Человек и культура - рубрика Искусство и искусствознание
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Искусство и искусствознание"
Искусство и искусствознание
Шириева Н.В., Коврикова Е.В. - Принципы музыкальной космогонии С. Губайдулиной (на примере цикла «Посвящение Марине Цветаевой») c. 10-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25595

Аннотация: Предметом исследования являются особенности проявления онтологизированности музыкального мышления Софии Губайдулиной, которые через мифологичность, религиозность и «бивалентность» в единстве взаимоисключающих друг друга миров позволяют ощутить логику смыслообразований композитора в «парадигме» космогонических мифов» и «природного начала». Это обусловило особое внимание авторов к исследованию дифференциации сонористической ткани хоровых сочинений композитора и двух способов вокального интонирования – чистого и с примесью дыхания - посредством приравнивания их к категориям Космоса и Хаоса, свойственных творческому кредо Софии Губайдулиной. Методы: Религиозная составляющая содержания музыки композитора обусловила восприятие драматургии сочинений С. Губайдулиной с позиции эсхатологических мифов. Однако «бивалентность» стиля С. Губайдулиной позволяет усмотреть в нем результат объединения разных мифологических моделей: «просвечивание» сквозь структурную основу сюжета эсхатологического мифа контура более ранней мифологической системы, которая требует определения собственного онтологического статуса и системы мифов космогонического типа. Выводы: 1. Рассмотрение музыкальной системы С.А. Губайдулиной в парадигме космогонических мифов, во-первых, дает возможность откорректировать глобальную оппозицию имманентного и трансцендентного, оппозиция Хаоса и Космоса, являющаяся базисным основанием структурной логики космогонических мифов. 2. Уточнение онтологического статуса структурной модели мифомышления Губайдулиной дает возможность откорректировать аналитические параметры интерпретации ее музыкальных сочинений (на примере хорового цикла«Посвящение Марине Цветаевой») с точки зрения древних космогонических моделей проявляет в их звуковой материи и структурных способах ее организации систему оппозиций, в основе которых лежит мифема «природное-искусственное» (или «природное-культурное).
Аль-Мамори Я. - Обращение к будущему с помощью визуализации данных в научно-фантастических фильмах: антиутопия или утопия c. 12-20

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.37817

Аннотация: Предметом исследования являются способы и приемы обращения к будущему в антиутопических и утопических фильмах. Объектом исследования выступают визуальные эффекты и способы отображения будущего, которые позволяют донести до зрителя смысл повествования. В процессе исследования отдельное внимание уделяется возможностям научно-фантастических фильмов, которые создают другой мир с помощью спецэффектов, подчеркивая многие темы и скрытые идеи, изображая при этом сказку. Особый акцент сделан на том, что современные технологии, возможности создания визуальных эффектов изменили киноиндустрию, в результате чего это усилило жанровое сближение кинопродуктов утопической и антиутопической направленности, вследствие чего появилась возможность создавать правдоподобные миры, чтобы научно-фантастические фильмы воспринимались более иммерсивным способом. Основными выводами проведенного исследования является заключение, что современная традиция визуализации научно-фантастических фильмов охватывает и переплетает антиутопии и утопии в рамках одного произведения, в результате чего повествования являются вдвойне вымышленными: они создают утопическое или антиутопическое место как декорацию для истории, и в то же время само место становится историей. Особый вклад автора заключается в том, что в процессе исследования выделены визуальные приемы представления будущего в кинематографической фантастике, которые неизменно содержат в себе культурные смыслы. Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе наиболее типичных приемов воспроизводства будущего в научно-фантастических фильмах с использованием визуальных эффектов, к числу которых относится, бруталистская архитектура, создание образа города-будущего.
Вань Ц. - Способы сохранения традиционного искусства цзяньчжи из Цзиньчжоу в современном Китае c. 21-29

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.37876

Аннотация: В данной статье рассмотрены методы сохранения искусства цзяньчжи из Цзиньчжоу. Среди способов обеспечения преемственности в этой области были выделены традиционное наследование, музейное дело, школьное образование, использование современных технологий, программа «продуктивного сохранения», а также организация образования. Расширение работы в направлении описанных методов позволит не только популяризировать искусство цзяньчжи, привлечь большее количество людей к его изучению и сохранению, но и самое главное, сохранить те нематериальные культурные ценности народа, которые отражают не только его традиции, обычаи, культуру, уклад жизни, но и его уникальность и идентичность . Автор делает вывод о возможности сохранения традиционного искусства посредством использования описанных им методов. Он указывает на необходимость развития ремесла цзяньчжи, так как оно воплощает в себе уникальные характеристики народа Цзиньчжоу, его культуру, традиции и идентичность. В то же время включить вырезание из бумаги в Цзиньчжоу в жизнь людей, необходимо рассчитывать не только на помощь и поддержку правительства, но и на любовь и признание народа. а также предпринять согласованные усилия на различных уровнях с помощью общественных сил и СМИ для того, чтобы искусство цзяньчжи и традиционная культура, которую оно несет, могли продолжать существовать и развиваться под их защитой.
Белоносова И.В. - Особенности воплощения жанра сюиты в сочинениях Евгения Кравцова c. 24-33

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20389

Аннотация: В статье впервые рассматриваются камерно-инструментальные сочинения сибирского композитора Е.Н. Кравцова. Проводится мысль о том, что его сюиты для фортепиано, скрипки и фортепиано, созданные в период с 1964 по 2000 г., составляют особую страницу творчества композитора, демонстрируя вариант композиции барочной сюиты. Анализируются главные композиционные признаки барочной сюиты и степень их претворения в сочинениях Е. Кравцова. Исторический ракурс позволяет выявить основной инвариант барочной сюиты и его значимость для всех последующих исторических эпох. Важнейшие признаки барочной сюиты рассматриваются в контексте сравнительного анализа композиционных моделей сюит Е. Кравцова и других, в частности западно-европейских, композиторов. Делается вывод о том, что инвариант барочной сюиты рассматривался композитором как модель, символ эпохи барокко и воплощал идеал гармоничной и классически уравновешенной музыкальной композиции. Все высказываемые в статье положения наглядно подтверждаются и разъясняются в развернутых аналитических схемах. Статья расширяет и углубляет представления об особенностях камерно-инструментальной сюиты в творчестве современных отечественных композиторов.
Матюнина Д.С. - К вопросу о портретной концепции К. А. Сомова середины 1890-х гг.: портрет Н. Ф. Обер. c. 34-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25685

Аннотация: Предмет исследования статьи - живописный портрет Натальи Францевны Обер работы Константина Андреевича Сомова, относящийся к раннему периоду творчества художника - середине 1890-х гг. Портрет рассматривается в контексте живописных исканий художника "до-мирискуснического" этапа. Кроме этого, живописная манера и концепция портрета анализируется с учетом влияний на творчество Сомова актуальных тенденций отечественной и европейской портретной живописи рубежа XIX-XX вв.: традиции русского реалистического портрета, европейской и скандинавской линий импрессионизма и салона. Автор статьи использует метод сравнительного искусствоведческого анализа, рассматривая портрет Н. Ф. Обер, написанный К. А. Сомовым в 1896 г., на фоне других портретных работ художника и его современников. Особенно ценным вкладом в исследование сомовской портретной концепции представляется анализ новых тенденций, появляющихся в портрете Н. Ф. Обер: композиционный строй картины, декоративность живописи, специфика пространственного построения и особенности колорита. Все эти черты отмечаются автором статьи как ключевые для формирования иконографии сомовского портрета "зрелого" периода.
Пшеничный П.В. - Святые жены в составе древнейших новгородских икон с центральным изображением святителя Николая мирликийского и образами избранных святых на полях c. 40-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.70147

EDN: IBHYOL

Аннотация: Почитание святителя Николая мирликийского было исключительно широко распространено в культуре Древней Руси, что нашло выражение не только во множестве вариантов изображения этого святого, но и в тех оттенках смысла, которые передаются стилистическими особенностями конкретных произведений. Особый интерес представляют те иконы, где в среднике дан образ св. Николая, а на полях – избранные святые. Предметом нашего исследования является группа памятников, где на полях икон с центральным изображением св. Николая в составе избранных святых присутствуют образы женской святости. Несмотря на определенный интерес к проблеме интерпретации интересующего нас чина святых в составе рассматриваемых икон, исследователи недостаточно активно обращались к данному аспекту темы. Одной из целей настоящей статьи является интерпретация этого извода, подразумевающая применение иконографического метода исследования. Не в последнюю очередь мы опираемся на стилистические особенности исследуемых изображений. В результате всестороннего анализа необходимо сделать вывод, что образы святых жен, во-первых, играют в новгородской художественной культуре значительную роль. Во-вторых, эти образы предстают как персонажи, соотносящиеся с экклесиологической тематикой, что связано и с особенностями их почитания, и со спецификой их размещения в иконографической программе памятников, в том числе на богослужебных предметах. Важен и еще один аспект восприятия рассмотренных нами композиций: святые жены, при вероятной их патрональной функции по отношению к семье заказчика, одновременно предстают как заступницы и покровительницы новгородцев и, шире, православных христиан. Данная грань восприятия изображений святых жен в составе интересующих нас икон с образом св. Николая в среднике станет особенно заметна при анализе более позднего материала – произведений XV–XVI столетий.
Му К. - Трансформация образов советского изобразительного искусства в послевоенный период (1945 - 1960 года) c. 45-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.23778

Аннотация: Предметом исследования является советское искусство в контексте развития художественной культуры послевоенного периода (1945 – 1960 года). Также внимание сосредоточено на росте художественных кадров, притоке молодых сил, национальном и творческом многообразии произведений искусств как достижении на исследуемом этапе времени. Целью работы стала необходимость расширить существующие знания обизобразительном искусстве первого послевоенного пятнадцатилетия, которое теснейшим образом связывается с предшествующим этапом - периодом Великой Отечественной войны. А также акцентирование внимания на том, как художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, высокие моральные качества советских людей. В исследовании подчеркивается, что живописцы, пережившие годы тяжких страданий в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке. С точки зрения теории искусства автор статьи охарактеризовала взаимосвязь между понятиями «советское искусство», «официально утвержденное искусство» и «реалистический метод». Методология исследования предопределена целью работы, а ее базисом стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание советской живописи исследуемого периода. Методологической базой исследования стали тематически необходимые труды по теории и истории искусства, истории культуры СССР, философии искусства. Использован также ряд электронных изданий. Основой статьи выступает сравнительно-исторический метод, которыйпомогает определить специфику советского изобразительного искусства послевоенного периода (1945 – 1960 гг.). Благодаря этому методу в статье уточняется, что трансформации в художественно-образной структуре живописи СССР учеными отслеживаются, начиная еще с довоенного периода. Новизна статьи заключается в пересмотре эволюции советского послевоенного изобразительного искусства с точки зрения непосредственноговпечатленияхудожников-участниковвойны.А также в характеристике значения творчества русских живописцев в развитии и сбережении отечественного искусства ХХ века. В выводах подчеркивается тот факт, что изобразительное искусство 1945 – 1960 годов повлияло на популяризацию тематики русской живописи послевоенных лет, которая была посвящена событиям Великой отечественной войны. На материалах фронтовых воспоминаний советскими художниками создано большое количество картин. Кроме этого, на культурную арену вышло неофициальное искусство, представленное на выставках и вызвавшее вокруг себя ажиотаж и критику со стороны властей.
Макеева С.О. - Инсталляционный дискурс: основные позиции и понятия c. 49-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32471

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются основные позиции и положения инсталляционного дискурса, то есть ключевых текстов, которые посвящены инсталляции и сформировали представление об этой художественной практике. Инсталляционный дискурс появился на Западе в начале 1960-х годов и к настоящему моменту получил полноценное развитие, так что в нём можно выделить "узловые точки", "объективные понятия", а также основные позиции или направления анализа инсталляции. В качестве элементов дискурса рассматриваются как академические монографии, так и арт-критика, тексты художников, выставочные каталоги. В статье используются методы дискурс-анализа Э. Лакло, Ш. Муфф, Н. Фэркло, а также общая теория дискурса М. Фуко, изложенная в "Археологии знания". Проведённый дискурс-анализ позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, три главных направления в инсталляционном дискурсе можно соотнести с тремя "поворотами" в философии и гуманитарной мысли ХХ века: феноменологическим, лингвистическим и перформативным. Во-вторых, благодаря дискурс-анализу можно проследить, каким значением "узловые точки" наделяются в различных направлениях дискурса. В-третьих, дискурс-анализ даёт представление об "объективных понятиях" дискурса, которые лежат в основе понимания инсталляции на современном этапе: "театральность"; интермедиальность; "разомкнутый", анти-объектный характер инсталляции; сайт-специфичность; институциональная критика; мультисенсорность и эфемерность.
Аверьянова О.Н. - Между фотографией и искусством. Некоторые аспекты публикации «Фотография – не искусство». Ман Рэй/Андре Бретон (1937) c. 54-63

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.26500

Аннотация: Статья посвящена анализу небольшого альбома «Фотография – не искусство» (1937) созданного французским художником и фотографом американского происхождения Ман Рэем в сотрудничестве с лидером сюрреализма Андре Бретоном. Комбинация фотографий и подписей к ним, поэтическое предисловие Бретона представляют довольно необычную художественную концепцию, до сих пор малоизученную, открытую для множественных прочтений и толкований. В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с дискурсом об искусстве фотографии, ставшим особо актуальным в период нарастающего к ней интереса со стороны художников-авангардистов и отношение к этой теме одного из главных представителей модернизма. Автор сосредотачивает своё внимание на уникальном изобразительном ряде альбома, его специфике, рассуждая о природе фотографического изображения в контексте художественных идей 1920-1930-х гг.: дадаизма, сюрреализма, «новой вещественности». Новизна исследования состоит в представлении оригинальных выводов автора о взаимосвязи личной эстетической программы художника и культурных практик эпохи. Риторика и семантика фотографии как «специфического искусства» связана с её уникальной дескриптивной способностью быть не только прямой и правдивой, но многозначительной и иллюзорной. Действительно, снимки альбома демонстрируют возможность сделать видимым нечто, что не принадлежит порядку видимого, а значит понятийного. Автор приходит к выводу, что «банальный», часто не заслуживающий особого внимания исследователей творчества Ман Рэя фоторяд вовсе не вторичен, а сам проект, осуществлённый художником-модернистом, обладающим высоким уровнем компетенции в область культурного маркетинга, демонстрирует новую специфику «художественной продукции» её релевантность эстетической, идеологической или коммерческой изобразительной модели.
Ван Ф. - Этапы и особенности развития китайской монументальной скульптуры c. 59-66

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.39852

EDN: ITELHO

Аннотация: Монументальная и религиозная скульптура была основной формой древнекитайской скульптуры. Существовало крайне мало публичных монументальных скульптур. Данное явление было связано с традиционной китайской культурой и социально-экономической ситуацией. Только после 1949 года в Китае появилось множество монументальных скульптур на тему революции, что имело важную связь с политикой того времени. Эта статья написана в следующих трех частях: обзор развития монументальной скульптуры в древнем Китае; история развития монументальной скульптуры с 1840 г. до 1949 г; обзор развития монументальной скульптуры после основания Китайской Народной Республики. Что касается монументальных скульптур, то с развитием общества, политика в области культуры и искусства поддерживала диверсификацию, художники получили больше свободного творческого пространства. Диапазон творческих тем постепенно расширялся и появилось больше возможностей выбора стиля и языка. Только в 1990-х годах китайская экономика начала трансформироваться в рыночную. Под этим воздействием, монументальная скульптура попала под влияние иностранных культур. Мы считаем, что Китай может полагаться на свою собственную историю, культуру и национальный дух, и объединение исторических ресурсов Китая с зарубежными культурами — это путь к развитию китайской монументальной скульптуры.
Лун С. - Общие черты концепции живописи Анри Матисса и древнекитайской живописной мысли c. 60-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40837

EDN: SGXDGO

Аннотация: Матисс, знаковый художник школы Зверева, был новаторским европейским художником-модернистом. Он проявлял большой интерес к восточной живописи и черпал в ней вдохновение, внедряя в свои картины плоскостность, орнаментальность и яркие формы цвета, которые ценились в восточной живописи. Его уникальный подход к пространству в композиции похож на метод «белого пространства» в китайской живописи, который отменяет традиционные европейские правила перспективы, а его минималистский подход к живописи и изображениям привел к формированию ярко выраженного восточного стиля живописи. Его «точность не есть реальность» схожа с китайской концепцией «подобия и неподобия», а его понимание отношений между внешним миром и собой схоже с китайской концепцией. В то же время концепция субъективного выражения Матисса, которая сосредоточена на выражении субъективных чувств, а не на воспроизведении объективной природы, также очень похожа на стремление к выражению субъективных идей, заложенное в традиционной китайской живописи тушью. Подход Матисса к восточному искусству не был копией или простым дополнением к его собственной живописи. Он впитывал восточное искусство творчески, извлекал элементы, которые были близки его сердцу, интериоризировал их и делал свои работы похожими по внутренней структуре или общим взглядам с восточной живописью с точки зрения духа, концепции и формы искусства.
Сычева Ю.А. - Принцип типологического параллелизма Заветов в христианской иконографии: к проблеме терминологии c. 61-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.38269

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является формирующийся в зарубежной и отечественной историографической традиции терминологический аппарат, описывающий понятия, связанные с принципом типологического параллелизма Заветов в христианской иконографии. Данный принцип основывается на доктрине "Согласования Заветов" (рассмотрения ветхозаветных событий в качестве прообразов новозаветной истории) и лежит в основе организации сюжетов уже в ряде памятников раннехристианского искусства. В эпоху Высокого Средневековья этот принцип становится одним из основополагающих в иконографии памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Предметом исследования стал процесс сложения общепринятой терминологии в исследованиях, посвященных рассматриваемому иконографическому приему. В статье также поднимается проблема корреляции между терминами, используемыми в зарубежной и отечественной историографии. На основании анализа сложения терминологического аппарата в исследованиях по христианской иконографии в статье делается вывод об отсутствии в современной науке, в особенности в отечественной, единой системы терминов для описания чрезвычайно важного и распространенного феномена христианской иконографии – отражения в изобразительных циклах принципа "Согласования Заветов". Прослеживая этимологию используемых понятий, автор статьи наглядно демонстрирует существующие противоречия в терминах "тип", "антитип" и "антетип", а также анализирует сложности, возникающие при переводе данных понятий на русский язык. На основании этого исследования становится возможным предложить наиболее корректные и однозначно трактуемые термины. Актуальность исследования объясняется отсутствием в отечественной исследовательской литературе системы терминов для обозначения рассматриваемого иконографического принципа, а также отдельных ветхозаветных сюжетов-прообразов и их новозаветных аналогий.
Яйленко Е.В. - Образ святого Иеронима в искусстве венецианского Возрождения и идеал созерцательного досуга. c. 64-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.26567

Аннотация: Предметом исследования является группа произведений искусства венецианского Возрождения, объединенных показом одной художественной темы, изображения святого Иеронима, христианского писателя и деятеля церкви, среди сельской природы. Ее оформление в местной школе связано с распространением в венецианском обществе гуманистического идеала созерцательного досуга, воплощением которого служит образ святого, иногда отождествлявшегося с фигурой ренессансного гуманиста. Особое внимание уделяется картинам ведущих художников местной школы живописи – Джованни Беллини, Тициана, Лоренцо Лотто, в которых прослеживается эволюция данного образа, сначала осуществлявшаяся под воздействием положений гуманизма, а в дальнейшем испытавшая влияние со стороны идейных установок Контрреформации Метод исследования заключается в рассмотрении различных иконографических типов изображения святого, при котором основное внимание уделяется анализу художественного построения показанной сцены и принципов композиционной организации окружающего пейзажа, а также тому, как осуществляется в картинном формате соединение ландшафта и человеческой фигуры. Новизна работы заключается в том, что впервые прослежена историческая эволюция изображения святого Иеронима в венецианском искусстве и показано, как происходило сложение новой иконографической схемы, представляющей христианского теолога размышляющим среди природы, подобно античному философу. Ее существование было ограничено временем двух первых десятилетий XVI века, после чего художники снова вернулись к изображению кающегося Иеронима, которое представлялось в большей степени соответствующим требованиям религиозной догматики.
Чжан Ц. - Придворная живопись эпохи Цин: документальные работы c. 75-90

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.19406

Аннотация: В статье Чжан Цзунгуана «Придворная живопись эпохи Цин: документальные работы» объектом исследования является дворцовая живопись указанного периода. Предмет рассмотрения – живописные работы цинской эпохи, написанные придворными художниками и достоверно отражающие реальные лица и события. Автор подробно рассматривает произведения, посвященные военным действиям, инспекционным походам императоров, жертвоприношениям, церемониям, пирам, подношениям даров, охоте, при этом оговаривается отличие понятия «реализм» в европейском и китайском искусствоведении. Особое внимание автор уделяет демонстрации художественных достоинств этих произведений и показывает, каким образом в некоторых из них проявляется сино-европейский стиль. Методологической основой статьи стали философские и общенаучные, а также частнонаучные методы и принципы: сравнительный принцип, принципы историзма, системного анализа, анализ и синтез, индукция и дедукция; методы искусствоведческого изучения большого количества изобразительного материала, сравнительно-стилистический метод; культурологические методы исследования социокультурных реалий, в том числе компаративный, социологический, аксиологический, семиотический. Новизна проведенного, в частности на основании некоторого впервые вводимого в российское искусствоведение материала, исследования заключается в подробном искусствоведческом описании и атрибуции произведений «документальной живописи», в аргументированном утверждении высокой художественной и исторической ценности описываемых работ, в констатации синергического характера взаимодействия западных и китайских техник живописи в эпоху Цин.
Калина Н.Д. - Конструктивный реализм в построении художественных образов изобразительного искусства в контексте создания символических смыслов c. 77-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38275

EDN: EBEVWE

Аннотация: Объектом исследования являются символические и аллегорические смыслы художественных образов изобразительного искусства, построенных в единстве многообразного с опорой на принцип взаимосвязи реального и условного. Предметом исследования становится сравнение способов метафизического и конструктивного реализма в создании эстетически выразительных форм художественных образов, выражающих символические смыслы. В статье систематизированы методы создания художественных образов в конструктивном реализме: типизация, стилизация, художественные и теоретические обобщения, анализ, синтез, применение конструктивных идей объединения частей целого, геометрическое обобщение формы в построении пространственной структуры объекта, художественные интерпретации. Основным методом исследования образов становится анализ визуальных контекстов применения концепции методов и других средств построения художественных образов. Новизна статьи заключается в конструктивном реализме в создании более глубоких символических смыслов, чем передают общепринятые формы реализма. При конструктивном реализме эстетически выразительные образы создаются в единстве разнородного и не искажают конвенциональных значений смыслов. В дифференциации средств и интеграции слоев изображения образ представляет единый символический смысл. В результате анализа конструктивного реализма выявлено четыре закономерных процесса построения единства многообразного в форме и содержании художественных образов. Вывод состоит в том, что конструктивный реализм к построению художественных образов обладает практической значимостью. Образы характеризуются эстетической выразительностью, этим привлекают внимание зрителей. В выражении через форму символических смыслов, образы приобретают потенциал визуальной коммуникации с людьми.
Бурматов М.А. - Зарождение новых форм песенного репертуара в Советской России (20-30-е годы ХХ века) c. 88-97

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.22039

Аннотация: Объектом исследования является советская песня 20-30-х гг. ХХ века как жанрово-стилевой феномен. Предмет исследования - изучение проблем истории развития, содержательной структуры, особенностей песенного репертуара в эти годы. Смена общественно-политической формации в России, вызванная революционными событиями Октября 1917 года, серьезно видоизменила национальную культурную идентичность, в т.ч. в песенном творчестве. В статье делается попытка проследить исполнительские традиции того времени (народная песня, городской фольклор, массовая песня). Используя методику анализа, автор отмечает наличие кризиса в ряде устоявшихся песенных жанров, развитие на их фоне новых форм песенного репертуара. В работе указывается на ряд особенностей, характерных для отечественного вокального искусства на указанном историческом временном этапе. Так, акцентируется внимание на развитие лирической интонации в песне, что способствовало популяризации музыкальных произведений. Наличие широкого самодеятельного творчества. Выделяется роль джазовой музыкальной культуры как катализатора в развитии новых черт эстрадного музыкального творчества.
Вань Ц. - Влияние буддизма на традиционный китайский орнамент лотоса c. 89-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36541

Аннотация: орнамент лотоса является одним из традиционных китайских орнаментов, история применения которого уходит глубокую древность. В эпоху правления династий Вэй, Цзинь, а также в период Северных и Южных династий (222-589 гг. н.э.) буддизм начал широко распространяться на территории Великой Китайской равнины. Под влиянием буддизма изменились формы, методы выражения и значения традиционных китайских орнаментов, которые были представлены в виде лотоса.В данной статье приводится анализ особенностей объединения буддийского орнамента лотоса с традиционной китайской культурой, а также степени влияния буддизма на форму, средства выражения и символическое значение орнаментов лотоса в китайском обществе. Особенности развития орнамента лотоса в Китае после распространения буддизма анализируются при помощи изучения научной литературы, а также исследований по данному направлению. В данной статье изучаются основные этапы развития орнамента лотоса в буддийском украшении, на основе которых формируется вывод о том, что буддизм сыграл важнейшую роль в процессе видоизменения характеристик, средств выражения орнамента лотоса, а также в значительной степени дополнил и преобразовал символическое значение лотоса в китайской культуре и общественном восприятии. Буддизм не только обогатил внешний вид и форму китайского орнамента, но и внес важнейший вклад в его внутреннее содержание.
Соколова М.В. - Основные типологические элементы и их значение в викторианском загородном доме c. 97-106

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29300

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является британский загородный дом эпохи королевы Виктории. Предметом исследования стали основные типологические элементы, характерные для загородного жилища викторианского времени, такие как башня, так называемый Большой холл и капелла. Важно отметить, что эти элементы не просто типичны для викторианских усадебный домов, они несут важнейшую смысловую нагрузку. Идеи социального служения и нравственной ответственности перед обществом, столь значимые для менталитета викторианского времени, находят себе в этих формах зримое воплощение Методология, использованная в данной работе, включает в себя такие традиционные методы искусствоведческого исследования, как формально-стилистический и историко-культорологический анализ. Научная новизна данного исследования заключается в том, что Викторианский усадебный дом рассматривается в нем не только как определённое явление в истории архитектуры, но, прежде всего, как феномен, позволяющий пролить свет, на особенности викторианского менталитета. Проведённое исследование позволяет показать, каким образом он находит себе непосредственное воплощение в архитектуре английского загородного дома рассматриваемой эпохи.
Галямов А.А., Ершов М.Ф. - М. А. Тебетев: социокультурные истоки живописи хантыйского художника c. 104-111

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.32286

Аннотация: Предметом исследования является творчество самобытного хантыйского художника Митрофана Алексеевича Тебетева (1924-2011), которое рассматривается с точки зрения анализа его социокультурных истоков. Творческое развитие данного самобытного хантыйского художника происходило на стыке двух взаимно проникающих культур: патриархальной культуры обских угров и культуры советского официоза. М. А. Тебетев достаточно органично впитал в себя обе эти культуры. Может показаться, что для его изобразительного творчества характерно тяготение к наивному стилю. Однако данная оценка во многом обедняет анализ содержания картин данного художника. Поэтому определённое отрешение от избыточного узкопрофессионального искусствоведческого дискурса способно вывести рассмотрение его творчества на иной, общекультурный уровень. Важнейшую часть исследования составили труды таких теоретиков как П. Тиллих, М. Дворжак, А. Хаузер, В. Н. Прокофьев, обусловившие, в свою очередь, теоретико-методологическое основы данной статьи. Источниками исследования послужили работы М. А. Тебетева, каталоги выставок и репродукции его произведений, а также труды, посвящённые творчеству художника. Основными выводами проведённого исследования являются: работы М. А. Тебетева обладают свойствами визуальных историко-этнографических источников. Развитие отечественной живописи от фотографической точности, к латентной иконописной простоте и открытому архетипическому язычеству отображает глубокие изменения в мировоззрении второй половины XX – начала XXI в.
Агратина Е.Е. - Память о парижском живописце в текстах второй половины XVII -XVIII века c. 104-120

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.40752

EDN: XDRLQM

Аннотация: Статья посвящена изучению письменных источников, связанных с проблемой сохранения памяти о парижском живописце второй половины XVII-XVIII века. С возникновением Королевской академии живописи и скульптуры биографические очерки о принадлежащих этому учреждению мастерах стали появляться регулярно. Их созданием до середины XVIII века занимался историограф Академии, а позже – знатоки изящных искусств из числа свободных и почетных членов, друзья и родственники художников. Занявшись изучением указанных источников, автор поставил себе целью реконструировать значение памяти и посмертной славы для представителей художественной среды того времени, выяснить, каким хотел выглядеть парижский живописец в глазах потомков и как идея личной славы согласовывалась с желанием обеспечить процветание и лидирующее место в Европе собственно французской художественной школы. Научная новизна исследования предопределена отсутствием фундаментальных работ по данной теме как в отечественной, так и в европейской историографии. Актуальность же обусловлена существующим в современной науке интересом к социологическим аспектам истории искусства, различным бытовым и мировоззренческим факторам, определяющим положение живописца в окружающем мире. В результате внимательного ознакомления с корпусом оригинальных текстов автор обнаружил наличие определенной схемы, по которой строится любое академическое жизнеописание. После биографических сведений и восхвалений личных качеств покойного мастера следует подробное описание его произведений. Тексты, написанные друзьями и родственниками, носят обыкновенно более сентиментальный характер и приближаются к жанру биографической повести. В обоих случаях оказывается важным не только сохранить память о наследии художника, но и представить его как личность. При этом биографы ставили себе целью не только сочинить ряд индивидуальных жизнеописаний, но и создать панорамную историю французской живописной школы, в которой видели лидера современного художественного процесса.
Колпецкая О.Ю., Спиридонова Н.С. - «Реставраторский» спектакль Л. Мясина – О. Респиги "Лавка чудес" на музыку Дж. Россини c. 105-112

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.31031

Аннотация: Статья посвящена истории создания балета «Лавка чудес» («Boutique fantasque»), премьера которого состоялась в Лондоне в 1919 году. Над спектаклем работали выдающиеся представители разных видов искусств Леонид Мясин, Отторино Респиги, Андре Дерен. Этот блистательный союз творческих людей возник благодаря инициативе и организаторскому таланту известного русского антрепренера Сергея Дягилева, ему же принадлежала идея возродить балет Й. Байера «Фея кукол», но в иной хореографической и музыкальной интерпретации. Музыкальный материал балета основан на фортепианных пьесах Дж. Россини из сборника «Péchés de vieillesse» («Грехи моей старости»), оркестрованных О. Респиги. Рассматриваемая тема открывает возможность целенаправленного изучения такого явления в искусстве как «реставраторский» спектакль (О. Брезгин), что представляется весьма актуальным в связи с междисциплинарными научными исследованиями. Методологической основой статьи явились труды отечественных и зарубежных ученых, деятелей балетного театра, чьи работы напрямую или опосредованно касаются заявленной темы.
Цинянь Ч. - Художественные особенности расписной керамики Маджиаяо c. 106-118

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36550

Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена стремлением современной науки к поиску редких артефактов и уникальных явлений культуры различных народов. Художественные особенности расписной керамики Маджиаяо – это культурное явление, исследование которого весьма интересно и перспективно. Задачи исследования: – дать общую характеристику периода Маджиаяо; – рассказать об истории возникновения культуры Маджиаяо; – дать характеристику формы керамических изделий культуры Маджиаяо; – описать декоративные особенности расписной керамики Маджиаяо. Цель исследования – рассмотреть и проанализировать художественные особенности расписной керамики в Маджиаяо. В статье говорится о том, что Маджиаяо – это культура, которая называлась «культура Яншао Ганьсу» и развивалась почти параллельно с культурой Яншао. Однако в настоящее время доказано, что период культуры Маджиаяо был немного позже культуры Яншао. В статье раскрываются особенности керамического искусства этого периода: характерные цвета, формы, узоры. Методы исследования: историко-культурный, описательный, аналитический, синтезирующий. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что она знакомит с особенностями культуры Маджиаяо, подробно описывает специфику её керамики и дает почву для дальнейших, более глубоких исследований по данной тематике. Статья вносит практический вклад в курс искусствоведения и послужит полезным материалом при изучении теории и истории искусства, а также в курсе изобразительного искусства Китая. Научная новизна данного исследования  заключается в подробном исследовании особенностей декоративно-прикладного искусства Маджиаяо. В результате выделены и охарактеризованы особенности в исполнении керамических изделий Маджиаяо, их разновидности, эволюция, функциональные особенности, которые, в свою очередь, свидетельствует о бытовых обычаях, и эта связь чрезвычайно интересна, поскольку позволяет ознакомиться с экзотической культурой.
Лу С. - Роль даосизма в развитии образов садов и парков в китайском искусстве c. 106-116

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38677

EDN: DYYYIQ

Аннотация: В статье раскрывается роль даосизма в развитии образов садов и парков в китайском искусстве. Даосизм рассматривается как духовный компонент традиционной культуры Китая, влияющий на все сферы человеческой сущности, в том числе на ее выражение в изобразительном искусстве. Проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы показать, как даосские представления о человеке и мире вокруг выразились в произведениях пейзажной живописи V–XIV веков, когда происходило как становление и развитие искусства изображения природы, так и формирование основополагающих принципов садово-паркового планирования. На оба феномена китайской культуре очевидное влияние оказывал даосизм, поэтому в фокусе внимания находятся живописные образы садов и парков и средства их художественного воплощения, которые сложились в результате воздействия философско-религиозных идей.   Целью публикации рассматривается стилистический и семантический анализ китайских средневековых пейзажей с изображением садово-парковых ансамблей и элементов, сформированных под влиянием даосской эстетики. Подобный ракурс должен обогатить российскую науку новыми сведениями о формировании и обогащении образного ряда в пейзажах китайских мастеров на протяжении длительного периода времени, а также оценить своеобразие визуальной интерпретации ими философско-эстетических представлений. Это позволит увидеть, как образы садов и парков передавали через символику изображений внутренний мир человека и самих авторов, как идеи даосов, связанные с названными образами, проявлялись не только в тематике картин, но и в художественной форме.
Агратина Е.Е. - Церковный заказ в карьере парижского живописца XVIII столетия c. 125-136

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40714

EDN: RSWTSC

Аннотация: Темой данного исследования является церковный художественный заказ в Париже XVIII века. Преобладание светского искусства в указанную эпоху не отменяло того, что живописцы продолжали активно взаимодействовать с церковью и выполнять для нее различные виды работ. Желая осветить проблему церковного заказа и его роли в жизни и карьере парижского живописца XVIII века, автор поставил перед собой несколько задач: классифицировать церковные заказы, определить их специфику, установить значение церковного заказа для мастеров, несмотря на постоянный приток дорогостоящих светских работ, найти точки пересечения церковного и светского заказа. Автор выделяет и последовательно рассматривает несколько разновидностей таких заказов: небольшие произведения, создаваемые для скромных приходов, масштабные живописные циклы для соборов столичного значения, работы, выполняемые для монастырей, часто имеющие особую, понятную лишь посвященным программу, а также портреты представителей духовенства. Научная новизна исследования обусловлена тем, что церковный заказ редко становился предметом внимания современных отечественных исследователей, хотя и нашел определенное отражение во франкоязычной искусствоведческой литературе, с которой автор внимательно ознакомился. В качестве примеров автор подобрал некоторое количество типичных для своей разновидности, но любопытных по программе произведений. В результате изучения собранного материала автор делает вывод, что церковный заказ, хотя и не являлся главным двигателем художественного прогресса своей эпохи, был неотъемлемой частью карьеры парижского живописца. На протяжении XVIII столетия церковь оставалась постоянным заказчиком и надежным партнером столичного мастера, требующим разнообразной и качественной художественной продукции.
Грызунова А.А. - Портреты представителей семьи Воронцовых, выполненные сэром Томасом Лоуренсом c. 132-140

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.30688

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются портреты представителей неразрывно связанной и с Великобританией, и с Россией русской семьи дипломатов Воронцовых. Эти произведения были выполнены английским художником сэром Томасом Лоуренсом (1769-1830) в начале XIX века, а именно, живописные портреты С Р. Воронцова - в 1805-06 гг., Е.С. Пембрук - в 1808 г., а М. С. Воронцова и графический портрет Е.К. Воронцовой - в 1821 г. Метод исследования заключается в подробном разностороннем рассмотрении изображений Воронцовых. При этом основное внимание уделяется сравнительному анализу воспоминаний современников о модели и живописного воплощения, выполненного Лоуренсом. Научная новизна заключается в рассмотрении данных портретов в одном из аспектов русско-английских художественных связей начала XIX века – связи Лоуренса с Россией и в расширении каталожных описаний новыми сведениями. Благодаря проведенному анализу, на конкретных примерах раскрывается тема русского заказа. Сопоставление живописных и графических работ Лоуренса с письменными воспоминаниями о представленных моделях доказывает тот факт, что его портреты очень точно отражают внутренний мир моделей и то впечатление, которое они производили на современников.
Пирязева Е.Н. - Траутониум: особенности произведений для электромузыкального инструмента c. 141-148

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.32243

Аннотация: Предметом исследования является электромузыкальный инструмент траутониум и характерные черты произведений, написанных для этого инструмента. Развитие электронной музыки и ее инструментария вызвано инновационными преобразованиями и стимулируется постоянным появлением новых устройств, их усовершенствованием и исчезновением либо перевоплощением в новую генерацию конструкций. Один из таких электромузыкальных инструментов траутониум, изобретенный в первой половине ХХ века. Этот инструмент не получил большой популярности, но накопил собственный репертуар, библиотеку видео- и аудиозаписей. В исследовании привлечена следующая методология: исторический, системный подходы, методы целостного, структурного, стилевого, компаративного анализа. Новизна состоит в предмете изучения, корпусе привлекаемых для музыковедческого анализа сочинений, а также в ракурсе их рассмотрения. В результате исследования удалось выявить свойственные сочинениям для траутониума концертность и концертирование, которые проявляются в комплексе эстетических и технологических принципов на разных уровнях музыкальной композиции.
Неровная Т.Е. - Современный фортепианный дуэт: ретроспективный анализ исполнительского искусства c. 141-150

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33379

Аннотация: Предметом исследования является эволюция искусства фортепианного дуэта с середины XX века до настоящего времени. Цель исследования – на основе ретроспективного анализа ансамблевой уникальности выявить в течение указанного периода основные тенденции в артистической деятельности фортепианных дуэтов. Проанализировать типы профессиональных дуэтных ансамблей и их особенности, обусловленные мобильной формой концертного бытования, а также изучить актуальный вопрос репертуарного обновления. Классифицировать фортепианные дуэты по «исполнительскому амплуа»: просветительскому и театрализованному или «эксцентрическому». Обозначить перспективы развития дуэтного исполнительского искусства. Методами исследования являются: сравнительный, логический, ретроспективный. Ретроспективный метод способствовал определению: критериев ансамблевой специализации фортепианных дуэтов по принципу duet или duo, разновидности просветительских дуэтов по репертуарным предпочтениям.     Научная новизна определяется тем, что ретроспективный анализ позволил выявить в современном дуэтном исполнительстве, с одной стороны, тенденцию к сохранению и преумножению лучших традиций в исполнительской культуре фортепианного дуэта, с другой – поиск новых, креативных по своей идее, форм ансамблевого искусства. В качестве источника нового репертуара, включающего оригинальные сочинения для четырехручного ансамбля, впервые представлен аннотированный каталог американского исследователя К. МакГроу (издание 2016 г., исправленное и дополненное). Выводы. Огромный потенциал жанра (способность к многоуровневому диалогу, театральная выразительность визуального образа ансамбля и его особая телегеничность) способствует успешному развитию фортепианного дуэта в условиях музыкальной индустрии. Ансамблисты, смело раздвигая границы традиционного концертного пространства, сближаются в своей практике с эстетикой шоу или перформанса, что свидетельствует об экспериментальном характере творчества фортепианных дуэтов в первые десятилетия XXI века. В качестве перспектив развития обозначены поиски новых путей популяризации жанра, исследовательская работа по расширению существующего дуэтного репертуара, возможность создания интернет-платформы с целью централизации мирового репертуарного фонда фортепианных ансамблей.
Митник М.А. - Искусство экспонирования светильников типа "люстра" как художественных объектов под открытым небом c. 151-159

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36483

Аннотация: В статье рассматривается экспонирование светильника типа «люстра» под открытым небом. Предметом статьи стали проекты, демонстрирующие как исторические образцы люстр в их действительной фактурности и с желательным раскрытием функционала дополнительными средствами, так и современные их интерпретации внутри самостоятельных арт-проектов, использующих структурные и стилистические элементы люстр как часть топики или материал для рефлексии зрителя. Для более глубокого изучения люстры как объекта художественного экспонирования под открытым небом были изучены сайты и каталоги выставок, методологические пособия, статьи и книги, в которых демонстрируются способы презентации в целом объектов декоративно-прикладного искусства.     Были выявлены подходящие проекты. На основании максимальной выборки был произведен типологический анализ таких проектов с учетом средовых эффектов и концепций, прежде всего экологических, лежащих в основе конкретных решений. Исследование позволило сделать вывод, что открытое пространство города и сада дает возможность продемонстрировать классические люстры и разнообразные интерпретации на тему потолочного освещения наибольшему количеству посетителей, подчеркнуть свойства материала (фактурность) и раскрыть эстетику осветительных приборов не как исторически замкнутую или подчиненную какому-то бытовому концепту, но как размыкающую привычные концепты, ассоциируемые с пространством.
Абрамкин И.А. - Роль аксессуара в женском интерьерном портрете М.-Э. Виже-Лебрен c. 153-163

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69108

EDN: DVDBJM

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению женских интерьерных портретов, созданных М.-Э. Виже-Лебрен (1755–1842) во время пребывания в России (1795–1801 годы). Целью исследования является выявление роли аксессуара в портретной концепции французской художницы, которая отличается пристальным вниманием к предметной составляющей живописи и разнообразным деталям. Актуальность работы обусловлена тем, что внимательное изучение данной группы произведений, представляющих модель в поясном срезе, способствует как сравнению с портретами, которые изображают фигуру в поколенном срезе или в полный рост и акцентируют объемно-пространственные аспекты в ее трактовке, так и выявлению специфики творческого подхода М.-Э. Виже-Лебрен при создании различных вариантов интерьерного портрета в России. Методология исследования основана на сочетании формального, сравнительно-исторического и контекстуального анализа для определения характерных черт интерьерного портрета в творчестве мастера. Проведенное исследование позволяет прийти к выводам о том, что аксессуар в портретной концепции французской художницы не только показывает увлечения модели и ее семейные добродетели, но и усиливает выразительность произведения и индивидуальность портретируемой. При этом следует отметить, что трактовка аксессуаров демонстрирует скорее знаки некоторого действия, чем активную вовлеченность в него, и тем самым имеет условный характер, типологически соответствуя распространенному варианту полупарадного мужского портрета в виде государственного деятеля. Кроме того, подход М.-Э. Виже-Лебрен к данному типу интерьерного портрета обладает рядом характерных черт, к числу которых относятся убедительность и компактность позы, яркий колорит, интенсивное освещение, значительное внимание к написанию костюма и особая роль аксессуаров для индивидуализации облика модели.
Селезнев Е.К. - Проблема интерактивности современных медиа на примере фильма «Внутренняя империя» Дэвида Линча c. 157-167

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37364

EDN: KUGGGW

Аннотация: Автором работы затрагивается вопрос о том, применим ли термин «интерактивность» исключительно к произведениям с присутствием механизма выбора сюжетных линий, или допустимо утверждать, что интерактивным также может быть признано любое произведение, открытое к множеству интерпретаций и содержащее в себе некий интерактивный потенциал. Автором утверждается, что предпосылки для появления таких произведений следует искать в творчестве авангардистов 1960-х годов, таких как Пол Шариц, и кинематографе постмодернизма. Объектом исследования является фильм «Внутренняя империя» Дэвида Линча, который автор определяет как произведение с интерактивным потенциалом. Предметом исследования являются гипер-нарративные конструкции и способы их конструирования. Цель работы заключена в ответе на вопрос о том, как экранные произведения становятся интерактивными, несмотря на отсутствие в них механизмов выбора сюжетных линий, как с этим связан интернет, и почему всё это актуализирует прием остранения, описанный Виктором Шкловским еще в 1916 году. Новизна исследования заключается в предложении автором концепции, что экранное произведение без механизмов непосредственного выбора сюжетных ходов может быть отнесено к группе интерактивных благодаря присутствию в нем некоего «интерактивного потенциала». В качестве ответа на вопрос, при каких условиях в произведении может быть обнаружен такой интерактивный потенциал, автором выдвигается гипотеза, что его появлению предшествуют гипер-нарративные конструкции и использование в тексте приема остранения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.