Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Теоретическая культурология и теория культуры"
Теоретическая культурология и теория культуры
Розин В.М. - Размышления об архитектуре (диалог, инициированный Александром Раппапортом) c. 1-34

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9491

Аннотация: Статья посвящена обсуждению происхождения и сущности архитектуры, а также её теоретическому осознанию. Подвергается сомнению тезис Александра Раппапорта о том, что архитектура появилась уже в древнем мире. Автор показывает, что в становлении архитектуры можно различить три основные этапы. На первом в древнем мире создавались сакральные сооружения, позволяющие общаться с богами или жить в загробном мире. На втором в культуре Нового времени складывается собственно архитектура в трех её основных ипостасях - как вид искусства, направление проектирования (архитектурное проектирование) и средства прикладной науки. На третьем этапе, который относится уже к нашему времени, обсуждается кризис архитектурной мысли, не в последнюю очередь связанный с неопределенностью и реальности и будущего. Характеризуется сущность архитектуры, поддерживается концепция А.Г. Раппапорта, относящего новую теорию архитектуры к антропологическим и кульурологическим дисциплинам.
Чистякова В.О. - Le cinéma в категориях "места" и "времени" культуры (опыт теоретического анализа) c. 1-20

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14737

Аннотация: Предметом исследования выступают категории "места" (пространства) и "времени" как категории культуры. Будучи качественно окрашенными, они меняются в контексте тех или иных технологий коммуникации (медиа). Важнейшей технологией такого рода является кинематограф: именно он моделирует пространство и время в восприятии аудитории. Об изменившемся переживании субстанции времени в связи с кино писали многие исследователи. В настоящей статье делается попытка соединить понятия "местонахождения" и "темпоральной структуры" в точке кино как феномена культуры. В статье применяется метод феноменологии, позволяющий описать феномен кино в качестве данных опыта воспринимающего сознания. В числе основных выводов проведенного исследования находится тезис о кино как чувственном выражении возможности мира как целого. Кино в определенном смысле "дарит время" - момент настоящего, "здесь и сейчас", дающих ощущение целостности. Оставаясь частью "пространства" культуры, то есть занимая в ней свое "место", кино создает образ мира как целостности такого рода, в которой невозможно "принять участие" и, следовательно, сделать ее "частью" более широкого культурного ряда.
Портнова Т.В. - Балет и скульптура (теоретическое описание выразительного языка пластических искусств посредством синхронного анализа) c. 16-31

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.13544

Аннотация: В качестве исследования избрана наиболее показательная пара пластических искусств-балетное искусство и скульптура. Осмысливается характер взаимодействия скульптуры и танца в аспекте деления её на виды и типы. Рассматриваются важные элементы взаимосвязей балета и скульптуры: объем и контробъем, силуэт и невидимые границы, ракурс и композиция, светотень и форма, пространственный интервал и пластический образ. Раскрывается эстетическая природа пластического начала в некоторых постановках известных хореографов XIX и XX вв. Понятия пластический язык, скульптурная драматургия, визуальный стиль, введенные автором в исследование, позволяют воспринимать элементы хореографической выразительности, хорошо чувствовать весь объём сценической и изобразительно-пластической информации. Cтатья ориентирована на ознакомление с концептуальным аппаратом и методологией синтетического исследования, применительно к исследованию смежных искусств. Типологически- системный метод позволил выявить особенности выразительного языка балетного искусства и скульптуры, а сравнительный анализ обозначить точки пересечения между ними. Впервые дается сравнительный анализ языковых аналогий этих видов творчества, идентичность выразительных средств, параллели в создании художественных образов посредством схожих композиционных приемов, пластических форм, технических средств и стилевых решений. Авторская концепция статьи сводится к выводам о значимости работы хореографа и художника с пространством и трехмерным изображением, визуальной драматургией и динамикой актерского мастерства, подтвержденная рядом высказываний из архивных источников и мемуарных материалов.
Дзех А.В. - Культурологический потенциал энвайронментальных идей c. 38-48

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18055

Аннотация: В статье рассматривается влияние энвайронментализма на культурологию и на само понятие культуры. Кратко описан процесс формирования энвайронментализма как междисциплинарного подхода и его основные принципы. Показано как преодоление традиционной мыслительной оппозиции природа-культура, предпринимаемое в рамках энвайронментализма, уточняет методологические установки исследований культуры и ведет к формированию новых научных направлений и дисциплин. Особое внимание уделено исследованиям, которые могут служить примером успешной интеграции энвайронментализма в гуманитарные науки и анализу их эвристической ценности. В работе используются сравнительный метод, системный метод, исторический подход, социально-философский анализ, а также общенаучные методы. Сделан вывод о том, что традиционная концептуализация понятия культуры через противопоставление природе утрачивает свою актуальность под влиянием энвайронментальных концепций. В рамках энвайронментализма идет активный процесс поиска и формирования новых подходов к исследованиям культуры, предполагающих новые способы понимания отношений человек-природа. Новизна работы состоит в актуализации и описании перспектив интеграции энвайронментальных идей в культурологию и смежные гуманитарные дисциплины.
Рыбакова Н.А. - Сущность самоактуализации педагога с позиций гуманистического подхода c. 42-51

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.2.15183

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является самоактуализация педагога. Предмет исследования – ее сущность с точки зрения гуманистического подхода. Гуманистическая психология, сложившаяся к 60-м годам ХХ века в западной науке, стала противовесом постулатам фрейдизма и бихевиоризма, своеобразной «третьей силой» по отношению к ним. Этой концепцией впервые в центр изучения был поставлен «целостный» человек, со всеми присущими ему индивидуально-неповторимыми особенностями. Автор анализирует идеи ценности каждого человека как личности, признания за ним права на свободное развитие и проявление собственных способностей, которые до сих пор актуальны и интенсивно развиваются в современной науке. Особое внимание уделяется рассмотрению самоактуализации как явления, противопоставленного манипуляторству. Методом исследования является анализ трактовки понятия самоактуализации как психологического феномена в научной литературе, а также обобщение, на основе которого выявляется сущность данного явления. Основные выводы автора заключаются в том, что самоактуализация инициируется соответствующей врожденной потребностью, которая характеризует высший уровень потребностной сферы человека; самоактуализация обеспечивается, главным образом, внутриличностными условиями, хотя действенным стимулом для нее являются и условия внешнего порядка; самоактуализация не является самоцелью; для адекватной самоактуализации необходимо сравнение себя с Другим, взаимодействие с ним; результаты самоактуализации следует оценивать как в индивидуальном, так и социальном планах; осознанность – обязательное условие адекватной самоактуализации.Новизна статьи состоит в том, что в ней обобщается научный опыт гуманистической психологии по вопросу сущности самоактуализации личности и, конкретно, педагога. На основе полученных результатов, автор рассматривает самоактуализацию педагога как осознанный процесс, обеспечиваемый соответствующими внутренними и внешними условиями, умением взаимодействовать с другими людьми, адекватной самооценкой. При этом эффективность самоактуализации должна оцениваться как в индивидуальном, так и в социальном планах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"