Статья 'Воплощение лирических образов в творчестве И.Ф. Стравинского на примере оперы "Мавра" и балета "Поцелуй феи"' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Воплощение лирических образов в творчестве И.Ф. Стравинского на примере оперы "Мавра" и балета "Поцелуй феи"

Королева Анна Валентиновна

кандидат искусствоведения

доцент, кафедра истории и теории музыки, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградская консерватория (институт) им. П.А. Серебрякова

400066, Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Пархоменко, 51, оф. 212

Koroleva Anna Valentinovna

PhD in Art History

associate professor of the Department of History and Theory of Music at Volgograd Conservatory Institute N. A. Serebryakov

400066, Russia, Volgograd Region, Volgograd, str. Parkhomenko, 51, office 212

Annkorol77@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.6.20961

Дата направления статьи в редакцию:

04-11-2016


Дата публикации:

18-11-2016


Аннотация: Объектом исследования статьи является трактовка лирических образов в творчестве И.Ф. Стравинского. Особое внимание обращается на тот факт, что несмотря на декларируемую композитором антиромантическую направленность эстетического кредо лирическое начало все же представлено в его музыке. Особенно ярко оно проявляет себя в музыкально-театральных сочинениях, поскольку специфика спектакля и избираемые сюжеты предполагают тот или иной вариант воплощения лирических образов. В качестве объектов исследования были выбраны контрастные с точки зрения образного содержания произведения: комическая опера "Мавра" и сказочный балет "Поцелуй феи". Основным методом исследования является анализ либретто и музыкального текста двух сочинений И.Ф. Стравинского, в которых ярко представлен лирический сюжет. Последующее сравнение указанных произведений позволяет выявить различные аспекты трактовки лирических образов в творчестве композитора. Результатом исследования является вывод о том, что в произведениях И.Ф.Стравинского воплощение лирических образов имеет ярко выраженные специфические особенности, которые заключаются в том, что автор всегда занимает позицию "стороннего наблюдателя", не переживая те или иные ситуации, в том числе связанные с развитием лирических чувств, а «показывая» их. Лирические образы предстают либо в пародийно-ироническом облике, как в опере "Мавра", или в ритуально-мифологическом преломлении, как в балете "Поцелуй феи".


Ключевые слова:

Стравинский, Трактовка лирических образов, Опера Мавра, Балет, анализ музыкального текста, музыка ХХ века, неофольклоризм, неоклассицизм, антиромантизм, музыкальная драматургия

УДК:

782.

Abstract: The subject of the present research article is the interpretation of lyrical images in creative work of Igor Stravinsky. Special attention is paid to the fact that despite the anti-romantic orientation of his aesthetic credo as it was declared by the composer, the lyrical beginning was still there in his music. It was most brightly expressed in his musical-theatrical compositions because performance specifics and chosen plots imply intend this or that variant of visualization of lyrical images. The objects of the research are Stravinsky’s works that are rather contradicting in terms of their expressive contents. These are the comic opera ‘Mavra’ and fairy-tale ballet ‘Fairy’s Kiss’. The main research method is the analysis of libretto and musical text of two works by Igor Stravinsky where a lyrical image is brightly presented. Further comparison of the aforesaid works allows to define various aspects of interpreting lyrical images in the composer’s creative work. As a result of the research, the author concludes that in Igor Stravinsky’s works visualization of lyrical images have brightly expressed specific features including the fact that the composer is always an ‘observer’ ‘showing’ but not actually feeling this or that situation including situations related to the development of lyrical feelings. Lyrical images are either represented as a comical-ironical image like in the opera ‘Mavra’ or ritual-mythological image like in the ballet ‘Fairy’s Kiss’. 


Keywords:

Stravinsky, interpretation of lyrical images, Mavra Opera, Fairy's Kiss, analysis of the musical text, music of the twentieth century, neofolklorism, neoclassicism, anti-romanticism, musical dramaturgy

Библиография
1. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском [Текст] / Б.В. Асафьев. Ленинград: Музыка, Ленинградское отд-ние, 1977. 276 с.
2. Баева А.А.  Оперный театр И.Ф. Стравинского [Текст]: Монография / А.А. Баева; Российская акад. наук, М-во культуры Российской Федерации, Гос. ин-т искусствознания. Москва: URSS, 2009. 298 с.
3. Данько Л.Г. Комическая опера в XX веке [Текст]: Очерки / Л.Г. Данько Ленинград; М.: Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1976. 200 с.
4. Королева А.В. Неоклассицистское балетное творчество И.Ф. Стравинского: к проблеме воплощения орфической концепции [Текст]: Монография / А.В. Королева; Волгоградский институт искусств, Волгоградский государственный университет. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2008. 186 с.
5. Михайлов М.К. Балет «Поцелуй феи И. Стравинского и некоторые вопросы музыкально-творческого мышления [Текст] / М.К. Михайлов // Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. Ленинград: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1990. С. 190-227.
6. Стравинский И.Ф. Хроника. Поэтика [Текст] / И.Ф. Стравинский; сост., ред. пер., коммент., указ. и заключит. ст.: С.И. Савенко; пер. с фр. Л.В. Ковлевой-Шапориной [и др.]. М.: РОССПЭН, 2004. 365 с.
7. Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии  [Текст] / И.Ф. Стравинский; Пер. с англ. Послесл. и общ. ред. М.С. Друскина. Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. 414 с.
References
1. Asaf'ev B.V. Kniga o Stravinskom [Tekst] / B.V. Asaf'ev. Leningrad: Muzyka, Leningradskoe otd-nie, 1977. 276 s.
2. Baeva A.A.  Opernyi teatr I.F. Stravinskogo [Tekst]: Monografiya / A.A. Baeva; Rossiiskaya akad. nauk, M-vo kul'tury Rossiiskoi Federatsii, Gos. in-t iskusstvoznaniya. Moskva: URSS, 2009. 298 s.
3. Dan'ko L.G. Komicheskaya opera v XX veke [Tekst]: Ocherki / L.G. Dan'ko Leningrad; M.: Sov. kompozitor. Leningr. otd-nie, 1976. 200 s.
4. Koroleva A.V. Neoklassitsistskoe baletnoe tvorchestvo I.F. Stravinskogo: k probleme voploshcheniya orficheskoi kontseptsii [Tekst]: Monografiya / A.V. Koroleva; Volgogradskii institut iskusstv, Volgogradskii gosudarstvennyi universitet. Volgograd: Izdatel'stvo VolGU, 2008. 186 s.
5. Mikhailov M.K. Balet «Potselui fei I. Stravinskogo i nekotorye voprosy muzykal'no-tvorcheskogo myshleniya [Tekst] / M.K. Mikhailov // Mikhailov M.K. Etyudy o stile v muzyke. Leningrad: Muzyka: Leningr. otd-nie, 1990. S. 190-227.
6. Stravinskii I.F. Khronika. Poetika [Tekst] / I.F. Stravinskii; sost., red. per., komment., ukaz. i zaklyuchit. st.: S.I. Savenko; per. s fr. L.V. Kovlevoi-Shaporinoi [i dr.]. M.: ROSSPEN, 2004. 365 s.
7. Stravinskii I.F. Dialogi. Vospominaniya. Razmyshleniya. Kommentarii  [Tekst] / I.F. Stravinskii; Per. s angl. Poslesl. i obshch. red. M.S. Druskina. Leningrad: Muzyka. Leningr. otd-nie, 1971. 414 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.