Статья 'Тренды кроссбордерной онлайн-торговли: конвергенционно-правовое измерение' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Тренды кроссбордерной онлайн-торговли: конвергенционно-правовое измерение

Асадов Раму Беюкханович

старший преподаватель кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью, Юридический институт Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ); главный редактор, НПЖ Диалог (www.npzhdialog.ru)

600000, Россия, г. Владимир, ул. Горького, 87

Asadov Ramu Beyukhanovich

senior lecturer of the department of state law and management of customs activitieslaw, Law Institute of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs (VlSU); editor-in-chief, NPZH Dialog (www.npzhdialog.ru)

600000, Russia, g. Vladimir, ul. Gor'kogo, 87

asadov@npzhdialog.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8647.2017.4.24809

Дата направления статьи в редакцию:

22-11-2017


Дата публикации:

15-01-2018


Аннотация: Объектом исследования выступает кроссбордерная онлайн-торговля, как перспективная форма организации и ведения бизнеса. В настоящий момент в России ведется активная работа по созданию эффективной товаропроводящей системы e-commerce, драйвером стремительного роста которой, может послужить несырьевой экспорт. Поэтому, автор в статье особое внимание уделяет существующей беспрецедентно низкой квоте беспошлинного ввоза товаров, стимулирующей рост значительных конкурентных преимуществ иностранных интернет-магазинов перед отечественными. Подробно рассматриваются вопросы разработки и внедрения современной многоцелевой модели координации предпринимательской деятельности в сети Интернет. При подготовке статьи использованы следующие методы познания: общенаучные (сравнительно-правовой, системный анализ, синтез) и специальные научные (технико-юридический анализ). Автор исследует статистические данные рынка e-commerce, анализирует российское и зарубежное законодательство относительно используемых механизмов ограничения нормативов беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в почтовых отправлениях. В результате приходит к выводу о насущной необходимости комплексного и системного регулирования онлайн-торговли, в котором важнейшую роль будут играть и техническая составляющая (к примеру, создание российского агрегатора, способствующего выходу российским ритейлерам на мировую арену) и правовая (ведь право выступает основным регулятором отношений как на национальном, так и на межгосударственном уровне). Первоочередной остается задача пересмотра и корреляции существующего порога беспошлинной торговли на основе позитивного опыта прогрессирующих стран, а также возможно создание нового всеобъемлющего закона «Об электронной коммерции» (как, например, в Китае – авангарде e-commerce в мире), который будет отвечать потребностям современного общества.


Ключевые слова:

коммерция, торговля, электронная коммерция, электронная торговля, кроссбордерная торговля, бизнес, электронный бизнес, интернет, конвергенция, юридическая конвергенция

Abstract: The object of this research is the transboundary online trade, as one of the lucrative forms of organizing and conducting business. There is currently active effort in Russia to create efficient commodity-distribution ecommerce system, which can be rapidly driven by manufactured product export. Thus the author pays particular attention to the existing uniquely low quota of duty free import of goods, which stimulates the growth of substantial competitive advantages of foreign online stores over their Russian counterparts. The author examines the statistical data of the ecommerce market, and analyzes Russian and foreign legislation regarding the mechanisms used to limit the norms of duty free import of goods for personal use through mail. A conclusion is made that there is pressing need for a complex and systemic regulation of online trade, the key role in which will be played by both, the technological and legal components.


Keywords:

commerce, trade, e-commerce, e-trade, transboundary trade, business, e-business, internet, convergence, legal convergence

В последние несколько десятилетий стремительное развитие и совершенствование информационных технологий явились мощным катализатором в создании нового направления современной коммерции – электронная коммерция (e-commerce).

Отметим, что в терминологическом аппарате российского законодательства понятие «электронная коммерция» отсутствует. В отечественной доктрине сформировались две основные позиции определения обозначенной категории. Первая сводится к отождествлению электронной коммерции и электронной торговли. Вторая же, соотношение электронной коммерции и электронной торговли характеризует как общее и частное. При этом, связующим звеном существующих дефиниций является выделение особой плоскости протекания данного рода отношений — посредством сети Интернет (в рамках данной статьи мы будем придерживаться второй позиции).

Ежедневно для проведения бизнес-операций используется широкий спектр различных технологий электронной коммуникации (например, веб-приложения для электронной почты, мгновенный обмен сообщениями, мобильные устройства и т. п.). Отсутствие границ между контрагентами в глобальной сети Интернет явилось импульсом к образованию новой бизнес-модели, приобретающей все большую популярность и именуемой трансграничной (кроссбордерной) торговлей (cross-bordertrade). На сегодняшний день интернет-торговля является одним из самых динамично развивающихся сегментов экономики. По информации президента Ассоциации компаний интернет-торговли (далее – АКИТ) Алексея Федорова, доля e-commerce составляет 4% от всей торговли в России, в Великобритании – 12% [1]. По результатам 2016 года объем рынка составил 920 млрд рублей. Доля онлайн покупок в общем обороте розничной торговли РФ составляет около 3,3%; в непродовольственном секторе, без учета продаж бензина и автомобилей – 8,5% [2].

Однако, рассматривая интернет-торговлю сквозь призму сложившейся экономической ситуации в России, говорить о «положительной тенденции» ее развития пока рано. Так, подводя итог 2016 году президент АКИТ говорит о существовании одновременно двух взаимоисключающих тренда: «государство хочет, чтобы интернет-торговля стала белой, прозрачной, понятной всему обществу, и в первую очередь самому государству с точки зрения налогообложения, правил работы и т. д. … Однако, ничего не хочет делать для того, чтобы ее защитить. Одновременно с белой, честной и контролируемой интернет-торговлей оно защищает очевидно «черную», «оффшорную» кроссбордерную, ввозящую в Россию товар без налогов и пошлин. До сих пор нет никакого четкого закона, вводящего пошлины и налоги для огромной оффшорной дыры в российской таможне, которая называется «трансграничная интернет-торговля»[3].

В данном случае проявляется позиция Ассоциации относительно дефиниции кроссбордерной торговли, которая не корреспондирует с нашей.

Не вдаваясь в дискуссионную полемику о том, использование какого понятия является предпочтительным, отметим, что кроссбордерная (трансграничная) торговля включает в себя не только импортные, но и экспортные операции (т. е. одним из признаков будет являться перемещение товара через границу в двух направлениях).

Справедливым будет положение о том, что текущее законодательство не предусматривает пошлины и налоги для импортной кроссбордерной онлайн-торговли, в связи с чем назрела острая необходимость в принятии стратегических правовых мер по предотвращению дисбаланса условий для отечественных и зарубежных игроков рынка интернет-торговли.

О существовании пробелов в российском законодательстве, стимулирующих рост значительных конкурентных преимуществ иностранных интернет-магазинов перед отечественным онлайн-ритейлом, говорится уже не первый год. К примеру, они были выявлены в результате исследования «E-commerce Barometer 2015» [4] (см. рисунок 1).

p_1_gyulverdiev_02

Как видно из рисунка 1 ключевыми проблемами остаются:

1. Плохо организованная логистика. Не все даже крупные онлайн-ритейлеры могут позволить себе выстроить разветвлённую логистическую структуру с несколькими распределительными центрами, оснащенную развитой системой ИТ-сервисов, а также гарантировать качество своей работы. И это ещё не будет являться показателем перспективной финансовой устойчивости данных компаний в России.

2. Противоречивость, несовершенство и отсутствие единого подхода к формированию законодательной базы в сфере e-commerce. Респондентами отмечалось, что ряд постановлений и правил дистанционной торговли морально устарели и нуждаются в изменениях.

3. Налоговая нагрузка и регулирование. Отсутствие государственного контроля приводит к демпингу «серыми» операторами (которые имеют преимущество в 15-20% маржинальности) и влечет за собой дезорганизацию рынка интернет-торговли в сегменте B2C.

4. Сложность экспорта. Необходимоуменьшениетаможенных и брокерских сборов на посылки за рубеж, расширение товарной матрицы и в первую очередь за счет производственных сил нашей страны. Данное направление послужило бы не только сильному скачку экономики России в самом быстрорастущем канале продаж, но и образованию новых рабочих мест.

При кажущемся росте доли трансграничной интернет-торговли в России, которая к 2016 году составила 33% [5], объем розничного онлайн-экспорта ничтожно мал (см. рисунок 2, 3).

p_2_gyulverdiev_02

Нами были проанализированы показатели рынка (включая импорт и экспорт) за 2013-2016 года. Прирост импорта и экспорта – 38%.

p_3_gyulverdiev_03

При этом, исходя из количества интернет-заказов в 2016 году, доля экспорта равна 4 млн., локального рынка – 156 млн., импорта – 250 млн. По сравнению с 2015 годом прирост импорта составил 85%. Данные статистического исследования наглядно демонстрируют стремительные темпы поглощения зарубежными игроками российского e-commerce бизнеса.

Рассеять атмосферу «экономического противостояния» может государственная политика «гибкого» протекционизма, учитывающая природу и специфику онлайн-среды. В целях стабилизации национальной экономики, выхода из рецессии посредством поддержки онлайн-сектора, В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил[6]: «одним из ключевых проектов, служащих «стимулом к комплексному развитию целых территорий» может стать «создание крупных частных российских компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары поставлялись через Интернет во все страны мира. У нас есть что поставлять».

В этом направлении уже ведется работа в Министерстве экономического развития РФ (далее – Минэкономразвития). В частности, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Максим Паршин на конгрессе «Russian Export Day» [7] говорил о том, что «драйвером стремительного роста несырьевого экспорта должна стать электронная торговля. Поддержка экспорта, безусловно, входит в число приоритетов государственной политики Российской Федерации. Учитывая современные реалии, необходимо сформировать простой и понятный механизм консолидации участников рынка таможенных, логистических, банковских, информационных и иных услуг для создания единой среды экспортера. Инструментом выхода на мировые рынки, объединяющим предложения отечественных производителей, может стать единый российский «агрегатор», который будет интегрироваться с крупнейшими зарубежными электронными торговыми площадками (AliExpress, JD.com, eBay, Amazon).

Привлекая институты развития (такие как Российский экспортный центр, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства), инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, будет решена проблема поиска и обучения потенциальных экспортеров. Формированию спроса и популяризации российских брендов на мировых рынках будут активно содействовать торговые представительства России за рубежом».

Таким образом, актуализируется вопрос построения такой модели взаимоотношений участников онлайн-рынка, которая позволит:

– во-первых, существенно снизить административные барьеры;

– во-вторых, нивелировать различия в положении отечественных и зарубежных игроков;

– в-третьих, ускорить осуществление экспортных процедур;

– в-четвертых, повысить привлекательность экспортно-ориентированной деятельности.

Министерству промышленности и торговли РФ (далее – Минпромторг) в 2016 году была поручена разработка Стратегии развития интернет-торговли в Российской Федерации. На совещании по вопросу развития интернет-торговли в России Минпромторг совместно с представителями бизнеса определил два блока мероприятий [8].

Первый блок связан с мерами по развитию интернет-торговли, снятию излишних барьеров и облегчению ведения бизнеса российскими компаниями. В частности, это и запрет на торговлю алкоголем, ювелирными изделиями, лекарствами, требующий взвешенного подхода и либерализации, это и логистическая поддержка, и упрощение приема и повышение доверия при платежах в дистанционной торговле.

Во втором блоке определены возможные ограничения для создания равных конкурентных условий российским и зарубежным интернет-компаниям.

Помимо этого, предполагается принятие мер, направленных на борьбу с контрафактом в интернет-магазинах, усиление контроля над товарными агрегаторами, а также введение механизма досудебного разрешения споров между потребителями и интернет-магазинами (речь идет о создании отдельного арбитражного органа для решения споров между покупателями и торговыми онлайн-площадками, включая трансграничные сделки) [9].

Была сформирована проектная группа для работы над Стратегией, куда вошли федеральные органы исполнительной власти, эксперты АКИТ и Национальной ассоциации дистанционной торговли (далее – НАДТ), представители рынка электронной коммерции, логистических и платежных операторов. После того, как Стратегия будет утверждена Минпромторгом, она отправится на обсуждение в органы государственной власти. Успешность реализации мероприятий первого и второго блока, несомненно, будет зависеть от того, насколько адекватно существующая нормативно-правовая база отвечает современным реалиям и тенденциям развития онлайн-торговли.

Российская Федерация является государством – членом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) [10]. Ввоз импортных товаров, приобретенных российскими потребителями через Интернет, регулируется Соглашением таможенного союза «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 года [11]. В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза [12] к товарам для личного пользования относятся товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом. Таможенные платежи не уплачиваются за ввозимые или пересылаемые в течение календарного месяца в адрес одного получателя товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и вес которых не превышает 31 кг. (разделы II, III приложения № 3 к указанному Соглашению).

Этот беспрецедентно высокий порог беспошлинной пересылки товаров в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц приводит не только к потерям для российского бюджета, но и способствует развитию иностранных производств взамен отечественных [13].

Подтверждением сказанному могут послужить данные исследования объема онлайн-заказов аудитории из различных стран на глобальной торговой площадке AliExpress (Китай), проведенному британским аналитическим агентством SimilarWeb (см. рисунок 4).

p_4_gyulverdiev_02

Как видно из представленной диаграммы, российские покупатели занимают первое место по объему заказов (с сайта AliExpress.com), который на сентябрь 2017 года составляет 28,4%. Второе и третье – принадлежат Бразилии и США с объемами – 5,7% и 4,9% соответственно.

Обратим внимание на тот факт, что китайский рынок e-commerce с оборотом в 2016 году – 5,85 трлн. юаней [14] – стал крупнейшим в мире. Согласно данным Национального бюро статистики Китая [15], в 2016 году розничные продажи в Интернете составили 5,16 трлн. юаней что на 26,2% больше, чем в 2015 году.

Трансграничная электронная коммерция эффективно расширила каналы для предприятий Китая, стремящихся выйти на международный рынок с использованием Интернета и информационных технологий, став важной технической основой для содействия экономической интеграции и глобализации торговли. Поэтому, для обеспечения и поддержания ее «здорового» развития Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей 27 декабря 2016 года опубликовал проект закона «Об электронной коммерции» [16] для выяснения общественного мнения. Осенью 2017 года был обнародован уже второй проект [17]. В частности, он предусматривает права и обязанности сторонних платформ, использование и защиту персональных данных, соблюдение и охрану прав и законных интересов потребителей; регулирует электронные договора и платежи, поставку и логистические услуги, а также трансграничную электронную коммерцию.

Возвращаясь к России, подчеркнем, что ключевые проблемы информационного пространства остаются не решенными. На сегодняшний день важна комплексность и системность регулирования бизнеса e-commerce, включающее и техническую и правовую составляющие. Возможно проведение работы по созданию российского агрегатора с двумя платформами: первая – «затягивающая» малый и средней бизнес в систему онлайн-торговли на территории России, а вторая – интегрированная платформа для международной торговли, где будут предлагаться такие услуги, как онлайн-платежи, логистика, хранение, финансирование цепочки поставок, таможенное оформление, налоги и др.

Необходимо создание дополнительных рыночных механизмов, обеспечивающих рост и развитие электронной торговли в РФ, эффективное использование ее ресурсов и потенциала, в том числе посредством [18]:

– снятия чрезмерных запретов и устранение правовых коллизий для электронной торговли, отсутствующих в традиционной торговле;

– обеспечения эффективного нормативно-правового регулирования электронных сделок, совершенствование систем оплаты в области электронных сделок, обеспечения правовой защиты участников электронной торговли;

Пока для законов и подзаконных актов характерны фрагментарность регламентации и неспособность отвечать потребностям современного общества. Сюда можно отнести, например: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [19]; Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [20]; Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [21]; Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» [22]; Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» [23]; Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [24]; Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [25]; Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» [26].

– повышения кибербезопасности в области электронной торговли на внутреннем рынке и в области трансграничной электронной торговли;

– обеспечения сбалансированных условий ведения деятельности для российских и иностранных интернет-магазинов, реализующих товары напрямую физическим лицам в РФ.

Остро стоит вопрос квоты беспошлинного ввоза товаров. С 1 января 2018 года ожидается вступление в действие нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [27]. С вступлением в силу Кодекса ЕАЭС будет изменен формат регулирования норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами для личного пользования, в том числе в международных почтовых отправлениях.

В настоящее время в мировой практике используются различные механизмы ограничения нормативов беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в почтовых отправлениях. Так, например, в Индии нет минимального порога, все входящие посылки облагаются пошлинами и налогами [28]. У Канады подписаны соглашения о свободной торговле со многими странами, при отправлении из них, пошлины и налоги не взымаются [29]. Требуется Сертификат происхождения при сумме FOB (декларируемая стоимость, без учета доставки и страхования) более 1168 долларов США. Любые посылки со значением FOB (декларируемая стоимость, без учета доставки и страхования) до 15,5 долларов США освобождены от оплаты таможенных пошлин и налога с продаж. Посылки с «подарками» между физическими лицами со значением FOB до 46,6 долларов США так же освобождены от оплаты таможенных пошлин и налога с продаж [30]. В Новой Зеландии в случае если сумма таможенной пошлины и налога с продаж не превышает ≈ 41,2 долларов США получатель освобождается от оплаты каких-либо сборов [31]. В Великобритании посылки со значением FOB (декларируемая стоимость, без учета доставки и страхования) до ≈ 19,9 долларов США не облагается ни таможенными пошлинами, ни налогом с продаж. Посылки со значением FOB до ≈ 179,08 долларов США не облагается таможенными пошлинами, но облагается налогом с продаж [32].

По аналогии в Российской Федерации одним из эффективных рычагов управления импортной кроссбордерной торговлей может стать введение ограничений нормативов беспошлинного ввоза товаров зарубежных ритейлеров, о чем мы говорили выше. Однако, данные изменения могут привести к тому, что посылки в Россию будут поступать через другие страны ЕАЭС, где порог беспошлинной торговли менять пока не собираются, например, через Армению [33].

Помимо этого, представители АКИТ в сентябре 2017 года лоббировали налогообложение интернет-покупок россиян. Они выступили с проектом поправок в Налоговый кодекс и в закон «Об информации». Авторы предлагали ввести налог для иностранных конкурентов в размере 15,25% от конечной цены товара из-за рубежа [34].

В этой связи уместно отметить о важности реформирования российского законодательства в русле юридической конвергенции с разумным учетом зарубежного опыта [35]. Для нее характерны методы добровольной правовой аккультурации, которая отражает современные общемировые тренды правового межгосударственного взаимодействия.

Добровольная аккультурация происходит в виде рецепции, заимствования, взаимного сближения на основе общих международных стандартов, а также на образцах, выработанных взаимодействующими государствами и правовыми системами [36]. Данный вид юридической конвергенции предполагает несколько этапов ее осуществления [37].

Первый этап – изучение положительного опыта правовой регламентации электронной торговли и электронной коммерции в целом в отдельных государствах. Инициатором данной деятельности могли бы выступить отдельные органы исполнительной власти (к примеру, актуальным становится создание единого министерства или агентства по вопросам электронной коммерции в России).

Второй этап – интерпретация данного опыта, сопоставление его с общемировыми тенденциями, перспективами и модельным законодательством (к примеру, Модельный закон ЮНИСТРАЛ об электронной коммерции 1996 года [38] или Модельный закон об электронной торговле, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 2008 года [39]). На данном этапе генерируются концептуально новые идеи и пути развития правовой коммуникации. Электронная торговля обладает определенной спецификой, которая требует принятия специального нормативного акта (возможно, Закона об электронной коммерции, в котором один из разделов будет посвящен электронной локальной и международной торговле, как например в Китае), попытки принятия которого предпринимались в России. Так, представленный на всеобщее обсуждение проект Федерального закона «Об электронной торговле» [40] претерпел неудачу и подвергся серьезной критике. Экспертами Правового управления аппарата Государственной думы [41] были выявлены следующие основные недостатки законопроекта:

– своим содержанием он охватывает лишь небольшую часть вопросов, связанных с электронной торговлей;

– нередко дублирует действующие нормы;

– в проекте не уделено должного внимания вопросам защиты информации. Персональные данные, к которым стороны имеют доступ в рамках электронной торговой сделки, требуется защитить гарантиями сохранения их конфиденциальности;

– пробельность законопроекта усматривается и в отсутствии в нем правил проведения расчетов в системе электронной торговли, а также распределения ответственности и убытков, что с учетом рискованности электронной системы платежей представляется серьезной проблемой. Вероятно, при решении этих вопросов должны учитываться такие специфические обстоятельства, как сбои в работе компьютеров, недостатки программного обеспечения;

– из определения предмета регулирования будущего закона неясно, распространяется ли его действие на электронную торговлю интеллектуальными и информационными продуктами;

– в случае универсальности закона требуется включение в него специальных правил, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности;

– проект нуждается в юридико-технической доработке, в том числе с целью устранения ряда внутренних противоречий.

Третий этап характеризуется продвижением аккультурационных норм в отечественную правовую систему. И четвертый – предусматриваетассимиляцию международных норм внутренним законодательством.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что Российская Федерация остается одним из самых либеральных государств в мире в отношении нормативов беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях. Данное обстоятельство повлекло за собой формирование значительных конкурентных преимуществ иностранных интернет-магазинов перед отечественным онлайн-ритейлом. Поэтому, особенно важно устранить недостатки налогового и таможенного законодательства РФ. Если же дисбаланс в условиях ведения бизнеса сохранится, то зарубежные компании полностью завоюют российский e-commerce бизнес. Также, необходимо проведение дальнейшей работы над созданием нового закона «Об электронной коммерции» (как, например, в Китае), охватывающего все стороны данного сектора экономики. В его сферу войдут вопросы заключения договоров посредством сети Интернет; недобросовестной рекламы; спама; качества информации, предоставляемой продавцом; дистанционной продажи лекарств, алкоголя, ювелирных изделий; эквайринга; кибербезопасности и защиты контрагентов; трансграничной онлайн-торговли; налогообложения и др.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.