Статья 'Учение М.В. Ломо¬носова о свете и цвете в контексте натурфилософии и художественных исканий середины XVIII века' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Учение М.В. Ломо¬носова о свете и цвете в контексте натурфилософии и художественных исканий середины XVIII века

Лиманская Людмила Юрьевна

доктор искусствоведения

профессор, заведующая, кафедра теории и истории искусства Нового и Новейшего времени, Российский государственный гуманитарный университет

109156, Россия, г. Москва, ул. Сапанская, 6/2, оф. 241

Limanskaya Lyudmila Yurevna

Doctor of Art History

Professor at Russian State University for the Humanities 

109156, Russia, respublika Rossiya, g. Moscow, ul. Sapanskaya, 6/2, of. 241

lydmila55@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2012.12.7012

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:



Аннотация: Понимая искусство как науку, Ломоносов и художественную теорию света и цвета включал в сферу научных изысканий. Являясь исследователем естествоиспытателем, он полагал, что чем больше таинства Природы постигает разум, « тем вящее увеселение чувствует сердце….. Чем глубже до самых причин толь чудных дел проницает рассуждение, тем яснее показывается непостижимый всего бытия строитель». Изучив законы оптики, он создает трехкомпонентную теорию зрения , которая предвосхитила открытия Гельмгольца. Открытия в области оптики он использовал для создания цветных стекол в процессе создания мозаик. Наряду с научными открытиями теория цветоведения для Ломоносова являлась способом приближения к всемогущему таинству Небес, а искусство – средством выражения тех знаний, которые посредством образов способны поведать славу Божию


Ключевые слова:

Искусствоведение, Ломоносов, натурфилософия, Ньютон, Гельмгольц, свет, цвет, мозаика, трехкомпонентное, зрение

Библиография
Литература

1. Д. Джад, Г. Вышецки. Цвет в науке и технике . М, 1978.

2. Виноградов Н. Д.Д. Гартли и его "Наблюдения над человеком"// Сборник "Л. М. Лопатину". М., 1912

3. Локк Дж. Сочинения в 3-х т Т.1. Опыт о человеческом разумении. М., 1985.

4. Ломоносов М.В. Слово о происхождении света, новую теорию о цве́тах представляющего, в Публичном собрании Императорской Академии Наук июля 1 дня 1756 года говоренного Михайлом Ломоносовым.// Собр. Соч. в 11 т.. Т.3 М., 1956

5. Кондильяк Э. Б. Сочинения в 3-х томах. М.: 1980—1983.

6. Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. М.—Л., 1950

7. Меншуткин Б. Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947

8. Штелин Я. Записки Якоба Штелина. Об изящных искусствах в России. В 2-х томах. — Том I. М.: Искусство. 1990

9. Baxandall M. Pattern of intention. Lnd., 1985




Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.