Статья 'Трактовка жанра скрипичного концерта в творчестве Генрика Венявского' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Трактовка жанра скрипичного концерта в творчестве Генрика Венявского

Чеботарева Юлия Владимировна

аспирантка, кафедра истории и теории исполнительского искусства, ФГБОУ ВПО "Государственная классическая академия им. Маймонида"

115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, 52/45

Chebotareva Iuliia

Post-graduate student, the department of History and Theory of Performing Art, State Classical Academy named after Maimonides
 

115035, Russia, Moscow, Sadovnicheskaya Street 52/45

yulya.chebotareva.88@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.3.19114

Дата направления статьи в редакцию:

11-05-2016


Дата публикации:

15-06-2016


Аннотация: Актуальность данного исследования обусловливается популяризацией романтического направления в современной музыке, ориентацией на романтические стилевые тенденции среди композиторов и исполнителей. В этой связи обращение к творчеству ярчайшего представителя романтического течения в музыке польского скрипача и композитора Генрика Венявского представляет несомненную важность. Яркое, фееричное, в то же время философски-глубокое творчество Венявского открыло путь к новым достижениям, новым вершинам, иным путям развития скрипичного искусства, помогая развивать современное скрипичное исполнительство. Предметом исследования являются два произведения Генрика Венявского в жанре скрипичного концерта, где наиболее ярко проявляется творческий стиль композитора и прослеживается его развитие. Автором предпринята попытка обратить внимание современных педагогов и исполнителей к авторскому замыслу и глубокому концептуальному решению композитора, в частности, во Втором концерте. Основой исследования является комплексный теоретико-исполнительский подход, который обусловливает использование метода сравнительного анализа скрипичных концертов Генрика Венявского с точки зрения рассматриваемых в работе компонентов. Научная новизна данного исследования определяется параметрами сравнительного анализа двух скрипичных концертов Генрика Венявского с позиции рассмотрения содержательно-музыкальных и стилистических особенностей, присущих данным произведениям. В результате исследования были сделаны выводы, свидетельствующие об эволюции композиторского мышления польского музыканта на уровне стиля, особенностей применения выразительных средств, принципов симфонизации. Полученные результаты могут являться важным источником для дальнейшего изучения творчества польского скрипача и композитора Генрика Венявского, а также способствовать изучению путей развития в области европейского романтического искусства.


Ключевые слова:

Генрик Венявский, скрипичный концерт, виртуозно-романтический жанр, романтический лирический жанр, приемы драматургического развития, моноинтонационность, монотематизм, композиционная логика, инструментальная орнаментальность, концептуальный тип мышления

Abstract: The importance of the present research is caused by the growing popularity of the romantic music genre and orientation at romantic styles and trends demonstrated by contemporary composers and players. In this regard, it is very important to appeal to the creative life and work of the most brilliant representatives of the romantic movement in music, Polish violinist and composer Henryk Wieniawski. Remarkable and spectaculous and at the same time philosophical compositions of Wieniawsky opened the door to new discoveries, heights and directions for the development of the violin art, thus helping to develop the genre of violin concert. The subject of the research is the two compositions of Henryk Wieniawski in the genre of violin concert as the brightest example of his creative style. The author of the article makes an attempt to draw attention of modern music teachers and players to the composer's intention and profound conceptual solutions, in particular, in his Second concert. The research is based on the integrated theoretical and practical approach and the method of comparative analysis of these two Henryk Wieniawski's violin concerts in terms of the research subject. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author describes parameters for the comparative analysis of the two violin concerts composed by Henryk Wieniawski from the point of view of their concent and style. As a result of the research, the author makes conclusions about the development of the Polish composer's style and way of thinking, peculiarities of his expressive means and symphonization principles. The results of the research can be important for further researches of the creative life and work of the Polish composer and violonist Henryk Wieniawski as well as encourage further studies of European romantic art. 


Keywords:

conceptual way of thinking, instrumental ornamentality, composition logic, monothematism, monointonationalism, narrative methods, romantic lyrical genre, virtuosic romantic genre, violin concert, Henryk Wieniawski

Библиография
1. Анисимов А.В. Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII-XIX веков Текст: дис. … к-та искусствоведения. Магнитогорск, 2011. 248 с.
2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М.: Музыка, 1965. 274 с.
3. Григорьев В.Ю. Генрик Венявский. М.: Музыка, 1966. 118 с.
4. Григорьев В.Ю. История польского скрипичного искусства XIX века Текст: дис. … д-ра искусствоведения. М., 1981. 381 с.
5. Зайцева М.Л. Виртуозность и расширение границ восприятия музыкального исполнительского искусства / М.Л. Зайцева // Материалы XII международной научно-практической конференции «Ключевые аспекты научной деятельности – 2016» (7–15 января 2016 г., Польша, г. Перемышль). Т. 5. Музыка и жизнь. Перемышль: Nauka i studia, 2016. С. 55–57.
6. Рубинштейн А.Г. Музыка и ее представители. М.: Паровая скоропечатня нот П. Юргенсона, 1891. 185 с.
7. «Signale fur die musikalische Welt», Leipzig, 1853 / Григорьев В.Ю. Генрик Венявский. М.: Музыка, 1966. 118 с.
References
1. Anisimov A.V. Vzaimodeistvie solista i orkestra v zapadnoevropeiskom skripichnom kontserte XVII-XIX vekov Tekst: dis. … k-ta iskusstvovedeniya. Magnitogorsk, 2011. 248 s.
2. Auer L. Moya shkola igry na skripke. Interpretatsiya proizvedenii skripichnoi klassiki. M.: Muzyka, 1965. 274 s.
3. Grigor'ev V.Yu. Genrik Venyavskii. M.: Muzyka, 1966. 118 s.
4. Grigor'ev V.Yu. Istoriya pol'skogo skripichnogo iskusstva XIX veka Tekst: dis. … d-ra iskusstvovedeniya. M., 1981. 381 s.
5. Zaitseva M.L. Virtuoznost' i rasshirenie granits vospriyatiya muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva / M.L. Zaitseva // Materialy XII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Klyuchevye aspekty nauchnoi deyatel'nosti – 2016» (7–15 yanvarya 2016 g., Pol'sha, g. Peremyshl'). T. 5. Muzyka i zhizn'. Peremyshl': Nauka i studia, 2016. S. 55–57.
6. Rubinshtein A.G. Muzyka i ee predstaviteli. M.: Parovaya skoropechatnya not P. Yurgensona, 1891. 185 s.
7. «Signale fur die musikalische Welt», Leipzig, 1853 / Grigor'ev V.Yu. Genrik Venyavskii. M.: Muzyka, 1966. 118 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.