по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культурология и cultural studies"
Культурология и cultural studies
Воробьев А.М. - Надзор и религиозная цензура в Царскосельском лицее в 1811–1826 гг. c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.24481

Аннотация: Предметом данного исследования является практика контроля над чтением лицеистов литературы религиозного характера. Данный контроль выступал в качестве составной части общей системы надзора, применяемого в Царскосельском лицее. Чтение, в том числе не только учебной литературы, воспринималось как важный элемент воспитания. Педагогическая цензура широко применялась в качестве регулирования практики чтения воспитанников учебных заведений российской империи. На материале фондов библиотеки Царскосельского лицея были проанализированы принципы, определявшие политику просвещения в данный период. В работе использовались исторический, книговедческий методы, а также концепция роста значения надзора в культуре Нового времени М. Фуко. Изучение истории формирования фонда библиотеки Царскосельского лицея в первые годы его существования позволило впервые в отечественной науке подробно проанализировать вопрос использования цензуры в качестве механизма формирования круга чтения воспитанников элитного учебного заведения, чьи выпускники должны были обеспечить потребность империи в высокообразованных чиновниках. Привлечение ранее почти не затрагиваемого материала позволило показать, как государственная политика в области образования в период правления Александра I отразилась на библиотеке светского учебного заведения.
Балаш А.Н. - Материалы доклада В. С. Библера «Культура и музей к 2000 году» в контексте актуальных тенденций развития музеологии c. 22-28

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.24890

Аннотация: В статье рассматривается текст доклада В. С. Библера «Культура и музей к 2000 г.» (1977), опубликованный в корпусе архивных материалов философа. В соответствии с исследовательской стратегией Библера, текст носит конспективный и незавершенный характер, окрыт для интерпретации. Представлен анализ актуальности идеи Библера для современной музеологии в сопоставлении с концепцией постмузея, используемой как эффективная модель для описания трансформаций современного музея как социокультурного института. Проанализированы идеи Библера о перспективных тенденциях развития музея как культурного феномена в плане архитектурного и символического решения предлагаемого концепта. Проанализирована обозначенная в тексте модель зрительского восприятия произведений искусства в пространстве музея, представленная как переход визуального образа во внутреннюю речь зрителя. Рассморен концепт восприятия как «похищения» произведения и его культурные коннотации. В качестве сравительного материала анализируется содержание «фантомов исталляций» Д. А. Пригова, представляющих оригинальную визуальную концепцию музея. Выявлены смысловые моменты, позволяющие проводить сравнение и сближение концепций Библера и Пригова. В качестве примера визуализации рассматриваемых музейных концепций проанализирована инсталляция «Комната художника Д. А. Пригова» в Государстенном Эрмитаже. Обозначена актуальность проективной концепции музея В. С. Библера в контексте разработанной им концепции философской логики культуры. Новизна исследования заключается в том, что концепт В. С. Библера впрервые представлен в рамках музеологического дискурса, а аткже интерпретирован как актуальный в рамках дискуссий об институциональной специфике постмузея в современном культурном пространстве.
Онегин Н.С. - Музеефикация комнат Николая II в Зимнем дворце как культурно-политический проект 1920-х гг. c. 43-51

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26643

Аннотация: В свете современных попыток реконструировать во дворцах России апартаменты императора Николая II, с последующей их музеефикацией, кажется актуальным обратиться к историко-бытовой экспозиции, существовавшей в комнатах царской фамилии в Зимнем дворце в 1922-1926 гг., которая является объектом исследования в предложенной статье. Предметом изучения оказываются те факторы культурного, социального и политического характера, которые повлияли на открытие музея, его деятельность в Зимнем дворце наряду с Государственным Эрмитажем и Музеем Революции, а также на последующее поспешное закрытие данной экспозиции. Изучение вновь выявленных архивных материалов и сопоставление их с мемуарами по данной теме позволило тщательнее исследовать и во многом пересмотреть специфику работы «Исторических комнат» в Зимнем дворце, а также выявить особенности данной экспозиции в контексте развития музейного дела в 1920-е гг. Как следует из документов, открытие музея «Исторические комнаты Александра II и Николая II» стало возможным в силу важных факторов политического, социального, культурного и административного характера, и может рассматриваться как агитационный проект советской власти. В ходе исследования были определены причины открытия этой экспозиции, описаны административные проблемы, особенности работы экскурсоводов и факторы, ставшие определяющими для закрытия музея в Зимнем дворце.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"