Статья 'Современный маркетинговый инструментарий на рынке туристских услуг' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Современный маркетинговый инструментарий на рынке туристских услуг

Клименко Татьяна Игоревна

кандидат экономических наук

доцент, кафедра гостиничного и туристического бизнеса, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)

420111, Россия, Республика Татарстан область, г. Казань, ул. Московская, 42

Klimenko Tat'yana Igorevna

PhD in Economics

Docent, the department of Hotel and Tourism Business, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov

420111, Russia, Respublika Tatarstan oblast', g. Kazan', ul. Moskovskaya, 42

klta@mail.ru
Овчаров Антон Олегович

доктор экономических наук

профессор, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Российский государственный университет правосудия

603950, Россия, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23

Ovcharov Anton Olegovich

Doctor of Economics

Professor, the department of Accounting, N. I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Russian Academy of Justice

603950, Russia, Nizhegordskaya oblast', g. Nizhnii Novgorod, prospekt Gagarina, 23

anton19742006@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8647.2019.4.23760

Дата направления статьи в редакцию:

01-08-2017


Дата публикации:

06-01-2020


Аннотация.

Предметом статьи выступают возможности современного маркетинга в исследованиях туристского рынка. Показана важность разработки для туристского рынка доступного и простого в применении маркетингового инструментария, адекватного задачам исследования. Установлено, что к широко используемым на практике методам проведения маркетинговых исследований в туристской сфере относятся анализ документов, опросы потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. Особое внимание уделено оценке репрезентативности результатов опроса и определению необходимой численности выборки. Сделан краткий обзор подходов к сегментированию туристского рынка по различным критериям. В качестве методологической базы использовались опросный метод и статистические методы обработки экономической информации, а также общенаучные методы анализа и синтеза. Новизна результатов связана с разработкой авторского подхода к правильному позиционированию туристских услуг на внутреннем рынке. Представлены результаты маркетингового исследования спроса на рынке туристских услуг Казани на основе опросного метода. Выделены 5 сегментов потребителей и сделаны выводы о структурных сдвигах в их спросе в преддверии сезона 2017 г. Выявлено возрастание интереса к внутреннему и въездному туризму, а также занятие лидирующих позиций туризмом отдыха и развлечений. Для эффективного позиционирования турфирм предложено три критерия сегментации: масштаб бизнеса, сезонность и менталитет потребителей. Для целей сегментирования проведены экспертные интервью среди турагентств Казани. В результате выделены те сегменты, работа на которых будет эффективной с коммерческой точки зрения.

Ключевые слова: маркетинговый инструментарий, туристский рынок, опрос, сегментация, спрос, позиционирование, эффективность, масштаб бизнеса, сезонность, менталитет потребителя

Abstract.

The subject of this research revolves around capabilities of modern marketing in the research of the tourism market. It demonstrates the importance of development of easy to access and simple to apply marketing tools for the tourism market that would be capable of tackling the research tasks. It is established that the widely used market research methods in the tourism sphere include analysis of documents, consumer polls, expert assessments and experimental approaches. Special attention is given to the assessment of the representation of poll results and determination of the necessary sample size. A brief overview is made on the approaches towards segmentation of tourism market by various criteria. The scientific novelty pertains to development of an original approach towards proper positioning of tourism services in the domestic market. This article presents the results of marketing research of the demand in the tourism market of Kazan on the basis of consumer polling. The work highlights five segments of consumers, and draws conclusions on structural shifts in their demand at the brink of the 2017 season. There is evidence of increased interest towards domestic and foreign tourism, as well as key positions of leisure and recreation being taken by tourism. For efficient positioning, travel agencies are offered three criteria of segmentation: scale of business, seasonality, and consumer mentality. For the purposes of segmentation, the authors conduct expert interviews among Kazan’s travel agencies, and highlight the most efficient segments from the commercial point of view.

Keywords:

efficiency, positioning, demand, segmentation, poll, tourism market, marketing tools, scale of business, seasonality, consumer mentality

Введение

Для профессионалов не секрет, что сведений для принятия управленческих и экономических решений на отдельно взятых туристских предприятиях (турфирмах, гостиницах, предприятиях общественного питания и т.п.), как правило, всегда недостаточно. Разработка для туристского рынка маркетингового инструментария, адекватного задачам исследования, а также доступного и простого в применении и обработке результатов, является важной и актуальной теоретической и практической задачей.

Чаще всего исследователи используют методы проведения анализа и оценки маркетинговой среды (как внешней, так и внутренней) [1; 2], выявляют систему показателей для определения конкурентной позиции туристских предприятий [3], разрабатывают новые методические подходы к определению уровня спроса на те или иные туристские услуги [4]. Популярным направлением на сегодняшний день является изучение признаков сегментации с учетом специфики туристских услуг, определение критериев выбора наиболее предпочтительных целевых сегментов. Не секрет, что эффективность некоторых методов иногда сведена к нулю из-за выбора неподходящего маркетингового инструментария.

Опрос как ключевой метод маркетингового исследования в туризме

Широко используемыми на практике методами проведения маркетинговых исследований в туризме являются анализ документов, опросы потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. Учитывая специфику туристской сферы, как самым достоверным, так и самым доступным, на наш взгляд, можно назвать метод опроса, а именно анкетирование потребителей и самих работников, в частности, работников сферы гостиничного бизнеса. Собранная при этом информация отражает мнение главных субъектов процесса оказания услуги – клиента и лица, оказывающего услугу. В этой связи можно констатировать, что именно эти выборочные данные в ряде случаев являются индикаторами коммерческого успеха туристского предприятия. Опросы туристов (или населения как совокупности потенциальных потребителей туристских услуг) позволяют выявить многие факторы, формирующие спрос на услуги, а именно: покупательские намерения, реакцию покупателей на потребительские свойства услуги и ее стоимость, отношение потребителей к формам обслуживания, мотивы предпочтения при выборе услуги и т.п.

Стоит отметить, что репрезентативность результатов опроса при социологических исследованиях крайне важна, она во многом зависит от численности и способа отбора опрашиваемых лиц. Математическая статистика использует два ключевых метода при определении круга опрашиваемых лиц: метод вероятностной выборки (простая, стратифицированная, территориальная или многоступенчатая) и квотная выборка. Эти методы активно применяются в исследованиях туристского рынка [5]. В первом случае производится случайный отбор в соответствие с одним из четырех типов выборки. Второй метод предполагает отбор опрашиваемых лиц с целью построения адекватной генеральной совокупности модели с учетом сохранения всех ее параметров.

Следует отметить, что теоретические положения математической статистики и практика проведения опросов свидетельствуют, чтовполне приемлемым можно считать объем выборки, равный 400. Но с учетом определенной вероятности получения анкет [6, р. 132], не пригодных к обработке (при показателе «выбраковки» в 10-12%), объем выборочной совокупности должен составлять примерно 450 респондентов. Указанного количества анкет, пригодных для обработки, обычно на практике достаточно для получения репрезентативных сведений.

Выбор конкретного инструментария исследования во многом определяется общими целями исследования и теми задачами, которые решаются на каждом отдельном этапе его проведения. Широта применения тех или иных инструментов маркетинговых исследований часто определяется возможностями туристского предприятия использовать их самостоятельно, либо покупать (использовать) результаты таковых исследований. Очевидно, что у крупных компаний таких возможностей существенно больше, чем у предприятий малого и среднего бизнеса, каковыми в большей степени являются туристские предприятия. Поэтому количественные методы применяются в настоящее время теми предприятиями (например, крупными туроператорами), которые имеют необходимые аналитические подразделения и поэтому могут определять такие важнейшие параметры рынка, как спрос, рыночная доля, прогноз объемов продаж и т.п.

На практике количественные исследования в сфере туризма обычно проводятся в виде различных опросов, основанных на использовании вопросов различного типа (открытые и закрытые, основные и дополнительные, содержательные и контрольные). Характерными особенностями подобных исследований являются четко определенные формат и технология сбора данных, определение источников их получения, а также обработка собранных данных с помощью специальных процедур. Качественные исследования позволяют получить в не стандартизированной форме данные, которые отражают наблюдения и выводы о респондентах, раскрывающие особенности покупательского поведения при выборе туристской услуги, мотивы покупки и многие другие параметры. Закономерно, что качественные данные, в конце концов, должны быть переведены в количественную форму. При этом существуют процедуры стандартизации и классификации полученных опросных данных. Например, отношение нескольких респондентов к рекламе той или иной туристской услуги на словах может быть выражено по-разному. Поэтому все мнения могут быть разделены на несколько категорий (например, на три – отрицательные, положительные и нейтральные) и определить их количественные соотношения. Такая процедура не исключает субъективность, но позволяет представить качественные параметры в удобном и доступном виде.

В качестве примера использования опросного метода на туристском рынке можно привести результаты статистического наблюдения, проведенного по заказу Росстата аналитическим центром Юрия Левады в четырех регионах (Москве, Туле, Калининграде и Калининградской области) (табл. 1). Было опрошено 360 респондентов – иностранных туристов и однодневных посетителей музеев, зоопарков и национального парка [7].

Таблица 1

Итоги опроса посетителей

Вопросы

В % к числу опрошенных респондентов

Какова основная цель вашего пребывания в этом городе?

отдых, осмотр культурных и исторических памятников и т.п.

68,2

посещение родственников / друзей

17,3

нахожусь здесь проездом

5,5

командировка, стажировка

2,7

учеба

2,3

временная работа, поиск работы

1,8

лечебно-оздоровительные цели

1,4

бизнес

0,3

руководитель туристской группы

0,3

другая цель

0,2

При посещении расходовали ли Вы деньги на:

приобретение журналов, буклетов, открыток и другой печатной продукции; аудио- и видео компакт-дисков; сувениров?

не расходовали

72,2

расходовали

27,8

на тематические экскурсии на территории туристского объекта?

не расходовали

88,3

расходовали

11,7

Посещали ли Вы этот туристский объект в последние 12 месяцев? Если да, то сколько раз, не считая нынешнее посещение?

1

8,9

2

6,9

3

3,9

4 и более

5,9

не посещал этот туристский объект в последние 12 месяцев / посетил в первый раз

74,4

Из каких источников Вы узнали о туристском объекте? (возможно несколько вариантов ответа)

от родственников, друзей, знакомых, коллег

69,7

из газет, журналов, радио, телевидения

13,6

из туристских путеводителей, рекламных брошюр

11,1

из Интернета

7,8

Хотели бы Вы посетить этот туристский объект еще раз?

да

93,3

нет

6,7

Критерии сегментирования туристского рынка

Важным направлением использования маркетингового инструментария является поиск правильного позиционирования туристских услуг, распределения групп потребителей в соответствии с их вкусами и предпочтениями. В настоящее время границы между различными группами потребителей становятся все более размытыми, поскольку зависят от демографических, структурных и ментальных изменений. Подобная размытость свидетельствует о необходимости создания новых приемов и инструментов сегментации и последующего исследования туристского рынка.

В индустрии туризма, также как и для любого другого типа рынка, самыми распространенными критериями сегментации являются географические, психологические и социально-демографические признаки. Речь идет о традиционных критериях – туристская дестинация, мотив поездки, тип личности, пол, национальность и т.п. Дополнительными критериями, подчеркивающими специфику данной сферы, часто выступают тип средства размещения и вид транспорта, экскурсионная насыщенность поездки и т.п. При этом на процесс сегментирования в туризме влияют множество факторов, например успешность бренда [8], изменение социальной роли пожилых людей [9], «сочетание» географических критериев с целями туров [10], субституция и комплементарность рыночных отношений [11], стили отдыха и т.д. Следует отметить, что все указанные параметры, определяющие сегментацию, требуют глубоких исследований, временных ресурсов, не являются доступным бизнес-инструментарием для практического применения хозяйствующими субъектами туристкой индустрии.

Особое внимание при маркетинговых исследованиях туристского рынка уделяется так называемым детерминантам спроса, т.е. тем параметрам, которые влияют на динамику туристских потоков в различных дестинациях. Одни из них, например, событийная составляющая туризма, описываются на качественном уровне [12]. Другие детерминанты спроса (ВВП, курс валют, транспортные расходы, стоимость проживания и т.д.) исследуются эконометрическими методами [13, с. 103-106].

Содержание и результаты маркетингового исследования рынка туристских услуг г. Казань

Для иллюстрации эффективности использования маркетингового инструментария на рынке туристских услуг авторами в период с января по март 2017 г. проведено пилотное исследование по выявлению основных тенденций спроса на рынке туристских услуг Казани. В качестве метода был избран экспертный опрос. Задействованы представители (руководители и менеджеры) 50 турагентств, которые имеют опыт работы на рынке республики Татарстан не менее двух лет. Отметим, что республика Татарстан активно развивает туристскую индустрию, что подтверждается рядом исследований, например [14; 15; 16].

Для целей нашего исследования потребители услуг данных турагентств были разделены на 5 сегментов (студенты и молодежь, бизнесмены, семейные пары с детьми, интеллигенция, безработные (челноки)). Каждая группа имеет свой потребительский рейтинг, который неодинаков для двух рассмотренных сезонов (табл. 2).

Таблица 2

Сегменты потребителей и их рейтинг

Потребительский рейтинг

Начало летнего сезона 2016 г.

Потребительский рейтинг

Начало летнего сезона 2017 г.

1

Студенты и молодежь

1

Интеллигенция

2

Бизнесмены

2

Бизнесмены

3

Семейные пары с детьми

3

Семейные пары с детьми

4

Интеллигенция

4

Студенты и молодежь

5

Безработные (челноки)

5

Безработные (челноки)

Результаты обработки опроса показали, что структура предпочтений потребителей туристских услуг в преддверии летнего сезона 2017 г. изменилась по сравнению с предыдущим годом. Большой интерес к внутреннему туризму среди молодежи в 2016 г. снижается накануне сезона 2017 г. Это связано с недовольством уровнем сервиса и складывающейся ориентацией данной группы на выездной туризм. Сегмент «интеллигенция» под влиянием возрастающего потока рекламы о российских дестинациях и невысоком уровне цен собирается активно отдыхать летом 2017 г. в Сибири, Карелии и других российских регионах, предпочитая решать организационные проблемы путешествия через турфирмы (в прошлом году туристы в основном предпочитали делать это самостоятельно). Стоит отметить, что значительная доля этой группы (25%), имея опыт потребления услуг российского внутреннего туризма, вновь собирается вернуться к выездному отдыху. Сегмент «бизнесмены» показал традиционную заинтересованность высококачественным отдыхом за границей, либо эксклюзивными турами на “week-end”.

В целом наше исследование показало, что происходят сдвиги в пропорциях между видами туризма: деловой или MICE-туризм теряет свое первенство, его место занимает туризм отдыха и развлечений. Эксперты отметили возрастание интереса к внутреннему и въездному туризму, что в условиях действующих ограничений на отдельные выездные направления и необходимостью стимулировать экспорт российских туристских услуг может считаться позитивным моментом. Однако практики признают, что данный сегмент рынка недостаточно освоен турфирмами, работа в данном направлении представляется нужной и перспективной.

Второе направление нашего практического исследования – это поиск на основе сегментации той рыночной ниши, которая позволит турагентствам повысить эффективность своей деятельности. Совершенно очевидно, что любая туристская компания, стремящаяся к получению прибыли, должна понимать, что она не способна удовлетворить потребности всех без исключения клиентов. Потребителей очень много, при этом их желания часто противоположны и противоречивы. Поэтому для ведения успешного бизнеса необходимо выделить только ту часть рынка, которую именно данная компания, именно в данное время и в данном месте способна эффективно освоить.

Мы предлагаем использовать три простых критерия сегментации, позволяющих правильно позиционировать турфирмы: масштаб бизнеса (величина оборота), сезонность и особенности знаний потребителей о конкретном рынке (назовем его «менталитет потребителей»). Смоделируем вариант проведения сегментации, при котором используются ретроспективные данные предыдущих периодов, основанные на собранной статистике. В качестве параметров нашей модели примем следующие группы критериев с расшифровкой:

1. Масштаб бизнеса.

Малый – с оборотом до 100 тыс. руб. в месяц.

Средний – от 100 тыс. руб. до 500 руб. в месяц.

Крупный – свыше 500 тыс. руб. в месяц.

2. Сезонность.

Постоянная – деятельность осуществляется круглогодично, без влияния сезонных факторов.

Переменно-постоянная – деятельность осуществляется круглогодично, но влияние сезонных факторов велико.

Переменная – деятельность осуществляется только в сезон.

3. Менталитет потребителей.

Грамотный – туристы хорошо информированы обо всех особенностях данного сегмента рынка.

Популярный – потребители обладают стандартными знаниями о рынке.

Стандартный – потребители недостаточно информированы.

Для целей сегментирования нами были проведены экспертные интервью среди всех 50 турагентств, которые позволили позиционировать турфирмы по данным критериям (табл. 3).

Таблица 3

Позиционирование 50 турагентств Казани по выбранным критериям сегментации

Масштаб бизнеса

Менталитет потребителей

Сезонность

Постоянная

Переменно-постоянная

Переменная

Малый бизнес

36

грамотный

популярный

4

3

стандартный

29

Средний бизнес

12

грамотный

популярный

2

10

стандартный

Крупный бизнес

2

грамотный

популярный

2

стандартный

Таким образом, на основании данной модели видно, что на рынке города Казани выделяются два сегмента, работа на которых видится перспективной и успешной с коммерческой точки зрения. Это сегмент не очень опытных туристов, которые чаще всего обращаются в сезонные малые турфирмы по рекомендации знакомых и друзей, либо используют предыдущий опыт покупки туристских услуг. Данный сегмент является наиболее многочисленным. Второй по величине сегмент представлен туристами, обладающими опытом и знаниями по специфике туристских путешествий. Такие туристы планируют свои поездки круглогодично, предпочитают известный бренд турфирмы или высокий уровень популярности.

В целом проведенное исследование показало широкие возможности современного маркетинга в процессе изучения сферы туризма. Маркетинговый инструментарий может применяться не только для сегментации туристского рынка, но и для решения самых разных проблем, таких как, стимулирование продаж туристских продуктов, создание туристского бренда, оценка рисков и т.п.

Библиография
1.
Erdem B., Tetik N. An environmentally-sensitive approach in the hotel industry: еcolodges // International Journal for Responsible Tourism. – 2013. – Vol
2.
№ 2. – P. 22. 2. Wan P.Y.K., Kong W.H. An assessment of the business environment for small tourism ventures development in the gaming city of Macao // Journal of China Tourism Research. – 2008. – Vol. 4. № 3-4. – PP. 297-318.
3.
Home R.A. A new tune from an old instrument: the application of SERVQUAL to a tourism service business // Journal of Quality Assurance in Hospitality & Tourism. – 2006. – Vol. 6. № 3-4. – PP. 185-202.
4.
Gilbert D. Strategic marketing planning for national tourism // The Tourist Review. – 1990. – Vol. 45. – № 1. – РР. 18-27.
5.
Veal A.J. Research methods for leisure and tourism: a practical guide. Pearson Education, 2006. – 212 р.
6.
Ariffin A.M., Nameghi E.N., Zakaria N.I. The effect of hospitableness and services cape on guest satisfaction in the hotel industry // Canadian Journal of Administrative Sciences. – 2013. – Vol. 30. № 2. – PP. 127-137.
7.
О некоторых аспектах развития туризма в РФ в 2007-2009 гг. URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_04/IssWWW.exe/Stg/d02/turizm-tab.htm.
8.
Запара Е.Б. К вопросу о сегментировании рынка при создании успешного бренда // Новый университет. Серия «Экономика и право». – 2015. – № 4 (50). – С. 67-70.
9.
Асташова Ю. Применение методов персонифицированного маркетинга к сегментации потребителей старшего возраста (на примере индустрии гостеприимства) // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 1 (53). – С. 200-202.
10.
Жамгарян Г.А., Муллабаев Р.Ю. Сегментация туристского рынка: принципы и особенности // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – Т. 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58628.
11.
Зиядин С.Т. Особенности выбора целевого рынка в туризме // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-5. – С. 974-977.
12.
Кумратова А.М., Попова Е.В., Попова М.И. Влияние сезонной и событийной составляющих на процессы планирования и управления туристскими потоками // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 99. – С. 1154-1165.
13.
Беднова М.А., Ратникова Т.А. Эконометрический анализ спроса на въездной туризм в России // Прикладная эконометрика. – 2011. – № 1(21). – С. 97-113.
14.
Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. – 2013. – № 2 (26). – C. 11-17.
15.
Кабиров И.С. Развитие социально-культурного сервиса, ориентированного на региональный внутренний туризм в Республике Татарстан // Научное обозрение. – 2015. – № 19. – C. 278-283.
16.
Шабанова Л.Б., Арбузова М.В. Исследование состояния и перспектив развития сельского туризма в Республике Татарстан // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – Т 5. № 1(14). – C. 61-64.
References (transliterated)
1.
Erdem B., Tetik N. An environmentally-sensitive approach in the hotel industry: ecolodges // International Journal for Responsible Tourism. – 2013. – Vol
2.
№ 2. – P. 22. 2. Wan P.Y.K., Kong W.H. An assessment of the business environment for small tourism ventures development in the gaming city of Macao // Journal of China Tourism Research. – 2008. – Vol. 4. № 3-4. – PP. 297-318.
3.
Home R.A. A new tune from an old instrument: the application of SERVQUAL to a tourism service business // Journal of Quality Assurance in Hospitality & Tourism. – 2006. – Vol. 6. № 3-4. – PP. 185-202.
4.
Gilbert D. Strategic marketing planning for national tourism // The Tourist Review. – 1990. – Vol. 45. – № 1. – RR. 18-27.
5.
Veal A.J. Research methods for leisure and tourism: a practical guide. Pearson Education, 2006. – 212 r.
6.
Ariffin A.M., Nameghi E.N., Zakaria N.I. The effect of hospitableness and services cape on guest satisfaction in the hotel industry // Canadian Journal of Administrative Sciences. – 2013. – Vol. 30. № 2. – PP. 127-137.
7.
O nekotorykh aspektakh razvitiya turizma v RF v 2007-2009 gg. URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_04/IssWWW.exe/Stg/d02/turizm-tab.htm.
8.
Zapara E.B. K voprosu o segmentirovanii rynka pri sozdanii uspeshnogo brenda // Novyi universitet. Seriya «Ekonomika i pravo». – 2015. – № 4 (50). – S. 67-70.
9.
Astashova Yu. Primenenie metodov personifitsirovannogo marketinga k segmentatsii potrebitelei starshego vozrasta (na primere industrii gostepriimstva) // Problemy sovremennoi ekonomiki. – 2015. – № 1 (53). – S. 200-202.
10.
Zhamgaryan G.A., Mullabaev R.Yu. Segmentatsiya turistskogo rynka: printsipy i osobennosti // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. – 2015. – T. 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58628.
11.
Ziyadin S.T. Osobennosti vybora tselevogo rynka v turizme // Fundamental'nye issledovaniya. – 2014. – № 6-5. – S. 974-977.
12.
Kumratova A.M., Popova E.V., Popova M.I. Vliyanie sezonnoi i sobytiinoi sostavlyayushchikh na protsessy planirovaniya i upravleniya turistskimi potokami // Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2014. – № 99. – S. 1154-1165.
13.
Bednova M.A., Ratnikova T.A. Ekonometricheskii analiz sprosa na v''ezdnoi turizm v Rossii // Prikladnaya ekonometrika. – 2011. – № 1(21). – S. 97-113.
14.
Artemenko O.N. Regional'nyi turizm kak instrument razvitiya territorii // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. – 2013. – № 2 (26). – C. 11-17.
15.
Kabirov I.S. Razvitie sotsial'no-kul'turnogo servisa, orientirovannogo na regional'nyi vnutrennii turizm v Respublike Tatarstan // Nauchnoe obozrenie. – 2015. – № 19. – C. 278-283.
16.
Shabanova L.B., Arbuzova M.V. Issledovanie sostoyaniya i perspektiv razvitiya sel'skogo turizma v Respublike Tatarstan // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie. – 2016. – T 5. № 1(14). – C. 61-64.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Актуальность научной статьи «Современный маркетинговый инструментарий на рынке туристских услуг» состоит в том, что динамично развивающейся отраслью нематериальной сферы на современном этапе развития мировой экономической системы выступает индустрия туризма, которая является своеобразным катализатором экономического и социального развития многих стран и регионов мира. В этой связи необходимы исследования специфичного по своей структуре и содержанию продукта деятельности индустрии туризма. Тем более что остаются дискуссионными исследования маркетингового инструментария туризма. Необходимо совершенствовать маркетинговое управление туристским продуктом, а также создавать экономических и социальных условий для развития всей индустрии туризма Российской Федерации. К предмету исследования автор относит инструменты современного маркетинга в исследованиях туристского рынка. Отметим, что название статьи и ее содержание полностью совпадают. Работа основана на общенаучных методах анализа и синтеза, опросном методе и статистических методах обработки экономической информации. Научная новизна заключается в авторском подходе к современному позиционированию туристских услуг на внутреннем рынке. Представлены результаты маркетингового исследования спроса на рынке туристских услуг Казани на основе опросного метода. Для эффективного позиционирования турфирм автором предложено три критерия сегментации: масштаб бизнеса, сезонность и менталитет потребителей. Для целей сегментирования проведены экспертные интервью среди турагентств Казани. В результате выделены те сегменты, работа на которых будет эффективной с коммерческой точки зрения. Стиль, структура, содержание. Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей. Библиография. В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи, в том числе иностранные источники. Выводы, интерес читательской аудитории. Большинство выводов и суждений автора интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию. Статья имеет и несомненный научный интерес. Выводы автора основаны на итогах опроса посетителей, исследовании рынка туристских услуг г. Казань, составлены сегменты потребителей и их рейтинги в отношении позиционирования 50 турагентств Казани по выбранным критериям сегментации. Представленная на рецензирование научная статья «Современный маркетинговый инструментарий на рынке туристских услуг» заслуживает поддержки, носит самостоятельный, творческий характер. Статья может быть допущена к публикации в научном журнале «Теоретическая и прикладная экономика», включенном в Перечень ВАК.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"