Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Социология культуры, социокультура"
Социология культуры, социокультура
Букина Т.В. - Научное мифотворчество брежневской эпохи: социология музыки конца 1960-х – начала 1980-х годов c. 1-41

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.2.660

Аннотация: Как известно, в советских гуманитарных науках наступление эпохи «оттепели» было ознаменовано возрождением социологического знания после нескольких десятилетий запрета. В то же время, особенностью развития социологии в этот период стало быстрое изменение ее дискурса, перевод его в идеологическую плоскость: смена социополитической обстановки на рубеже 1960–70-х годов повлекла за собой усиленный партийный контроль над дисциплиной. В предлагаемой статье данные процессы исследуются на материале одного из отраслевых направлений социологической науки – социологии музыки. Рассматриваются особенности ее функционирования в советской культуре периода «зрелого социализма», а также проводится анализ с этих позиций некоторых жанрово-стилистических особенностей текстов по этой дисциплине. Делается вывод о том, что социология музыки в рассматриваемую эпооху формировалась как феномен скорее идеологический, чем научно-эвристический. Она функционировала в качестве инструмента культурной политики, работая на создание официально одобряемого образа меняющегося советского общества и его музыкальной культуры.
Голубицкий Ю.А. - Метафора в художественных артефактах, в профессиональной и научной лексике c. 15-62
Аннотация: Статья исследует как традиционные аспекты применения метафоры (живопись, литература, кинематограф), так и значительно менее традиционные (социальные науки, профессиональная лексика), сравнительно недавно включенные в художественный и научный оборот. На примере повышенного интереса к живописи "малых голландцев" со стороны советского общества первых послевоенных лет, делается попытка вскрыть причину латентной тяги к буржуазности у поколения победителей. Автор анализирует феномен советского мещанства как гносеологического фактора диссидентства в СССР. Метафора представлена также в качестве социального индикатора.
Бакуменко Г.В. - Перцепция в социокультурном процессе символизации успеха c. 21-28

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14731

Аннотация: Объект нашего внимания в данной статье - социокультурный процесс символизации успеха. Для нас важно рассмотрение всех составляющих обозначенного процесса. И на этом этапе исследования интересен перцептивный его аспект, что и является нашим предметом. Актуальность рассмотрения перцепции успеха продиктована необходимостью формирования методологии комплексного культурологического анализа социокультурного процесса символизации успеха в социальных практиках и артефактах художественной культуры. В данной статье мы затрагиваем проблематику практики межкультурной коммуникации, в которой процесс символизации успеха выступает как фактор интеграции или конфликтного столкновения культур. Метод философского анализа и синтеза позволяет актуализировать чувственный аспект символизации успеха, опираясь на достижения современной науки и философии. Основным выводом исследования является положение о синкретичной сущности образа-символа успеха, формирующегося в сознании индивида путем компиляции транслируемых окружающей средой культурем. Формирование образа-символа успеха и его апробация в социальных практиках сопровождается положительными психосоматическими ощущениями субъектов социальной коммуникации. Для более точного описания чувственной данности культуры мы предлагаем использовать понятие аффектемы как атомарного элемента по аналогии с разработанными в культурологической литературе категориями семантемы, мифемы, морфемы.
Полищук В.И. - Вечно юное и неуёмное славянство c. 32-44

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.14129

Аннотация: Статья посвящена идее славянства, славянской идентичности, которая для многих остаётся по-прежнему притягательной, волнующей и обязывающей искать пути своей реализации. Автор ставит вопросы: в чём её сила, почему к ней возвращаются вновь и вновь? И почему, несмотря на её довольно почтенный возраст, в ней по-прежнему ощущается налёт чего-то надуманного, искусственного и безосновательного? Идея славянского единства иллюзорна, полагает автор, это единство если и сможет осуществиться, то лишь по инициативе власти. Используется аналитический и компаративистский методы исследования, что обусловлено необходимостью выявления идейной сущности в понимании действительной ценности и выяснения исторического статуса славянства. Особым выводом статьи является утверждение автора о связи славянства с идеями романтизма. Сегодняшние события в России, да и не только в России, вовсе не противоречат выводу об иллюзорности славянского единства. Оно если и существует в границах российской государственности, то во многом благодаря инициативе и бдительности Кремля, упрочению так называемой «вертикали власти».
Бакуменко Г.В. - Социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования c. 41-55

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15338

Аннотация: В предлагаемой Вашему вниманию статье социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования определяется в качестве объективного динамического явления в рамках социальной коммуникации, имеющего отражения в исторической событийности и в артефактах культурной деятельности человека. Опираясь на сформированные представления о феномене успеха в культурологических и филологических исследованиях, мы подчеркиваем необходимость изучения процессуальной природы обозначенного предмета. Гипотетически мы полагаем, что динамика процесса символизации успеха отражает закономерности социокультурного развития человечества как глобальной системы ненаследственной информации во взаимодействии составляющих ее элементов. Мы остаемся на позициях общенаучного системного философско-аналитического метода, позволяющего обобщить накопленный теоретический и эмпирический материал современной науки. Хотя приходим к выводу о целесообразности выработки собственного аналитического метода, позволившего бы не только детальнее раскрыть изучаемое социокультурное явление, но и обогатившее бы методологическую базу аналитической культурологии. Мы исходим из того, что когнитивные и перцептивные составляющие восприятия личностью социокультурной среды равно опосредованы культурой и в равной мере участвуют в ее кибернетической модели в форме атомарных смысловых структур
Мельникова Н.А., Васильева Э.В. - Управление социокультурными проектами в современном университете c. 41-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.22458

Аннотация: Предметом исследования являются социокультурные практики университета и их влияние на культурную повестку города. В работе рассмотрены новые функции современных университетов, которые призваны поддерживать развитие культурной деятельности в разнообразных формах социокультурных практик и экспериментальных, благодаря которым открываются потенциалы для самореализации и самоидентификации студентов и горожан. Авторы подчеркивают, что в образовательном учреждении молодые люди приобретают продуктивный социально-культурный опыт, который в последствие не только будет существенно влиять на формирование ценностной системы человека, но и, усвоенный, будет транслироваться в дальнейшей деятельности, в том числе профессиональной. Статья обобщает и анализирует опыт управлением социокультурных проектов в Омском государственном техническом университете и продемонстрирован опыт использования народной культуры в модных проектах. Авторы основываются на использовании социокультурного подхода: исследовании институциональных и внеинституциональных сторон социальной жизни. В основе социокультуроного подхода - системность, единство и многообразие социальной жизни, комплексность (комплексный подход), аксиологическая (ценностная) ориентация и др. Культура рассматривается как основная предпосылка и условие развития институтов, а личность – как предпосылка формирования ее внеинституциональных структур. К основным результатам исследования можно отнести следующие:социокультурные практики и проекты университета должны быть «обращены» в региональное и городское сообщество, поскольку университеты в современном мире серьезно влияют на развитие городских активностей, призваны формировать активные сообщества и изменять культурную повестку. Создание актуальных социокультурных событий требует обращения к существующему содержанию мировой культуры и актуализации культурных кодов, что позволяет определить их значимость в повестке развития молодежных субкультур. Перспектива исследований в данном направлении заключается в выявлении механизмов влияния подобных изменений на городскую культуру.
Кучинов А.М. - Подход к анализу политического процесса через его взаимосвязь с социокультурной динамикой – альтернатива подходу «политической культуры» c. 43-52

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.4.5567

Аннотация: В данной статье рассказывается об ограниченности господствующего подхода «политической культуры» и необходимости рассматривать проблему взаимодействия политического процесса и социокультурных факторов в динамике.
Kanasz T. - Роль надежды и оптимизма в современной культуре c. 47-69

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.10114

Аннотация: В статье рассматриваются философские, психологические и социологические подходы к пониманию социокультурных феноменов надежды и оптимизма в современной культуре. Целью статьи является изучение универсальных, а также специфических аспектов надежды и оптимизма в контексте польской культуры и общества. На основе эмпирических социологических исследований анализируется значимость и специфика надежды и оптимизма в системе ценностей и ментальности поляков. В ней подчеркивается, какие формы надежды и оптимизма преобладают в польском обществе и каковы причины способствующие развитию оборонительного и экспансивного оптимизма.В период трансформации специфика надежды в польском обществе имеет определенные схожества с надеждой в других странах Центральной и Восточной Европы. Оптимизм/пессимизм неразрывно связан с социальной структурой общества, политической и экономической ситуацией. Значение оборонительного оптимизма возрастает для людей в трудной жизненной ситуации. И наооборот, для более обеспеченных людей, имеющих работу, хорошее состояние здоровья, важнее экспансивный оптимизм, направленный на успех в достижении жизненных целей.
Бакуменко Г.В. - Символизация успеха как социокультурная рефлексия c. 58-71

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15609

Аннотация: Предметом внимания данной статьи выбрана научно-философская и общественно-политическая дискуссия, инициированная НИИ прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета в 1990-х гг. в рамках общественной экспертизы проекта «доктрины успеха» группы авторов периодического издания «Этика успеха». В рамках концепта социокультурного процесса символизации успеха есть основания рассматривать эту дискуссию как форму социокультурной рефлексии, понимаемую нами как реакцию социокультурной системы на меняющиеся условия развития, проявляющуюся в переоценке аксиологического капитала общества, выражаемого в устоявшихся повседневных социокультурных концептах, таких, например, как «успех». Социокультурный подход, распространенный в социальной философии, в психологии, в социологии применим и в культурологии как метод анализа социальных явлений в историко-культурном контексте в плане выявления универсальных способов и образцов деятельности людей. Апробация предлагаемого метода носит проблемный характер, поскольку ориентирована на анализ в историко-культурном контексте современных явлений. Новизна исследования раскрывается в авторском синтезе социокультурного подхода с семиотико-когнетивными методами, позволяющем расценивать текстуально выраженные тенденции социального развития в качестве имеющих культурные основания системных рефлексий. Подмеченная нами идентичность модернистских проектов трансформации социокультурной реальности путем тоталитаризации идеи воспитания нового типа личности россиянина в начале и в конце XX века касается целого ряда спорных и мало изученных вопросов, пристальное внимание научного сообщества к которым обосновано в силу их актуальности в аспекте управления социокультурными процессами.
Бакуменко Г.В. - Концепт социокультурного процесса символизации успеха c. 59-66

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14491

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступает модель социокультурного процесса символизации успеха, расширяющая представления о культурной опосредованности социальной динамики. Если категории социокультурного процесса, процесса символизации и концепт успеха прочно вошли в научно-философский дискурс, то производное понятие социокультурного процесса символизации успеха используется нами для актуализации нового видения динамических явлений. Таким образом, целью данной статьи является актуализация авторской точки зрения на причину культурной динамики, в основе которой лежит выработанное в процессе выживания в окружающей среде генетическое свойство культуры – символизация успеха. В основе исследования лежит системный подход к явлениям культуры. В рамках которого мы описываем многофункциональную модель социокультурного процесса символизации успеха, предполагающую ее дальнейшую апробацию в наиболее актуальных направлениях культурологии. Основным вкладом автора в исследование культурной динамики является переосмысление современных представлений о культурной опосредованности социогенеза, основанное на гипотетическом положении причинности специфического способа выживания человечества в окружающей среде. Этот способ реализуется как система символизации положительного опыта индивида с целью его социальной интеграции. Этот же способ, как многофункциональная модель поведения, позволяет социальному субъекту посредством социальной коммуникации ориентироваться в окружающей природной и социокультурной среде.
Сидорова Г.П. - Ценность профессии в советской хозяйственной культуре и образах массового искусства 1960–1980-х c. 61-91

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.291

Аннотация: Профессия – одна из базовых ценностей хозяйственной культуры. В статье на основе системного подхода, метода исторической типологизации, культурно-исторического, семиотического и герменевтического анализа художественных текстов выявляются особенности репрезентации профессии как ценности хозяйственной культуры в советском массовом искусстве 1960–1980-х. В художественных репрезентациях выявляются особенности разных профессий в аспекте их ценности для получения материальных благ, в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым». Через образы профессий в искусстве получили отражение советская хозяйственная культура, советское общество и субъект культуры – человек всех социально-профессиональных групп и разных аксиологических типов. Художественные репрезентации профессии в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» показывают рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов об этой ценности, мотивирующей хозяйственную деятельность субъекта культуры.
Блейх Н.О. - Прогресс в социокультурном развитии Северного Кавказа (вторая четверть XIХ – начало XX вв.) c. 80-89

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19679

Аннотация: Предметом анализа в данной статье явился прогресс в социокультурном и экономическом развитии Северного Кавказа (вторая четверть XIХ – начало XX вв.) В ней на основании архивных и документальных материалов повествуется, что к концу XVIII века завершился длительный поэтапно развивающийся процесс добровольного вхождения кавказских народов в состав Российского государства. Перемены, начавшиеся в жизни горцев после этого исторического акта под влиянием деятелей культуры России, включение Северного Кавказа в орбиту капиталистических отношений положили начало школьному делу и распространению грамотности среди них. Методологическая база исследования представлена историко-сравнительным, структурным, абстрактно-логическим методами исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала. Так, историко-сравнительный метод позволил проанализировать сопоставимые факты и на этой основе выявить как закономерности, так и особенности протекания региональных процессов в социокультурной сфере. Метод структурного анализа был необходим ввиду того, что изучать сложные структуры, не расчленяя их на отдельные составляющие элементы, невозможно. Поэтому он также широко использовался в работе. Абстрактно-логический метод дал возможность обобщения, синтеза и интеграции выводов по теме исследования в целом. В статье доказывается, что прогресс в социокультурном развитии, начавшийся во второй четверти XIХ – начала XX вв.), привёл к социально-духовному и политико-экономическому возрождению горских племен, правда, количество школ и образованных людей явно не хватало. Национальная интеллигенция только-только начала зарождаться. Некоторое улучшение в школьной системе, наметившееся в первой четверти XX миллениума, в основном детерминировалось активной позицией самих жителей. Пореформенный период стал временем дальнейшего открытия и изучения многонационального Кавказского края и самобытной культуры его народов.
Слезин А.А. - "Скованные одной цепью"? (К постижению социокультурного феномена ВЛКСМ) c. 90-99

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20076

Аннотация: Предмет исследования составляет влияние Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. в Москве и движения стиляг на деятельность комсомола. Изучив архивные документы, а также воспоминания ветеранов как бывших комсомольцев, так и участников неформального движения молодежи, автор статьи пересматривает сложившиеся в исторической науке стереотипы. Актуальность материала во многом связана с предстоящим проведением в 2017 г. Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи и 100-летним юбилеем комсомола (29 октября 2018 г.). Опыт деятельности самой влиятельной и массовой в отечественной истории молодежной организации оценивается с общечеловеческих и государственных позиций. Показано, что вопреки надеждам партийного и комсомольского руководства, отношение рядовых комсомольцев к стилягам на практике оказалось неоднозначным. Прямолинейные меры комсомольских борцов со стилягами порой только подогревали интерес к запретному у остальной молодежи. Внедрение в советскую повседневность элементов западного образа жизни способствовало обращению комсомола к эстетическому воспитанию. Еще в большей степени стереотипный образ иностранца в глазах молодежи разрушил московский фестиваль молодежи и студентов. Фестиваль оценивается как один из первых уроков демократии. Обращается внимание на формирование предпосылок развития инакомыслия в рядах самого коммунистического союза молодежи.
Голубицкий Ю.А. - Феномены научного и художественного способов отражения действительности: антагонизм или гносеологическое родство и взаимопроникновение? c. 134-187
Аннотация: автор статьи, будучи сторонником литературоцентричного мировоззрения относительно основных, фундаментальных явлений культуры, распространяя свой подход и на понимание междисциплинарного взаимодействия культуры (в частности - литературы) и гуманитарных научных дисциплин, выдвигает гипотезу о литературной детерминированности генезиса социологии и, шире – всего корпуса гуманитарных наук. Предприняв экскурс в историю предмета, он стремится доказать описательными и формально-структурными методами сравнительного анализа родство находящихся там гносеологически близких, по его мнению, явлений – литературы (в первую очередь, документальной) и социальной науки. В статье исследуются причины, способствовавшие "олитературиванию" русской социологии, среди которых - совпадение во времени процесса становления социологической науки в России с т.н. "серебряным веком" в русской культуре, справедливо считающимся расцветом отечественной изящной словесности, а также установленный факт причастности "отцов-основателей" русской социологии (М.М.Ковалевский, Е.В. Де-Роберти, П.А. Сорокин) к ... масонскому движению (!).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"