по
Человек и культура
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Историческая культурология и история культуры"
Историческая культурология и история культуры
Царёва Е.С. - Культурно-просветительные общества в Енисейской губернии и их участие в музыкальной жизни региона конца XIX – начала XX века c. 35-58

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23811

Аннотация: Предметом исследования являются культурно-просветительные общества Енисейской губернии как локальная форма самоорганизационных социальных процессов. Объектом выступает музыкальная жизнь городов Енисейской губернии конца XIX – начала XX века. Цель данной статьи заключается в анализе деятельности ряда культурно-просветительных обществ Красноярья (любителей музыкального искусства, попечения о начальном образовании, вольно-пожарных, трезвости) и в осмыслении её влияния на становление музыкального пространства региона. На основе корпуса научных трудов и широкого спектра неопубликованных исторических источников (архивных документов, дореволюционных печатных изданий) характеризуются культурно-просветительные общества как явление российской истории досоветского периода, кратко рассматривается их генезис, отмечается региональная (сибирская) специфика, очерчиваются организационная структура и функции, открываются неизвестные ранее аспекты музыкально-творческой работы просветительных обществ Енисейской губернии. Методологическую основу статьи составляет комплексный междисциплинарный подход, опора на исследования отечественных учёных в области музыкознания (в том числе музыкального краеведения), истории, регионоведения, социологии, культурологии. Ведущим для автора являлся принцип историзма, установлению необходимого массива эмпирического материала способствовал источниковедческий метод, при работе с конкретными фактами широко использовались дескриптивный и сравнительно-исторический методы. Новизна исследования заключается в следующих выводах: 1) Развитие музыкальной жизни в Енисейской губернии (и на многих других периферийных территориях страны), не входя в сферу непосредственных интересов местной власти, во многом питалось общественной инициативой, и культурно-просветительные негосударственные союзы как очаги социальной самоорганизации выступали важнейшим и доминирующим катализатором её динамики, а в уездных городах – практически единственным; 2) В Енисейской губернии, в отличие от многих соседних сибирских территорий, не сложился механизм необходимых условий для устойчивого и продолжительного функционирования союзов любителей искусства, непосредственно формирующих локальную музыкальную жизнь, их отсутствие отчасти компенсировалось немузыкальными просветительными обществами, проводившими широкую культуротворческую работу.
Тинякова Е.А. - Классика, история и современность в театральном искусстве c. 38-55

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.6.3880

Аннотация: В статье рассматриваются отличительные черты театрального искусства по сравнению с другими видами искусств. Внимание уделяется современным тенденциям в развитии театрального искусства. Особенность этого вида искусства кратко просматривается с его зарождения. Твердый фундамент русского классического театра составляет система К. С. Станиславского. На примере Курского областного драматического театра имени А. С. Пушкина, с творчеством которого автор статьи знаком многие десятилетия и историю которого изучала по архивным источникам, отмечаются классические факты из истории русского театра в целом.
Синеокий О.В. - Рок как символический элемент «югоностальгии» – в нашей интерпретации через призму концепции словенского профессора-культуролога М. Великоня c. 44-106

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14624

Аннотация: В статье представлен анализ истории рок-культуры в Югославии c позиции развития социокультурных коммуникаций. Предметом данной статьи выступает социокультурный анализ развития югославского рока, а целью – ретроспективное обобщение исторического опыта в данной сфере с позиции концепции о коммуниктивно-символической природе «югоностальгии», изложенной в работах современного словенского культуролога, профессора Мити Великоня. Автор подробно освещает малоизученные страницы истории югославской рок-музыки. Определено место рока как особой институции в системе социокультурных коммуникаций. Охарактеризована социально-коммуникационная сущность системы рекординга. Особое внимание уделяется изучению закономерностей развития звукозаписывающих учреждений в системе социальных коммуникаций во времена социализма. Проанализирована бизнес-модель музыкально-издательских корпораций Югославии во второй половине ХХ столетия. В статье c позиции гуманитарного знания рекординг исследован как социальный конструкт в широком поликультурном медиапространстве. Автор ведет научный поиск, используя сравнительно-историческую методологию и опираясь на наиболее значимые идеи концепции М. Великоня о коммуникативно-символической природе феномена югоностальгии. Географические границы исследования составляет Социалистическая Федеративная Республика Югославия (позже – республики Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина). Новизна исследования заключается в обозначении приоритетов информационных стратегий по продвижению фонографических релизов, среди которых особая роль в музыкальном бизнесе отводится PR-технологиям и «обратной связи». В результате проведенного исследования автором предложено понимание рекординга как сложного кластера медиасферы, где сформированы устойчивые правила, проявляются определенные исторические закономерности, а также действуют специфические принципы.
Арапов А.В. - Изображения в митреумах и их интерпретация c. 51-63

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.12881

Аннотация: Предметом исследования являются изображения в митреумах - местах, гдн совершались мистерии Митры. Автор утверждает, что в каждом митреуме центральное место занимало изображение Митры, убивающего священного быка, а также что вторым по значению после тавроктонии изображением в митреуме является изображение пира. На этом изображении показаны Митра и Солнце пирующие над убитым быком, вкушая различные части его тела. Еще одно часто встречающееся изображение по мнению автора: рождение Митры из камня. Митра изображен юношей появляющимся из камня, с кинжалом в одной руке и с факелом в другой. В статье также утверждается что одним из наиболее характерных митраистских изображений является также леонтоцефал: обнаженная мужская фигура с львиной головой, обвитая змеей или двумя змеями, как кадуцей. В исследовании используются сравнительный анализ, рассматриваются классические и современные исследования митраистского символизма. Статья показывает современное состояние проблемы интерпретации изображений из митреумов. Автор делает вывод что, единственное, что надежно устанавливается при интерпретации тавроктонии – это то, что бык является жертвенным животным. Классической и до середины 1970-х господствующей была выдвинутая Франсом Кюмоном концепция «переноса». В статье также исследуются выводы Кюмона, который пологал, что митраизм представлял собой перенос персидского культа на римскую почву. Мистерии Митры были по его словам «римской формой маздеизма». Автор констатирует, что во второй половине XX века на первое место выдвинулась интерпретация, согласно которой астрономический и астрологический символизм имеют ключевое значение в мистериях Митры в целом и в тавроктонии, в частности. Юлэнси предположил, что Митра символизирует созвездие Персея, которое на звездном небе расположено непосредственно над созвездием Быка. Микаэль Шпайдель предложил другую интерпретацию в рамках астрономического подхода. По его мнению, Митра соответствует созвездию Ориона. Роджер Бек подверг критике Шпайделя и Юланси за буквалистскую картографическую логику их интерпретаций. По мнению Бека Митра является солнцем, которое проходит через созвездия. В настоящее время среди академических исследователей нет консенсуса относительно интерпретации тавроктонии.
Брыкина Ю.Я. - Супружеские отношения в купеческой семье в ранних произведениях А. Н. Островского c. 56-63

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.22564

Аннотация: Предметом исследования статьи стали супружеские отношения разных поколений в купеческой семье, описанные в ранних произведениях А. Н. Островского. В литературном мире А. Н. Островскому отведена роль «бытописателя» купеческого сословия. Еще современники воспринимали пьесы драматурга не только в качестве художественных произведений, а как «картины жизни». Откликнувшись на появившийся в обществе интерес к жизни различных сословий, А. Н. Островский, прекрасно знакомый с разными сторонами купеческого быта, сделал его открытым для широкой читательской и зрительской аудитории. Пьесы драматурга воспринимались как зарисовки из повседневной жизни и формировали новый стереотип в восприятии купечества.Цель работы состоит в определении степени достоверности в изображении одной из сторон частной жизни купеческой семьи, а именно супружеских отношений. Для достижения поставленной цели были изучены описания взаимоотношений мужа и жены в ранних произведениях А. Н. Островского («Записки Замоскворецкого жителя», «Картина семейного счастья», «Свои люди – сочтемся!», «Утро молодого человека», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье», «Праздничный сон – до обеда», «Гроза»). Далее были отобраны и изучены воспоминания представителей купечества середины XIX в. Мемуарное наследие, фиксирующее жизнь московского купечества 1845-1860-х гг. невелико. Для исследования были взяты воспоминания Н. П. Вишнякова, А. И. Волковой. Новизна исследования заключается во-первых, в использовании произведений драматургии в качестве исторического источника, во-вторых, в попытке раскрыть характер супружеских отношений старшего и младшего поколений купечества 40-60-гг. XIX в., используя произведения художественной литературы.Проведенное исследование показало, что семейный уклад купечества старшего поколения, описанный в ранних произведениях А. Н. Островского был основан на традиционных принципах, ведущих начало от «Домостроя». Семейные отношения молодых представителей купечества намного разнообразнее, чем у их родителей. Изображая отношения старшего поколения, А. Н. Островский использует одну и ту же схему – полная власть главы семьи и рабское подчинение супруги, не имеющей возможности отстаивать свои права. Дух времени проникает за высокие заборы купеческих усадеб и вносит изменения в семейный уклад, господствовавший десятилетиями. Мемуары представителей купечества этого периода крайне скупы в описании взаимоотношений между супругами, что можно объяснить либо желанием сохранить тайну частной жизни, либо отсутствием ярких воспоминаний. Поскольку за А. Н. Островским еще при жизни закрепилась слава бытописателя купечества, и в виду незначительного внимания мемуаристов к супружеским отношениям, произведения драматурга можно использовать в качестве дополнительного источника информации для исследования этой стороны сословного быта.
Кандаурова Т.Н. - Российские предприниматели XIX – начала XX вв.: возможна ли энциклопедия одной фамилии? c. 86-99

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15244

Аннотация: Объектом исследования являются семьи российских предпринимателей (Абрикосовых, Боткиных, Бахрушиных, Третьяковых, Мамонтовых, и др.), которые много сделали не только в области развития отечественного промышленного производства, торговли и банковского дела, но и в сфере развития отечественной культуры, и в социальной сфере пореформенного периода. В статье рассматривается возможность создания энциклопедий одной семьи, внесшей значительный вклад в развитие отечественной культуры. Подобная энциклопедическая практика может представлять интерес как в плане подготовки справочного издания, так и расширения информационного поля историко-культурных исследований. При проведении исследования использовались методы исторической культурологии, привлекался принцип историзма и отдельные элементы метода компаративистики. Вкладом автора в исследование темы выступает произведенный анализ формата энциклопедических изданий, посвященных семьям российских купцов и предпринимателей, включая анализ возможностей представления различных информационных массивов, разделов и блоков, которые позволяют отразить основные этапы жизни и деятельности больших купеческих и предпринимательских семейств и их отдельных представителей. Предлагается теоретико-методологическое обоснование возможности энциклопедического издания, посвященного отдельной предпринимательской фамилии.
Сертакова Е.А. - Концепт «город» в русской культуре c. 97-126

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.12044

Аннотация: Предмет исследования - концепт города в контексте истории русской культуры. Проводится анализ исследований в области понятия "концепт", рассматриваются различные теории концепта. Концепт города раскрывается через интеграцию различных определений города, его понимания в летописных и живописных произведениях древнерусской культуры. Рассматриваются современные теории города как социально-культурного феномена. Предлагается понимание города как культурного пространства, рассматривается генезис современного культурологического понимания города в контексте анализа древнерусских летописей и живописных миниатюр. Основной метод - анализ концептов (методика Ю.С. Степанова, А.А. Ситниковой). Используется терминологический анализ понятия "город", применяются элементы культурных исследований (методика Н.П. Копцевой), искусствоведческого анализа текстов древнерусского искусства (методика В.И. Жуковского). Научная новизна работы заключается в интеграции культурологического, концептуального, искусствоведческого методов исследования. Уточнено древнерусское понимание концепта "город" на материале анализа конкретных древнерусских живописных миниатюр. Используется синтетическая культурологическая методология, связанная с синтезом теоретических и прикладных методов культурных исследований. Концептуальный анализ города дополняется искусствоведческим анализом художественных произведений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"