|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Петров В.О.
Акустические эксперименты Маурисио Кагеля
// Культура и искусство.
2014. № 3.
С. 349-361.
DOI: 10.7256/2454-0625.2014.3.12371 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12371
Акустические эксперименты Маурисио Кагеля
Петров Владислав Олегович
доктор искусствоведения
профессор, Астраханская государственная консерватория
414000, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Советская, 23
Petrov Vladislav Olegovich
Doctor of Art History
Professor at the Department of Theory and History of Music of Astrakhan State Conservatory
414000, Russia, Astrakhanskaya oblast', g. Astrakhan', ul. Sovetskaya, 23
|
petrovagk@yandex.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2014.3.12371
Дата направления статьи в редакцию:
16-07-2014
Дата публикации:
30-07-2014
Аннотация:
Эксперименты в области акустического наполнения пространства при исполнении композиций — одно из основных новаторских качеств современного музыкального искусства. Они характерны для творчества многих композиторов второй половины ХХ века — Д. Кейджа, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Крама, Д. Адамса, Р. Щедрина, А. Шнитке, Н. Корндорфа, В. Мартынова, С. Губайдулиной и др. Достаточное количество подобных сочинений можно заметить в творчестве ярчайшего представителя постмодернизма, немецкого композитора-новатора Маурисио Кагеля (1931-2008) . Наследие Кагеля включает в себя большое количество произведений, имеющих отношение к экспериментам в области акустики. Существует ряд параметров, которые обеспечивают важность этих самых экспериментов и придают им весомую значимость в эволюции музыкального творчества в целом. Среди них — использование в качестве музыкальных инструментов нехарактерных музыкальному искусству предметов, особое расположение инструментов и предметов в пространстве сцены и зала, передвижение акустических объектов при сценической реализации опуса. В статье путем целостного анализа рассмотрен ряд произведений Кагеля, в которых главным становится экспериментирование в области звуковой акустики. Этот анализ формулирует ряд выводов о практической значимости кагелевских экспериментов. В большинстве случаев у Кагеля параметры акустических экспериментов не становятся знаком тенденции к так модному в ХХ столетии эпатажу, а выражают авторское отношение к изобретательности, желание новаций в сфере акустических преобразований устаревших («классических») форм музицирования. Не запутавшись в обилии экспериментальных тенденций, не переступив черту, отделяющую музыкальный опус (его акустические свойства, звук как носитель информации) от эпатажа и конгломерата синтезирующихся в одном сочинении техник и манер письма, чем грешили многие композиторы постмодернистского поколения, Кагель стал своеобразным лидером этого самого музыкального постмодернизма.
Ключевые слова:
акустика, Кагель, постмодернизм, эксперимент, музыкальное искусство, инструментальный театр, хэппенинг, синтез искусств, музыкальное пространство, музыкальный звук
Библиография
1. Барбан Е.С. Контакты. Собрание интервью. СПб.: Издательство «Композитор», 2006. 472 с.
2. Леонтьева О.Т. «Экспериментальная» музыка в основе «экспериментальной» педагогики // Советская музыка. — 1978. — № 12. С. 110-119.
3. Петров В.О. Знаки постмодернизма в творческом наследии Маурисио Кагеля // Обсерватория культу-ры. — 2013. — № 5. С. 81-87.
4. Петров В.О. Инструментальный театр Маурисио Кагеля // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. М., 2011. — № 5 (73). С. 36-48.
5. Петров В.О. Новаторские образы искусства ХХ века: в ракурсе эпатажа // Культура и искусство: Науч-ный рецензируемый журнал. М.: ООО «НБ-Медиа», 2013. — № 5. С. 562-569.
6. Петров В.О. Эпатаж в искусстве ХХ века // Культура и искусство: Научный рецензируемый журнал. — М.: ООО «НБ-Медиа», 2013. — № 6. С. 623-632.
7. Bergman S. Kagel’s Finale // Who Killed Cleveland’s Critic? / Электронный ресурс: http://insidetheclassics.myminnesotaorchestra.org/2008/09/kagels-finale-2/
8. Cobb B. Humor in Mauricio Kagel’s MM 51 and L’art Bruit // Электронный ресурс: http://www.briancobbmusic.com
9. Der Schall und die Folgen. Mauricio Kagel im Gespräch mit Matthias Kassel // Basel, Gare du Nord, 9. Februar 2007. Ss. 14-21.
References
1. Barban E.S. Kontakty. Sobranie interv'yu. SPb.: Izdatel'stvo «Kompozitor», 2006. 472 s.
2. Leont'eva O.T. «Eksperimental'naya» muzyka v osnove «eksperimental'noi» pedagogiki // Sovetskaya muzyka. — 1978. — № 12. S. 110-119.
3. Petrov V.O. Znaki postmodernizma v tvorcheskom nasledii Maurisio Kagelya // Observatoriya kul'tu-ry. — 2013. — № 5. S. 81-87.
4. Petrov V.O. Instrumental'nyi teatr Maurisio Kagelya // Iskusstvo i obrazovanie: zhurnal metodiki, teorii i praktiki khudozhestvennogo obrazovaniya i esteticheskogo vospitaniya. M., 2011. — № 5 (73). S. 36-48.
5. Petrov V.O. Novatorskie obrazy iskusstva KhKh veka: v rakurse epatazha // Kul'tura i iskusstvo: Nauch-nyi retsenziruemyi zhurnal. M.: OOO «NB-Media», 2013. — № 5. S. 562-569.
6. Petrov V.O. Epatazh v iskusstve KhKh veka // Kul'tura i iskusstvo: Nauchnyi retsenziruemyi zhurnal. — M.: OOO «NB-Media», 2013. — № 6. S. 623-632.
7. Bergman S. Kagel’s Finale // Who Killed Cleveland’s Critic? / Elektronnyi resurs: http://insidetheclassics.myminnesotaorchestra.org/2008/09/kagels-finale-2/
8. Cobb B. Humor in Mauricio Kagel’s MM 51 and L’art Bruit // Elektronnyi resurs: http://www.briancobbmusic.com
9. Der Schall und die Folgen. Mauricio Kagel im Gespräch mit Matthias Kassel // Basel, Gare du Nord, 9. Februar 2007. Ss. 14-21.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|