Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Изобразительные искусства"
Изобразительные искусства
Езерницкая А.Б. - «Процессия на площади Сан-Марко» и «Чудо на мосту Сан Лоренцо» Джентиле Беллини: опыт смысловой интерпретации. c. 8-23

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21954

Аннотация: Нарративные живописные циклы эпохи Возрождения, подобно архивным документам, выступают в роли своеобразных первоисточников и содержат в себе важную информацию, позволяющую глубже раскрыть смысл хорошо известных работ. Предметом исследования являются два полотна Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко» (1496) и «Чудо на мосту Сан Лоренцо» (1500), написанные по заказу Большой Скуолы св. Иоанна Богослова (Scuola Grande di San Giovanni Evangelista) в Венеции. Основываясь на изученных архивных документах, в настоящей статье автор стремиться конкретизировать максимальное количество исторических персонажей - участников, изображенных Беллини событий. Используя в большей степени иконологический анализ, автор уточняет смысл и глубже раскрывает то, что называется внутренним значением произведения. Впервые хорошо известные, программные работы Беллини рассматриваются наравне с текстами первоисточников. Автор анализирует не сколько живописные свойства произведений, сколько их историческую информативность, анализируя венецианские реалии и уделяя внимание деталям, которые были важны для Джентиле Беллини в качестве признаков эпохи. В том числе, среди изображенных на обоих холстах идентифицированы представители "Обществ Чулка" (Compagnie della Calza), важные и неотъемлемые участники культурной жизни Венецианской Республики XV-XVI веков.
Кугушева А.Ю. - Дискурс исторического пейзажа в визуальном тексте киммерийской школы c. 80-87

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23447

Аннотация: Предметом исследования является развитие дискурса античного визуального и литературного наследия в изобразительном искусстве XIX - первой половины XX в. Представителей киммерийской школы разных поколений объединяет интерес к художественному образу Крыма, к историческому наследию полуострова. Одной из наиболее актуальных тем в изобразительном искусстве «киммерийцев» на протяжении XIX — первой половины XX в. является культурное наследие античности. Объектом исследования является изменение в прочтении визуального текста античной культуры в киммерийской школе живописи. В исследовании применены метод семиотического анализа произведений художников киммерийской школы; дескрипция визуальных образов; анализ литературных и нарративных источников. Основными результатами проведенного исследования являются: раскрытие культурного базиса античной и архаической тематики в искусстве; выявление ключевых направлений прочтения образов античности в наследии художников киммерийской школы, принадлежащих к разным поколениям. Особым вкладом автора в исследование темы является освещение творчества крымского художника С.Г. Мамчича (1924-1974). Новизна исследования заключается в рассмотрении динамики визуального текста исторического пейзажа в киммерийской художественной школе первой половины и середины XX в.
Шоколо И.Н. - Типичное и индивидуальное в портретах духовенства кисти Б.М.Кустодиева. c. 93-105

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20479

Аннотация: Данная статья посвящена малоизученному аспекту творчества Бориса Михайловича Кустодиева – портретам русского духовенства. Произведения, исследуемые в комплексе, охватывают период с 1901 года по 1920 год: от женского портрета,созданного во время обучения в Императорской Академии Художеств, заказных работ и этюдов, до двух листов из поздней акварельной серии "Русские типы". Автором предлагается применение категорий «индивидуального» и «типичного» для анализа художественных образов священников и монахинь, созданных мастером. Живописные произведения предлагаются в хронологическом порядке их создания. Проводится стилистическая и композиционная оценка, позволяющая проследить развитие и использование художником колористических и декоративных принципов, как основных художественно-выразительных средств, в рамках традиций русской реалистической школы. В качестве научной новизны в статье отмечается путь становления восприятия художником клерикального образа от индивидуальных характеристик модели к обобщенно-значимым. В результате автор исследования определяет тему портрета духовного лица в творчестве Кустодиева, как неотъемлемую часть его миропонимания «русского» и «национального».
Одинокова П.С. - Синтез живописи, литературы и каллиграфии в альбомных листах Шитао раннего периода. c. 139-173

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.18060

Аннотация: Предметом исследования являются альбомные листы Шитао. Альбомный формат – один из способов монтировки произведений традиционной китайской живописи, который возник и утвердился достаточно поздно, в эпоху Сун. На рубеже династий Мин и Цин большое распространение получили живописные альбомы со стихотворными надписями-темами. Таланты не только художника, но и каллиграфа и поэта сочетал в себе Шитао. Он оставил большое творческое наследие, немалую часть которого составляют произведения альбомного формата. В данной статье проводится историко-культурологический анализ листов из альбома Шитао, которые относятся к самому раннему творческому периоду художника. Автор делает вывод о том, что синтез живописи, каллиграфии и литературы в этих произведениях осуществляется сразу на нескольких уровнях: техники кисти и туши, пластики форм и структуры композиции. В данном исследовании расширен и дополнен опыт всестороннего творчества Шитао на примере альбомных листов. В научно-художественный оборот вводится новый изобразительный материал.
Скоробогачева Е.А. - Русский Север в творчестве В. М. Васнецова и художников его круга c. 153-196

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.2.576

Аннотация: Цель статьи – выявить значение образов и искусства Русского Севера в продолжении традиций национальной культуры России на примере творчества В. М. Васнецова и художников его круга. Дана характеристика произведений В. М. Васнецова, Ап. М. Васнецова, К. А. Коровина, М. А. Врубеля, Е. Д. Поленовой, С. В. Малютина и ряда других авторов. Особенно значим анализ значения образов и искусства Севера в творчестве В. М. Васнецова. Последовательно рассмотрено сложение его мировоззрения в детские, юношеские и зрелые годы. Сделан анализ выражения образов Севера в его живописи, графике, архитектурных проектах, декоративно-прикладном искусстве, прежде всего, в мебели. Рассмотрена степень претворения традиций северного народного искусства в проектах мебели В. Васнецова. Сделан ряд заключений.1. В. Васнецов и художники его круга постигали суть народной жизни, во многом благодаря Северу, что проявилось в познании ими древнего художественного языка и образов Севера, которые они обогатили своей индивидуальностью и содержанием своей эпохи. 2. Творчество В. Васнецова является характерным примером влияния искусства Русского Севера на художественный почерк. 3. Мастера обретали в северном крае новый художественный язык, что доказывает исключительную роль Русского Севера в возрождении национальных корней в искусстве России, в культуре в целом, на рубеже XIX-XX веков.
Лиманская Л.Ю. - Южно-украинская живопись второй половины ХХ века между нонконформизмом и трансавангардом c. 177-196
Аннотация: Несмотря на идеологический прессинг, наступивший в художественной жизни СССР в послевоенное время, в Одессе продолжали работать и преподавать такие представители классического авангарда, как Теофил Фраерман, Михаил Жук и Николай Шелютто. Они создали плодотворную творческую атмосферу, прививая своим ученикам вкус к философско-эстетическим размышлениям о языке искусства. Традиции раннего авангарда переосмысливались их учениками- лидерами нонкоформизма 50-60-х годов, О.Соколовым и Ю.Егоровым, которые создали новые живописные системы и в своем творчестве предвосхитили искания нонконформистов 70-х. ХХ века. Среди их последователей особое место занимает творчество группы "Мамай" . Опираясь на условно-декоративные эксперименты с плоскостью и цветом, разработанные в абстракционизме и неовизантизме, 10-20-х годов, художники этого объединения идут по пути абстрактно-символического развития образного языка живописи. Поколение 90-х- 2000-х получило возможность свободно выставляться, в Украине, России, за рубежом. О. Недошитко, В. Рябченко, А. Ройтбурд, В. Покиданец, В.Кабаченко и многие другие молодые художники 90-х стали участниками и лауреатами международных биенале, пленэров, выставочных проектов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"