Статья 'Музыкально-теоретический анализ: аксиологический аспект' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Музыкально-теоретический анализ: аксиологический аспект

Захаров Юрий Константинович

доктор искусствоведения

профессор кафедры истории и теории музыки, Академия хорового искусства им. В.С. Попова

125565, Россия, г. Москва, ул. Фестивальная, 2

Zakharov Yurii

Doctor of Art History

Professor, the department of History and Theory of Music, Victor Popov Academy of Choral Art

125565, Russia, g. Moscow, ul. Festival'naya, 2

n-station@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.2.18040

Дата направления статьи в редакцию:

17-02-2016


Дата публикации:

20-04-2016


Аннотация: В статье обсуждаются вопросы о цели и средствах музыкально-теоретического анализа, о возможности доказать красоту или эстетическую ценность музыкального произведения. В первой части статьи содержится небольшой экскурс в античную философию для выявления различия между наукой и искусством, между их целью и методами. В философии Аристотеля искусство и наука являются ступенями на пути к познанию истины. Согласно Платону, человек может, подражая творению, подражать и «осуществлённым в нём вечным идеям», создавая образы вещей. Во второй части автор, отталкиваясь от концепции «ценностного анализа» Ю.Н. Холопова и от трактовки художественной ценности Т.В. Чередниченко, доказывает, что цель анализа – выявить законы структурирования музыкальной материи, построить модель произведения и выдвинуть гипотезу о начальных идеях, воплощённых композитором. Анализ не может доказать красоту музыкального произведения, а его ценность может обосновать лишь отчасти. Но может – через лучшее познание структуры произведения – открыть путь к восприятию запечатлённых в нём эйдосов. Ценность анализа зависит от умения подобрать правильный метод и стратегию его применения.


Ключевые слова:

наука и искусство, искусствознание, анализ, модель, композиторский замысел, аксиология, эйдос и логос, Платон, Аристотель, А.Ф. Лосев

УДК:

78.01

Abstract: The author of the article discusses the purpose and means of musical-theoretical analysis and the possibility to reveal the beauty or the aesthetic value of a music piece. The first part of the article provides a brief insight into ancient philosophy to identify the differences between science and art, their purpose and methods. In Aristotelian philosophy science and art are the steps towards the truth. According to Plato, human can become the creator himself and imitate 'the eternal ideas realized in creation' by creating images of things. In the second part of the article, being based on Yu. Kholopov’s concept of musical analysis and interpretation of artistic value given by T. Cherednichenko, the author argues that the purpose of the analysis is to reveal laws of musical matter structuring, to build a model of the music work and to make a hypothesis about the initial ideas embodied by the composer. According to the author, analysis can not show the beauty of a music piece, and its value can only be partly justified. However,  analysis can give the access to the perception of Eidos impressed in musical work through enabling a better understanding of the music piece's structure. The value of analysis also depends on a researcher's ability to select an adequte method and strategy of analysis. 


Keywords:

eidos and logos, axiology, composer's intent, model, analysis, art history, science and art, Plato, Aristotle, Aleksey Losev

Библиография
1. Холопов Ю.Н. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1985. С. 130-151.
2. Холопов Ю.Н. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки // Советская музыка. 1988. № 9. С. 73-79. № 10. С. 87-93.
3. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4 / Под ред. А.И. Доватур. М.: Мысль, 1983. 830 с.
4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Том 4. Аристотель и поздняя классика. Харьков: Изд-во «Фолио»; М.: Изд-во «АСТ», 2000. 880 с.
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Том 3. Высокая классика. Харьков: Изд-во «Фолио»; М.: Изд-во «АСТ», 2000. 624 с.
6. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Форма – Стиль – Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 405-602.
7. Шенкер Г. Свободное письмо. Новые музыкальные теории и фантазии III: в 2-х т. / пер. Б.Т. Плотникова. Красноярск, 2003. Т. 1: текст. 152 с. Т. 2: нотн. примеры. 128 с.
8. Чередниченко Т.В. К проблеме художественной ценности в музыке // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М.: Сов. композитор, 1983. С. 255-295.
9. Чередниченко Т.В. Ценностный анализ музыки и поэтический текст // Laudamus. Сб. статей в честь 60-летия Ю.Н. Холопова. М.: Композитор, 1992. С. 79-86.
10. Чередниченко Т.В. Ценностный подход к искусству и музыкальная критика // Эстетические очерки. Вып. 5. М.: Музыка, 1979. С. 65-101.
11. Захаров Ю.К. Индивидуальный гармонический замысел музыкального произведения // PHILHARMONICA. International Music Journal. - 2015. - 2. - C. 189 - 229. DOI: 10.7256/2453-613X.2015.2.16969. URL: http://www.e-notabene.ru/phil/article_16969.html
References
1. Kholopov Yu.N. K probleme muzykal'nogo analiza // Problemy muzykal'noi nauki. Vyp. 6. M.: Sov. kompozitor, 1985. S. 130-151.
2. Kholopov Yu.N. Teoreticheskoe muzykoznanie kak gumanitarnaya nauka. Problema analiza muzyki // Sovetskaya muzyka. 1988. № 9. S. 73-79. № 10. S. 87-93.
3. Aristotel'. Sochineniya: v 4-kh t. T. 4 / Pod red. A.I. Dovatur. M.: Mysl', 1983. 830 s.
4. Losev A.F. Istoriya antichnoi estetiki. Tom 4. Aristotel' i pozdnyaya klassika. Khar'kov: Izd-vo «Folio»; M.: Izd-vo «AST», 2000. 880 s.
5. Losev A.F. Istoriya antichnoi estetiki. Tom 3. Vysokaya klassika. Khar'kov: Izd-vo «Folio»; M.: Izd-vo «AST», 2000. 624 s.
6. Losev A.F. Muzyka kak predmet logiki // Losev A.F. Forma – Stil' – Vyrazhenie. M.: Mysl', 1995. S. 405-602.
7. Shenker G. Svobodnoe pis'mo. Novye muzykal'nye teorii i fantazii III: v 2-kh t. / per. B.T. Plotnikova. Krasnoyarsk, 2003. T. 1: tekst. 152 s. T. 2: notn. primery. 128 s.
8. Cherednichenko T.V. K probleme khudozhestvennoi tsennosti v muzyke // Problemy muzykal'noi nauki. Vyp. 5. M.: Sov. kompozitor, 1983. S. 255-295.
9. Cherednichenko T.V. Tsennostnyi analiz muzyki i poeticheskii tekst // Laudamus. Sb. statei v chest' 60-letiya Yu.N. Kholopova. M.: Kompozitor, 1992. S. 79-86.
10. Cherednichenko T.V. Tsennostnyi podkhod k iskusstvu i muzykal'naya kritika // Esteticheskie ocherki. Vyp. 5. M.: Muzyka, 1979. S. 65-101.
11. Zakharov Yu.K. Individual'nyi garmonicheskii zamysel muzykal'nogo proizvedeniya // PHILHARMONICA. International Music Journal. - 2015. - 2. - C. 189 - 229. DOI: 10.7256/2453-613X.2015.2.16969. URL: http://www.e-notabene.ru/phil/article_16969.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.