Статья 'Жанр концерта в современном клавесинном репертуаре: Франсе, Картер, Гурецкий (1950-1980-е гг.)' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Жанр концерта в современном клавесинном репертуаре: Франсе, Картер, Гурецкий (1950-1980-е гг.)

Фиалко Олеся Владимировна

аспирант, кафедра истории музыки, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова

432027, Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Розы Люксембург, 20, кв. 21

Fialko Olesya Vladimirovna

post-graduate student of the Department of the History of Music at N.G. Zhiganov Kazan State Conservatory 

432027, Russia, Ulyanovsk Region, Ulyanovsk, str. Ul. Rozy Lyuksemburg, 20, ap. 21

fialkoov@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.2.18038

Дата направления статьи в редакцию:

17-02-2016


Дата публикации:

20-04-2016


Аннотация: В данной статье автором рассмотрены клавесинные концерты Ж. Франсе, Э. Картера и Х. Гурецкого, созданные в Европе и Америке в 50-80-е гг. и ярко демонстрирующие основные направления развития клавесинного репертуара во второй половине века. Вторая половина ХХ столетия для клавесина, вернувшегося в музыкальную практику на рубеже XIX-XX вв. на волне неоклассицизма и ставшего к середине века важной частью современной музыкальной жизни, ознаменовалась расширением жанровых и стилевых границ применения. Жанр клавесинного концерта, ведущий для клавесинного репертуара 20-30-х гг., в это время отходит на второй план, уступая место ансамблевым сочинениям и сольным пьесам, позволяющим авторам шире раскрыть ранее не задействованный потенциал инструмента. Но жанр концерт по-прежнему остается привлекательным для композиторов, в целом отражая общую тенденцию движения современного клавесинного стиля второй половины века от неоклассицизма 20-30-х гг. по двум направлениям: к авангарду и к союзу академических и популярных интонаций. Рассмотрены истории созданий названных клавесинных концертов, их структура, особенности клавесинной партии и ее взаимодействия с инструментами оркестра. В основных выводах статьи особо подчеркивается популярность жанра концерта среди композиторов Европы и Америки при создании сочинений для клавесина в ХХ веке, в том числе в его второй половине. Это позволяет нам с полной уверенностью назвать концертный жанр одним из наиболее репрезентативных жанров современного клавесинного репертуара.


Ключевые слова:

клавесин, современный клавесинный репертуар, клавесинный концерт, концерт для клавесина, жанр концерта, современная музыка, авангард, неоклассицизм, сочинения для клавесина, современный клавесин

УДК:

78.03

Abstract: The present article is devoted to harpsichord concerts of Francaix, Carter and Górecki which were held in Europe and America in the 50s - 80s of the XXth century and were a great example of the main trends of the harpsichord repertoire of the second half of the XXth century. The second half of the XXth century was marked by the expansion of genres and styles for harpsichord which had come back to music at the turn of the XIXth - XXth centuries as part of neoclassicism and be an important part of the music life by the middle of the last century. The genre of harpsichord concert which used to be the leading trend in harpsichord repertoire of the 20s - 30s, faded into insignificance and was replaced by ensembles and recital plays allowing the composers to reveal new potential of harpsichord. However, the genre of concert is still attractive for composers which reflects the general tendency of the contemporary harpsichord style of the second half of the century from neoclassicism of the 20s - 30s, in particular, the two trends, towards avant-garde and the union of academic and popular intonations. The author of the article describes how the aforesaid harpsichord concerts were created as well as their structure, peculiarities of a harpsichord party and its interaction with orchestra instruments. As the main conclusion of the article, the author underlines the popularity of the concert genre among composers of Europe and America when creating plays for harpsichord in the XXth century including the second half of the XXth century. This allows to state with full confidence that the concert genre is one of the most representative genres of contemporary harpsichord repertoire. 


Keywords:

avant-guard, contemporary music, concert genre, concert for harpsichord, harpsichord concert, contemporary harpsichord repertoire, harpsichord, neoclassicism, harpsichord music pieces, contemporary harpsichord

Библиография
1. Дулат-Алеев В.Р. Современная теория музыки: проблемы и перспективы дисциплинарной матрицы // Журнал Общества теории музыки. 2014 / 4а(8а). С. 14 // Электронный ресурс: http://journal-otmroo.ru/node/7. Дата обращения 15.11.2015.
2. Фиалко О.В. Клавесин в ХХ веке: галерея имиджей // Музыка и время. 2013. № 9. С. 68-72.
3. Фиалко О.В. Жанр концерта в современном клавесинном репертуаре: Фалья, Пуленк, Мартину (1920-1930-е гг.). // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 1(51), часть I. С. 198-201.
4. «Хенрик Миколай Гурецкий» / Польский музыкально-информационный центр, Союз польских композиторов, ноябрь 2001 г. С. 34 // Электронный ресурс: www.culture.pl. Дата обращения 10.04.2012.
5. Palmer L. Harpsichord in America: A Twentieth-Century Revival. Bloomington and Indianopolis: Indiana University Press, 1989. 202 p.
6. Lo Chau-Yee. Endangered Species. The Harpsichord and its New Repertoire since 1960. The University of Leeds School of Music, 2004. 200 p.
References
1. Dulat-Aleev V.R. Sovremennaya teoriya muzyki: problemy i perspektivy distsiplinarnoi matritsy // Zhurnal Obshchestva teorii muzyki. 2014 / 4a(8a). S. 14 // Elektronnyi resurs: http://journal-otmroo.ru/node/7. Data obrashcheniya 15.11.2015.
2. Fialko O.V. Klavesin v KhKh veke: galereya imidzhei // Muzyka i vremya. 2013. № 9. S. 68-72.
3. Fialko O.V. Zhanr kontserta v sovremennom klavesinnom repertuare: Fal'ya, Pulenk, Martinu (1920-1930-e gg.). // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2015. № 1(51), chast' I. S. 198-201.
4. «Khenrik Mikolai Guretskii» / Pol'skii muzykal'no-informatsionnyi tsentr, Soyuz pol'skikh kompozitorov, noyabr' 2001 g. S. 34 // Elektronnyi resurs: www.culture.pl. Data obrashcheniya 10.04.2012.
5. Palmer L. Harpsichord in America: A Twentieth-Century Revival. Bloomington and Indianopolis: Indiana University Press, 1989. 202 p.
6. Lo Chau-Yee. Endangered Species. The Harpsichord and its New Repertoire since 1960. The University of Leeds School of Music, 2004. 200 p.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.