Статья 'Развитие туристического рынка России: проблемы и потенциал' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Развитие туристического рынка России: проблемы и потенциал

Заруцкая Вера Сергеевна

старший преподаватель, кафедра Экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет

620144, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62, оф. 657

Zarutskaya Vera Sergeevna

Senior Educator, the department of Business Economics, Ural State University of Economics

620144, Russia, Sverdlovskaya oblast', g. Ekaterinburg, ul. 8 Marta, 62, of. 657

bsezon@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8647.2021.1.35256

Дата направления статьи в редакцию:

12-03-2021


Дата публикации:

19-03-2021


Аннотация: Падение туристической отрасли на фоне пандемии COVID-2020 требует от государств активных мер по переориентации национальных туристических рынков на внутренний турпродукт. Предметом статьи является экономическое состояние туристического рынка. Объектом является туристический рынок Российской федерации. Статья посвящена статистическому анализу российского туристического рынка. Методологической базой исследования является системный подход к управлению. Применены научные методы анализа, синтеза, систематизации, статистического наблюдения. Автор статьи рассматривает период развития рынка в 2014-2019 гг., используя официальные данные Росстата. Анализ итогов 2020 года представлен с использованием актуальных статистических данных и экспертных оценок, опубликованных официальными организациями. Описана действующая концепция туристического рынка, принятая Росстатом для сбора данных. Представлены результаты сопоставления официальных статистических данных, отражающие состояние и тенденции развития туристического рынка России в период с 2014 по 2019 г. Дана оценка долгосрочным тенденциям, обусловившим докризисное состояние исследуемого рынка. Сделан вывод о росте рынка в исследуемом периоде. Описаны особенности потребительского поведения, сложившиеся на рынке к концу 2019 года. Сделан вывод о стойком дисбалансе спроса в пользу выездного туризма. Основные итоги кризисного для туризма 2020 года представлены в виде сопоставления численных данных в начале и конце года. Описаны сложившиеся на текущий момент тренды в поведении потребителей и организаций. Обоснована необходимость комплексного управления рынком для использования потенциала внутреннего туризма.


Ключевые слова:

Туристический рынок, пандемия COVID-19, статистический анализ, экономический рост, туризм, внутренний туризм, выездной туризм, въездной туризм, развитие рынка, тренды

Abstract: The downturn in tourism sector due to the COVID-2020 pandemic requires active measures taken by the governments towards reorientation of national tourism markets towards domestic tourism. The subject of this article is the economic health of tourism. The object is the tourism market of the Russian Federation. The article is dedicated to statistical analysis of the Russian tourism market. The research methodology is based on the systematic approach towards management. Using the official data of Rosstat, the author examines the 2014 – 2019 period of development of the tourism market. The analysis of the results of 2020 is conducted via using relevant statistical data and expert evaluations published by the recognized organizations. Description is given to the current concept of tourism market, adopted by Rosstat for data collection. The author provides the results of comparison of the official statistical data that reflect the situation and trends in the development of Russian tourism market over the period from 2014 to 2019. Assessment is given to the long-term trends that determine the pre-crisis state of the tourism market. The conclusion is made on the growth of tourism market in the indicated period. The article reveals the peculiarities of consumer behavior developed in the market by the end of 2019. Sustained imbalance of the demand for international tourism is observed. The key outcome of the crisis for tourism sector 2020 are presented in form of comparison of numerical data in the beginning and in the end of the year. The trends established in the behavior of consumers and companies are described. The author underlines the need for comprehensive management of the market in order to fulfill the potential of domestic tourism.


Keywords:

tourist market, pandemia COVID-19, statistical analysis, economic growth, tourism, domestic tourism, outbound tourism, inbound tourism, market development, trends

Введение.

Пандемия COVID–19 оказала значительное влияние на экономику всех стран в 2020 году. В число наиболее сильно пострадавших секторов экономики входит туристическая отрасль. Международная туристическая организация анонсировала падение числа туристических прибытий на 74%, падение экспортных доходов от международного туризма на 1,3 триллиона долларов США. Кризис поставил под угрозу от 100 до 120 миллионов рабочих мест в сфере туризма, многие из которых на малых и средних предприятиях [18]. Восстановление в туристической отрасли прогнозируется по разным сценариям не ранее, чем в срок от 2,5 до 4 лет [18]. В связи с этим очевидна необходимость каждой отдельной страны в поддержке своей туристической отрасли за счет внутреннего туризма. Для этого необходимо оценить сложившийся до кризиса потенциал и возможности переориентирования на внутренний туристический рынок.

Целью настоящей статьи является статистическая оценка состояния туристического рынка России в период, предшествующий пандемии, и выявление потенциала сохранения отрасли в кризисный для отрасли период. Информационной базой исследования послужили данные Росстата. Для обработки данных применены научные методы анализа, синтеза, систематизации, статистического наблюдения.

Анализ туристического рынка в 2014–2019 гг.

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников [1].

Согласно методике Росстата, туристический рынок представлен следующими организациями, сгруппированными по основному виду деятельности на основе ОКВЭД2 (Таблица 1).

Таблица 1 - Собирательная группировка видов экономической деятельности «Туризм» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029–2014 (ОКВЭД2) [16].

Наименование деятельности

Наименование группировки ОКВЭД2

Код

ОКВЭД2

1.

Размещение посетителей

Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания

55.1

Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания

55.2

Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах

55.3

Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания

55.9

2.

Деятельность по предоставлению услуг общественного питания

Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания

56.1

Деятельность организаций общественного питания, поставляющих готовую пищу (для транспортных и строительных компаний, туристическим группам, личному составу вооруженных сил, предприятиям розничной торговли и другим группам потребителей) по договору

56.29.1

Подача напитков

56.3

3.

Железнодорожные пассажирские перевозки

Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки

49.1

4.

Автомобильные пассажирские перевозки

Перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию

49.39.11

Перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в международном сообщении по расписанию

49.39.12

Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками, являющимися частью городской или пригородной транспортной системы

49.31.25

Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъемниками, не являющимися частью внутригородской, пригородной или городской и пригородной транспортных систем

49.39.2

Деятельность такси

49.32

Перевозки пассажиров сухопутным транспортом нерегулярные

49.39.3

5.

Водные пассажирские перевозки

Деятельность морского пассажирского транспорта

50.1

Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта

50.3

6.

Воздушные пассажирские перевозки

Деятельность пассажирского воздушного транспорта

51.1

7.

Аренда автотранспорта

Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств

77.11

8.

Деятельность туристических агентств и туроператоров, а также деятельность в сфере предоставления услуг по бронированию

Деятельность туристических агентств и туроператоров

79.1

Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность

79.9

9.

Деятельность

в сфере культуры

Деятельность в области демонстрации кинофильмов

59.14

Деятельность по организации конференций и выставок

82.30

Деятельность в области исполнительских искусств

90.01

Деятельность вспомогательная, связанная с исполнительскими искусствами

90.02

Деятельность в области художественного творчества

90.03

Деятельность концертных залов, театров, оперных зданий, мюзик-холлов, включая услуги билетных касс

90.04.1

Деятельность музеев

91.02

Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры

91.03

Деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков

91.04

10.

Спортивно-развлекательная деятельность

Деятельность в области спорта прочая

93.19

Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари

92.1

Деятельность в области отдыха и развлечений

93.2

Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров

77.21

11.

Розничная торговля туристскими товарами

Торговля розничная изделиями из кожи и дорожными принадлежностями в специализированных магазинах

47.72.2

Торговля розничная спортивным оборудованием и спортивными товарами в специализированных магазинах

47.64

Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов

47.78.3

Деятельность коммерческих художественных галерей, торговля розничная произведениями искусства в коммерческих художественных галереях

47.78.5

12.

Характерные виды туристской деятельности с учетом специфики России

Страхование гражданской ответственности

65.12.3

Страхование для путешественника, выезжающего за пределы постоянного проживания

65.12.6

Деятельность санаторно-курортных организаций

86.90.4

Динамика основных показателей развития отрасли представлена в Таблице 2.

Таблица 2 – Динамика основных экономических показателей развития туристического рынка в Российской Федерации за 2014–2019 гг.

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Вклад туризма в ВВП страны, %

3,40

3,30

3,40

3,90

3,90

3,90

Доля в общем объеме платных услуг населению, %

34

35

36

61

64

48

Число организаций (без учета ИП), ед.

72 744

85 115

86 968

114 779

113 009

111 874

Выручка (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), млрд. руб.

2 531,9

2 815,3

3 103,4

5 584,3

6 207,3

4 879,3

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд. руб.5

13,0

-170,4

161,0

171,4

202,9

173,5

Средняя численность работников (без учета субъектов МСП), чел

1 043 266

1 273 741

1 231 779

1 191 464

1 166 350

1 179 697

Среднемесячная начисленная заработная плата работников

37 714

40 044

42 947

46 160

51 580

54 185

Экспорт услуг по статье "Поездки", млрд долл. США.

11,80

8,40

7,80

8,90

11,60

11,00

в % от общего объема экспорта услуг

17,9

16,3

15,4

15,5

17,8

17,5

Индекс потребительских цен на услуги в сфере туризма, %

118,0

114,0

104,1

103,0

105,4

103,1

Примечание. Составлено автором по [15,16]

На основе приведенных показателей можно отметить следующие долгосрочные тренды в развитии рынка:

- Вклад в ВВП организаций, ведущих деятельность, имеющую отношение к туризму, не превышает 4%, однако данный показатель демонстрирует рост за исследуемый период;

- выручка организаций, входящих в группировку «туризм», занимает значительную долю в объеме платных услуг, оказываемых населению Российской Федерации. Начиная с 2017 года этот показатель превысил значение 60%;

- за исследуемый период численность организаций в составе группировки «Туризм» росла. Их совокупная выручка демонстрирует также стабильный рост в исследуемом периоде;

- показатели численности занятых и среднемесячной заработной платы по группировке предприятий «Туризм» также росли за исследуемый период;

- сальдированный финансовый результат имеет положительное значение, начиная с 2016 года;

- туризм занимает долю 17,5% в общем объеме экспорта услуг.

Таким образом можно сделать вывод о росте туристического сектора за наблюдаемый период 2014-2019 гг.

Сопоставление кривых изменения номинальной выручки и выручки, скорректированной на ИПЦ в сфере туризма (Рисунок 1), показывает неинфляционный рост оборота организаций в группировке «Туризм».

Примечание. Рассчитано автором.

Рисунок 1 – Выручка группировки организаций «Туризм», cкорректированная на ИПЦ в сфере туризма в 2014-2019 гг.

Дополнительно рассмотрим динамику соотношения показателя выручки по всей группировке «Туризм» к числу организаций. А также динамику соотношения числа занятых к общему числу организаций (Рисунок 2).

Примечание. Рассчитано автором.

Рисунок 2 – Динамика соотношения выручки и численности занятых к числу организаций в собирательной группировке «Туризм» в 2014 – 2019 гг.

Согласно представленным данным можно сделать вывод, что рост числа организаций не приводил к пропорциональному падению выручки в расчете на одну организацию, следовательно рынок имеет потенциал роста ёмкости. Показатель среднего числа занятых в расчете на одну организацию имел тенденцию к снижению, что говорит о росте числа микропредприятий в исследуемой группировке организаций.

Рассмотрим отдельные показатели деятельности туристической индустрии в 2014-2019 гг. (Таблица 3). Динамика свидетельствует об ежегодном росте инвестиций в основной капитал, росте основных фондов. Степень износа основных фондов ниже 50% считается удовлетворительной [12, с. 11], однако показатель демонстрирует медленный рост от года к году. Коэффициент обновления основных фондов также растет.

Таблица 3 – Отдельные показатели деятельности туриндустрии в 2014 –2019 гг.

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

231,7

370,9

323,8

313,1

348,9

355,7

Наличие основных фондов по полной учетной стоимости на конец года (без учета субъектов МСП), млрд. руб.

402,7

2 165,1

2 442,2

4 254,3

4 807,5

4 942,9

Наличие основных фондов на конец года по остаточной балансовой стоимости, млрд. руб.

281,5

1 425,6

1 583,4

2 744,2

3 091,7

3 121,8

Ввод новых основных фондов (значение показателя за год), млрд. руб.

100,8

189,3

187,4

242,1

385,4

425,9

Степень износа основных фондов на конец года, %

30,1

34,1

35,2

35,5

35,7

36,8

Коэффициент обновления основных фондов, %

35,81

13,28

11,84

8,82

12,47

13,64

Примечание. Составлено автором по [16]

Оценим данные о распределении числа организаций и объема выручки внутри группировки «Туризм» (Таблица 4)

Таблица 4 - Распределение числа организаций и выручки (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) по собирательной группировке «Туризм» на основе ОКВЭД2 в разрезе группировок видов экономической деятельности в нее входящих в 2019 г.

Вид деятельности по ОКВЭД2

Выручка (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Распределение числа организаций

в млрд. руб

в %

в ед.

в %

Размещение посетителей

434,26

8,9

11 187,40

10

Деятельность по предоставлению услуг общественного питания

1 249,10

25,6

44 861,47

40,1

Пассажирские перевозки

2 024,91

41,5

5 481,83

4,9

Деятельность туристических фирм и деятельность в сфере предоставления услуг по бронированию

317,15

6,5

24 052,91

21,5

Деятельность в сфере культуры

156,14

3,2

5 817,45

5,2

Розничная торговля туристическими товарами

58,55

1,2

2 461,23

2,2

Прочие

639,19

13,1

17 899,84

16,0

Итого

4879,3

100%

111874

100%

Примечание. Рассчитано автором по [16]

Из представленных данных видно, что наибольший объем выручки приходится на организации, предоставляющие услуги по пассажирским перевозкам (41,5%), при том, что число организаций в этой сфере составляет всего 4,9% от общего числа организаций в собирательной группировке «Туризм». Лидерами по обороту в группировке туризм являются организации, предоставляющие услуги в сфере общественного питания и пассажирские перевозки. Данные сферы деятельности лишь отчасти имеют отношение к туризму, поскольку обслуживают в том числе «нетуристический» спрос на данные услуги.

В связи с этим дополнительно рассмотрим отдельные показатели организаций, ведущих деятельность, которая считается преимущественно туристической (Таблица 5).

Таблица 5 – Показатели деятельности туристических фирм в Российской Федерации в 2014 – 2019 гг.

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Число туристических фирм

11614

11893

12395

13579

13674

12690

в том числе осуществляющие деятельность:

- туроператорскую

445

349

549

723

751

753

- турагентскую

9307

9701

9300

11133

11172

10249

- туроператорскую и турагентскую

1306

1159

1479

1723

1751

1688

Средства, поступившие от реализации туристского продукта (За минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), млрд рублей

229,0

239,8

191,3

279,8

310,9

334,4

Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений, млрд рублей

17,6

18,2

16,4

21,7

24,4

56,1

Средства, перечисленные поставщикам туристского продукта за услуги, оказанные за пределами Российской Федерации, млрд рублей

173,7

165,5

111,9

198,7

226,1

204,4

Число коллективных средств размещения, ед.

15 590

20 135

20 534

25 291

28 072

28 302

в том числе

гостиницы и аналогичные средства размещения, ед.

10 714

13 957

15 368

18 753

21 300

21 312

специализированные средства размещения, ед.

4 876

6 178

5166

6538

6772

6990

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд. руб.

175,7

189,0

213,3

219,9

255,7

247,3

Объекты культуры

Музеи

2731

2758

2742

2742

2809

2861

Театры

661

665

651

649

657

671

Цирки

63

67

65

66

60

68

Объекты культурного и археологического наследия, тыс.

172,5

171,1

168,1

158,1

149,3

151

Зоопарки

30

31

31

31

32

32

Музеи

2731

2758

2742

2742

2809

2861

Примечание. Cоставлено автором по [16]

Динамика численности туристических организаций представлена на рисунке 3.

Примечание. Рассчитано автором по [16].

Рисунок 3 – Динамика численности туристических организаций в 2014 - 2019 гг.

За исследуемый период наблюдается рост числа всех типов туристических организаций, а также основных туристических объектов культуры, лишь численность объектов культурного и археологического наследия уменьшилась. Рост показателя выручки от реализации туристического продукта и комиссионных турагентских организаций свидетельствует о росте объема организованного туризма (выделяется в случае, «когда деятельность по разработке и формированию туристского продукта берут на себя туристские фирмы (туроператоры и турагенты» [10, с. 160]). Также можно наблюдать рост оборота по услугам, оказываемым за пределами Российской федерации.

Чтобы оценить особенности спроса на рынке туристических услуг, рассмотрим данные о структуре продаж туристических организаций (Таблица 6).

Таблица 6 – Структура продаж туров и туристических поездок по направлениям туризма в 2014-2019 гг.

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Число реализованных населению турпакетов, тыс.

внутренний туризм

991,8

1330,7

1528,7

1552,5

1635,2

2111,0

выездной туризм

3252,8

2482,0

1624,7

2605,4

2575,4

2910,9

въездной туризм

139,5

211,2

198,2

231,8

374,9

314,6

Стоимость реализованных населению турпакетов, млрд рублей

внутренний туризм

25,4

50,5

49,2

52,3

59,6

69,6

выездной туризм

214,3

184,0

138,1

222,2

234,1

301,3

въездной туризм

3,7

5,1

5,3

6,8

10,1

8,0

Средняя стоимость одного турпакета в тыс. рублей

внутренний туризм

25,7

38,0

32,2

33,7

36,4

33,0

выездной туризм

65,9

74,1

85,0

85,3

90,9

103,5

въездной туризм

26,5

24,0

26,9

29,2

27,0

25,4

Число отправленных российских туристов в туры, тыс. чел.

8487,1

7889,2

6706,3

8915,4

8860,9

11825,8

в том числе:

по России

1974,2

2628,2

3284,2

3285,4

3374,6

4373,1

в зарубежные страны

6512,9

5261,0

3422,1

5630,0

5486,3

7452,7

Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию, тыс. ед.

25438

26852

24571

24390

24551

24419

Число выездных туристских поездок граждан России, тыс. ед.

42921

34390

31659

39629

41964

45330

Примечание. Cоставлено автором по [16]

Абсолютные показатели по всем направлениями туризма демонстрируют рост в физическом (число турпакетов) и денежном выражении. Численность отправленных в туры российских туристов росло с каждым годом, что говорит о развитии спроса на туристические услуги. Также росли расходы домашних хозяйств на туризм в абсолютном и относительном выражении (Таблица 7).

Таблица 7 - Денежные расходы домашних хозяйств на туризм и отдых (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) [16]

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Расходы в среднем на члена домашнего хозяйства в год, рублей

4364,2

4064,2

4552,8

5438,3

6951,6

8922,7

Удельный вес в общем объеме потребительских расходов, %

2,5

2,3

2,4

2,7

3,3

3,9

Структура продаж турпакетов (Рисунок 4) демонстрирует, что наибольшее число турпакетов стабильно реализуется по направлению выездного туризма. В 2019 году процентное соотношение проданных турпакетов по видам туризма составило: выездной туризм – 54,5%, внутренний туризм – 39,6%, въездной туризм – 5,9%.

Примечание. Рассчитано автором по [16]

Рисунок 4 – Структура числа проданных турпакетов по видам туризма в 2014-2019 гг.

Структура выручки по видам туризма (Рисунок 5) показывает больший разрыв в процентном соотношении.

Примечание. Рассчитано автором по [16].

Рисунок 5 – Структура стоимости турпакетов по видам туризма в 2014-2019 гг.

В 2019 году процентное соотношение стоимости всех реализованных турпакетов по направлениям выглядело следующим образом: выездной туризм – 79,5%, внутренний туризм – 18,4%, въездной туризм – 2,1%. Полученные сведения в соотношении со средними ценами на турпакеты говорят о том, что интерес российского потребителя устойчиво на стороне зарубежного туризма, не смотря на высокую цену туристических пакетов. Это может быть дополнено анализом динамикой соотношения числа российских туристов, отправленных по России и за рубеж (Рисунок 6).

Примечание. Рассчитано автором по [16].

Рисунок 6 – Структура отправленных российских туристов в туры в 2014-2019 гг.

В 2019 году в туры за рубеж отправились 63% туристов, по России – 37% туристов. Для конкретизации данных о потоках российских и зарубежных туристов оценим процентное соотношение въездных и выездных туристических поездок (Рисунок 7). За исследуемый период доля поездок граждан за рубеж растет относительно доли въезда иностранцев в Россию и в 2019 году достигла 65%.

Примечание. Рассчитано автором по [16].

Рисунок 7 – Структура въездных поездок иностранных граждан и выездных поездок россиян и в 2014-2019 гг.

По абсолютным данным (Таблица выше) также видно, что число въездных поездок за исследуемый период практически не менялось, тогда как граждане России выезжали все больше за рубеж.

Структура спроса на поездки по территории России (Рисунок 8) показывает, что 2/3 внутреннего туристического потока приходится на западную часть России, в частности до полвины потока на Южные регионы России – Республику Крым и Краснодарский край.

Рисунок 8 - Структура отправленных российских туристов в туры по Российской Федерации в 2018-2019 гг. (в % от общего числа отправленных российских туристов) [16]

При этом ряд регионов России, имеющие высокий уровень туристско-рекреационного потенциала (Алтайский край, Белгородская обл., Ивановская обл., Иркутская обл., Калининградская обл., Калужская обл., Камчатский край Краснодарский край, Ленинградская обл., Липецкая обл., Московская обл., Пермский край, Ростовская обл., Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Самарская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Челябинская обл. [7, с. 138-139] ), в число лидеров по приему туристов не попали. Хотя имеют возможность принимать бо’льшие потоки туристов.

Данные о распределении потока российских туристов, выезжающих за рубеж (Рисунок), демонстрируют смещение спроса в пользу поездок в Турцию за период 2017-2019 гг. Кроме Турции, верхние строчки рейтинга посещаемости российскими туристами (5% и более от всего потока выезжающих туристов) имеют страны Азии: Таиланд, Китай, Тунис, ОАЭ, где доступен пляжный отдых круглый год.

Подытоживая анализ статистических данных, можно сделать вывод, что туристический рынок представлен большим числом организаций, ведущих как специализированную туристическую деятельность, так и деятельность, связанную не только с туризмом. В период с 2014 по 2019 год туристический рынок демонстрировал рост основных количественных показателей, что свидетельствует о его потенциале дальнейшего роста. Структура спроса на туристические пакеты и поездок по направлениям туризма свидетельствует об устойчивом перевесе спроса в пользу выездного туризма у граждан России. Также не наблюдается рост въездного туристического потока в Россию. Распределение внутреннего туристического потока по регионам свидетельствует о его дисбалансе в пользу Краснодарского края, республики Крым, г. Москвы и г. Санкт Петербург при наличии туристического потенциала в других российских регионах.

Туристический рынок в 2020 году: итоги и тенденции.

2020 год для российского туристического рынка, как и для всей мировой туриндустрии, был кризисным из-за карантинных ограничений туристической активность граждан и организаций. По данным ряда отраслевых обзоров [3, 5, 9, 14, 17] 2020 год завершился следующими итогами.

Наиболее значительное сокращение показали въездной и выездной туризм из-за политики ограничения международных перемещений граждан. С января по сентябрь было совершено 326,8 тыс. прибытий иностранцев в Россию, против 4,3 млн в аналогичном периоде 2019 года [17]. По итогам всего года оценено общее падение въездного потока на 92,4% [3]. Что касается загранпоездок россиян, то после снятие тотальных ограничений на выезд весной 2020 года туристический поток сосредоточился на 5 открытых направлениях (Турция, ОАЭ, Куба, Мальдивы, Танзания). Сопоставление данных 2020 года о числе выехавших за рубеж с данными 2019 года показывает сокращение на 77,5% (с 12,2 млн до 2,753 млн поездок за рубеж) [3].

Внутренний туризм, ставший основным направлением в 2020 году из-за ограничений на международные перемещения, показал также существенные потери: снижение числа поездок на 35-40% (с 68 млн в 2019 году до 40 млн в 2020 г). Основная масса спроса пришлась на пляжный туризм и отдых на курортах Юга России, что отражает сложившуюся ранее структуру спроса на российский тур продукт (таблица и выводы выше). Внутренний экскурсионный туризм сократился на 40-60% по сравнению с 2019 годом, что объясняется закрытием многих культурно-исторических объектов из-за карантинных ограничений.

Что касается состояния организаций туристического рынка, то потери в численном выражении составили 278 организаций-туроператоров (6% от 4571 организации, действовавших на март 2020 года). Снижение доходов туроператоров в денежном выражении оценивается в 60% от уровня 2019 года (-1,3 трлн рублей). Сокращение числа туристических агентств на декабрь 2020 года оценивается на уровне 30% (5-6 тысяч организаций) от уровня февраля 2020 года. Число новых безработных среди специалистов, занятых в туристических организациях, оценивается в 50 тыс. чел, и примерно 25 тыс. чел. приходится на работников турагентств [3].

Также можно выделить наметившиеся на российском туристическом рынке тренды, связанные с новыми особенностями поведения потребителей и самих туристических организаций:

- уменьшение спроса в целом, а также существенное сокращение глубины продаж всех туристических услуг [3, 9, 16]. Очевидно, что данная тенденция будет оказывать влияние до тех пор, пока существуют законодательные меры по ограничению туристических поездок. Также это связано со снижением доходов населения [11];

- сохранение и относительная стабильность сегмента премиального туризма (его доля в общем спросе как внутри страны, так и за рубежом, в 2020 году составляет около 20% [3]). Данная тенденция свидетельствует о том, что доходы населения и состояние экономики в целом будут иметь первичную роль в восстановлении спроса на туристические услуги;

- формирование новых потребительских предпочтений в сфере формата туристического продукта (например «business+leisure» – длинные поездки в традиционно курортные регионы, которые могут быть совмещены с дистанционной работой [3]), направлениях туризма (поиск новых мест для путешествий внутри страны [13]), типа отдыха (экологический, лечебный, автомобильный туризм [4]);

- в ответ на изменение потребительских предпочтений игроки рынка пытаются изменить продуктовый портфель (обучение сотрудников работе по новым направлениям, поиск новых ключевых контрагентов) и каналы продаж и коммуникации с клиентами (рывок онлайн продаж, развитие коммуникации через соцсети [4]). Данный тренд будет укореняться, если границы будут оставаться преимущественно закрытыми и новый профиль спроса стабилизируется.

Заключение.

Суммируя выводы о состоянии туристической отрасли России за период с 2014 по 2019 гг. и новые вызовы среды, связанные с Пандемией COVID-19, можно заключить, что рынок имеет возможности к адаптации в новых условиях на базе сложившейся структуры предприятий и достигнутого ими уровня деятельности в докризисный период. Очевидно, что серьезные сдвиги потребительского поведения, обусловленные ограничениями и экономической нестабильностью, требуют активного отклика фирм по обслуживанию новых запросов: обучения сотрудников, развития новых деловых компетенций, поиска новых каналов продаж и коммуникаци. Принципиально важна будет роль государства [6], которое должно участвовать в развитии инфраструктуры и отдельных комплексов предприятий туристической отрасли [2], поддержке организаций [8], реализации туристического потенциала отдельных регионов России.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Целью исследования является оценка потенциала внутреннего туризма на территории Российской Федерации в период 2014–2019 гг.
Актуальность статьи обусловлена повышенным вниманием к рассматриваемой сфере на федеральном и региональном уровнях власти, учитывая современные экономические реалии и проблемы, связанные с восстановлением туристического потока, в первую очередь, внутреннего туризма.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы научного познания: сопоставительный анализ выручки организаций туристического сектора, анализ рядов динамики показателей туристического рынка в Российской Федерации за 6 лет (в 2014–2019 гг.), анализ структуры продаж в разрезе направлений туризма (внутренний, выездной, въездной).
Научная новизна статьи состоит в выделении основных трендов развития российского туристического сектора допандемийного периода, в том числе связанных с новыми особенностями поведения потребителей и самих туристических организаций.
Материал статьи выстроен с соблюдением внутренней логики, в конце статьи представлены не только выводы для научного сообщества, но и обоснована необходимость дальнейшего развития и повышения компетенций сотрудников туристических фирм.
В статье прослеживается основательный подход к выбору научной литературы, список использованных источников содержит 18 источников. В основном использованы источники хорошего качества. Также из положительных моментов публикации можем отметить наличие табличных и графических материалов, которые позволяют читателям легче воспринимать информацию.
В качестве основных замечаний/рекомендаций отметим:
1. В статье можно было также затронуть проблему изменения ситуации с развитием туризма в Российской Федерации после окончания пандемии COVID-19, связанного с возможными ограничениями предоставления туристических услуг и ограничениями в перемещениях между странами и отдельными регионами, а также дать собственную оценку государственных мер, направленных на стимулирование внутреннего туризма, например, субсидирование поездок по России в виде кешбэка за туристические услуги.
2. Часть ссылок не оформлена в соответствии с требованиями журнала и не выполнены по ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления и ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. В первую очередь, это ссылка на федеральный закон. Кроме того, не допускается ссылаться в тексте на источник в подобном формате: «Cоставлено автором по [16]…»
3. Предлагаем исключить из текста таблицу 1, так как она слишком громоздка и сложна для восприятия и не относится напрямую к теме статьи.
4. В статье присутствует незначительное количество опечаток и орфографических ошибок, которые необходимо исправить до опубликования конечной версии статьи.
Работа в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям, написана на актуальную тему, найдет отклик среди читателей и может быть рекомендована к публикации в журнале «Теоретическая и прикладная экономика» после незначительной доработки статьи.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.