|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Каюков В.А.
Культурологические типы сценического артистизма в западноевропейском дирижировании
// Культура и искусство.
2011. № 11.
DOI: 10.7256/2454-0625.2011.11.4337 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=4337
Культурологические типы сценического артистизма в западноевропейском дирижировании
Каюков Валерий Анатольевич
докторант, кафедра эстетики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
420111, Россия, Казань, Площадь Свободы, стр. 2
Kayukov Valerii Anatol'evich
420111, Russia, Kazan', Ploshchad' Svobody, str. 2
|
kauk2@rambler.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2011.11.4337
Дата направления статьи в редакцию:
18-12-1969
Дата публикации:
Аннотация:
В статье определяются и разбираются культурологические типы сценического артистизма на примере ключевых представителей западноевропейского дирижирования (Г. фон Бюлов, Ф. Вейнгартнер, В. Фуртвенглер, А. Тосканини, Г. фон Караян, С. Озава, Д. Баренбойм, С. Рэттл). Выводится типология дирижеров: три базовых типа (дирижер-диктатор, дирижер-деятель, дирижер-интеллектуал и поэт) и некоторое количество смешанных типов (дирижер-политик, дирижер-бизнесмен и шоумен, «странствующий» дирижер). Анализируется специфика оказываемого влияния на оркестр дирижеров того или иного типа музыкального руководства. Почему один дирижер имеющий прекрасный слух, музыкальную память не может войти в число Великих дирижеров, а другой, может быть менее одаренные представитель данной профессии смог занять в истории дирижирования одно из ведущих мест? Предложенная в статье периодизация впервые носит не музыковедческий, не искусствоведческий, а философско-культурологический характер, и характеризуется использованием категорий успеха и артистизма.
Ключевые слова:
Культурология, дирижер, диктатор, деятель, музыка, артистизм, успех, личность, оркестр, хор
Библиография
1. Вальтер Б. О музыке и музицировании // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. I. – М.: Музгиз, 1962. – С. 7-118.
2. Василенко С. Н. Искусство дирижирования // Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика. – М.: Музыка, 1975. – С. 203-207.
3. Вейнгартнер Ф. О дирижировании. – Л.: ТРИТОН, 1927. – 46 с.
4. Вуд Г. О дирижировании. – М.: Музгиз, 1958. – 104 с.
5. Ержемский Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. – СПб.: Деан; Ферт, 1993. – 263 с.
6. Лебрехт Н. Маэстро миф. Великие дирижеры в схватке за власть. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. – 448 с.
7. Пятигорский Г. П. Виолончелист. Фрагменты из книги // Исполнительское искусство зарубежных стран. – М.: Музыка, 1970. – Вып. 5. – С. 127-215.
8. Римский-Корсаков Н. А. Эпидемия дирижерства // Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика. – М.: Музыка, 1975. – С. 157-164.
9. Саймон Рэттл: «Время Караяна ушло безвозвратно» (интервью) – Академическая музыка – OpenSpase.ru. – Режим доступа: http://www.openspace.ru/music_classic/names/details/27/
10. Спиваков В. Т. Мимолетности. – М.: Музыка, 2004. – 224 с.
11. Alby C., Caron A. Karajan. Eine Hommage an den großen Dirigenten. – Scherz: arte edition, 2000. – 143 s.
12. Ludwig Ch. »…und ich ware so gern Primadonna gewesen«: Erinnerungen. – 3., überarb. Aufl. – Berlin: Henschel, 1999. – 296 s.
13. Mödl M. So war mein Weg. – Berlin: Parthas – Verl, 1998. – S. 9-220.
14. Seifert W. Günter wand: so und nicht anders: Gedanken und Erinnerungen. – 3. Ayfl. – Hamburg: Hoffmann und Campe, 1999. – 528 s.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|