.
7. Mindlin Yu.B. Ekonomicheskaya sushchnost' klasterov // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya "Ekonomika i pravo" № 1 2011g.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.