по
Человек и культура
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Музыка и музыкальная культура"
Музыка и музыкальная культура
Белоносова И.В. - Формирование фортепианного исполнительства в Сибири c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.16733

Аннотация: Предметом исследования являются процессы, характерные для фортепианного исполнительства в Сибири во второй половине XX-начале XXI вв. Автор подробно рассматривает важнейшие для периодов становления фортепианного искусства в Сибири факты и события. Указываются принципы организации концертно-просветительской работы в связи с традициями отечественной фортепианной исполнительской школы. Особое внимание уделяется деятельности педагогов кафедр Новосибирска и Красноярска, кратко освещаются их творческие биографии, роль и значение в становлении профессионального исполнительства. В качестве основного метода исследования используется метод исторического музыкознания – рассмотрение событий в их исторической логике. Основным выводом проведенного исследования является установление двух взаимосвязанных «школ» фортепианного исполнительства в Сибири, сосредоточенных в крупнейших музыкальных центрах – Новосибирске и Красноярске. Делается вывод о вкладе сибирских исполнителей в развитие лучших традиций отечественного музыкального искусства; отмечается их роль в пропаганде академической музыки и творчества сибирских композиторов.
Просыпкина В.О. - Поиск национальной самобытности в русской музыкальной городской культуре XIX века c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.23601

Аннотация: В статье последовательно рассматривается процесс поиска отечественными композиторами национальной самобытности в светской музыке XIX века, начиная с периода конца XVIII века, когда композиторами производились первые попытки создания классической музыки, включающей элементы народного песенного творчества, и заканчивая историческими операми второй половины XIX века. Рассматривается деятельность следующих композиторов по созданию национальной русской музыки: А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова, М.И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского–Корсакова и А. П. Бородина, П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна и др. Данный процесс исследуется при помощи метода музыкальной компаративистики, а также анализа наиболее влиятельных эстетических, идеологических процессов, протекающих в русских городах XIX века. Сформулирован вывод о том, что наиболее интенсивно характерные черты русской культуры раскрылись в произведениях оперного жанра в сравнении с прочими светскими музыкальными жанрами, популярными в XIX веке. Определены причины избрания композиторами оперы в качестве наиболее адекватной музыкальной формы выражения особенностей русской культуры.
Швецова О.Ю. - Воспитание музыкального слуха: стилистический аспект c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23755

Аннотация: Статья посвящена вопросам воспитания профессионального музыкального слуха на интонационно-стилевой основе на занятиях сольфеджио. Предметом исследования является стилевое воспитание слуха как способности воспринимать музыкальный стиль на основе проявлений его признаков, оценки соответствия стилевых элементов и осмысления содержания музыкального произведения в стилевом контексте. Стиль в музыке представляет собой иерархическую систему, включающую множество составляющих, выступает на различных уровнях обобщения, характеризуется многоаспектностью своего существования и может быть познан через изучение его детерминант-факторов, обуславливающих конкретно-исторические проявления, материализованные в его категориальном аппарате. Статья посвящена вопросам воспитания профессионального музыкального слуха на интонационно-стилевой основе на занятиях сольфеджио. Предметом исследования является стилевое воспитание слуха как способности воспринимать музыкальный стиль на основе проявлений его признаков, оценки соответствия стилевых элементов и осмысления содержания музыкального произведения в стилевом контексте. Стиль в музыке представляет собой иерархическую систему, включающую множество составляющих, выступает на различных уровнях обобщения, характеризуется многоаспектностью своего существования и может быть познан через изучение его детерминант-факторов, обуславливающих конкретно-исторические проявления, материализованные в его категориальном аппарате. Автор приводит перечень аспектов слухового восприятия, необходимых для формирования стилевого отношения к музыкальному материалу, основанного на изучении исторических, национальных и авторских стилей. Предложенные методы интонационно-стилевого постижения музыки предполагают обеспечение представлений различных пластов музыкальной культуры, выявление традиций и новаторства композиторов, произведений, форм, методов и формирование целостного восприятия всей музыкальной ткани, что способствует обогащению интонационно-слухового опыта музыканта.
Самбуева С.Б., Лыгденова В.Б. - Е.Д. Прозорова: из истории театрального и музыкального образования в Бурятии c. 14-23

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20197

Аннотация: Актуальность темы прежде всего связана с малочисленностью исследований, посвященных деятельности Колледжа искусств им. П. И. Чайковского, которому в этом году исполнилось 85 лет. Основное внимание в статье уделено раскрытию значения личности Екатерины Дмитриевны Миронской-Прозоровой, заслуженного деятеля искусств Бурят-Монгольской АССР, возглавлявшей коллектив учебного заведения с 1944 по 1958 гг. Через освещение разных граней деятельности директора, автор прослеживает и дает обобщенную характеристику становления и развития театрального и музыкального образования в Бурятии. Метод исследования связан с историческим анализом проблемы: применен метод сбора, обобщения и анализа архивных документов, материалов, полученных в ходе свободного интервьюирования с выпускниками Е. Д. Миронской-Прозоровой. Результаты исследования могут послужить отправной точкой для дальнейшего изучения процессов становления театрально-музыкального образования Бурятии. Область применения результатов – история культуры Бурятии, сохранение культурного наследия, история театрального образования Бурятии, история музыкального образования Бурятии, история Колледжа искусств им. П.И. Чайковского.Выводы: Результаты исследования расширяют знания об истории Колледжа искусств им. П.И. Чайковского (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ), оценивается вклад Е.Д. Миронской-Прозоровой в развитие театрального и музыкального образования Бурятии. Представлены имена музыкантов и актеров драматического театра, сыгравших значительную роль в истории культуры и искусства республики.
Самбуева С.Б., Дугарова Т.Б. - Музыкальное образование Бурятии: становление и развитие Колледжа искусств им. П.И. Чайковского (1920-1940-е гг.) c. 34-43

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20769

Аннотация: Объектом исследования является система профессионального музыкального образования в период с 1920 по 1940 гг. Предметом исследования является история становления и развития первого в Республике Бурятия учреждения музыкального образования - Колледжа искусств имени П. И. Чайковского. Актуальность изучения истории музыкального образования обусловлена потребностью в осмыслении аспектов развития национальной культуры и образования. Результаты исследования могут послужить отправной точкой для создания инновационных учреждений в сфере музыкального образования, сохраняющих лучшие национальные традиции республики. Область применения результатов – история культуры Бурятии, сохранение культурного наследия, история музыкального образования Бурятии, история Колледжа искусств им. П.И. Чайковского. Метод исследования связан с комплексным анализом истории становления и развития Колледжа искусств им. П. И. Чайковского. К проведенному историческому исследованию был применен метод сбора, обобщения и анализа архивных документов. Научная новизна исследования состоит в том, что дана целостная картина становления и развития Колледжа искусств им. П. И. Чайковского в 1920-1940 гг. в контексте конкретно-исторических условий советского общества; показано влияние политики государства на формирование и развитие профессионального музыкального образования в республике; введены в научный оборот уникальные архивные материалы.
Чепинога А.В. - «Идея» и «мораль», как категории действенного анализа партитуры оперы c. 41-76

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17866

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются «идея» и «мораль», как инструменты режиссерского действенного анализа пьесы или партитуры оперы. При этом особое внимание уделяется выработке четких определений для каждого понятия с целью точного их разграничения. Указывается, что «идея» и «мораль» - принципиально отличны одно от другого, высказывается мысль о недопустимости повсеместного «смешения» этих двух понятий. Показывается опасность подмены понятием «мораль» понятия «идея» и их последствия для целостности и смысла спектакля. Особо подчеркивается, что ангажированность, идеологичность, социологичность реализованному на сцене драматургическому материалу как раз придает использование «морали», реализуемое через строгое конфликтное разграничение персонажей на две конфронтационные стороны. В то время, как использование такого инструмента, «идея» существенно расширяет образные возможности режиссера путём включения в конфликт всех без исключения действующих лиц, без искажения их характеров и мотивировок. В статье проведён тщательный теоретический анализ с целью дать строгое определение, то есть выделить характерные стороны, признаки, особенности, свойства и принцип действия категорий «идея» и «мораль». Для этого по теме исследования проведено тщательное изучение литературы классиков режиссерского действенного анализа в драматическом и оперном театре, теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Появление за последние тридцать лет на сценах оперных и драматически театров спектаклей, где режиссером проведена искусственная «актуализация» исходного классического драматургического материала отчетливо указывает на кризис в теории режиссуры. В частности, за отсутствием четких определений ключевых для анализа пьесы и партитуры, категорий, режиссеры либо по неведению, либо намеренно смешивают понятия «идея» и «мораль» и тем самым извращают изначальный драматургический замысел, сводя глубокие философские произведения к идеологическим, ангажированным агиткам.
Захаров Ю.К. - У истоков анализа мелодии в СССР: Лев Владимирович Кулаковский c. 41-51

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.19094

Аннотация: В статье рассматривается научная биография советского музыковеда-фольклориста Л.В. Кулаковского (1897-1989). Особое внимание уделено оригинальной методике анализа мелодии, разработанной Кулаковским в 1928–1930 годах. Эта методика была основана на теории ладового ритма Б. Яворского. Кулаковский выделил три форманты мелодии (ладовое строение, ладо-метрическое строение, рисунок мелодии), последовательно продемонстрировав методы анализа каждой из них. Особого внимания заслуживает предложенный им метод расчёта ладометрических индексов каждой мелодии. На основании этого метода был произведён статистический анализ 255 песен разных народов. Кулаковский рассматривал закономерности рисунка мелодии и ладовые тяготения ступеней как две противоборствующие силы. Однако теория Кулаковского была незаслуженно забыта в СССР в связи с идеологическими факторами. Впоследствии учёный целиком переключился на исследование русского фольклора (в том числе в экспедициях), а также на разработку гипотезы, согласно которой «Слово о полку Игореве» рождалось в синкретическом единстве с пением.
Самбуева С.Б. - Из истории бурятской музыки: о некоторых особенностях вокального стиля композитора Г-Д. Дашипылова на примере песни «Буряад оронойм соло» c. 52-66

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.19041

Аннотация: Предметом исследования является выявление и обобщение особенностей вокального стиля бурятского композитора Гур-Дармы Дашипылова (1937-1980). Целью работы является: исследование песенного творчества одного из ярких и талантливых композиторов Бурятии, определение его самобытности, роли и места в музыкальной культуре Бурятии. Данная статья - одно из первых исследований, посвященных изучению песенного творчества бурятского композитора Г.-Д. Дашипылова на примере песни «Буряад оронойм соло». Материалы исследования могут быть использованы при изучении музыкальной культуры и профессиональной музыки Бурятии, а также в учреждениях музыкального образования республики. Результаты исследования могут послужить отправной точкой для дальнейшего изучения процессов становления и развития жанра песни в творчестве бурятских композиторов. Область применения результатов – история культуры Бурятии, сохранение культурного наследия, песенное искусство, творчество бурятских композиторов. Метод исследования - поиск и изучение песен Г-Д. Дашипылова в печатных источниках, аудио-визуальных исполнениях. Выводы: необходимо отметить умение композитора достигать в малой, афористически сжатой форме песни поэтически обобщенной, емкой образности и психологической глубины, воплощение в своем творчестве традиций народной бурятской музыки, а также унаследование наиболее ценных достижений советской массовой песни. Песни Г.-Д. Дашипылова завоевали симпатии слушателей своей несомненной психологической чуткостью, тонким проникновением в жизнь эмоций, умением передать многообразные оттенки настроений. Следует также отметить их романтическую настроенность, устремленность к светлому поэтическому идеалу, способному служить вдохновляющим примером для слушателей.
Романов Н.А. - Перекодировка оперной постановки в ситуации современного медиапространства. c. 54-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.23512

Аннотация: Современное медиапространство эксплицитно и имплицитно влияет на все сферы культуры технологически развитых регионов мира. Традиционные и классические артефакты культуры не только репрезентируются, но и претерпевают перекодировку в современном медиапространстве. Так предметом исследования являются трансформации оперной постановки в рамках современного медиапространства. Автором рассматриваются основные репрезентационные стратегии актуализации визуальной составляющей современных оперных постановок. Изучается влияние феномена клиповой культуры на традиционный музыкальный артефакт, в частности, классическую оперу. Анализируется перекодировка современных оперных постановок классических композиторов с точки зрения изменения соотношения и роли аудиальной и визуальной культуры. В статье используется структурно-функциональный метод, благодаря которому становится возможным наиболее полно проанализировать основные изменения классической оперной постановки в современном медиапространстве. Основными выводами проведённого исследования являются: 1. Перекодировка оперы происходит в рамках визуализации постановки и способов её последующей репрезентации и транслирования в современную культурную действительность. 2. Первичная роль аудиального субстрата в оперной постановке редуцируется, уступая своё место фрагментированному визуальному образному ряду. 3. Оперная сцена становится монитором, который отражает не события сюжета оперы, а репрезентирует клипы (фрагменты) современной действительности, которые не имеют ничего общего с классическим проектом искусства. 4. Клиповый монтаж и динамичная съёмка оперной постановки способствуют её фрагментированному восприятию субъектом культуры. Новизна исследования заключается в следующем положении: На примере классической академической культуры, в частности оперы, рассмотрены некоторые варианты воздействия клиповой клиповой культуры современного медиапространства на традиционные артефакты.
Синеокий О.В. - Рекорд-лейблы стран Центральной и Юго-Восточной Европы в системе социальных коммуникаций второй половины ХХ столетия: документально-информационный обзор c. 64-113

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.384

Аннотация: В статье рассматривается история организации звукозаписывающей индустрии стран Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине ХХ столетия. «Эра демократов» тридцатилетней длительностью целиком укладывается во временные рамки 1945-1995 годов и является настолько особенным, самобытным феноменом в социальной структуре отечественной филофонии, что, несмотря на формальное ее окончание, продолжает волновать многих ввиду недостаточной изученности вопроса. Автором представлена концептуальная модель института грамзаписи как специфического социального и коммуникационного явления и обосновано его место в системе массовых коммуникаций. Особое внимание автором уделено правовым и коммуникативным особенностям развития грамзаписи поп- и рок-музыки в странах «Восточного блока» при социализме.
Черток М.Д. - История одной песни c. 73-89

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.6.10507

Аннотация: Предметом исследования является популярная солдатская строевая песня "Взвейтесь, соколы, орлами". Целью работы является: проследить историю песни с момента её первого появления, первого публичного исполнения, первой публикации. Результат работы - актуализация фактов первого исполнения её в 30-х годах XIX столетия, именно в 1934 году, во время Калишских маневров, а не в период Отечественной войны 1812 г. Результаты работы могут использоваться в подготовке к публикации песенных сборников. Область применения результатов - солдатская песня, военная история, сохранение культурного наследия, песенное искусство, история русского народа в контексте изучения песенного искусства. Метод исследования - поиск и изучение всех упоминаний песни в печатных источниках, аудио-визуальных исполнениях. Изучение существующих песенных солдатских сборников на русском и иностранных языках. Соблюдается хронологический порядок и опора на исторически достоверные факты. Выводы: Старинная солдатская строевая песня "Взвейтесь, соколы, орлами" является наиболее любимой и популярной среди военнослужащих. Песня имеет богатую историю, связанную с героизмом русского народа во время войн. Различные варианты песни с уверенностью позволяют указать на широту творческих поисков солдатских сочинителей.Песня актуальна и для современных творческих работников - явилась поводом для создания телефильма.
Ремишевский К.И., Калацей В.В. - Белорусская дуда в кинохронике 1930-х годов (по материалам киножурнала «Советское искусство» № 7, 1939 г.) c. 81-92

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.4.343

Аннотация: С использованием методов аудиовизуальной антропологии, компаративного искусствоведческого анализа, а также методов типологизации и историзма проведено комплексное исследование условий бытования традиционного белорусского музыкального инструмента – дуды (белорусской волынки) – в регионе белорусского Подвинья. В результате исследования кадров архивной кинохроники, снятых на территории Беларуси летом 1939 года, удалось выявить вариативность морфологии дуды, с высокой точностью установить географический ареал ее распространения на территории Беларуси в период между двумя войнами.
Захаров Ю.К. - Теория Г. Шенкера в России c. 91-101

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.19008

Аннотация: В статье рассматривается история распространения учения австрийского музыковеда Генриха Шенкера в России. Если в англоязычном мире теория Шенкера во второй половине ХХ века оказала мощное влияние на методологию гармонического анализа, то в СССР о ней практически ничего не было известно. Лишь благодаря трудам Б.Т. Плотникова и Ю.Н. Холопова отечественные музыковеды в начале XXI века смогли познакомиться с этой теорией. Приводится обзор российских публикаций о Шенкере; более подробно рассмотрены работы Плотникова. Автор статьи поднимает вопрос об особом "аналитическом слышании", воспитываемом шенкерианской методологией, а также о присущем ей неизбежном субъективном моменте. Рассматривая возможность использования теории Шенкера за пределами тональности, автор приходит к выводу, что в условиях атональной и додекафонной музыки эта теория в полном объёме неприменима, однако метод редукции может быть вычленен из контекста теории и направлен на поиск плавных звуковысотных линий, скрывающихся за слышимой и видимой фактурой. В конце статьи рассматриваются перспективы развития теории Шенкера в России.
Синеокий О.В. - Филофония как особый социальный феномен: коммуникативные аспекты собирательско-коллекционерской деятельности в рекреативном пространстве культуры досуга c. 97-121

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15815

Аннотация: В статье рассмотрены историко-культурные аспекты развития филофонии в плоскости коллекционирования грампластинок и других музыкальных аудионосителей. Вопрос об исследовании причин и условий становления и развития филофонии в системе социокультурных коммуникаций при социализме является актуальной научной проблемой. Исходя из этого, предметом публикации выступают социально-коммуникативные аспекты собирательско-коллекционерской деятельности артефактов музыкальной звукозаписи в рекреативном пространстве культуры досуга. Цель проведенного исследования заключается в изучении социальной инфраструктуры филофонии и ее культурно-рекреативных функций. Методологическим основанием статьи является системный метод, поскольку исследование строится на синтезе различных взглядов в социально-гуманитарной науке на феномен филофонии. Автор пришел к выводу о том, что введение категории «филофония» преобразит не только теорию культуры, но и науку коммуникавистики: типология системы массовой коммуникации в сфере досуга невозможна без учета опыта создания аудиовизуальных коллекций. Особое внимание уделено анализу инфраструктуры филофонии как социокоммуникативного феномена в условиях социализма. Охарактеризованы рекреативные функции филофонии в досуговом культурном пространстве. Обоснована гипотеза, согласно которой филофония является уникальным институтом социокультурной коммуникации.
Синеокий О.В. - Рок как мультижанровое отражение эпохи высокотехнологической звукозаписи c. 105-161

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16839

Аннотация: В статье охарактеризована социально-коммуникационная сущность рок-музыки. Автор представляет звукозапись рок-музыки как особый социально-коммуникационный конструкт (двуединая институция) в глобальном межкультурном пространстве. Многообразная картина рок-музыки интерпретируется в рамках коммуникационной системы звукозаписи. Выявлены особенности регионально-субжанрового развития рок-музыки в системе социальных коммуникаций. Проанализированы социально-коммуникативные истоки зарождения рок-н-ролла, показано многообразие развития англо-американского рока. Особое внимание уделено изучению самобытности африканской, азиатской и латинской рок-музыки. При анализе происхождения и различных значений понятий «рок-музыка» применен историко-генетический метод. Для выяснения жанровых особенностей рок-музыки и ее составных применялся музыковедческий метод. В изучении отдельных признаков музыкальной индустрии применялся структурный подход, что позволило раскрыть многомерность и разноплановость коммуникативных показателей звукозаписи рок-музыки. К тому же применение сравнительно-исторического метода и феноменологического подхода дало возможность определить основные этапы и охарактеризовать закономерности эволюции звукозаписи рок-музыки как коммуникационной и коммуникативной категорий. Терминологический метод предоставил возможности уточнить понятийный аппарат. Метод Интернет-опроса позволил выявить тенденции в изменении жанровых приоритетов среди постоянных посетителей музыкальных сайтов. Автор пришел к выводу о том, что рок является социально-коммуникационным отражением эпохи высокотехнологической звукозаписи. В результате проведенного исследования предложено понимание звукозаписи рок-музыки как сложного кластера социокультурной сферы, где сформированы устойчивые правила, проявляются определенные исторические закономерности, а также действуют специфические принципы. Новизна исследования заключается в установлении коммуникационных элементов системы рока, поскольку истоки универсальности этого музыкального направления коренятся в музыкальной сфере и в явлениях широкого общественного плана.
Баярсайхан С.Б. - Саксофон в военном марше композиторов стран Западной Европы и Америки второй половины XIX – первой половины ХХ вв.. c. 110-117

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21519

Аннотация: В данной статье раскрывается одна из важных и малоисследованных проблем инструментовки – трактовка инструментов семейства саксофонов в качестве оркестровых инструментов – и отражается часть основных научных выводов одноимённого диссертационного исследования, посвящённого трактовке саксофона как оркестрового инструмента. Основываясь на результатах анализа авторских партитур военных маршей второй половины XIX – первой половины ХХ века, написанных композиторами стран Западной Европы и Америки (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Австро-Венгрии, Испании, США, Мексики), а также научных трудов по вопросам теории и практики инструментовки, в статье раскрываются способы, особенности и тенденции применения инструментов семейства саксофонов в жанре военного марша. Для исследования использовались партитуры, как правило, только тех произведений, в состав которых авторами включалась одна или несколько партий саксофонов. Современные коммуникативные средства (Интернет) помогли отыскать многие сочинения в жанре марша, но не всегда эти партитуры являются авторскими первоисточниками. Во всяком случае, объём ставших доступными материалов позволяет сформировать целостные представления и сделать обоснованные заключения. Раскрыть сведения о применении саксофонов в марше представляется целесообразным, опираясь на национальную принадлежность композитора или, выражаясь иначе, в рамках отдельной страны.
Розин В.М. - Становление и теоретическое осмысление в культуре Нового времени классической музыки c. 114-184

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.9458

Аннотация: В статье рассматривается становление классической музыки, начиная от её предпосылок в средние века, когда она представляла собой «звучащий космос», связывающий человека с Богом, заканчивая теоретическим осознанием музыки в наше время. Важную роль в этом процессе сыграло появление новоевропейской личности, которая в рамках самостоятельного поведения искала средства для реализации своих желаний и эмоций. Исследование последних предполагает анализ двух взаимообусловленных планов жизни человека ‒ искусственного, деятельностного и естественного, конкретно, процессов претерпевания. При этом автор использует свою концепцию "психических реальностей", а также учение о знаках и схемах. Делается вывод, что классическая музыка и определенные стороны личности человека Нового времени формировались одновременно, причем необходимым условием становления классической музыки выступает складывающаяся новоевропейская личность и, наоборот, необходимым условием становления рассмотренных в статье сторон новоевропейской личности выступает классическая музыка.
Баярсайхан С.Б. - Саксофон в симфонических партитурах c. 115-124

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20625

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из важных, но недостаточно исследованных проблем инструментовки, музыковедения, а также музыкальной педагогики, связанной с инструментоведением, инструментовкой и композицией – использование авторами оперно-симфонической и балетной музыки инструментов семейства саксофонов в своём творчестве. На основании результатов исследования ряда авторских партитур сочинений композиторов различных стран и культурно-исторических эпох, , а также научных трудов по вопросам теории и практики инструментовки, в статье раскрываются способы, особенности и тенденции применения представителей семейства саксофонов в партитурах произведений для симфонического оркестра и – как музыкально-сценического (опера, балет, музыкальные иллюстрации к драматическим произведениям), так и иных направлений (автономные сочинения и музыкальные иллюстрации к кинофильмам). Несмотря на проявленный композиторами интерес к семейству саксофонов, его представители семейства, однако, не стали постоянными участниками симфонического оркестра.
Гармаш О.А., Ефимова Н.И. - Генезис менеджмента академической музыки в России c. 121-138

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.18000

Аннотация: Статья обращает внимание на содержательную сторону феномена музыкального менеджмента, выделяя в нем в качестве специальной – деятельность, именуемую менеджмент академической музыки, и направленную на гарантированное сохранение выдающегося наследия академической музыки в культурном пространстве современности. Историю формирования первой в России управленческой системы, целенаправленно ориентированной на продвижения академической музыки в пореформенной России авторы связывают с деятельностью Императорского русского музыкального общества (сокр. ИРМО). Изучение опыта ИРМО, который существовал в дорыночной управленческой истории России и который ныне малоизвестен, а его стратегические ориентиры почти забыты, видится особенно важным. Оно порождает дальнейшие рассуждения в цепи причин и следствий, раскрывающие глубинные проблемы трансформации и сохранения системы ценностей. Основными методами исследования стали методы историзма, музыкально-исторического анализа и исторической реконструкции. Также использовались источниковедческие методы описания и анализа, обобщения и систематизации документов, фактов и событий, раскрывающих рассматриваемую тему. Научная новизна заключается в осуществлении объективного анализа генезиса развития менеджмента в дореволюционной России. Отечественные теории менеджмента большей своей частью существуют в парадигме рыночной (коммерческой) деятельности , в то время как некоммерческое направление менеджмента, по сути своей, должно осмысливаться вне этой парадигмы. Императорское русское музыкальное общество (сокр. ИРМО) породило исторически первую управленческую систему общественно-государственного строительства в области академической музыки, координирующую образовательную и концертно-просветительскую жизнь в стране, и вполне вписывающуюся в типологию социодинамической модели.
Синеокий О.В. - Томми Болин. Фонографический дискурс и цифровая эпитафия c. 166-220

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.350

Аннотация: В статье представлено исследование, посвященное одному из самых выдающихся и загадочных гитаристов второй половины ХХ столетия – Томми Болину. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям становления гитариста в музыкальном бизнесе. Анализ его истории жизни в рок-музыке до сих пор порождает многочисленные версии раннего трагического конца. Автор рассматривает неожиданную версию ошибки бренда как одно из обстоятельств, которые косвенным образом на психологическом уровне стали причиной прогрессирующей наркозависимости гитариста. Кроме этого, представлен детальный обзор многих фонографических раритетов с участием Томми Болина, в том числе и нелегально изготовленных отечественными «пиратами». В современных условиях развития высоких технологий музыкальная индустрия переживает не самые лучшие времена, а будущее требует новой платформы, которая построит здоровые отношения между слушателями и музыкантами. В этой связи затрагиваются правовые вопросы переиздания фонографических релизов в цифровом формате.
Журкова Д.А. - Классическая музыка как сопровождение повседневности: формы и принципы функционирования c. 197-235
Аннотация: В статье дается общая характеристика закономерностей бытования и восприятия классической музыки в современной цивилизационной среде. Выявляются функции классической музыки в озвучивании пространства повседневности. В частности обозначаются особенности использования классической музыки как заполнителя «пустого» времени, включение её на правах фона в процесс работы и в различные контексты «живого» общения. Определяется, что классическая музыка своим присутствием формирует иллюзию гармоничности, эстетической притягательности окружающего пространства, обыденных действий и социальных отношений, способствует стиранию границ между удаленными историческими эпохами, привносит в монотонные операции и рядовые ситуации ощущение духовной содержательности и значимости.Также в статье рассматривается роль классической музыки в структуре персональных технических коммуникаций, а именно в виртуальных музыкальных открытках и звуковых сигналах мобильных телефонов. Выясняется, что с помощью классических мелодий человек может моделировать свой выигрышный социальный и культурный имидж. Вместе с тем выявляется противоположная тенденция эмоционально отстраненного, исполненного иронией обращения с классикой, привлечение ее в процессы межличностных коммуникаций в качестве шутки, сюрприза, эпатажа.
Синеокий О.В. - Апрелевский мегазавод и другие предприятия грампластинок: некоторые артефакты советской рок-коммуникации c. 197-272

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.2.379

Аннотация: В статье представлен исторический очерк об Апрелевском заводе грампластинок как центральном элементе системы звукозаписывающей индустрии Советского Союза. Настоящяя публикация не претендует на исчерпывающий анализ абсолютно всех аспектов грамзаписи рок-музыки. Вместе с тем, рассматриваются наиболее характерные особенности организации записи грампластинок в условиях социализма. Проанализированы основные этапы развития Апрелевского завода грампластинок и некоторых других в структуре объединения «Фирма Мелодия». Особое внимание уделено информационным, правовым и социально-коммуникативным особенностям грамзаписи поп- и рок-музыки в СССР. Выражаем благодарность всем авторам (в том числе и неизвестным Интернет-пользователям), чьи материалы частично использованы в исследовании, послужившем основой написания статьи, ссылки на труды или высказывания которых системно размещены по тексту, ни в коем случае не претендуя на авторство цитат либо проделанной энтузиастами-исследователями работы. Тем не менее, все эмпирические материалы в значительной мере переработаны, информационно дополнены, логически расширены и подаются не дословно, а в обобщенном виде и авторской редакции.В представленной работе упомянуты не все группы, пластинки, компакт-диски и рекорд-лейблы. Однако надеемся, что публикация сможет восполнить ряд информационных пробелов и приоткрыть некоторые секреты. Имена артистов, названия альбомов и композиций приводятся, прежде всего, на языке оригинала, а далее уже используются варианты русского написания.По результатам исследования автором обоснована гипотеза, согласно которой музыкальная звукозапись является уникальным институтом социальной коммуникации.
Денисов А.В. - О феномене пародии в музыкальном искусстве c. 206-227
Аннотация: Цель работы – анализ организующих принципов, лежащих в основе музыкальной пародии как художественного приема. Задачи – рассмотреть общие механизмы действия пародии, конкретные музыкальные средства, приводящие к ее образованию, а также показать общие функции пародии в музыкальном искусстве.Основной принцип пародии заключается в структурно-семантической инверсии исходного текста, формирующей его перевернутый в смысловом отношении образ. Пародийное переосмысление оригинала обычно происходит за счет параллельного действия внутритекстовых и межтекстовых отношений: определенной взаимной координации элементов текста пародии, а также «сравнения» этого текста с пародируемым оригиналом.При этом конкретное воплощение инверсии может быть связано, во-первых, с определенной имманентной организацией интонационной структуры музыкального текста, во-вторых – с его внемузыкальной смысловой сферой (в музыкально-театральных произведениях, вокальной музыке). На конкретных примерах рассматриваются основные приемы пародии в музыке – деформация и агглютинация. Наконец, отдельно показано положение и функции музыкальной пародии в историко-культурном контексте. В частности, сам принцип пародийной инверсии противопоставляется явлениям идеализации и мифологизации, сопутствующим друг другу в процессе развития культуры. Работа может быть интересна культурологам, искусствоведам, а также всем, интересующимся проблемами эстетики творчества.
Собакина О.В. - СОНОРИСТИКА И АЛЕАТОРИКА В ПОЛЬСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ. АЛЕАТОРИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ БОГУСЛАВА ШЕФФЕРА. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА КАЗИМЕЖА СЕРОЦКОГО. c. 228-257
Аннотация: Интерес к новым художественным направлениям и актуальным средствам выразительности стал отличительным качеством польской музыки второй половины ХХ века. Стремясь к созданию индивидуального стиля Казимеж Сероцкий и Богуслав Шеффер обогатили свой музыкальный язык приемами сериализма, сонористики, алеаторики. Стремление к стилистическому синтезу можно считать отличием польского композиторского творчества 1960 – 1970-х годов, именно на этом пути рождались наиболее художественно значимые творческие явления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"