по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Художественная культура и творчество"
Художественная культура и творчество
Шаповалова Н.В. - Крымская война в художественном творчестве ветеранов 1812 года (по произведениям П. А. Вяземского и Ф. Н. Глинки). c. 12-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25941

Аннотация: Предметом настоящей статьи выступает поэтическое творчество русских поэтов, ветеранов Отечественной войны 1812 года, Федора Николаевича Глинки и Петра Андреевича Вяземского, посвященное Крымской войне и обороне Севастополя в 1854-1855 гг. Автор выявляет и анализирует комплекс стихотворений, созданных в период с 1853 по 1867 год. Они касаются различных тем: прославления героев и военачальников, военных действий на Кавказе, бомбардировки Одессы, обороне Севастополя, восприятия Крымской войны как войны за веру, сатирических обзоров военных действий союзников и некоторых других. В статье затрагивается вопрос о восприятии русским обществом Крымской войны сквозь призму исторического опыта 1812 года. Методологической основой исследования служат принципы исторического познания: объективность, историзм. В статье используются сравнительно-исторические методы: художественное творчество поэтов рассматривается на фоне публицистических произведений и литературного процесса эпохи в целом. Обращение к художественной литературе предопределило использование междисциплинарных методов из арсенала филологии и литературоведения: в частности, текстологических методов и структурного анализа. В результате проведенного анализа выявлены основные мотивы, прозвучавшие в художественном творчестве Ф. Н. Глинки и П. А. Вяземского. Оценка ими событий Крымской войны как представителей поколения 1812 года прежде не попадала в поле зрения исследователей. Стихотворения поэтов встраиваются в широкую палитру отечественной культуры середины XIX века, чем подчеркивается их значение не только как личного впечатления, но и свидетельства эпохи. Особое внимание уделено произведениям выражающим формирующуюся историческую память об обороне Севастополя во время Крымской войны.
Вольф Д.В. - Практики DIY в художественной культуре: история и современность c. 31-40

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18768

Аннотация: Предметом исследования являются исторические закономерности возникновения и развития DIY-практик (от англ. «Do It Yourself» − сделай это сам) как вида любительского художественного творчества. Рассматриваются разные виды DIY-практик в контексте культурной эволюции от древнейших времен до современности. Обосновывается место DIY-практик в эстетике повседневности, историческое изменение роли человека как субъекта материальной и духовной деятельности. Особое внимание уделено функциям DIY-практик, важнейшая из которых преодоление отчуждения человека от его личного творческого начала. Деятельностный подход и историко-генетический метод культурологического исследования позволили выявить особенности DIY-практик как способа творческой самореализации личности в пространстве художественной культуры. Новизна исследования заключается в многоаспектном ретроспективном рассмотрении феномена DIY с учетом культурологического, социально-психологического и искусствоведческого ракурсов. Основным выводом исследования является прямая связь между постиндустриальной стадией развития общества и распространением DIY-практик в области художественной культуры. Показано, что феномен DIY охватывает многие сферы современной художественной культуры, от декоративно-прикладного искусства до музыкального и медийного творчества. Стремление найти вещественную опору в условиях виртуализации реальности, а также преодолеть отчуждение от собственной деятельности, с одной стороны, возвращает людей к архаическим практикам «ручного» непрофессионального труда, с другой стороны, способствует самоактуализации личности посредством индивидуальной творческой деятельности, превращающей повседневные предметы в артефакты художественной культуры.
Канокова Ф.Ю. - Юрий Карасов - художник вольного народа. c. 47-51

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.26069

Аннотация: Предметом настоящего исследования является творчество одного из основоположников изобразительного искусства Карачаево-Черкесской республики, первого профессионального ногайского художника - Карасова Юрия Баубековича. Автор проводит искусствоведческий анализ его живописных и графических полотен из этнографической серии ,,Ногай Эл,,. Выявляет общий стиль, определяет круг сюжетов каждого произведения, раскрывает символические значения ключевых образов, уделяя особое внимание изучению композиционных схем, использованию технических приемов, вычислению цветовых формул и определению основных колористических предпочтений художника. Методы искусствоведческого анализа произведений включают формально-стилистический и иконографический анализ всей серии и отдельно изображаемых образов. В проведённом исследовании автор прослеживает процесс создания каждой работы, начиная от возникновения идеи и, заканчивая, готовым продуктом. Выявляет пути творческого поиска, определяет источники вдохновения. Научная новизна исследования заключается в введении в современное искусствознание круга новых, не известных ранее произведений художника.
Середкина Н.Н. - К вопросу о методологических принципах культурно-семиотического подхода в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока c. 127-146

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.11320

Аннотация: Статья посвящена анализу культурно-семиотического подхода, рассматриваемого в качестве одного из основных в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Предложена авторская систематизация методологических принципов культурно-семиотического подхода (понимание культуры как структуры, состоящей из ряда символических систем и культурных текстов; принцип символотворчества, актуализируемого в художественном диалогизме; репрезентативность культуры и символическая интерпретация знаков культуры; понятие «ценность» как одно из ключевых в концепции семантической философии искусства). На основе корреляции методологических принципов культурно-семиотического подхода и идей конструктивизма уточняется определение понятия «искусство». Искусство понимается как культурно-семиотический конструкт, порождающий социальные смыслы в индивидуальных и коллективных сознаниях, и позволяющий осуществлять верификацию человеком представлений об окружающем мире и конструировать на подсознательном уровне свою картину мира. Метод исследования - концептуальный и категориально-понятийный анализ базовых понятий. В статье обосновывает культурно-семиотический методологический подход к анализу произведений изобразительного искусства. Используется методология философско-искусствоведческого анализа В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой, Д.В. Пивоварова. Впервые определена наиболее эффективная методологическая стратегия для анализа произведений искусства коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Раскрыта двойная семиотика произведений искусства как культурных текстов. Проанализированы возможности культурно-семиотического подхода для анализа конкретных произведений, в том числе северных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Проблематика статьи важна в связи с новым освоением Сибири и Дальнего Востока, необходимостью сохранения уникальной культуры коренных народов, проживающих на этих территориях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"