Человек и культура - рубрика Искусство и искусствознание
по

 

 

Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Искусство и искусствознание"
Искусство и искусствознание
Шириева Н.В., Коврикова Е.В. - Принципы музыкальной космогонии С. Губайдулиной (на примере цикла «Посвящение Марине Цветаевой») c. 10-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25595

Аннотация: Предметом исследования являются особенности проявления онтологизированности музыкального мышления Софии Губайдулиной, которые через мифологичность, религиозность и «бивалентность» в единстве взаимоисключающих друг друга миров позволяют ощутить логику смыслообразований композитора в «парадигме» космогонических мифов» и «природного начала». Это обусловило особое внимание авторов к исследованию дифференциации сонористической ткани хоровых сочинений композитора и двух способов вокального интонирования – чистого и с примесью дыхания - посредством приравнивания их к категориям Космоса и Хаоса, свойственных творческому кредо Софии Губайдулиной. Методы: Религиозная составляющая содержания музыки композитора обусловила восприятие драматургии сочинений С. Губайдулиной с позиции эсхатологических мифов. Однако «бивалентность» стиля С. Губайдулиной позволяет усмотреть в нем результат объединения разных мифологических моделей: «просвечивание» сквозь структурную основу сюжета эсхатологического мифа контура более ранней мифологической системы, которая требует определения собственного онтологического статуса и системы мифов космогонического типа. Выводы:1. Рассмотрение музыкальной системы С.А. Губайдулиной в парадигме космогонических мифов, во-первых, дает возможность откорректировать глобальную оппозицию имманентного и трансцендентного, оппозиция Хаоса и Космоса, являющаяся базисным основанием структурной логики космогонических мифов.2. Уточнение онтологического статуса структурной модели мифомышления Губайдулиной дает возможность откорректировать аналитические параметры интерпретации ее музыкальных сочинений (на примере хорового цикла«Посвящение Марине Цветаевой») с точки зрения древних космогонических моделей проявляет в их звуковой материи и структурных способах ее организации систему оппозиций, в основе которых лежит мифема «природное-искусственное» (или «природное-культурное).
Белоносова И.В. - Особенности воплощения жанра сюиты в сочинениях Евгения Кравцова c. 24-33

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20389

Аннотация: В статье впервые рассматриваются камерно-инструментальные сочинения сибирского композитора Е.Н. Кравцова. Проводится мысль о том, что его сюиты для фортепиано, скрипки и фортепиано, созданные в период с 1964 по 2000 г., составляют особую страницу творчества композитора, демонстрируя вариант композиции барочной сюиты. Анализируются главные композиционные признаки барочной сюиты и степень их претворения в сочинениях Е. Кравцова. Исторический ракурс позволяет выявить основной инвариант барочной сюиты и его значимость для всех последующих исторических эпох. Важнейшие признаки барочной сюиты рассматриваются в контексте сравнительного анализа композиционных моделей сюит Е. Кравцова и других, в частности западно-европейских, композиторов. Делается вывод о том, что инвариант барочной сюиты рассматривался композитором как модель, символ эпохи барокко и воплощал идеал гармоничной и классически уравновешенной музыкальной композиции. Все высказываемые в статье положения наглядно подтверждаются и разъясняются в развернутых аналитических схемах. Статья расширяет и углубляет представления об особенностях камерно-инструментальной сюиты в творчестве современных отечественных композиторов.
Матюнина Д.С. - К вопросу о портретной концепции К. А. Сомова середины 1890-х гг.: портрет Н. Ф. Обер. c. 34-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25685

Аннотация: Предмет исследования статьи - живописный портрет Натальи Францевны Обер работы Константина Андреевича Сомова, относящийся к раннему периоду творчества художника - середине 1890-х гг. Портрет рассматривается в контексте живописных исканий художника "до-мирискуснического" этапа. Кроме этого, живописная манера и концепция портрета анализируется с учетом влияний на творчество Сомова актуальных тенденций отечественной и европейской портретной живописи рубежа XIX-XX вв.: традиции русского реалистического портрета, европейской и скандинавской линий импрессионизма и салона. Автор статьи использует метод сравнительного искусствоведческого анализа, рассматривая портрет Н. Ф. Обер, написанный К. А. Сомовым в 1896 г., на фоне других портретных работ художника и его современников. Особенно ценным вкладом в исследование сомовской портретной концепции представляется анализ новых тенденций, появляющихся в портрете Н. Ф. Обер: композиционный строй картины, декоративность живописи, специфика пространственного построения и особенности колорита. Все эти черты отмечаются автором статьи как ключевые для формирования иконографии сомовского портрета "зрелого" периода.
Му К. - Трансформация образов советского изобразительного искусства в послевоенный период (1945 - 1960 года) c. 45-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.23778

Аннотация: Предметом исследования является советское искусство в контексте развития художественной культуры послевоенного периода (1945 – 1960 года). Также внимание сосредоточено на росте художественных кадров, притоке молодых сил, национальном и творческом многообразии произведений искусств как достижении на исследуемом этапе времени. Целью работы стала необходимость расширить существующие знания обизобразительном искусстве первого послевоенного пятнадцатилетия, которое теснейшим образом связывается с предшествующим этапом - периодом Великой Отечественной войны. А также акцентирование внимания на том, как художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, высокие моральные качества советских людей.В исследовании подчеркивается, что живописцы, пережившие годы тяжких страданий в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке.С точки зрения теории искусства автор статьи охарактеризовала взаимосвязь между понятиями «советское искусство», «официально утвержденное искусство» и «реалистический метод». Методология исследования предопределена целью работы, а ее базисом стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание советской живописи исследуемого периода. Методологической базой исследования стали тематически необходимые труды по теории и истории искусства, истории культуры СССР, философии искусства. Использован также ряд электронных изданий.Основой статьи выступает сравнительно-исторический метод, которыйпомогает определить специфику советского изобразительного искусства послевоенного периода (1945 – 1960 гг.). Благодаря этому методу в статье уточняется, что трансформации в художественно-образной структуре живописи СССР учеными отслеживаются, начиная еще с довоенного периода. Новизна статьи заключается в пересмотре эволюции советского послевоенного изобразительного искусства с точки зрения непосредственноговпечатленияхудожников-участниковвойны.А также в характеристике значения творчества русских живописцев в развитии и сбережении отечественного искусства ХХ века. В выводах подчеркивается тот факт, что изобразительное искусство 1945 – 1960 годов повлияло на популяризацию тематики русской живописи послевоенных лет, которая была посвящена событиям Великой отечественной войны. На материалах фронтовых воспоминаний советскими художниками создано большое количество картин. Кроме этого, на культурную арену вышло неофициальное искусство, представленное на выставках и вызвавшее вокруг себя ажиотаж и критику со стороны властей.
Макеева С.О. - Инсталляционный дискурс: основные позиции и понятия c. 49-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32471

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются основные позиции и положения инсталляционного дискурса, то есть ключевых текстов, которые посвящены инсталляции и сформировали представление об этой художественной практике. Инсталляционный дискурс появился на Западе в начале 1960-х годов и к настоящему моменту получил полноценное развитие, так что в нём можно выделить "узловые точки", "объективные понятия", а также основные позиции или направления анализа инсталляции. В качестве элементов дискурса рассматриваются как академические монографии, так и арт-критика, тексты художников, выставочные каталоги. В статье используются методы дискурс-анализа Э. Лакло, Ш. Муфф, Н. Фэркло, а также общая теория дискурса М. Фуко, изложенная в "Археологии знания". Проведённый дискурс-анализ позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, три главных направления в инсталляционном дискурсе можно соотнести с тремя "поворотами" в философии и гуманитарной мысли ХХ века: феноменологическим, лингвистическим и перформативным. Во-вторых, благодаря дискурс-анализу можно проследить, каким значением "узловые точки" наделяются в различных направлениях дискурса. В-третьих, дискурс-анализ даёт представление об "объективных понятиях" дискурса, которые лежат в основе понимания инсталляции на современном этапе: "театральность"; интермедиальность; "разомкнутый", анти-объектный характер инсталляции; сайт-специфичность; институциональная критика; мультисенсорность и эфемерность.
Аверьянова О.Н. - Между фотографией и искусством. Некоторые аспекты публикации «Фотография – не искусство». Ман Рэй/Андре Бретон (1937) c. 54-63

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.26500

Аннотация: Статья посвящена анализу небольшого альбома «Фотография – не искусство» (1937) созданного французским художником и фотографом американского происхождения Ман Рэем в сотрудничестве с лидером сюрреализма Андре Бретоном. Комбинация фотографий и подписей к ним, поэтическое предисловие Бретона представляют довольно необычную художественную концепцию, до сих пор малоизученную, открытую для множественных прочтений и толкований. В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с дискурсом об искусстве фотографии, ставшим особо актуальным в период нарастающего к ней интереса со стороны художников-авангардистов и отношение к этой теме одного из главных представителей модернизма. Автор сосредотачивает своё внимание на уникальном изобразительном ряде альбома, его специфике, рассуждая о природе фотографического изображения в контексте художественных идей 1920-1930-х гг.: дадаизма, сюрреализма, «новой вещественности». Новизна исследования состоит в представлении оригинальных выводов автора о взаимосвязи личной эстетической программы художника и культурных практик эпохи. Риторика и семантика фотографии как «специфического искусства» связана с её уникальной дескриптивной способностью быть не только прямой и правдивой, но многозначительной и иллюзорной. Действительно, снимки альбома демонстрируют возможность сделать видимым нечто, что не принадлежит порядку видимого, а значит понятийного. Автор приходит к выводу, что «банальный», часто не заслуживающий особого внимания исследователей творчества Ман Рэя фоторяд вовсе не вторичен, а сам проект, осуществлённый художником-модернистом, обладающим высоким уровнем компетенции в область культурного маркетинга, демонстрирует новую специфику «художественной продукции» её релевантность эстетической, идеологической или коммерческой изобразительной модели.
Яйленко Е.В. - Образ святого Иеронима в искусстве венецианского Возрождения и идеал созерцательного досуга. c. 64-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.26567

Аннотация: Предметом исследования является группа произведений искусства венецианского Возрождения, объединенных показом одной художественной темы, изображения святого Иеронима, христианского писателя и деятеля церкви, среди сельской природы. Ее оформление в местной школе связано с распространением в венецианском обществе гуманистического идеала созерцательного досуга, воплощением которого служит образ святого, иногда отождествлявшегося с фигурой ренессансного гуманиста. Особое внимание уделяется картинам ведущих художников местной школы живописи – Джованни Беллини, Тициана, Лоренцо Лотто, в которых прослеживается эволюция данного образа, сначала осуществлявшаяся под воздействием положений гуманизма, а в дальнейшем испытавшая влияние со стороны идейных установок Контрреформации Метод исследования заключается в рассмотрении различных иконографических типов изображения святого, при котором основное внимание уделяется анализу художественного построения показанной сцены и принципов композиционной организации окружающего пейзажа, а также тому, как осуществляется в картинном формате соединение ландшафта и человеческой фигуры. Новизна работы заключается в том, что впервые прослежена историческая эволюция изображения святого Иеронима в венецианском искусстве и показано, как происходило сложение новой иконографической схемы, представляющей христианского теолога размышляющим среди природы, подобно античному философу. Ее существование было ограничено временем двух первых десятилетий XVI века, после чего художники снова вернулись к изображению кающегося Иеронима, которое представлялось в большей степени соответствующим требованиям религиозной догматики.
Чжан Ц. - Придворная живопись эпохи Цин: документальные работы c. 75-90

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.19406

Аннотация: В статье Чжан Цзунгуана «Придворная живопись эпохи Цин: документальные работы» объектом исследования является дворцовая живопись указанного периода. Предмет рассмотрения – живописные работы цинской эпохи, написанные придворными художниками и достоверно отражающие реальные лица и события. Автор подробно рассматривает произведения, посвященные военным действиям, инспекционным походам императоров, жертвоприношениям, церемониям, пирам, подношениям даров, охоте, при этом оговаривается отличие понятия «реализм» в европейском и китайском искусствоведении. Особое внимание автор уделяет демонстрации художественных достоинств этих произведений и показывает, каким образом в некоторых из них проявляется сино-европейский стиль. Методологической основой статьи стали философские и общенаучные, а также частнонаучные методы и принципы: сравнительный принцип, принципы историзма, системного анализа, анализ и синтез, индукция и дедукция; методы искусствоведческого изучения большого количества изобразительного материала, сравнительно-стилистический метод; культурологические методы исследования социокультурных реалий, в том числе компаративный, социологический, аксиологический, семиотический. Новизна проведенного, в частности на основании некоторого впервые вводимого в российское искусствоведение материала, исследования заключается в подробном искусствоведческом описании и атрибуции произведений «документальной живописи», в аргументированном утверждении высокой художественной и исторической ценности описываемых работ, в констатации синергического характера взаимодействия западных и китайских техник живописи в эпоху Цин.
Бурматов М.А. - Зарождение новых форм песенного репертуара в Советской России (20-30-е годы ХХ века) c. 88-97

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.22039

Аннотация: Объектом исследования является советская песня 20-30-х гг. ХХ века как жанрово-стилевой феномен. Предмет исследования - изучение проблем истории развития, содержательной структуры, особенностей песенного репертуара в эти годы. Смена общественно-политической формации в России, вызванная революционными событиями Октября 1917 года, серьезно видоизменила национальную культурную идентичность, в т.ч. в песенном творчестве. В статье делается попытка проследить исполнительские традиции того времени (народная песня, городской фольклор, массовая песня). Используя методику анализа, автор отмечает наличие кризиса в ряде устоявшихся песенных жанров, развитие на их фоне новых форм песенного репертуара. В работе указывается на ряд особенностей, характерных для отечественного вокального искусства на указанном историческом временном этапе. Так, акцентируется внимание на развитие лирической интонации в песне, что способствовало популяризации музыкальных произведений. Наличие широкого самодеятельного творчества. Выделяется роль джазовой музыкальной культуры как катализатора в развитии новых черт эстрадного музыкального творчества.
Соколова М.В. - Основные типологические элементы и их значение в викторианском загородном доме c. 97-106

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29300

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является британский загородный дом эпохи королевы Виктории. Предметом исследования стали основные типологические элементы, характерные для загородного жилища викторианского времени, такие как башня, так называемый Большой холл и капелла. Важно отметить, что эти элементы не просто типичны для викторианских усадебный домов, они несут важнейшую смысловую нагрузку. Идеи социального служения и нравственной ответственности перед обществом, столь значимые для менталитета викторианского времени, находят себе в этих формах зримое воплощение Методология, использованная в данной работе, включает в себя такие традиционные методы искусствоведческого исследования, как формально-стилистический и историко-культорологический анализ. Научная новизна данного исследования заключается в том, что Викторианский усадебный дом рассматривается в нем не только как определённое явление в истории архитектуры, но, прежде всего, как феномен, позволяющий пролить свет, на особенности викторианского менталитета. Проведённое исследование позволяет показать, каким образом он находит себе непосредственное воплощение в архитектуре английского загородного дома рассматриваемой эпохи.
Галямов А.А., Ершов М.Ф. - М. А. Тебетев: социокультурные истоки живописи хантыйского художника c. 104-111

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.32286

Аннотация: Предметом исследования является творчество самобытного хантыйского художника Митрофана Алексеевича Тебетева (1924-2011), которое рассматривается с точки зрения анализа его социокультурных истоков. Творческое развитие данного самобытного хантыйского художника происходило на стыке двух взаимно проникающих культур: патриархальной культуры обских угров и культуры советского официоза. М. А. Тебетев достаточно органично впитал в себя обе эти культуры. Может показаться, что для его изобразительного творчества характерно тяготение к наивному стилю. Однако данная оценка во многом обедняет анализ содержания картин данного художника. Поэтому определённое отрешение от избыточного узкопрофессионального искусствоведческого дискурса способно вывести рассмотрение его творчества на иной, общекультурный уровень. Важнейшую часть исследования составили труды таких теоретиков как П. Тиллих, М. Дворжак, А. Хаузер, В. Н. Прокофьев, обусловившие, в свою очередь, теоретико-методологическое основы данной статьи. Источниками исследования послужили работы М. А. Тебетева, каталоги выставок и репродукции его произведений, а также труды, посвящённые творчеству художника. Основными выводами проведённого исследования являются: работы М. А. Тебетева обладают свойствами визуальных историко-этнографических источников. Развитие отечественной живописи от фотографической точности, к латентной иконописной простоте и открытому архетипическому язычеству отображает глубокие изменения в мировоззрении второй половины XX – начала XXI в.
Колпецкая О.Ю., Спиридонова Н.С. - «Реставраторский» спектакль Л. Мясина – О. Респиги "Лавка чудес" на музыку Дж. Россини c. 105-112

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.31031

Аннотация: Статья посвящена истории создания балета «Лавка чудес» («Boutique fantasque»), премьера которого состоялась в Лондоне в 1919 году. Над спектаклем работали выдающиеся представители разных видов искусств Леонид Мясин, Отторино Респиги, Андре Дерен. Этот блистательный союз творческих людей возник благодаря инициативе и организаторскому таланту известного русского антрепренера Сергея Дягилева, ему же принадлежала идея возродить балет Й. Байера «Фея кукол», но в иной хореографической и музыкальной интерпретации. Музыкальный материал балета основан на фортепианных пьесах Дж. Россини из сборника «Péchés de vieillesse» («Грехи моей старости»), оркестрованных О. Респиги. Рассматриваемая тема открывает возможность целенаправленного изучения такого явления в искусстве как «реставраторский» спектакль (О. Брезгин), что представляется весьма актуальным в связи с междисциплинарными научными исследованиями. Методологической основой статьи явились труды отечественных и зарубежных ученых, деятелей балетного театра, чьи работы напрямую или опосредованно касаются заявленной темы.
Грызунова А.А. - Портреты представителей семьи Воронцовых, выполненные сэром Томасом Лоуренсом c. 132-140

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.30688

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются портреты представителей неразрывно связанной и с Великобританией, и с Россией русской семьи дипломатов Воронцовых. Эти произведения были выполнены английским художником сэром Томасом Лоуренсом (1769-1830) в начале XIX века, а именно, живописные портреты С Р. Воронцова - в 1805-06 гг., Е.С. Пембрук - в 1808 г., а М. С. Воронцова и графический портрет Е.К. Воронцовой - в 1821 г. Метод исследования заключается в подробном разностороннем рассмотрении изображений Воронцовых. При этом основное внимание уделяется сравнительному анализу воспоминаний современников о модели и живописного воплощения, выполненного Лоуренсом. Научная новизна заключается в рассмотрении данных портретов в одном из аспектов русско-английских художественных связей начала XIX века – связи Лоуренса с Россией и в расширении каталожных описаний новыми сведениями. Благодаря проведенному анализу, на конкретных примерах раскрывается тема русского заказа. Сопоставление живописных и графических работ Лоуренса с письменными воспоминаниями о представленных моделях доказывает тот факт, что его портреты очень точно отражают внутренний мир моделей и то впечатление, которое они производили на современников.
Пирязева Е.Н. - Траутониум: особенности произведений для электромузыкального инструмента c. 141-148

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.32243

Аннотация: Предметом исследования является электромузыкальный инструмент траутониум и характерные черты произведений, написанных для этого инструмента. Развитие электронной музыки и ее инструментария вызвано инновационными преобразованиями и стимулируется постоянным появлением новых устройств, их усовершенствованием и исчезновением либо перевоплощением в новую генерацию конструкций. Один из таких электромузыкальных инструментов траутониум, изобретенный в первой половине ХХ века. Этот инструмент не получил большой популярности, но накопил собственный репертуар, библиотеку видео- и аудиозаписей. В исследовании привлечена следующая методология: исторический, системный подходы, методы целостного, структурного, стилевого, компаративного анализа. Новизна состоит в предмете изучения, корпусе привлекаемых для музыковедческого анализа сочинений, а также в ракурсе их рассмотрения. В результате исследования удалось выявить свойственные сочинениям для траутониума концертность и концертирование, которые проявляются в комплексе эстетических и технологических принципов на разных уровнях музыкальной композиции.
Неровная Т.Е. - Современный фортепианный дуэт: ретроспективный анализ исполнительского искусства c. 141-150

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33379

Аннотация: Предметом исследования является эволюция искусства фортепианного дуэта с середины XX века до настоящего времени. Цель исследования – на основе ретроспективного анализа ансамблевой уникальности выявить в течение указанного периода основные тенденции в артистической деятельности фортепианных дуэтов. Проанализировать типы профессиональных дуэтных ансамблей и их особенности, обусловленные мобильной формой концертного бытования, а также изучить актуальный вопрос репертуарного обновления. Классифицировать фортепианные дуэты по «исполнительскому амплуа»: просветительскому и театрализованному или «эксцентрическому». Обозначить перспективы развития дуэтного исполнительского искусства. Методами исследования являются: сравнительный, логический, ретроспективный. Ретроспективный метод способствовал определению: критериев ансамблевой специализации фортепианных дуэтов по принципу duet или duo, разновидности просветительских дуэтов по репертуарным предпочтениям.     Научная новизна определяется тем, что ретроспективный анализ позволил выявить в современном дуэтном исполнительстве, с одной стороны, тенденцию к сохранению и преумножению лучших традиций в исполнительской культуре фортепианного дуэта, с другой – поиск новых, креативных по своей идее, форм ансамблевого искусства. В качестве источника нового репертуара, включающего оригинальные сочинения для четырехручного ансамбля, впервые представлен аннотированный каталог американского исследователя К. МакГроу (издание 2016 г., исправленное и дополненное). Выводы. Огромный потенциал жанра (способность к многоуровневому диалогу, театральная выразительность визуального образа ансамбля и его особая телегеничность) способствует успешному развитию фортепианного дуэта в условиях музыкальной индустрии. Ансамблисты, смело раздвигая границы традиционного концертного пространства, сближаются в своей практике с эстетикой шоу или перформанса, что свидетельствует об экспериментальном характере творчества фортепианных дуэтов в первые десятилетия XXI века. В качестве перспектив развития обозначены поиски новых путей популяризации жанра, исследовательская работа по расширению существующего дуэтного репертуара, возможность создания интернет-платформы с целью централизации мирового репертуарного фонда фортепианных ансамблей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"