ГЛАВНАЯ
> Журнал "Человек и культура"
> Рубрика "Эстетика и теория искусства"
Эстетика и теория искусства |
Субботский Е.В. - Магический кристалл Рене Магритта |
|
c. 86-124
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2014.3.12113
Аннотация: В статье дается анализ произведений бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта с точки зрения исследований происхождения искусства в палеоантропологии и магического мышления в психологии. Эти исследования показывают, что у истоков искусства лежит вера древнего человека в то, что рядом с обычным, земным миром существует магический, сверхъестественный мир, в котором обитают души людей и животных. Для общения с этим сверхъестественным миром человек создает особые средства – рисунки, скульптуру, архитектуру, абстрактные знаки и символы. В ходе долгого исторического процесса, вера в магический мир уступает место официальной религии, а у многих современных людей – вере в науку. Чувство магического превращается в чувство эстетического, а средства общения со сверхъестественным – в современное искусство. Однако иследования магического мышления в психологии показали, что у современного городского обитателя вера в магическое не исчезла, а ушла на уровень бессознательного. Хотя наше сознание может отрицать факт существование сверхъестественного, наше бессознательное «верит», что за пределами знакомого мира науки кроется мир сверхъестественного. В этом невидимом мире действуют не законы природы, а законы магии. Полотна Магритта заставляют современного человека почувствовать наличие в нем остаточной веры в существование сверхъестественного мира, отрицаемого современной наукой. Новизна: Впервые живопись Магритта рассматривается в контексте современных экспериментальных исследований магического мышления в психологии. Новым является и анализируемая в статье связь произведений Магритта с наскальной живописью позднего палеолита.Выводы: (1) Полотна Магритта являются квинтэссенцией исторической памяти искусства, уводящей нас на десятки тысячелений в прошлое, к искусству позднего палеолита. Эти полотна обращены к подсознательной вере современного человека в сверхъестественное; (2) Скрытая глубоко в бессознательном вера в сверхъестественное, резонируя с полотнами Магритта, порождает в современном зрителе ощущения загадки и тревоги, а также чувство «уже виденного», заставляя его эмоционально признать отрицаемую рациональным мышлением веру в существование сверхъестественной реальности.
Серов Н.В. - Логика оформления цветовых образов |
|
c. 106-176
|
Аннотация: Цель настоящей работы – наглядное представление различий между двумя стратегиями мышления в искусстве и культуре. Методология хроматизма позволила провести семантическое выделение цвета и рисунка в сочетании с известными закономерностями билатеральности мышления. В результате исследования получены семиотические характеристики, которые описывают специфику обыденного, формально-логического и творческого мышления, что может быть использовано в теории культуры, творчества, моды и практике искусствоведения.
|