Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культура повседневности"
Культура повседневности
Антонова А.А. - Преобразование публичных пространств в современной городской культуре c. 1-7

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21820

Аннотация: Предметом исследования являются процессы, происходящие с публичными пространствами в современной городской культуре. В работе рассмотрены причины, которые, по мнению большинства исследователей, ведут к упадку традиционной общественной жизни и мест ее реализации.Несмотря на пессимистичные прогнозы , автор пытается представить доводы в пользу существования новых форм публичных пространств, а так же иных видов проявления общественной жизни в городах. Автор выделяет два концепта, недостаточно проработанных, в исследованиях публичных городских пространств: «мобильность» и «гибридность». Их рассмотрение позволяет отойти от конфронтации между публичной и частной сферами, а так же выявить новые формы общественного взаимодействия через призму текучести современной жизни. Теоретическое основание исследования основано на концепции «мобильной социологии» Дж. Урри. Концепт «мобильности», в основе которого лежит отказ от мышления в «терминах стабильных структур», позволяет построить новую методологию изучения общественных пространств. К основным результатам исследования можно отнести, прежде всего, признание существования некой двойственности во всех социальных процессах. Этот вывод позволяет увидеть смешение публичной и частной жизни и возникновению гибридных пространств в городской среде (библиотеки с удаленным доступом, парки с элементами виртуальной реальности). Кроме этого, возникают новые виды публичных пространств (мобильные ярмарки, виртуальные социальные сети) и новые способы реализации публичности в традиционных пространствах (вай-фай доступ, мобильные предметы интерьера).Перспектива исследований в данном направлении заключается в выявлении механизмов влияния подобных изменений на городскую культуру.
Кошман Л.В. - Культурное пространство русского города XIX – начала XX вв. К вопросу о креативности исторической памяти. c. 42-115

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.2.639

Аннотация: Город в России в XIX столетии играл важную роль в культурно-интеграционных и центробежных процессах, общественно-культурной жизни страны в целом. В статье рассматривается становление и развитие культурного пространства города Нового времени и буржуазной эпохи. Культурное пространство города XIX в. сохраняло традиционные элементы (ландшафтная застройка) в сочетании с принципиально новыми чертами, привнесёнными в архитектурно-пространственную среду города «волевыми» решениями власти (строительство «по образцам») и модернизационными процессами, происходившими в конце XIX – начале XX вв. Особенностью культурного пространства русского города была «выгонная» земля, окружавшая город и создававшая основу для длительного сохранения сельскохозяйственных занятий горожан. Будучи полифункциональным социальным организмом, город в России выполнял важнейшую культурную функцию. Культура города, креативная по преимуществу, в значительной степени определяла культурный потенциал общества, каким обладала Россия в начале XX в. Культурное пространство города, понимаемое как совокупность архитектурного облика, инфраструктуры муниципального хозяйства, общественно-культурной среды – социального пространства функционирования культуры – следует рассматривать как один из аспектов национального культурного наследия, достойного нашей исторической памяти.
Брыкина Ю.Я. - Обман как элемент повседневной культуры купечества (на материале ранней драматургии А. Н. Островского): источниковедческий аспект c. 67-74

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18692

Аннотация: Предметом исследования стала тема обмана в деловой и частной жизни купечества в ранних произведениях А. Н. Островского. Уже современники воспринимали пьесы А. Н. Островского как сатиру на пороки и недостатки купеческого сословия. Стараниями литературной критики революционно-демократического направления, и прежде всего Н. А. Добролюбова, в общественном мнении сформировалось мнение об А. Н. Островском, как обличителе «темного царства». Под этим "царством" подразумевалось, прежде всего, купечество, приверженное традициям «Домостроя». Цель работы – выяснить, насколько справедлив был драматург, в литературной форме порицая этот порок; насколько масштабным было это явление в купеческой среде. Для достижения цели работы было проанализировано содержание ранних произведений А. Н. Островского, описывающих купеческий быт дореферменного периода. Данные о мотивах, способах обмана в деловой сфере и быту, изображенные в пьесах, были сопоставлены с воспоминаниями представителей этого сословия об этом времени. Новизна исследования состоит в использовании произведений драматургии как исторического источника для изучения проявлений обмана и мошенничества в предпринимательской деятельности и частной жизни купечества. В результате исследования выяснилось, что в основе сюжетов почти всех ранних пьес А. Н. Островского лежит та или иная форма обмана. Вряд ли это означало, что драматург не знал за купечеством положительных черт. Однако он выбрал позицию сатирика, обнажая пороки этого сословия, что сразу сказалось на театральной судьбе его ранних произведений, с огромным трудом пробивавшихся на сцену. Обман, как одна из темных сторон деловой и домашнего уклада купечества, выведен драматургом очень рельефно. Это стало одной из причин формирования отрицательного стереотипа о купеческом мире. Мемуаристы поднимали тему обмана и мошенничества очень аккуратно, обозначая, так правило, причины вынуждающие к подобным действиям в деловой сфере. Однако и факты явного мошенничества ими не отрицаются. Негативные стороны частной жизни в мемуарах практически отсутствуют. Сопоставление отобранных для работы произведений А. Н. Островского с источниками личного происхождения свидетельствует о достоверности явлений обмана и мошенничества, описанных в пьесах драматурга, что позволяет причислить раннюю драматургию Александра Николаевича к историческим источникам для изучения предпринимательской деятельности и частной жизни купеческого сословия.
Сиюхова А.М., Кубова А.А. - Дресс-код как элемент профессиональной культуры преподавателя вуза c. 73-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.17964

Аннотация: Предметом изучения является отношение к дресс-коду в профессиональной деятельности. Дресс-код рассматривается как фактор формирования имиджа организации. На основании анализа научной литературы выявляются роль и значение дресс-кода в сфере образования. Определяются основные аспекты дресс-кода во взаимодействии организации и личности: коммуникативный, организационно-управленческий, психологический, экономический, правовой, гендерный, статусно-дифференцирующий. Выявляется мнение профессорского сообщества региона о возможности введения такой формы академической одежды как мантия. Методологией исследования является комплексный подход рассмотрения дресс-кода как фактора профессиональной культуры преподавателя вуза. Локально используется метод социологического опроса в форме интервью. В соответствии с результатами опроса профессорского сообщества по отношению к обязательному ношению мантии в университетах делается вывод о отсутствии необходимости введения обязательного ношения мантии в университете. Также делается вывод о дуальной функциональности дресс-кода, способного как увеличить, так и снизить эффективность труда, вследствие чего нежелательно вводить его в жесткой форме.
Канокова Ф.Ю. - Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев c. 80-87

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21521

Аннотация: Предметом настоящего исследования является комплекс мужского и женского традиционного костюма ногайцев, в котором отражены черты характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни этноса. На сегодняшний день исследуемый вопрос характеризуется недостаточной степенью изученностью, он практически не представлен в музеях и национальном быту, а основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников, фотоснимки XVIII-XX в. Данное исследования проводится с целью заполнения образовавшегося пробела. В работе использованы общие и частные методы культурологического и искусствоведческого исследования, в связи с дисперсным проживанием ногайцев применен метод полевой этнографии. В исследовании впервые выявляются не только локальные особенности, но и общие черты, характеризующие ногайский костюм как явление цельное, монументальное, имеющее общую конструктивную и композиционную систему. Проведенное исследование призвано получить дальнейшее развитие в реконструкции костюмов для музейных коллекций и сценических вариаций.
Светличная И.В. - Трансформации семиотики прически c. 101-120

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17820

Аннотация: Предметом исследования является процесс влияния трансформации семиотических характеристик прически на выбор стиля прически. Объектом исследования является семиотика прически как основа восприятия образа в процессе взаимопроникновения культур. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияния семиотики прически на формирование визуальной культуры человека, предпосылки проникновения визуальных культур разных исторических периодов в современную моду, трансформации внешних характеристик прически в их символичном значении в визуальной культуре внешнего образа. Особое внимание уделяется изучению семиотики прически через проникновение символики форм, линий и цвета других культур в современные стили. В основе исследования лежат методы семиотического и компаративистского анализа. Компаративистский анализ позволил выявить в современной визуальной культуре устойчивые стилевые предпочтения. Семиотический анализ позволил рассмотреть прическу как систему взаимосвязанных характеристик, символичное значение которых является основой семиотики прически. Анализ полученных данных позволил исследовать многозначность семиотической системы прически и выявить путем моделирования предпосылки выбора форма, линии и цвет прически, посредством трансформации символики внутри форм в условиях смены культур. Основными выводами, проведенного исследования является, выявление значения символики прически в формировании современной визуальной культуры. Новизна исследования заключается в выявлении предпосылок трансформации визуальной семиотики прически, возникшей в результате устойчивого сохранения символики культур Древнего Египта, Античности и Нового Времени через взаимопроникновение символики характеристик, влияющих на семиотику внешнего образа в современной визуальной культуре.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"