|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Шемякин Я.Г.
Авангард как феномен социокультурного «пограничья»: парадокс рождения целостности в условиях доминанты многообразия
// Культура и искусство.
2011. № 5.
DOI: 10.7256/2454-0625.2011.5.6317 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=6317
Авангард как феномен социокультурного «пограничья»: парадокс рождения целостности в условиях доминанты многообразия
Шемякин Яков Георгиевич
Доктор исторических наук
заведующий отделом энциклопедических изданий, Институт Латинской Америки РАН
Shemyakin Yakov Georgievich
|
y.shemyakin@ ilaran.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2011.5.6317
Дата направления статьи в редакцию:
17-09-2011
Дата публикации:
1-10-2011
Аннотация:
в статье, к написанию которой автора побудил выход в свет фундаментального труда «Авангард в культуре XX века (1900–1930 гг.): Теория. История. Поэтика» (кн. 1–2, М.: ИМЛИ РАН, 2010), авангард рассматривается через призму концепции «пограничности», выявляется эвристический потенциал системного подхода, ставится вопрос об уточнении цивилизационного «лица» авангарда. Автор приходит к выводу, что как социокультурный феномен он глобален, но не универсален, его архаические истоки ограничиваются индоевропейским ареалом; в первые три десятилетия XX в. авангардное движение охватило близкородственные цивилизации двух типов: «классическую» западную субэкумену и «пограничные» цивилизации России, Латинской Америки, Пиренейской Европы и Балкан. Восток, если и был в какой-то степени затронут движением авангарда, то лишь на поверхностном уровне, как чужеродная новация.
Ключевые слова:
Культурология, авангард, социокультурное «пограничье», диалогический подход, эвристический потенциал системного подхода, целостность в условиях доминанты многообразия, «классическая» западная субэкумена, «пограничные» цивилизации, чужеродная новация, теория и история
Библиография
1. Paz O. El laberinto de la soledad. México, 1981.
2. Radcliff – Brown A.R. Method in social Anthropology. Bombay, 1973.
3. Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. М.: ИМЛИ РАН, 2010.
4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
5. Аинса Ф. Реконструкция утопии. Эссе. М., 1999.
6. Альтернативность истории. Донецк, 1992.
7. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта. т. 1-3, М., 1991.
8. Ахиезер А.С. Труды. М., 2006.
9. Бердяев Н.А. Душа России. – Русская идея. М., 1992.
10. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
11. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
12. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. т.3. Время мира. М., 1992.
13. Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988, с. 234-290.
14. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). М., 1987.
15. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. ч. II. Тбилиси, 1984.
16. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.
17. Земсков В.Б. Культурный синтез в Латинской Америке: культурологическая утопия или культурообразующий механизм? // «Латинская Америка», 1999, № 4.
18. Иванов Вяч.Вс. Чёт и нечет. Ассиметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.
19. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. Спб., 1997.
20. История литератур Латинской Америки. (М., 1985, 1988, 1994, 2004, 2005).
21. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
22. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
23. Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.
24. Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. 1-2, М., 1990.
25. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образы мира и миры образов. М., 1996.
26. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.. 1992, т. 2.
27. Померанц Г.С. Выход из транса. М., 1995.
28. Рашковский Е.Б. Цивилизационный дискурс в истории мысли и практики. – Цивилизации в глобализирующемся мире. Предварительные итоги междисциплинарного проекта. М., 2009.
29. Садовский В.Н. Системности принцип. – Новая философская энциклопедия. М., 2001, т. 3.
30. Сеа Л. Философия американской истории: судьбы Латинской Америки. М., 1984.
31. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
32. Федоров Н.Ф. Философия общего дела: Статьи, мысли и письма…: В 2 т. М., 1906-1913.
33. Цивилизации и культуры. М., 1994, вып. 1.
34. Циолковский К.Э. Будущее земли и человечества. Калуга, 1928.
35. Циолковский К.Э. Жизнь в межзвездной среде. М., 1964
36. Циолковский К.Э. Монизм вселенной. Калуга, 1931.
37. Циолковский К.Э. Общественная организация человечества (Вычисления и таблицы). Калуга, 1928.
38. Шемякин Я.Г. «Пограничные» цивилизации планетарного масштаба. Особенности и перспективы эволюции. – «Латинская Америка», 2007, № 7.
39. Шемякин Я.Г. В поисках смысла. Из истории философии и религии. М., 2003.
40. Шемякин Я.Г. Вера и рацио в духовном космосе латиноамериканской цивилизации. – «Латинская Америка», 2007, №3, с. 78-92.
41. Шемякин Я.Г. Граница (Процесс перехода и тип системности). - ОНС, 2009, № 5, с. 112-124.
42. Шемякин Я.Г. Динамика восприятия образа России в западном цивилизационном сознании. – ОНС, 2009, № 2, с. 5-22.
43. Шемякин Я.Г. Европа и Латинская Америка: Взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М., 2001
44. Шемякин Я.Г. Латиноамериканская цивилизация и латиноамериканская литература – Известия РАН. Серия литературы и языка, 2006, том 65, № 4.
45. Шемякин Я.Г. Россия в западном восприятии (специфика образов «пограничных» цивилизаций). – ОНС, 2008, №1, с. 133-144.
46. Шемякин Я.Г. Цивилизации «пограничного» типа: формирование концепции – Социокультурное пограничье как феномен мировых и российских трансформаций. М., 2008, с. 100-148.
47. Шемякин Я.Г., Шемякина О.Д. Пути и условия достижения целостности цивилизационной системы. Сопоставление исторического опыта России и Латинской Америки. ч. 1-2. – «Латинская Америка», 2009, № 9, с. 4-20; № 10, с. 82-101.
48. Шемякин Я.Г., Шемякина О.Д. Соотношение веры и рацио в цивилизационном «пограничье»: российские параллели латиноамериканского опыта. – «Латинская Америка», 2007, №11, с. 58-77.
49. Шемякина О.Д. Власть линии в россиеведении и нелинейный характер российского хаокосмоса. – ОНС, 2008, № 2, с. 92-103.
50. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|