Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Историческая культурология и история культуры"
Историческая культурология и история культуры
Тинякова Е.А. - Классика, история и современность в театральном искусстве c. 38-55

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.6.3880

Аннотация: В статье рассматриваются отличительные черты театрального искусства по сравнению с другими видами искусств. Внимание уделяется современным тенденциям в развитии театрального искусства. Особенность этого вида искусства кратко просматривается с его зарождения. Твердый фундамент русского классического театра составляет система К. С. Станиславского. На примере Курского областного драматического театра имени А. С. Пушкина, с творчеством которого автор статьи знаком многие десятилетия и историю которого изучала по архивным источникам, отмечаются классические факты из истории русского театра в целом.
Синеокий О.В. - Рок как символический элемент «югоностальгии» – в нашей интерпретации через призму концепции словенского профессора-культуролога М. Великоня c. 44-106

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14624

Аннотация: В статье представлен анализ истории рок-культуры в Югославии c позиции развития социокультурных коммуникаций. Предметом данной статьи выступает социокультурный анализ развития югославского рока, а целью – ретроспективное обобщение исторического опыта в данной сфере с позиции концепции о коммуниктивно-символической природе «югоностальгии», изложенной в работах современного словенского культуролога, профессора Мити Великоня. Автор подробно освещает малоизученные страницы истории югославской рок-музыки. Определено место рока как особой институции в системе социокультурных коммуникаций. Охарактеризована социально-коммуникационная сущность системы рекординга. Особое внимание уделяется изучению закономерностей развития звукозаписывающих учреждений в системе социальных коммуникаций во времена социализма. Проанализирована бизнес-модель музыкально-издательских корпораций Югославии во второй половине ХХ столетия. В статье c позиции гуманитарного знания рекординг исследован как социальный конструкт в широком поликультурном медиапространстве. Автор ведет научный поиск, используя сравнительно-историческую методологию и опираясь на наиболее значимые идеи концепции М. Великоня о коммуникативно-символической природе феномена югоностальгии. Географические границы исследования составляет Социалистическая Федеративная Республика Югославия (позже – республики Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина). Новизна исследования заключается в обозначении приоритетов информационных стратегий по продвижению фонографических релизов, среди которых особая роль в музыкальном бизнесе отводится PR-технологиям и «обратной связи». В результате проведенного исследования автором предложено понимание рекординга как сложного кластера медиасферы, где сформированы устойчивые правила, проявляются определенные исторические закономерности, а также действуют специфические принципы.
Арапов А.В. - Изображения в митреумах и их интерпретация c. 51-63

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.12881

Аннотация: Предметом исследования являются изображения в митреумах - местах, гдн совершались мистерии Митры. Автор утверждает, что в каждом митреуме центральное место занимало изображение Митры, убивающего священного быка, а также что вторым по значению после тавроктонии изображением в митреуме является изображение пира. На этом изображении показаны Митра и Солнце пирующие над убитым быком, вкушая различные части его тела. Еще одно часто встречающееся изображение по мнению автора: рождение Митры из камня. Митра изображен юношей появляющимся из камня, с кинжалом в одной руке и с факелом в другой. В статье также утверждается что одним из наиболее характерных митраистских изображений является также леонтоцефал: обнаженная мужская фигура с львиной головой, обвитая змеей или двумя змеями, как кадуцей. В исследовании используются сравнительный анализ, рассматриваются классические и современные исследования митраистского символизма. Статья показывает современное состояние проблемы интерпретации изображений из митреумов. Автор делает вывод что, единственное, что надежно устанавливается при интерпретации тавроктонии – это то, что бык является жертвенным животным. Классической и до середины 1970-х господствующей была выдвинутая Франсом Кюмоном концепция «переноса». В статье также исследуются выводы Кюмона, который пологал, что митраизм представлял собой перенос персидского культа на римскую почву. Мистерии Митры были по его словам «римской формой маздеизма». Автор констатирует, что во второй половине XX века на первое место выдвинулась интерпретация, согласно которой астрономический и астрологический символизм имеют ключевое значение в мистериях Митры в целом и в тавроктонии, в частности. Юлэнси предположил, что Митра символизирует созвездие Персея, которое на звездном небе расположено непосредственно над созвездием Быка. Микаэль Шпайдель предложил другую интерпретацию в рамках астрономического подхода. По его мнению, Митра соответствует созвездию Ориона. Роджер Бек подверг критике Шпайделя и Юланси за буквалистскую картографическую логику их интерпретаций. По мнению Бека Митра является солнцем, которое проходит через созвездия. В настоящее время среди академических исследователей нет консенсуса относительно интерпретации тавроктонии.
Кандаурова Т.Н. - Российские предприниматели XIX – начала XX вв.: возможна ли энциклопедия одной фамилии? c. 86-99

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15244

Аннотация: Объектом исследования являются семьи российских предпринимателей (Абрикосовых, Боткиных, Бахрушиных, Третьяковых, Мамонтовых, и др.), которые много сделали не только в области развития отечественного промышленного производства, торговли и банковского дела, но и в сфере развития отечественной культуры, и в социальной сфере пореформенного периода. В статье рассматривается возможность создания энциклопедий одной семьи, внесшей значительный вклад в развитие отечественной культуры. Подобная энциклопедическая практика может представлять интерес как в плане подготовки справочного издания, так и расширения информационного поля историко-культурных исследований. При проведении исследования использовались методы исторической культурологии, привлекался принцип историзма и отдельные элементы метода компаративистики. Вкладом автора в исследование темы выступает произведенный анализ формата энциклопедических изданий, посвященных семьям российских купцов и предпринимателей, включая анализ возможностей представления различных информационных массивов, разделов и блоков, которые позволяют отразить основные этапы жизни и деятельности больших купеческих и предпринимательских семейств и их отдельных представителей. Предлагается теоретико-методологическое обоснование возможности энциклопедического издания, посвященного отдельной предпринимательской фамилии.
Сертакова Е.А. - Концепт «город» в русской культуре c. 97-126

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.12044

Аннотация: Предмет исследования - концепт города в контексте истории русской культуры. Проводится анализ исследований в области понятия "концепт", рассматриваются различные теории концепта. Концепт города раскрывается через интеграцию различных определений города, его понимания в летописных и живописных произведениях древнерусской культуры. Рассматриваются современные теории города как социально-культурного феномена. Предлагается понимание города как культурного пространства, рассматривается генезис современного культурологического понимания города в контексте анализа древнерусских летописей и живописных миниатюр. Основной метод - анализ концептов (методика Ю.С. Степанова, А.А. Ситниковой). Используется терминологический анализ понятия "город", применяются элементы культурных исследований (методика Н.П. Копцевой), искусствоведческого анализа текстов древнерусского искусства (методика В.И. Жуковского). Научная новизна работы заключается в интеграции культурологического, концептуального, искусствоведческого методов исследования. Уточнено древнерусское понимание концепта "город" на материале анализа конкретных древнерусских живописных миниатюр. Используется синтетическая культурологическая методология, связанная с синтезом теоретических и прикладных методов культурных исследований. Концептуальный анализ города дополняется искусствоведческим анализом художественных произведений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"