Статья 'Художественная картина мира в музыке второй половины ХХ века: к вопросу о структурно-семантических инвариантах музыкального мышления ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Художественная картина мира в музыке второй половины ХХ века: к вопросу о структурно-семантических инвариантах музыкального мышления

Саввина Людмила Владимировна

доктор искусствоведения

профессор, кафедра теории и истории музыки, Астраханская государственная консерватория (академия)

414000, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Совесткая, 23

Savvina Lyudmila Vladimirovna

Doctor of Art History

414000, Russia, Astrakhanskaya oblast', g. Astrakhan', ul. Sovestkaya, 23

savvina1947@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2014.4.12798

Дата направления статьи в редакцию:

13-09-2014


Дата публикации:

27-09-2014


Аннотация: В статье содержится обзор музыки второй половины ХХ века в контексте художественной культуры. Особенностью данного этапа развития является связь музыки не только с разными видами искусств — живописью, литературой, архитектурой, поэзией, театром, кино, но и другими формами познания — философией, эстетикой, семиотикой, лингвистикой, математикой, физикой, информатикой, психологией. Выделяются две ведущие тенденции, свойственные музыке второй половины ХХ века: одна связана с детерминизмом, обусловлена причинно-следственными связями, характеризуется опорой на математику, вторая опирается на индетерминизм, в котором случайность, непредсказуемость возводятся в эстетический идеал, что приводит к ослаблению причинно-следственных связей, разрушает целостную композицию и приводит к образованию принципиально разомкнутых текстов. Выделенные тенденции рассматриваются на примере ряда музыкальных произведений ХХ века, анализ производится с учетом выдвинутых типов. Двум выделенным тенденциям соответствуют два типа мышления композитора, опирающиеся на два структурно-семантических инварианта: информативный и синтезирующий, которые обладают совокупностью определенных признаков. Первый тип, основанный на соединении однородных элементов, назовем гомогенным, характеризуется признаками: - обусловлен типом постмодернистского сознания, который определяется термином «сканированный»; - является порождением тенденции к детерминизму; - отличается однородностью, приводящей к запрограммированности; - обусловлен воздействием точных наук, в частности, математики; - свойственна централизация вследствие воздействия центростремительных тенденций. Преобладание рационального начала в первом типе обусловлено свойствами художественного текста, ориентированного на точные науки. Второй тип мышления, основанный на соединении разнородных черт, можно назвать гетерогенным, обусловленным свойствами синтезирующих текстов, предполагающих взаимодействие разных кодов. Он характеризуется следующими признаками: - обусловлен типом постмодернистского сознания, который определяется как «артикуляционный»; - является порождением тенденции к индетерминизму; - отличается разнородностью, нередко несоединимостью контрастных музыкальных кодов; - свойственна децентрализация вследствие воздействия центробежных тенденций.


Ключевые слова:

художественная культура, детерминизм, индетерминизм, структурно-семантический инвариант, мышление композитора, иформативный способ высказывания, синестезирующий тип высказывания, музыкальная семиотика, музыка ХХ века, музыка

Библиография
1. Амелин Г.Л. О сюжетах в бессюжетном (о стихотворении Осипа Мандельштама «Дайте Тютчеву стрекозу…») // Семиотика: антология. М., 2001.
2. Власова Н.О. Творчество Арнольда Шенберга. Автрореф. дис. … докт. искусствоведения: 17.00.02. М., 2007.
3. Гильдинсон Л.С. К проблеме единства стиля в произведениях А. Шнитке 70-х годов // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 82. М., 1985. С. 80-104.
4. Гуляницкая Н.С. «Эхо» деконструктивизма в музыке // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. М., 2007. С. 58-66.
5. Куницкая Р.И. Французские композиторы ХХ века. М., 1990.
6. Кутырев В.А. Философия постмодернизма. Нижний Новгород, 2006.
7. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.
8. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман, Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004.
9. Науменко Т.Н. «Стиль времени»: о некоторых тенденциях современного музыковедения // Музыковедение к началу века. М., 2007. С. 32-41.
10. Рожновский В.Г. Постмодернизм: крушение эстетики? // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. М., 2002. С. 230-238.
11. Саввина Л.В. Механизмы слушательского восприятия музыкального текста ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 108. С. 162-169.
12. Саввина Л.В. Музыкальное сообщение ХХ века: к вопросу о соотношении понятий информация и смысл // Музыковедение. — 2009. — № 8. С. 2-6.
13. Саввина Л.В. Семиотический подход к изучению звукоорганизации музыки ХХ века // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 30. С. 175-179.
References
1. Amelin G.L. O syuzhetakh v bessyuzhetnom (o stikhotvorenii Osipa Mandel'shtama «Daite Tyutchevu strekozu…») // Semiotika: antologiya. M., 2001.
2. Vlasova N.O. Tvorchestvo Arnol'da Shenberga. Avtroref. dis. … dokt. iskusstvovedeniya: 17.00.02. M., 2007.
3. Gil'dinson L.S. K probleme edinstva stilya v proizvedeniyakh A. Shnitke 70-kh godov // Sovetskaya muzyka 70-80-kh godov. Stil' i stilevye dialogi: Trudy GMPI im. Gnesinykh. Vyp. 82. M., 1985. S. 80-104.
4. Gulyanitskaya N.S. «Ekho» dekonstruktivizma v muzyke // Muzykovedenie k nachalu veka: proshloe i nastoyashchee. M., 2007. S. 58-66.
5. Kunitskaya R.I. Frantsuzskie kompozitory KhKh veka. M., 1990.
6. Kutyrev V.A. Filosofiya postmodernizma. Nizhnii Novgorod, 2006.
7. Lotman Yu.M. Istoriya i tipologiya russkoi kul'tury. SPb., 2002.
8. Lotman Yu.M. Pamyat' v kul'turologicheskom osveshchenii // Lotman, Yu.M. Semiosfera. SPb., 2004.
9. Naumenko T.N. «Stil' vremeni»: o nekotorykh tendentsiyakh sovremennogo muzykovedeniya // Muzykovedenie k nachalu veka. M., 2007. S. 32-41.
10. Rozhnovskii V.G. Postmodernizm: krushenie estetiki? // Muzykovedenie k nachalu veka: proshloe i nastoyashchee. M., 2002. S. 230-238.
11. Savvina L.V. Mekhanizmy slushatel'skogo vospriyatiya muzykal'nogo teksta KhKh veka // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. — 2009. — № 108. S. 162-169.
12. Savvina L.V. Muzykal'noe soobshchenie KhKh veka: k voprosu o sootnoshenii ponyatii informatsiya i smysl // Muzykovedenie. — 2009. — № 8. S. 2-6.
13. Savvina L.V. Semioticheskii podkhod k izucheniyu zvukoorganizatsii muzyki KhKh veka // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2009. — № 30. S. 175-179.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.