Статья 'Абсурдистская драматургия в поисках смысла' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Абсурдистская драматургия в поисках смысла

Белоусова Наталья Олеговна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра философии и права, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова

346428, Россия, Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132

Belousova Natal'ya Olegovna

PhD in Sociology

Docent, the department of Philosophy and Law, Southern Russian State Polytechnic University named after M. I. Platov

346428, Russia, Novocherkassk, Prosvesheniya Street 132

belousova.npi@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.2.18085

Дата направления статьи в редакцию:

21-02-2016


Дата публикации:

20-04-2016


Аннотация: В статье анализируется театр абсурда – явление культуры и искусства 1950-70-х гг. XX в. – применительно к проблеме соотношения «всеобщего» и «уникального». Рассмотрены предпосылки возникновения абсурдистской драматургии в этот период: кризис культуры и сознания в поствоенное время, нацеленность на тотальное отрицание всеобщих норм физической и социальной жизни, алогичное «расшатывание» незыблемых универсалий человеческого бытия. Особое внимание уделяется анализу трагедийных характеристик абсурдного бытия в искусстве и философии, деструкции субъекта в антипьесах парадокса. Работая в русле философско-культурологических исследований, автор использует деятельностный подход к культуре, требующий рассмотрения способов утверждения идеи «уникального», сфер, где она действовала в противостоянии с «всеобщим», и результатов, которые были получены, в данном случае, в реальности художественной культуры. Основным выводом проведенного исследования является утверждение о тотальной дисгармонии между значимыми человеческими стремлениями и отсутствием «отклика» со стороны реальности как источнике порождения абсурда. Новизна исследования заключается в выявлении антиномии «философии абсурда»: столкновении двух его измерений – нигилистического и экзистенциального. Но экзистенциальный абсурд не может остановить нигилистических тенденций, отрицающих всеобщие формы бытия: разум, нормы морали, порядок, обязательность.


Ключевые слова:

театр абсурда, антипьеса, философия абсурда, деструкция героя, уникальность, всеобщность, потеря смысла, нигилистический абсурд, экзистенциальный абсурд, алогизм

Abstract: The article is devoted to the analysis of the Theatre of the Absurd as the cultural and artistic phenomenon of the 1950s-1970s. The researcher analyzes the phenomenon from the point of view of universality and uniqueness. Belousova describes the prerequisites for absurd drama that existed in that period such as the crisis of culture and consciousness in the post-war period, orientation at the total denial of overall rules of physical and social life and alogical 'distortion' of the essential universals of human existence. Special attention is paid to the analysis of the tragic characteristics of absurd existence in art and philosophy and destruction of a hero in paradoxical antiplays. Following the principles of the philosophical and cultural research, the author of the article applies the activity approach to culture which requires to view the methods of confirmation of the idea of uniqueness and spheres where the unique was opposed to the universal as well as results of such opposition expressed, in our case, in the realities of artistic culture. The main contribution of the research is the author's statement about the total disharmony between essential man's aspirations and the absence of 'response' from the reality. According to the author, that was the source of the absurd phenomenon. The novelty of the research is caused by the fact that the author defines the antinomy of the philosophy of the absurd as the collision of its two dimensions, nigilistic and existential. However, existential absurdity cannot stop nihilistic tendendies of denial univeral forms of existence such as reason, morals, order and necessity. 


Keywords:

Theatre of the Absurd, antiplay, philosophy of the absurd, destruction of the hero, uniqueness, universality, loss of meaning, nihilistic absurdity, existential absurdity, alogism

Библиография
1. Дюшен И. Театр парадокса // Театр парадокса (Ионеско, Беккет и др.). М., 1991. С. 5-21.
2. Арто А. Французский театр ищет миф // Как всегда – об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М.: ТПФ «Союзтеатр», издательство «Гитис», 1992. С. 59-77.
3. Лазарева Е.Ю. Элементы театра абсурда в драматургии Н. Коляды // Вестник ВГУ. Серия. Филология. Журналистика. № 2. С. 63-66.
4. Ионеско Э. Лысая певица. М.: «Известия», 1990. 224 с.
5. Буренина О. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 7-72.
6. Камю А. Из эссе «Миф о Сизифе» // Избранное: Сб. / Пер. с франц. С. Великовского. М.: Радуга, 1989. С. 352-354.
7. Давыденко Г.И. История зарубежной литературы XX века // http://uchebnikionline.ru/literatu/istoriya_zarubizhnoyi_literaturi_xx_stolittya_-_davidenko_gy/teatr_absurdu.htm
8. Беккет С. В ожидании Годо. М.: «Текст», 2015. 288 с.
9. Эсслин М. Эжен Ионеско. Театр и антитеатр // Эсслин М. Театр абсурда. Пер. с англ. Г. Коваленко. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. С. 131—204.
10. Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. Ростов-на-Дону: «Фолиант», 2002. 418 с.
11. Ионеско Э. Носорог. Пьесы и рассказы. М.: «Текст», 1991. 271 с.
References
1. Dyushen I. Teatr paradoksa // Teatr paradoksa (Ionesko, Bekket i dr.). M., 1991. S. 5-21.
2. Arto A. Frantsuzskii teatr ishchet mif // Kak vsegda – ob avangarde: Antologiya frantsuzskogo teatral'nogo avangarda. M.: TPF «Soyuzteatr», izdatel'stvo «Gitis», 1992. S. 59-77.
3. Lazareva E.Yu. Elementy teatra absurda v dramaturgii N. Kolyady // Vestnik VGU. Seriya. Filologiya. Zhurnalistika. № 2. S. 63-66.
4. Ionesko E. Lysaya pevitsa. M.: «Izvestiya», 1990. 224 s.
5. Burenina O. Chto takoe absurd, ili Po sledam Martina Esslina // Absurd i vokrug: Sb. statei / Otv. red. O. Burenina. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004. S. 7-72.
6. Kamyu A. Iz esse «Mif o Sizife» // Izbrannoe: Sb. / Per. s frants. S. Velikovskogo. M.: Raduga, 1989. S. 352-354.
7. Davydenko G.I. Istoriya zarubezhnoi literatury XX veka // http://uchebnikionline.ru/literatu/istoriya_zarubizhnoyi_literaturi_xx_stolittya_-_davidenko_gy/teatr_absurdu.htm
8. Bekket S. V ozhidanii Godo. M.: «Tekst», 2015. 288 s.
9. Esslin M. Ezhen Ionesko. Teatr i antiteatr // Esslin M. Teatr absurda. Per. s angl. G. Kovalenko. SPb.: Baltiiskie sezony, 2010. S. 131—204.
10. Pigulevskii V.O. Ironiya i vymysel: ot romantizma k postmodernizmu. Rostov-na-Donu: «Foliant», 2002. 418 s.
11. Ionesko E. Nosorog. P'esy i rasskazy. M.: «Tekst», 1991. 271 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.