ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Сальникова Е.В.
К вопросу о предыстории современной технической визуальной культуры
// Культура и искусство.
2012. № 1.
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.1.8503 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8503
К вопросу о предыстории современной технической визуальной культуры
Сальникова Екатерина Викторовна
доктор культурологии
ведущий научный сотрудник, Государственный институт искусствознания
Козицкий пер., 5
Sal'nikova Ekaterina Viktorovna
Doctor of Cultural Studies
Leading research assistant at State Institute of Art Studies
Kozitskii per., 5
|
armada@zmail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.1.8503
Дата направления статьи в редакцию:
18-01-2012
Дата публикации:
1-2-2012
Аннотация:
Зримые явления, рожденные и транслируемые с помощью электромагнитных сигналов, не обладают механическим, доступным для непосредственного тактильного контакта телом, каким обладает зримый образ, несомый живописным полотном, бумажным листом, прочими механическими телами. Техническая визуальная образность не слита воедино со своим материальным носителем (например, экраном), а возникает как результат многоступенчатого технического процесса. Сущность визуальной образности состоит в ее принципиальной бесплотности, в неуловимости ее буквального местонахождения.
До технических революций Нового времени человек имел дело с другими неуловимыми, досягаемыми лишь для зрительного восприятия формами. Предлагается их классифицировать как «условленные визуальные» и «природные визуальные». Прослеживаются трансформации условленного визуального в современной цивилизации. Картина неба интерпретируется как природное визуальное, подобное экрану, транслирующему визуальную информацию, которая обладает эстетическими свойствами и общественной актуальностью.
Ключевые слова:
Культурология, визуальность, информация, дистанционность, табуирование, астономия, астрология, фотография, телевидение, кинематограф
Библиография
1. Варден Ван дер Б. Л. Пробуждающаяся наука. Рождение Астрономии. М.: Наука. 1991.
2. Вирильо П. Машина зрения. СПб.: Наука. 2004.
3. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.: Наука. 2001.
4. Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос/Гнозис, lettera.org. 2009.
5. Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы. М.: Библейско-Богословский институт Св. Апостола Андрея. 1997.
6. Мириманов В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М.: Согласие. 1997.
7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспент Пресс. 2004.
8. Франкл Дж. Археология ума. М.: Астрель-АСТ, 2007.
9. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб.: Алетейя. 1997.
10. Черносвитов П. Ю. Закон сохранения информации и его проявления в культуре. М.: URSS. 2008.
11. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования: в 2 т. М.-СПб.: Университетская книга. 2001.
12. The Astrologer of the Nineteenth Century, or the Master Key of Futurity, being a complete system of astrology, geomancy & occult science. London. 1886.
13. Prideaux T. Cro-Magnon Man. Amsterdam: Time-Life Books. 1979.
14. Simmons L.E. The Early Relatives of Man.// Scientific American. July. 1964.
15. Whitfield P. Astrology. A History. London: The British Library. 2001.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|