Статья 'Опера Ф. Пуленка «Диалоги кармелиток» как «христианская концепция человека»' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Опера Ф. Пуленка «Диалоги кармелиток» как «христианская концепция человека»

Азарова Валентина Владимировна

ORCID: 0000-0003-1049-2259

доктор искусствоведения

профессор, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7-9

Azarova Valentina Vladimirovna

Doctor of Art History

Professor, Department of Organ, Harpsichord, and Carillon, Saint-Petersburg State University

199034, Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya Naberezhnaya 7-9

azarova_v.v@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.6.21299

Дата направления статьи в редакцию:

03-12-2016


Дата публикации:

10-12-2016


Аннотация: Предметом исследования является оперная концепция, рассматриваемая в контексте художественного мышления второй половины ХХ века, тенденции "католицизма" во французском музыкальном театре и в плане анализа музыкальной композиции, музыкальной драматургии и эмоционально-психологической стороны музыкального содержания. На основе изучения документальных источников в статье изложены история создания оперы, ее сценическая судьба, этапы формирования христианской концепции человека, принципы соотношения в опере литературного текста (драмы) и музыки. Также предметом исследования является основной вектор утверждения художественного смысла, представленный в опере на примере экзистенциального выбора пути к обретению благодати Святого Духа главной героиней оперы - юной послушницей монастыря кармелиток Бланш де Лафорс. Музыкально-философская, музыкально-теологическая, музыкально-психологическая, герменевтическая реконструкция процесса формирования художественной концепции в опере Ф. Пуленка "Диалоги кармелиток".- Анализ семантической и композиционной организации литературного текста пьесы и музыкального текста оперы. Впервые на русском языке изложены аспекты католического мистицизма в содержании оперы: связи между сверхъестественным явлением благодати и свободы человека. Рассмотрены основные принципы соотношения в опере драмы и музыки. Проанализированы тексты документальных источников, связанных с процессом трансформации структуры оперы в период 1953 - 1955 годов. Рассмотрен контрапункт духовного и социального измерений в музыкальной драматургии произведения. Сделан вывод о специфике музыкального содержания оперы, раскрывающего общечеловеческий, гуманистический, ментально-психологический, философский и богословский смысл благодати как одного из основных концептов христианства.


Ключевые слова:

опера, Диалоги кармелиток, Франсис Пуленк, Жорж Бернанос, христианство, концепция человека, благодать, драматургия, музыкальное содержание, контрапункт временных линий

Abstract: The subject of the research is the opera concept being analyzed in terms of the artistic thinking of the second half of the XXth century, ‘Catholicism’ tendency in French musical theatre and analysis of musical dramaturgy as well as emotional and psychological aspects of the musical content. Based on the analysis of documentary sources, the author of the article describes the history of opera creation, how it developed on stage, stages of the development of the Christian concept of human, and principles regulating the relationship between the literary text (drama) and music in the opera. The subject of the research also involves the main vector of submitting the artistic meaning represented in the opera as an existential choice made by the main heroine, Sister Blanche, no her way to the Holy Spirit. The author of the article conducts the musical-philosophical, musical-theological and musical-psychological hermeneutic reconstruction of the process of the development of the artistic concept in Francis Poulenc’s opera ‘Dialogues of the Carmelites’ and analyzes the semantic and composition organization of the literary text and musical text in the opera. For the first time in the Russian academic literature the author analyzes the aspects of the Catholic mysticism in the structure of the opera and the relationship between the superior phenomenon of the Grace of God and human freedom. The author also views the main principles of the relationship between drama and music in the opera and analyzes documentary sources related to the process of the transformation of the opera structure during 1953 – 1955. Azarova also touches upon the counterpoint of the spiritual and social dimensions in the musical dramaturgy. The author makes a conclusion about a specific musical content of the opera revealing universal human, humanistic, psychological, philosophical and theological meanings of the Grace of God as one of the main Christianity concept.


Keywords:

counterpoint of temporary lines, musical content, dramaturgy, Grace of God, concept of human, Christianity, Georges Bernanos, Francis Poulenc, Dialogues of the Carmelites, opera

Библиография
1. Бернанос Жорж. Свобода… для чего? / Под ред. и с предисл. Пьера Жиля; пер. с фр. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014 – 288 с.
2. Poulenc F. Correspondance 1910 – 1963, réunie, choisie, présentée et annotée par Myriam Chimènes. Fayard, 1994. – 1129 с.
3. Бернанос Ж. «Диалоги кармелиток» (Пьеса. Перевод Юлии Гинзбург). «Иностранная литература», октябрь 1993. С. 10 – 63.
4. Русский перевод «Катехизиса Католической Церкви», 4-ое издание, Copyright 2001, «Издательство "Libreria Editrice Vaticana"». – 2007. – 813 с.
5. Лотман Ю. М. Семиосфера. – С-Петербург: «Искусство – СПБ», 2004 – 704 с.
6. Francis Poulenc. Entretiens avec Claude Rostand. Paris, Julliard, 1954. – 225 p.
7. Пуленк Ф. Письма. Перевод с французского Е. Гвоздевой и Г. Филенко. Издательство «Советский композитор». Ленинград 1970 Москва. – 311 с.
8. Poulenc F. Dialogues des Carmélites. Avant-Scène OPERA №257. Juillet-août 2010. – 146 с.
9. Poulenc F. Dialogues of the Carmelites. Opera vocal score series. Revised English version by Joseph Machlis. Ricordi, 1985. – 256 с.
10. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы. М.; Л.: Музыка, 1964 / Пер. с фр. и комм. А. Бушен, ред. Ю. Кремлев. – 278 с.
11. Соколов А. С. Музыкальная композиция ХХ века: Диалектика творчества. М., Музыка, 1992 – 230 с.
12. Пуленк Ф. Дневник моих песен. Я и мои друзья. Перевод с французского Ж. Грушанской. Москва, Издательский дом «Композитор», 2005. – 157 с.
13. Зенкин К. В. Музыка – Эйдос – Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. М.: Памятники исторической мысли, 2015. – 464 с.
References
1. Bernanos Zhorzh. Svoboda… dlya chego? / Pod red. i s predisl. P'era Zhilya; per. s fr. – SPb.: Izd-vo Ivana Limbakha, 2014 – 288 s.
2. Poulenc F. Correspondance 1910 – 1963, réunie, choisie, présentée et annotée par Myriam Chimènes. Fayard, 1994. – 1129 s.
3. Bernanos Zh. «Dialogi karmelitok» (P'esa. Perevod Yulii Ginzburg). «Inostrannaya literatura», oktyabr' 1993. S. 10 – 63.
4. Russkii perevod «Katekhizisa Katolicheskoi Tserkvi», 4-oe izdanie, Copyright 2001, «Izdatel'stvo "Libreria Editrice Vaticana"». – 2007. – 813 s.
5. Lotman Yu. M. Semiosfera. – S-Peterburg: «Iskusstvo – SPB», 2004 – 704 s.
6. Francis Poulenc. Entretiens avec Claude Rostand. Paris, Julliard, 1954. – 225 p.
7. Pulenk F. Pis'ma. Perevod s frantsuzskogo E. Gvozdevoi i G. Filenko. Izdatel'stvo «Sovetskii kompozitor». Leningrad 1970 Moskva. – 311 s.
8. Poulenc F. Dialogues des Carmélites. Avant-Scène OPERA №257. Juillet-août 2010. – 146 s.
9. Poulenc F. Dialogues of the Carmelites. Opera vocal score series. Revised English version by Joseph Machlis. Ricordi, 1985. – 256 s.
10. Debyussi K. Stat'i. Retsenzii. Besedy. M.; L.: Muzyka, 1964 / Per. s fr. i komm. A. Bushen, red. Yu. Kremlev. – 278 s.
11. Sokolov A. S. Muzykal'naya kompozitsiya KhKh veka: Dialektika tvorchestva. M., Muzyka, 1992 – 230 s.
12. Pulenk F. Dnevnik moikh pesen. Ya i moi druz'ya. Perevod s frantsuzskogo Zh. Grushanskoi. Moskva, Izdatel'skii dom «Kompozitor», 2005. – 157 s.
13. Zenkin K. V. Muzyka – Eidos – Vremya. A. F. Losev i gorizonty sovremennoi nauki o muzyke. M.: Pamyatniki istoricheskoi mysli, 2015. – 464 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.