Статья 'Между линейным и циклическим принципом: история искусства в ракурсе социодинамики П. Сорокина ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Между линейным и циклическим принципом: история искусства в ракурсе социодинамики П. Сорокина

Хренов Николай Андреевич

доктор философских наук

профессор, кафедра эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный университет кинематографии

121108, Россия, г. Москва, ул. Пивченкова, 5

Khrenov Nikolay Andreevich

Doctor of Philosophy

chief researcher of the Department of Media and Popular Arts at State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Professor of Aesthetics of the Department of History and Theory of Culture at S. A. Gerasimov All - Russian State University of Cinematography

121108, Russia, g. Moscow, ul. Pivchenkova, 5

nihrenov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2014.4.12366

Дата направления статьи в редакцию:

13-09-2014


Дата публикации:

27-09-2014


Аннотация: Статья касается одного из актуальнейших вопросов методологии изучения истории искусства. Абсолютизация линейного принципа в исторических исследованиях, генезис которого уходит в эпоху Просвещения, привел к тому, что историки искусства внимание стали уделять одним периодам, а другие периоды адекватного осмысления не получали. Это в первую очередь относится к искусству архаического периода античности, к средневековому искусству и к искусству Византии.В этом последнем случае искусство воспринималось пребывающим в упадке и, как казалось, не демонстрировало законченных, определившихся форм. Поэтому длительное время оно и не было предметом исследования. Сформировавшаяся в эпоху Просвещения эстетика точкой отсчета делала исключительно искусство Ренессанса. Подобная ситуация продолжала оставаться дол тех пор, пока историк не открыл существование альтернативного принципа в историческом процессе, а именно циклического принципа, обоснованию которого и посвящена данная статья. Хотя интерес к этому принципу возникает уже в Х1Х веке, все же его наиболее удачное использование в ХХ веке продемонстрировал русский ученый П. Сорокин, начинавший как социолог. В статье говорится о значении фундаментального труда П. Сорокина, посвященного социальной и культурной динамике, для становления науки о культуре. В статье показано, как русский ученый постепенно двигался к новому открытию и обоснованию циклического принципа , как он его применил в историческом исследовании искусства в ставшей сегодня известной работе, посвященной социальной и культурной динамике, а главное, как с помощью этого принципа можно избавиться от белых пятен в исследовании искусства, которых накопилось очень много. Кроме того, этот труд П. Сорокина, не имеющий аналогов в мировой науке, помогает разрешить и некоторые трудности при изучении современного искусства. Между тем, в момент появления этого фундаментального исследования он не был понят и оценен, как того заслуживает. Современная ситуация в становлении науки о культуре делает этот труд П. Сорокина чрезвычайно востребованным.


Ключевые слова:

культурная динамика, история культуры, история искусства, кризис культуры, линейный принцип, циклический принцип, краткие длительности времени, Большие длительности времени, культура чувственного типа, культура идеационального типа

Библиография
1. Базен Ж. история истории искусства. От Вазари до наши дней. М., 1995;
2. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002;
3. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989;
4. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1977;
5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996;
6. Брюсов В. Собрание сочинений в 7 т., т.
7. , М., 1975; 7. Виппер Б. Искусство Древней Греции. М., 1972;
8. Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001;
9. Завадская Е. Культура Востока в современном мире. М., 1977;
10. Зедльмайр Х. Утрата середины. М., 2008;
11. Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные исследования культуры в переходных процессах. М., 2002 (Ответственный редактор Н. А. Хренов);
12. Кессиди Ф. От мифа к логосу. М., 1972;
13. Козер Л. О Питириме Сорокине // Сорокин П. Кризис нашего времени. М., 2009;
14. Конрад Н. Полибий и Сыма Цянь // Конрад Н. Запад и Восток. М., 1972;
15. Леонтьев К. Византизм и славянство // Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. т. 1., М., 1885;
16. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006;
17. Муратов П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. М., 2005;
18. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т., т. 1. М., 1990;
19. Осипов Г. Три встречи с П. Сорокиным // Сорокин П. Кризис нашего времени. М., 2009;
20. Переходные процессы в русской художественной культуре . Новое и Новейшее время. М., 2003 (Ответственный редактор Н. А. Хренов);
21. Паломничество Германа Гессе в страну Востока // Восток-Запад. Исследования. Переводы. публикации., М., 1882;
22. Панофский Э. Idea. К истории понятия в теория искусства от античности до классицизма. СПб., 1999;
23. Сорокин П. Система социологии. В 2-х т., М., 1993;
24. Сорокин П. Социологические теории современности. М., 1992;
25. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000;
26. Сорокин П. Кризис нашего времени. М., 2009;
27. Сорокин П. Человек. Цивилдизация. Общество. М., 1992;
28. Сорокин П. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. 1998., № 11;
29. Сорокин П. Социальная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1994;
30. Флоренский П. Сочинения. В 4-х т., т. 1. М., 1994;
31. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. СПб., 2010;
32. Хренов Н. Избранные работы по культурологии. Культура и империя. М., 2014;
33. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве (Ответственный редактор Н. А. Хренов)., М., 2004;
34. Шеллинг Ф. Введение в философию мифологии. В 2-х т., СПб., 2013;
35. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993;
36. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997;
37. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб., 2004
38. А. В. Макеенкова Феномены «классического» и «современного» в истории изобразительного искусства // Культура и искусство. - 2013. - 2. - C. 215 - 227. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.02.10.
References
1. Bazen Zh. istoriya istorii iskusstva. Ot Vazari do nashi dnei. M., 1995;
2. Bel'ting Kh. Obraz i kul't. Istoriya obraza do epokhi iskusstva. M., 2002;
3. Berdyaev N. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva. M., 1989;
4. Brodel' F. Istoriya i obshchestvennye nauki. Istoricheskaya dlitel'nost' // Filosofiya i metodologiya istorii. M., 1977;
5. Burkkhardt Ya. Kul'tura Italii v epokhu Vozrozhdeniya. M., 1996;
6. Bryusov V. Sobranie sochinenii v 7 t., t.
7. , M., 1975; 7. Vipper B. Iskusstvo Drevnei Gretsii. M., 1972;
8. Dvorzhak M. Istoriya iskusstva kak istoriya dukha. SPb., 2001;
9. Zavadskaya E. Kul'tura Vostoka v sovremennom mire. M., 1977;
10. Zedl'mair Kh. Utrata serediny. M., 2008;
11. Iskusstvo v situatsii smeny tsiklov. Mezhdistsiplinarnye issledovaniya kul'tury v perekhodnykh protsessakh. M., 2002 (Otvetstvennyi redaktor N. A. Khrenov);
12. Kessidi F. Ot mifa k logosu. M., 1972;
13. Kozer L. O Pitirime Sorokine // Sorokin P. Krizis nashego vremeni. M., 2009;
14. Konrad N. Polibii i Syma Tsyan' // Konrad N. Zapad i Vostok. M., 1972;
15. Leont'ev K. Vizantizm i slavyanstvo // Leont'ev K. Vostok, Rossiya i slavyanstvo. t. 1., M., 1885;
16. Merton R. Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya struktura. M., 2006;
17. Muratov P. Drevnerusskaya zhivopis'. Istoriya otkrytiya i issledovaniya. M., 2005;
18. Nitsshe F. Sochineniya. V 2-kh t., t. 1. M., 1990;
19. Osipov G. Tri vstrechi s P. Sorokinym // Sorokin P. Krizis nashego vremeni. M., 2009;
20. Perekhodnye protsessy v russkoi khudozhestvennoi kul'ture . Novoe i Noveishee vremya. M., 2003 (Otvetstvennyi redaktor N. A. Khrenov);
21. Palomnichestvo Germana Gesse v stranu Vostoka // Vostok-Zapad. Issledovaniya. Perevody. publikatsii., M., 1882;
22. Panofskii E. Idea. K istorii ponyatiya v teoriya iskusstva ot antichnosti do klassitsizma. SPb., 1999;
23. Sorokin P. Sistema sotsiologii. V 2-kh t., M., 1993;
24. Sorokin P. Sotsiologicheskie teorii sovremennosti. M., 1992;
25. Sorokin P. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika. Issledovanie izmenenii v bol'shikh sistemakh iskusstva, istiny, etiki, prava i obshchestvennykh otnoshenii. SPb., 2000;
26. Sorokin P. Krizis nashego vremeni. M., 2009;
27. Sorokin P. Chelovek. Tsivildizatsiya. Obshchestvo. M., 1992;
28. Sorokin P. Obzor tsiklicheskikh kontseptsii sotsial'no-istoricheskogo protsessa // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1998., № 11;
29. Sorokin P. Sotsial'naya dinamika i evolyutsionizm // Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'. M., 1994;
30. Florenskii P. Sochineniya. V 4-kh t., t. 1. M., 1994;
31. Kheizinga I. Teni zavtrashnego dnya. Chelovek i kul'tura. Zatemnennyi mir. SPb., 2010;
32. Khrenov N. Izbrannye raboty po kul'turologii. Kul'tura i imperiya. M., 2014;
33. Tsiklicheskie ritmy v istorii, kul'ture, iskusstve (Otvetstvennyi redaktor N. A. Khrenov)., M., 2004;
34. Shelling F. Vvedenie v filosofiyu mifologii. V 2-kh t., SPb., 2013;
35. Shpengler O. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoi istorii. M., 1993;
36. Shubart V. Evropa i dusha Vostoka. M., 1997;
37. Yaspers K. Nitsshe. Vvedenie v ponimanie ego filosofstvovaniya. SPb., 2004
38. A. V. Makeenkova Fenomeny «klassicheskogo» i «sovremennogo»
v istorii izobrazitel'nogo iskusstva // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 2. - C. 215 - 227. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.02.10.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.