по
Человек и культура
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Глобализация, глокализация, массовая культура"
Глобализация, глокализация, массовая культура
Антипов Д.А., Костылев И.О. - Музейный сувенир: эволюция музея c. 82-91

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.17712

Аннотация: Объектом исследования является современная культура в глобализированном мире. Предметом исследования выступает музейный сувенир как образец для анализа процессов, происходящих в музейной отрасли, которая, в свою очередь, является частью институциональной культуры. Цель данного исследования состоит в определении основных причин, приводящих к изменениям в музейной отрасти. Поставленная цель реализуется через анализ феномена музейного сувенира в музейной практике. Авторами подробно рассмотрены причины эволюции современного музея. Проанализированы изменения, происходящие в музейной практике и их взаимосвязь с феноменом музейного сувенира. В ходе исследования авторами применялись методы системного анализа, что позволило рассмотреть предмет исследования в его взаимосвязи с тенденциями глобального развития. В результате исследования авторы приходят к выводу, что, начиная со второй половины XX в. человеческая цивилизация вступила в урбанистическую эру. Развитие промышленных городов изменило структуру социальных отношений, на первое место вышел индивид с его стремлением к максимальному комфорту. Достижение комфорта мыслится через потребление товаров и услуг, через желание и возможность «обладать». Человек общества потребления желает «обладать» всем, что его окружает, в том числе культурой. Культура переходит в разряд «развлечения», становиться массовой, понятной и доступной. Доступность культуры (её локальных вариантов) обеспечивается развитием туристической индустрии. Турист, соприкасаясь с различными культурами по всему миру, ожидает от них понятной и развлекательной формы. Для обеспечения «перевода» локальной культуры на язык массового потребления создаются «музеи для туристов». В них человек чувствует себя комфортно. Новые музеи не требуют от посетителей усилий для постижения «исторической памяти культуры», они предоставляют «образы» культуры, встроенные в глобальные, общепонятные категории. Музей превращается в «сувенирную лавку», центр развлечений и тем самым интегрируется в систему мирового рынка. В процессе этой интеграции особое место занимает музейный сувенир, он позволяет музею состояться как товарному бренду, адаптировать культурный код к общедоступному уровню восприятия и, наконец, получить прибыль. Вместе с сувениром посетитель получает маркер памяти места, где он пережил какие-либо ощущения, получил в «обладание» часть культуры. Эти процессы свидетельствуют об изменении базовой функции музея: он больше не нуждается в накоплении объектов исторической памяти, ему достаточно создавать «образы» культуры. Фиксация образов в сувенирах придаёт «образам» характер «подлинника» и переводит музей из разряда хранителя культуры в разряд её создателя.
Шапинская Е.Н., Иванов С.В. - Молодежные музыкальные субкультуры в глобализованном мире: эстетические ценности и поиск идентичности. c. 92-104

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.17809

Аннотация: Предметом исследования являются молодежные субкультуры, основанные на общности музыкальных вкусов и практикующие различные формы музыкальной деятельности. Эта проблема является актуальной в современном мире, в котором соседствуют глобализационные стратегии и стремление культур к сохранению идентичности. Эти процессы во многом выражаются в художественных практиках, в том числе и субкультурных. Для молодежи музыка является не только выражением эстетических вкусов и предпочтения, но и средством самоидентификации. Именно через субкультурные практики молодежь находит применение стремлению к самовыражению, которые зачастую вызывают отторжение доминантной культурой. При подготовке статьи были использованы различные методы: анализ текстов, включенное наблюдение, дескриптивный метод, интервью, обобщение материала культурных практик. Основными выводами проведенного исследования является признание необходимости внимательного отношения к молодежным субкультурным практикам как выражению эстетических ценностей и идентификационных стратегий современной молодежи. Отмечается важность соотнесения субкультурных практик с базовыми эстетичекскими ценностями, включения форм субкультурной активности в более широкий социокультурный контекст с целью поощрения творческих способностей и самовыражения молодежи.
Саввина О.В. - Проблема моральной оправданности абортов в мусульманской культуре в контексте глобализации. c. 96-109

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.2.15114

Аннотация: В статье рассматривается проблема моральной оправданности абортов в исламской культуре в контексте современного глобализирующегося мира. В последние годы в ряде мусульманских, в том числе клерикальных стран наблюдается повышенный интерес к проблеме моральной оправданности абортов, а в некоторых странах аборты по медицинским и социальным показаниям были легализованы в начале ХХI века. В статье анализируются причины либерализации взглядов на аборт в странах, подавляющая часть населения которых исповедует Ислам. В исследовании автор опирается на священное писание мусульман - Коран, и приходит к выводу, что трактовка некоторых аятов современными исследователями оправдывает аборт при определённых обстоятельствах. Были также проанализированы работы представителей медицинских профессий как в странах Запада, так и в Иране и Саудовской Аравии, выступающих за смягчение законов о запрете абортов. Автор выделяет культурные, социальные и мировоззренческие предпосылки легализации абортов в странах Европы, Великобритании и США в ХХ веке; и приходит в выводу, что основными причинами послужили: 1) смена религиозной картины мира на научную у среднестатистического гражданина этих стран; 2) перемещение вопроса о сущности человека из компетенции религии в компетенцию научного сообщества; 3) трансформация традиционной медицинской этики и формирование биоэтического дискурса. Эти же факторы сейчас имеют место в странах, подавляющая часть населения которых исповедует Ислам.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"