Человек и культура - рубрика Архитектура и дизайн
по

 

 

Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Архитектура и дизайн"
Архитектура и дизайн
Чан С. - Средовой дизайн и смежные дисциплины c. 35-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31573

Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимосвязи между средовым дизайном и смежными дисциплинами, под которыми подразумеваются дизайн архитектурной среды и ландшафтная архитектура. Исследование построено на источниках российских и китайских авторов. Статья состоит из пяти частей. В первой из них изучен вопрос о классификации средового дизайна и смежных специальностей в системах образования России и Китая. Во второй части указывается на особенности развития академической дисциплины «средовой дизайн» в упомянутых странах. В третьей и четвертой частях подчёркиваются черты сходства и различия между дизайном среды, ландшафтной архитектурой и дизайном архитектурной среды. В заключении сформулированы выводы по материалам статьи. Основными стали методы сравнительного анализа, применявшегося при изучении указанных сфер деятельности, а также системного анализа, необходимого при исследовании образовательных структур разных стран. В статье автор говорит о «художественной» специфике средового дизайна как академической дисциплины, относящейся к области образования «искусства» в Китае и России. Специальности «дизайн архитектурной среды» и «ландшафтный дизайн» включены в сферы «инженерного дела» и «сельского хозяйства». Несмотря на то, что три изучаемых в статье дисциплины исследуют среду как культурно-ценностное пространство, отличия в их классификации в системе образования формируют разницу между ними в отношении подготовки студентов.
Жигальцова Т.В. - Село Ворзогоры: пространственная организация и памятники культового деревянного зодчества c. 57-66

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27006

Аннотация: Предметом исследования является историческое поселение Ворзогоры, расположенное в Онежском районе Архангельской области. Село Ворзогоры имеет большое количество культовых памятников регионального значения: зимняя Введенская церковь, летняя Никольская церковь, колокольня, церковь Зосимы и Савватия. В качестве объекта исследования рассмотрены пространственная организация, памятники культового деревянного зодчества в структуре поселения. В 2018 году в рамках проекта «Деревянный храм в контексте изучения русской традиционной культуры: синкретизм материального и духовного (по материалам Русского Севера и Арктики)» была осуществлена экспедиция «Историческое поселение Ворзогоры («погост с деревнями»)». Это поселение территориально относится одновременно к типичным сельским поселениям на Русском Севере и на Арктической территории Онежского Поморья. В ходе архитектурно-этнографического обследования села Ворзогоры (д. Кондратьевская и д. Яковлевская) было собрано 11 интервью, сделаны архитектурные обмеры жилых и хозяйственных построек. Большая часть материалов для публикации была выявлена в архивах и музеях: Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), Государственного архива Архангельской Области, Кенозерского национального парка, Онежского историко-мемориального музея, Музея Поморского быта (с. Ворзогоры). Наряду с общенаучными методами в работе используются специальные методы — структурный, культурно-исторический, этнокультурологический. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот ранее не опубликованных архивных и полевых материалов. В результате исследования определено структурное содержание пространственной организации села Ворзогор, где «погост» определяется как градообразующая доминанта. Полученные сведения и проанализированные материалы могут быть применены в научной, преподавательской и музейной деятельности.
Назарова Л.Р. - Современные тенденции стилеобразования в дизайне музейных веб-сайтов c. 77-90

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.11061

Аннотация: Композиционная деятельность по созданию музейного веб-сайта направлена на организацию элементов художественной формы (текста, двухмерной и трёхмерной графики, аудио- и видеоматериалов) и соподчинения друг другу его компонентов. Это позволяет достичь определенной гармонизации пространства мультимедийного продукта как творческого продукта, сформулировать и уточнить эмоционально-образную структуру и характер звучания и планировать особенности потребительской культуры.Для дизайнера важно умение выразить свой замысел с помощью изобразительных средств, сделать его доступным и понятным зрителю. Объектом проводимого автором данной статьи исследования выступает дизайн-проектирование музейного веб-сайта как мультимедийного продукта.Предметом исследования является процесс проектирования музейного веб-сайта ка мультимедийного продукта. Критерии оценки дизайна музейного веб-сайта как мультимедийного продукта: структура сценария мультимедийного продукта (многовариантная, нелинейная), функциональность (удобство навигации, эргономичность при просмотре), адекватная режиссерскому замыслу композиционная цельность дизайна мультимедийного продукта, соответствие стилистическим признакам одной из трёх парадигм развития искусства (классика, модернизм, постмодернизм).
Гудкова Т.В. - Архитектурно-художественное выражение стиля и образа жизни в минималистическом жилом пространстве c. 106-114

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20409

Аннотация: Предметом исследования является архитектурно-художественное выражение стиля и образа жизни в жилом минималистическом архитектурном пространстве. В статье рассматривается архитектурное жилое пространство как малое социальное пространство, которое имеет сходные характеристики с общим понятием, но, одновременно, и специфические особенности. Общность функций архитектурного пространства, как более общей категории, и жилого архитектурного пространства, дает основания для исследования его наравне с другими архитектурными социальными пространствами. Для этого автором были выделены особенности, характерные для минималистического архитектурного пространства. На основании антропологического подхода минималистическое жилое архитектурное пространство рассматривается как особый способ опредмечивания себя при помощи архитектурно-художественных средств образа и стиля жизни. На основании базовых стилистических средств минималистической архитектуры делаются выводы о том, что ведущими средствами архитектурно-художественного выражения стиля и образа жизни в минималистическом жилом пространстве являются простота, пустота и функциональность: простота во всем (предметах, мебели, поверхностях, функциях и т.д.); пустота внутреннего пространства (без вещей с минимумом мебели); качественная и высокотехнологическая функциональность процессов жизнеобеспечения в режиме «сон-бодрствование».
Соколова М.В. - Викторианский загородный дом как зеркало викторианского образа жизни c. 121-130

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.27546

Аннотация: Статья посвящена социальному аспекту в истории британской усадебный архитектуры. Рассматривается планировочная структура викторианского загородного дома, которая, на взгляд автора, достаточно точно отражает определенный образ жизни, характерный для английского лэндлорда викторианского времени. Детально характеризуются две главные составляющие английского усадебного дома: так называемый основной блок и служебные помещения. Подробно изучается, как структурируется каждая из указанных частей и каким образом их элементы оказываются задействованными в повседневной жизни владельцев усадьбы. Помимо такого традиционного для искусствоведения метода, как формальный анализ, автор прибегает к детальном изучению планировочных решений, использует историков-культурный метод. Несмотря на то, что Викторианский усадебный дом нередко становился предметом детального изучения, по сей день достаточно редко осуществляются попытки проследить взаимосвязь его архитектурного решения и особенностей образа жизни определенного социального слоя в определённую эпоху. Прагматизм мышления, характерный для эпохи позитивизма, рождает стремление найти максимально рациональное решение, соответствующее запросам викторианской семьи.
Григорьева М.Б. - Ведущие проектные методы интерпретации традиционной культуры в формировании художественного образа среды (на примере современных общественных интерьеров Крыма). c. 127-136

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33193

Аннотация: Предметом исследования является образное и стилистическое решение современных общественных интерьеров, расположенных на территории Крыма (отелей и предприятий общественного питания), выполненных в этнической стилистике. Актуальность вопроса обусловлена тем, что использование компонентов традиционной культуры, как основополагающих в построении образа общественного пространства в последнее десятилетие, приобретает особую значимость. В первую очередь это связано с актуализацией интереса к традиционной народной культуре: аутентичной кухне, фольклору, окружающему пространству, что в свою очередь является определенным ответом человечества на глобализационные процессы, происходящие в современном мире. Цель исследования — выявить и детерминировать ведущие проектные методы формирования этнического образа общественного пространства на примере объектов, расположенных на территории Крыма. Исследование строится на анализе объектов предприятий общественного питания, гостиниц и отелей, как наиболее выразительных с художественной точки зрения.        Научная новизна заключается в комплексном анализе общественных объектов с ярко выраженной стилизацией среднеазиатского искусства. Детерминация художественных приемов обеспечивает системный подход в оценке художественной ценности современных общественных пространств. Создание образа рассматривается с точки зрения композиционных методов, которые в свою очередь становятся базисом для дальнейшего оформления и декорирования среды. В результате исследования выявлены два ведущих метода формирования образа: ретроспективизм и авторская стилизация. Установлено, что в аспекте восприятия реципиентом оба метода имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Практическая значимость исследования состоит в формировании возможных оценочных категорий, при анализе творческих подходов авторов к реализации этно-тематики при проектировании среды.
Чан С. - Проект «Танец листьев» – пример организации выставочного пространства в рамках дизайна окружающей среды c. 131-145

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30991

Аннотация: В статье уделяется основное внимание различным методам создания выставочного пространства как особой художественной формы интерактивного взаимодействия. Исследование выполнено на основе анализа авторского проекта «Танец листьев». Название связано с темой и визуальным содержанием выставки. Тема выставки посвящена роли фотографа и фотографий в современной жизни, в чем также заключается и социальная значимость проекта. Данная тема отражается в форме выставочных конструкций: они выполнены в виде деревьев и листьев, где фотограф сравнивается с деревом, дающим жизнь листьям – фотографиям. В данном исследовании описаны методы, с помощью которых был создан проект «Танец листьев». Помимо методов выставочного и средового дизайна, были применены разные технологические приемы, которые сделали выставку площадкой взаимодействия между выставочным пространством и человеком. В частности, одним из технологических приемов было использование различного светового оборудования. Кроме того, в данном исследовании показана роль методов социальной коммуникации при создании дизайнерских проектов. В результате анализа проекта «Танец листьев» был сделан вывод о том, что дизайн выставочной среды является платформой, соединяющей в себе искусство и технологии. Дизайн выставки – это не только явление в рамках одного мероприятия, это не просто площадка информационного и интерактивного взаимодействия между посетителями, посетителями и пространством, это также и феномен, который может иметь продолжение за границами конкретного места и времени и обладать функциональным значением в бытовой жизни.
Лебедев Н.И. - Опыт дизайн-проектирования промышленного оборудования: к вопросу о стандартизации в промышленном дизайне (на материале проекта модернизации испытательного оборудования индийской компании BiSS) c. 161-184

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31943

Аннотация: Актуальность освещаемых в статье вопросов обращения к стандартизации в ходе дизайн-проектирования определяется наблюдаемым в последние десятилетия изменением характера организации окружающего человека предметного мира, его усложнением и возрастающей неупорядоченностью. Предметом исследования является специфика применения принципов стандартизации в проектной практике промышленного дизайна с акцентом на интерпретацию последнего как деятельности по проектированию пользовательского опыта. Особое внимание уделяется описанию и анализу опыта обращения к проектным возможностям стандартизации в ходе разработки дизайна промышленного испытательного оборудования. В ходе анализа автор обращается как к современным исследованиям в области промышленного дизайна, так и к ставшим классикой теории дизайна работам, одновременно опираясь в своем исследовании на такие методы как наблюдение (в том числе включенное, в частности, такая его форма как «шедоуинг» или сопровождение), метод проектного моделирования, проектно-экспериментальный метод. Научная новизна исследования заключается в определении и уточнении места стандартизации в современном промышленном дизайне, которое сегодня лежит в поле проектирования опыта пользовательского взаимодействия. Важным итогом явилось также создание разработки, новизна которой подтверждена международным патентом. Результатом применения принципов стандартизации в ходе дизайн-проектирования органов управления и защитных элементов испытательных машин стало комплексное решение таких задач, как обеспечение стилистического единства всего модельного ряда оборудования, эргономика рабочих мест операторов, экономия материальных, человеческих и временных ресурсов. В заключение намечаются перспективы присутствия стандартизации в промышленном дизайне ближайшего будущего в связи с необходимостью приведения растущего множества технических устройств к «общему знаменателю».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"