|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Лиманская Л.Ю.
Авангардные поиски в одесской школе живописи начала ХХ века
// Культура и искусство.
2012. № 11.
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.11.6795 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=6795
Авангардные поиски в одесской школе живописи начала ХХ века
Лиманская Людмила Юрьевна
доктор искусствоведения
профессор, заведующая, кафедра теории и истории искусства Нового и Новейшего времени, Российский государственный гуманитарный университет
109156, Россия, г. Москва, ул. Сапанская, 6/2, оф. 241
Limanskaya Lyudmila Yurevna
Doctor of Art History
Professor at Russian State University for the Humanities
109156, Russia, respublika Rossiya, g. Moscow, ul. Sapanskaya, 6/2, of. 241
|
lydmila55@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.11.6795
Дата направления статьи в редакцию:
18-12-1969
Дата публикации:
Аннотация:
Одесса занимает особое место в культурно-географическом пространстве Украины. Являясь крупным черноморским портом, Одесса подобно Санкт-Петербургу, выполняет функции связующего звена между Россией, Украиной и Европой. Между тем, удаленность Одессы от центральной части Украины, создала предпосылки для поселения в этих краях неугодных официальным властям деятелей литературы и искусства. Таким образом, с одной стороны тесная связь с западноевропейскими художественными центрами, с другой, присутствие представителей оппозиционных направлений в искусстве, создало почву для формирования такого самобытного художественного центра, как одесская школа живописи. Важную роль в формировании художественной жизни региона играло Одесское художественное училище, выпускники которого продолжали обучение в крупных художественных и образовательных центрах России и Европы. Истоки развития различных направлений авангардной живописи первых десятилетий ХХ века во многом связаны с международной деятельностью В.Кандинского, Д.Бурлюка, В.Издебского, Т.Фраермана, А.Нюренберга , М.Бойчука, М.Жука, Н.Шелюто, проходивших обучение в Одессе, а затем продолживших образование в Париже, Мюнхене, Кракове, Вене.
Ключевые слова:
Искусствоведение, одесский, авангард, живопись, Кандинский, Издебский, Салоны, Гершенфельд, Нюренберг, Нзависимые
Библиография
Список иллюстраций
1. Кандинский В.В. Композиция VII, ГТГ, Москва
2. Издебский В. Голова. 1958. ОХМ, Одесса
3. Нюренберг А. Охота, 1910. Частное собрание. США
4. Фраерман Т. Дафнис и Хлоя. 1917. Частное собрание. США
Библиография
1.Абрамов В.А. В.В.Кандинский в художественной жизни Одессы: Документы. Материалы. О.:ОХМ, 1995
2. Абрамов В.А .В.Кандинский и «Весенняя выставка картин» 1914 года в Одессе //Черный квадрат над черным морем. О.: ОГНБ им. М. Горького, 2007.
3 . Автономова Н.Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов. //Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева / Под ред. М.Б. Мейлаха и Д.В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000.
4. Барковская О.М. Общество независимых художников в Одессе. Библиографический справочник. О.: ОГНБ им. М. Горького, 2012.
5. Бурданов Г. Интернациональная выставка картин «Салон»//Киевская мысль.1910. 23 февраля.
6. Весенняя выставка картин // Юж.мысль.О.,1914.-5 апреля.
7. Гершенфельд М. Письмо из Одессы: Весенняя выставка картин// Апполон. СПб, 1914.№5
8. Гершенфельд М.К. Письмо из Одессы // Апполон. СПб., 1914 №1-2, январь-февраль. С.151// цит. По:. Абрамов В.А .В.Кандинский и «Весенняя выставка картин» 1914 года в Одессе //Черный квадрат над черным морем. О.: ОГНБ им. М. Горького, 2007.
9 Издебский В. Предисловие к каталогу Салона 1910 г.// Салон. СПб., 1910.
10. Каменский В. Путешествие трех.//Меймре А.П.Пильский. Балтийский архив: Русская культура в Прибалтике. Т. I, Таллинн: Авенариус, 1996.
11.Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.:Архимед, 1992,
12 Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х тт.
М.: Гилея, 2001. Т.1 : 1901-1914.
13.Лапшин В.П. Из истории художественных связей России и Германии в конце XIX-нач.XX в.//Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры. М.:Наука,1980
14. Лущик С. Одесские «Салоны Издебского» и их создатель
О.:Негоциант, 2005.
15 Нилус П. Недоразумение между публикой и художниками // Одесские новости, 1910.Март.
16 Павлушков Н.П. Жизнь и Искусство.//Волна Одесса, 1910.№1
17. Пильский П. Мое знакомство с автором «Растратчиков» // «Сегодня».1927.№8
18. Пильский П. О критике. Критические статьи. СПБ., 1910. С.157, 167
19 Салон-2. 1910-1911. Международная художественная выставка. Устроитель В.А.Издебский. Одесса, б/г, С.33
20. Симонович М.М. Музы. - Киев, 1914. № 7. С. 14
21. Скроцкий Н. Первая выставка «независимых» // Одесский листок.1916.23 ноября
22. Скроцкий Г. Одесский листок. 1916. 23 ноября.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|