Статья 'Культуры детства и старости: становление индивидуальной жизни и её завершение' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Культуры детства и старости: становление индивидуальной жизни и её завершение

Розин Вадим Маркович

доктор философских наук

главный научный сотрудник, Институт философии, Российская академия наук

109240, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Гончарная, 12 стр.1, каб. 310

Rozin Vadim Markovich

Doctor of Philosophy

Chief Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences 

109240, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12 str.1, kab. 310

rozinvm@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2014.2.12035

Дата направления статьи в редакцию:

06-06-2014


Дата публикации:

20-06-2014


Аннотация: В статье формулируются проблемы, заставляющие по-новому осмыслять детство и старость как две рамки (становление и завершение), замыкающие индивидуальную жизнь человека. Рассматриваются филогенетические параллели развитию ребенка в детстве. Водится представление о культурах человека, которые характеризуются особенностями жизнедеятельности и видения (сознания), а также характером форм социализации. Детство ‒ это не только самостоятельная культура жизни, но и начало трудного перехода от одной жизни к другой (от «прамы» к личности). В детстве два основных способа освоения мира: игра и формирование первых социально значимых практик. Ребенок осваивает взрослый мир посредством игры, «мыслит» схемами. Смысл кризиса детства, о котором сегодня много говорят, ‒ это кризис нашей, взрослой жизни. Как культура жизни старость складывается при условии, что общество признает своеобразие жизни пожилых людей и создает специальные условия для такой жизни. Другое условие ‒ усилия и работа самих пожилых людей и стариков: выстраивание своего рода концепции старости и ее реализация. Третье осмысление старости в культуре (литература, музыка, наука и прочее), создание «семиотики старости». Рассматриваются различные концепции старости и такой важный их компонент как конституирование в этой культуре смысла жизни. Основные методы исследования: сравнительный анализ, методологическая проблематизация, культурно-историческая реконструкция, анализ кейсов. Общая методология – философское осмысление, опирающееся на гуманитарный и культурологический подходы. На основе проведенного исследования удалось ввести понятия культуры детства и старости, показать при каких условия они формируются, в чем особенности и сущность каждой культуры, какие проблемы стоят в их отношении, какие основные направления решения этих проблем. В целом автор предлагает новую философскую концепцию детства и старости.


Ключевые слова:

культура, детство, старость, реальность, личность, прамы, общество, социум, деятельность, становление

Библиография
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002.
2. Августин А. Антология средневековой мысли. Т. 1. СПб.: РХГИ, 2001.
3. Апулей. Метаморфозы в XI книгах. М., 1960.
4. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980
5. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999
6. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
7. Ахутин А. В. Открытие сознания // Человек и культура. М., 1990.
8. Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии). М. 1990.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т.2, М.,1982.
10. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 2. М., 1992.
11. Герман Гессе О старости. 1952 http://www.lib.ru/GESSE/starost.txt
12. Детство как предмет научного исследования. http://vkjournal.ru/doc/105031.
13. Дэвид-Ниль А. Мистики и маги Тибета. “Васанта”. 1992
14. Ермолаева М. В. Практическая психология старости. М., 2002.
15. Зеньковский В.В. Психология детства. Ред. Golden-Ship.ru 2012. (Текст публикуется по изданию: Зеньковский В.В., проф. Психология детства. Лейпциг: Изд-во «Сотрудник», 1924).
16. Кле М. Психология подростка // Фролов Ю.И. Психология подростка.М., 1997.
17. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988.
18. Кон И. С. Открытие "Я". – М., 1978.
19. Красильщиков А. Еврейская месть. Быль. ЕС. N 3. 24-30 января 2007.
20. Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961.
21. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
22. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
23. Неретина С.С. Точки на зрении. Санкт-Петербург, 2005.
24. Платон. Апология Сократа // Платон. Соч: В 4 т. Т.1. М., 1994.
25. Платон Государство. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. М., 1994.
26. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М., 1994.
27. Померанц Г.С. Постмодернизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М, 2001. Т. 3.
28. Психология детства. Учебник. М., 2003.
29. Роджер Алан Дикон Производство субъективности // Логос. # 2 (65) 2008.
30. Розин В.М. Культурология. Учебник. 2-е изд. М., 2004.
31. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. М., 2003
32. Розин В.М. Философия образования. Этюды-исследования (параграф «Каким образом и от кого произошел человек?»). Москва-Воронеж, 2007.
33. Розин В.М. Теория культуры. М., 2004
34. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Изд. 5. М,. 2012.
35. Розин В.М. Философия техники. От египетских пирамид до виртуальных реальностей. М., 2001
36. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939.
37. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
38. Чуковский К. От двух до пяти. http://www.litmir.net/br/?b=72192
39. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.
40. Meltzoff, A.N., & Moore, M.K. (1977). «Imitation of Facial and Manual Gestures by Human Neonates.». Science, vol. 198, 1977.
41. http://rudocs.exdat.com/docs/index-370609.html
References
1. Abramenkova V.V. Sotsial'naya psikhologiya detstva v kontekste razvitiya otnoshenii rebenka v mire // Voprosy psikhologii. 2002.
2. Avgustin A. Antologiya srednevekovoi mysli. T. 1. SPb.: RKhGI, 2001.
3. Apulei. Metamorfozy v XI knigakh. M., 1960.
4. Artem'eva E.Yu. Psikhologiya sub''ektivnoi semantiki. M., 1980
5. Ar'es F. Rebenok i semeinaya zhizn' pri Starom poryadke. Ekaterinburg: Izd-vo Ural, un-ta, 1999
6. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti. Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza. M., 2001.
7. Akhutin A. V. Otkrytie soznaniya // Chelovek i kul'tura. M., 1990.
8. Berdyaev N. Samopoznanie (opyt filosofskoi avtobiografii). M. 1990.
9. Vygotskii L.S. Myshlenie i rech'. Sobr. soch. T.2, M.,1982.
10. Godfrua Zh. Chto takoe psikhologiya. V 2-kh t. T. 2. M., 1992.
11. German Gesse O starosti. 1952 http://www.lib.ru/GESSE/starost.txt
12. Detstvo kak predmet nauchnogo issledovaniya. http://vkjournal.ru/doc/105031.
13. Devid-Nil' A. Mistiki i magi Tibeta. “Vasanta”. 1992
14. Ermolaeva M. V. Prakticheskaya psikhologiya starosti. M., 2002.
15. Zen'kovskii V.V. Psikhologiya detstva. Red. Golden-Ship.ru 2012. (Tekst publikuetsya po izdaniyu: Zen'kovskii V.V., prof. Psikhologiya detstva. Leiptsig: Izd-vo «Sotrudnik», 1924).
16. Kle M. Psikhologiya podrostka // Frolov Yu.I. Psikhologiya podrostka.M., 1997.
17. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo. – M., 1988.
18. Kon I. S. Otkrytie "Ya". – M., 1978.
19. Krasil'shchikov A. Evreiskaya mest'. Byl'. ES. N 3. 24-30 yanvarya 2007.
20. Leon-Portil'ya M. Filosofiya nagua. M., 1961.
21. Meletinskii E.M. Poetika mifa. M., 1976.
22. Mid M. Kul'tura i mir detstva. – M., 1988.
23. Neretina S.S. Tochki na zrenii. Sankt-Peterburg, 2005.
24. Platon. Apologiya Sokrata // Platon. Soch: V 4 t. T.1. M., 1994.
25. Platon Gosudarstvo. Sobr. soch. v 4 t. T. 3. M., 1994.
26. Platon. Sobr. soch. v 4 t. T. 4. M., 1994.
27. Pomerants G.S. Postmodernizm // Novaya filosofskaya entsiklopediya. V 4 t. M, 2001. T. 3.
28. Psikhologiya detstva. Uchebnik. M., 2003.
29. Rodzher Alan Dikon Proizvodstvo sub''ektivnosti // Logos. # 2 (65) 2008.
30. Rozin V.M. Kul'turologiya. Uchebnik. 2-e izd. M., 2004.
31. Rozin V.M. Chelovek kul'turnyi. Vvedenie v antropologiyu. M., 2003
32. Rozin V.M. Filosofiya obrazovaniya. Etyudy-issledovaniya (paragraf «Kakim obrazom i ot kogo proizoshel chelovek?»). Moskva-Voronezh, 2007.
33. Rozin V.M. Teoriya kul'tury. M., 2004
34. Rozin V.M. Vizual'naya kul'tura i vospriyatie. Kak chelovek vidit i ponimaet mir. Izd. 5. M,. 2012.
35. Rozin V.M. Filosofiya tekhniki. Ot egipetskikh piramid do virtual'nykh real'nostei. M., 2001
36. Teilor E. Pervobytnaya kul'tura. M., 1939.
37. Khyubner K. Istina mifa. M., 1996.
38. Chukovskii K. Ot dvukh do pyati. http://www.litmir.net/br/?b=72192
39. Yung K. Vospominaniya, snovideniya, razmyshleniya. Kiev, 1994.
40. Meltzoff, A.N., & Moore, M.K. (1977). «Imitation of Facial and Manual Gestures by Human Neonates.». Science, vol. 198, 1977.
41. http://rudocs.exdat.com/docs/index-370609.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.