Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Гендерные исследования"
Гендерные исследования
Ионов А.Ю. - Поджанр слэшер в свете гендерной теории Кэрол Дж. Кловер c. 6-15

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18615

Аннотация: Автор статьи обращается к ряду основных тезисов книги «Men, Women, and Chain Saws» (1992) Кэрол Дж. Кловер и анализирует, являются ли они в действительности неотъемлемыми жанроопределяющими чертами для исследуемого Кловер поджанра. Работа К. Кловер, первой обратившей внимание гуманитарной науки на столь нереспектабельный поджанр хоррора, не только вызвала переворот в области гендерных исследований кино и популяризировала термин «слэшер», но и прочно проникла в современную поп-культуру. В данной статье книга Кловер, по-прежнему не переведенная на русский язык, подвергается критическому и контент-анализу. Используются аспектный и компаративистский анализы фильмов поджанра слэшер 1970–2010-х гг. для проверки истинности основных положений труда этого гендерного теоретика. Автор статьи отмечает машинальное использование основных положений теории Кловер агентами киносообщества и проводит в отношении них собственный анализ. Называя справедливым ряд наблюдений Кловер, автор тем не менее не считает другие из них (включая концепцию «последней девушки») обязательными для определения слэшера.
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная повседневность в образах массового искусства 1960–1980-х: гендерные особенности аксиологики труда c. 70-89

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9784

Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной повседневности 1960–1980-х гг. в искусстве данного периода. В сферу хозяйственной повседневности входит производство и потребление, домашнее хозяйство и общественное производство, индивидуальные ценностные ориентации, мотивирующие хозяйственную деятельность субъекта культуры, а также их предметно-телесная закрепленность; восприятие официальной культуры массами; проявления ментальности в хозяйственной деятельности; восприятие официальной культуры массами – адаптирование специализированных форм хозяйственной культуры в повседневные формы. Цель исследования – выявить гендерные особенности аксиологики труда, отраженные в художественных образах советского массового искусства 1960–1980-х гг. Методология исследования: системный, исторической типологии и компаративный методы, семиотический и герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: в советской социалистической культуре индустриального общества развитие инноваций противоречиво соединялось с усилением традиционных ценностных ориентаций и новыми формами традиции. От времени «оттепели» к «семидесятым» значение социалистических ценностей в обществе неуклонно снижалось. Ценностные ориентации смещались от социалистических к традиционным и общечеловеческим ценностям, а также к ценностям рыночной экономики и общества потребления. В период «оттепели» и в «семидесятые» искусство образно воплощало всю полноту реального ценностного мира субъекта советской культуры.
Толстокорова А.В. - Роль пространственной эмансипации в формировании гендерной идентичности украинских образованных женщин (конец XIX - начало XX вв.) c. 92-146

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.316

Аннотация: Данная статья посвящена изучению независимой пространственной мобильности украинских образованных женщин с исторической точки зрения и с позиций гендерно-ориентированного анализа. В работе показано, что процесс освоения женщинами общественной сферы способствовал формированию новых социальных ценностей поколения «новых женщин», отрицавших принцип «место женщины – в доме» и стремившихся к пространственной и интеллектуальной эмансипации как условиям экономической независимости. Проведенный в работе гендерный анализ институациализации украинских женщин в общественном пространстве позволил определить основные способы достижения ими пространственной эмансипации, которыми являются социальная, профессиональная и географическая мобильность и новые виды телесно-физических практик. Выявлены основные предпосылки, способствовавшие расширению пространственного контекста жизнедеятельности женщин и достижения ими пространственной свободы в публичной сфере: экономические, морально-этические, социо-культурные и дидактические. Работа продемонстрировала, что одним из эффективных методов недекларируемого социального контроля физической свободы женщин является мода, либерализация которой в конце XIX – начале XX столетий в явилась результатом интеграции украинских городских женщин в публичное пространство и рынок труда и их пространственной эмансипации, что в значительной степени предопределило гендерную демократизацию телесно-физического имиджа украинских образованных женщин.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"