|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
А. В. Денисов
О феномене пародии в музыкальном искусстве
// Культура и искусство.
2012. № 4.
С. 90-94.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=61226
А. В. Денисов О феномене пародии в музыкальном искусстве
Аннотация:
в статье предпринят анализ принципов, лежащих в основе музыкальной пародии как художественного приема. Автором рассмотрены общие механизмы действия пародии, конкретные музыкальные средства, приводящие к ее образованию, а также выявлены функции пародии в музыкальном искусстве. Основной принцип пародии заключается в структурно-семантической инверсии исходного текста, формирующей его перевернутый в смысловом отношении образ. Пародийное переосмысление оригинала обычно происходит за счет параллельного действия внутри- и межтекстовых отношений определенной взаимной координации элементов текста пародии, а также «сравнения» этого текста с пародируемым оригиналом. Конкретное воплощение инверсии может быть связано, с определенной организацией интонационной структуры музыкального текста и с его внемузыкальной смысловой сферой. На конкретных примерах рассматриваются основные приемы пародии в музыке деформация и агглютинация. Отдельно показано положение и функции музыкальной пародии в историко-культурном контексте. В частности, принцип пародийной инверсии противопоставляется явлениям идеализации и мифологизации, сопутствующим друг другу в процессе развития культуры.
Ключевые слова:
искусствоведение, пародия, текст, музыка, культура, семантика, структура, инверсия, деформация, агглютинация.
Abstract: This article is an attempt to analyze principles
lying in the basis of musical travesty as an artistic device. The
author of the article considers general mechanisms of travesty
and concrete musical means causing its formation as well
as functions of travesty in musical art. The main principle of
travesty is the structural and semantic inversion of the initial text.
Travesty interpretations of the original is usually performed on
the account of parallel actions between intra-and inter textual
relations – certain mutual coordination of travesty elements
as well as ‘comparison’ of this text with the original. Concrete
implementation of inversion can be connected with a certain
organization of intonation structures in musical text and its
meaning beyond music. Based on concrete examples, the author
views the main methods of travesty in music – deformation and
agglutination. The author also shows the role and functions of
musical travesty in terms of history and culture. In particular, the
principle of travesty inversion are compared to the phenomena of
idealization and mythologize which accompanies one another in
the process of cultural development.
Keywords: history of art, travesty, text, music, culture, semantics, structure, inversion, deformation, agglutination.
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью
Библиография
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 471 с.
2. Бонфельд М. Пародия в музыке венских классиков // Советская музыка. 1977. № 5. С. 99102.
3. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941. 620 с.
4. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья: Пародия в литературе и искусстве IXXVI вв. М., 2004. 328 с.
5. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. М., 2009. 464 с.
6. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 198226.
7. Фрейденберг О. М. О происхождении пародии // Ученые записки Тартуского университета: Вып. 308: Труды по знаковым системам: Вып. 6. Тарту, 1973. С. 490-497.
8. Цукер А. Особенности музыкального гротеска // Цукер А. Единый мир музыки: Избр. статьи. Ростов-на-Дону, 2003. С. 1426.
9. Parodies: An Anthology from Chaucer to Beerbohm. N. Y., 1960. 574 p
References
1. Bakhtin M. M. Problemy poetiki Dostoevskogo. M., 1972. 471 s.
2. Bonfel'd M. Parodiya v muzyke venskikh klassikov // Sovetskaya muzyka. 1977. № 5. S. 99102.
3. Vinogradov V. V. Stil' Pushkina. M., 1941. 620 s.
4. Darkevich V. P. Narodnaya kul'tura Srednevekov'ya: Parodiya v literature i iskusstve IXXVI vv. M., 2004. 328 s.
5. Zhirmunskiy V. M. Vvedenie v literaturovedenie. M., 2009. 464 s.
6. Tynyanov Yu. N. Dostoevskiy i Gogol' (k teorii parodii) // Tynyanov Yu. N. Poetika. Istoriya literatury. Kino. M., 1977. S. 198226.
7. Freydenberg O. M. O proiskhozhdenii parodii // Uchenye zapiski Tartuskogo universiteta: Vyp. 308: Trudy po znakovym sistemam: Vyp. 6. Tartu, 1973. S. 490-497.
8. Tsuker A. Osobennosti muzykal'nogo groteska // Tsuker A. Edinyy mir muzyki: Izbr. stat'i. Rostov-na-Donu, 2003. S. 1426.
9. Parodies: An Anthology from Chaucer to Beerbohm. N. Y., 1960. 574 p
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|