Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культура и культуры"
Культура и культуры
Тлостанова М.В. - ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ, ДЕКОЛОНИАЛЬНЫЙ ВЫБОР И ОСВОБОЖДЕНИЕ ЭСТЕЗИСА c. 1-64
Аннотация: В статье проводится противопоставление концептуальных оснований по-стколониальной теории и деколониального выбора как двух актуальных параллельных теоретических и практических дискурсов и предлагается концепция деколониального эстезиса – сферы чувственного восприятия мира, как важной части освобождения зна-ния и бытия от ограничений западной эстетики. После краткого обзора основных тен-денций в эстетической мысли последних двух десятилетий, автор останавливается на таких аспектах транскультурной трансмодерной эстетики как связь с красотой и взаимоотношения между искусством, эстезисом и знанием. В работе подробно рассматривается творчество ряда современных зарубежных и отечественных художников, имеющих отношение к деколониальному эстезису – Фреда Уилсона, Педро Лаша, Таньи Остоич, Сауле Сулейменовой, Зорикто Доржиева, Таус Махачевой, Патриса Найамбаны и др. Автор приходит к выводу, что пограничное трикстерное, полипространственное искусство наиболее эффективно в процессе деколонизации знания, восприятия и бытия на пути к трансмодерному миру.
Корень Р.В. - Философские исследования концепта "культура" c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.824

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу философского исследования концепта «культура и его сопряжениям. Представлен ретроспективный взгляд на онтологию культуры, отраженный в работах В.И.Плотникова и В.С.Чупов; показано, что эти работы корреспондируются с учением В.И.Вернадского о живом веществе, а культура проявляется как естественноисторическое проявление жизни. Расширено предметное пространство концепта «культура» и показано, что обобщения и аналогии в Природе закладывают основу Всеобщего определения культуры. Впервые в мире, на основе Всеобщего принципа максимума информации, представлены две формы Всеобщего определения культуры, которая предстает как системообразующая и управляющая энергоинформационная система. Первая форма рамочная, определяющая культуру как управляющую энергоинформационную систему. Вторая форма – развернутая, определяющая цель и основной механизм функционирования. Предложен принцип построения системной иерархии существующих определений культуры, 99 процентов которых предлагается отправить в архив.
Хорина Г.П. - Демократия в современной российской культуре: идеал и реальность c. 1-15

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.4.6973

Аннотация: Рассмотрен и проанализирован процесс становления демократии в условиях возрастания значимости цивилизационного фактора. В современном глобализируемом мире демократия в той или иной стране утверждается как синтез демократических ценностей и особенностей культуры и менталитету народа данной страны. Аргументирована позиция, что демократии в России предстоит пройти долгий и сложный путь для того, чтобы соответствовать современным критериям гражданского общества, особенностям русской культуры, менталитету народа
Синеокий О.В. - Восточный рок: звукозапись из социалистической Азии c. 1-22

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.6.7072

Аннотация: Феномен рок-н-ролла представляется в виде информационно-когнитивной модели, которая состоит из различных компонентов, наиболее важным из который является география звукозаписи. В статье рассмотрена история становления организации рекординговой индустрии в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Северной Корее и, отчасти, в Южной Корее. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям грамзаписи рок-музыки в условиях социализма. Предлагаются практические пути решения некоторых поднятых вопросов, прежде всего, на правовом уровне.
Ситникова А.А. - Концепт «север» в творчестве Рокуэлла Кента c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.11550

Аннотация: Статья предлагает исследование живописных и графических произведений художника Рокуэлла Кента на предмет визуализации в этих работах концепта «север». Предваряет исследования подробный обзор «волн» профессионального и зрительского интереса к творчеству Р. Кента: в 1920-е годы художник занимает ведущее положение в американском искусстве, в 1960-е годы становится популярен в СССР, в 1980-е годы к художнику возвращается внимание американских зрителей, в современности интерес к творчеству Р. Кента поддерживается в интернете. В соответствии с задачами исследованиями дана общая характеристика циклам работ, созданных художником во время путешествия на Аляску (1918-1919), во время путешествия на Огненную Землю (1922-1923) и во время путешествия в Гренландию (1929, 1932-1933, 1935); проанализированы репрезентативные произведения из этих циклов – «Солнечные блики. Аляска» (1919), «Огненная земля» (1922-1925), «Ноябрь в Гренландии» (1932-1933). Исследован образ эскимоса – коренного жителя Гренландии, формирующийся в графических изображениях, созданных Р. Кентом. Помимо этого в статье раскрываются художественные традиции и приемы, характерные для творчества художника в целом. Основной метод - философско-искусствоведческий анализ репрезентативных художественных текстов. Данный метод был разработан В.И. Жуковским и Д.В. Пивоваровым. Кроме того, применялся метод описания и анализа художественных произведений, анализ базовых концептов (в том числе, Ю.С. Степанова). К художественным текстам Р. Кента были применены герменевтические методологические процедуры, включая интерпретацию и выявление смыслов, заложенных в произведении. Научная новизна исследования заключается в том, что творчество известного американского художника Р.Кента рассмотрено с позиций концептуального анализа. Исследованы художественные произведения, связанные с северной тематикой. Творчество Р.Кента представлено как определенная мировоззренческая система художника XX века, проявленная с помощью визуальных средств.
Литвинцева Г.Ю. - К проблеме восприятия и оценки постмодернизма российской аудиторией c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.13493

Аннотация: В статье выявляются причины отрицательного отношения российской аудитории к постмодернизму. На конкретных примерах раскрывается ее неподготовленность к восприятию постмодернистских текстов литературы и искусства, связанная с применением к ним оценочных критериев эпохи модерна (критического и социалистического реализма). Так же раскрываются критерии, с помощью которых возможна адекватная оценка постмодернистских художественных текстов. Рассматриваются тексты, в которых художники и писатели создают абсурдные ситуации, прибегает к патологиям и кощунству для того, чтобы показать абсурдность окружающей жизни. Анализ заключений по исследованию произведений искусства позволил выявить отсутствие знания у экспертов языка постмодернизма и критериев его оценки. В то же время в статье выделяются исследования теоретического и художественного постмодернизма, в которых осуществляется его объективная оценка. Автор приходит к выводу о том, что постмодернизм пытается критически осмыслить кризис современной культуры. Знание его языка позволяет осуществить адекватную оценку текстов литературы и искусства. Постмодернистские тексты следует воспринимать как попытку исследования таких непростых для современного общества вопросов, как толерантность, конформизм, табуированность, свобода творческого самовыражения и недопустимость отождествления искусства с религией и реальной жизнью.
Хокон С.Э., Сиюхова А.М. - Адыгский этнокостюм в социокультурной ситуации современного полиэтничного региона c. 1-31

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14593

Аннотация: Предметом настоящего исследования является бытование этнокостюма адыгов в современных условиях полиэтничного региона, каким является Республика Адыгея. На основе исторических, этнографических и социологических данных выявляется структура функций, символическое содержание, эстетические принципы адыгского этнокостюма. Отмечается тесная взаимосвязь структуры традиционного костюма с морально-этическим комплексом "Адыгэ хабзе", предписывающим адыгу быть физически развитым, умеренным в пище, проявлять постоянную заботу о своем теле как величайшей ценности. Выявляется роль этнокостюма в сознании и практике современных адыгов. Используются метод структурно-функционального анализа, этнографический метод, метод социологического опроса, позволяющие осмыслить культурологическую роль адыгского костюма как средства маркирования нации, а также способа позитивной межкультурной коммуникации. В результате проведенного исследования выявляется факт устойчивого сохранения этнокостюма в празднично-обрядовой практике этноса, а также появления новой функции - атрибутивно-идеологической. Обосновывается культуротворческая роль адыгского этнокостюма в современной социокультурной ситуации полиэтничного региона, а также роль этнокостюма как источника поддержания этнокультурной идентичности современных адыгов.
Пробин П.С. - Поликультурное образование как социально-педагогическое явление в контексте проблематики межкультурной коммуникации c. 1-21

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.1.15015

Аннотация: Объектом исследования в статье является формирование межкультурной компетенции и межкультурной чувствительности в условиях стирающихся этнокультурных границ глобализированного мира. Предметом исследования выступает поликультурное образование как социально-педагогическое явление. Поликультурное образование рассматривается автором сквозь призму проблем межкультурной коммуникации и представляется условием формирования межкультурной компетенции и чувствительности. В статье рассмотрены механизмы социально-педагогического воздействия на человека при формировании подобных качеств. Особо внимание уделено проблеме восприятия культур и двум противоположным его механизмам: этноцентризму и культурному релятивизму. Методом исследования в статье выступает комплексный социально-педагогический и культурологический, а также социолингвистический анализ поликультурного образования. Основные выводы автора заключаются в том, что проблема формирования коммуникативной и межкультурной компетенции не должна сводиться к вопросам обучения иностранному языку, как это часто подразумевается в исследованиях. Данные компетенции предполагают наличие качеств личности, которые невозможно сформировать средствами одной учебной дисциплины. Все проблемы, затронутые в статье одинаково актуальны для коммуникации как на иностранном, так и на родном языке. Новизна статьи заключается в том, что поликультурное образование показано в ней в центре комплекса проблем межкультурной коммуникации: социальных, педагогических, социокультурных и социолингвистических.
Чернова О.Н. - Педагогическая деятельность в контексте международной системы оценки качества образования c. 1-20

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.2.15143

Аннотация: Объектом исследования в статье является педагогическая деятельность, цели и задачи школьного образования в Финляндии Сингапуре.Предмет исследования – особенности педагогической деятельности в условиях образовательных систем Финляндии и Сингапура.Автор подробно анализирует особенности деятельности учителя в странах , которые заняли высокие места в Международной системе оценки качества образования.Особое внимание уделяется сравнительному анализу системы подготовки, подбора и оценке образовательной деятельности в Сингапуре и Финляндии, что дает возможность учесть позитивные стороны педагогической деятельности в реформировании образования в России с целью повышения его качества. Методом исследования в статье является сравнительный анализ особенностей педагогической деятельности в образовательных системах стран, занявших высокие рейтинги в Международных исследованиях качества школьного образования. Основные выводы автора связаны с оформлением направления совершенствования школьного образования в России на основе сравнительного анализа педагогической деятельности в Сингапуре и Финляндии.Новизна статьи заключается в том, что впервые педагогическая деятельность соотносится с оценкой качества образования, объективные показатели которой выявлены в результате проведенного исследования качества образования (ПИЗА).
Фаритов В.Т. - А.С. Пушкин и Ф. Ницше в контексте идеи нового Возрождения c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15511

Аннотация: В статье рассматривается философское и культурное значение наследия А.С. Пушкина в контексте идеи нового Возрождения. Проводится сравнительный анализ философского содержания творчества А. С. Пушкина с идеями Ф. Ницше. Эксплицируется традиция рассмотрения значимости Пушкина и Ницше в одном контексте в русской философской мысли рубежа XIX-XX вв. Разрабатывается концепция нового Возрождения как центральной идеи русской философской мысли Серебряного века и одной из основополагающих идей Ф. Ницше. В статье используется методологические принципы и установки таких подходов, как сравнительное литературоведения, деконструктивизм и герменевтика. Основным результатом исследования является экспликация значимости творческого наследия А.С. Пушкина и Ф. Ницше в качестве провозвестников нового Возрождения. Предложены концепты пракультурного и посткультурного хаоса. Разработана идея нового Возрождения с опорой на положения учения Ф. Ницше. Выявлен и обоснован факт общности культурных задач жизни и творчества Пушкина и Ницше.
Напсо М.Д. - Мода как социокультурный феномен c. 9-14

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20129

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи является мода, а предметом – мода как социокультурное явление. Автор анализирует социальную природу моды, ее свойства, соответствие установкам общества потребления. Рассматриваются различные аспекты моды, ее универсальность, изменчивость, временной характер, соответствие социально-историческому контексту. Исследуются связь моды и экономики, влияние моды на социальные отношения, на процессы формирования массового сознания и выбор поведенческих стратегий. Мода представлена как многофункциональное явление, как противоречивое единство позитивного и негативного. В качестве методологической основы статьи выступили гносеологические и онтологические принципы диалектики, анализ феномена моды как целостного явления. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о востребованности моды современным обществом. Проблемное поле статьи позволяет сформулировать ряд тезисов: 1) мода – важнейший социокультурный феномен, охватывающий пространство социума и все многообразие человеческих отношений; 2) общество потребления придает моде черты универсальности и индивидуальности.
Куликовская И.Э. - Семиосфера содержания дошкольного образования c. 18-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15870

Аннотация: Предметом исследования является семиосфера содержания современного дошкольного образования. Автор статьи подробно рассматривает знаково-символическую основу развития детей дошкольного возраста, представленную в программе «Мировидение». Её семиосферой выступают знаки, символы, ценности, отражённые в мифопоэтической, натурфилософской, универсально-символической и научной картинах мира. Содержание данной программы включает в себя знаки и символы различных областей жизни – природы, социума, искусства. Объединение их в целостную картину мира происходит благодаря переводу, выступающему основным механизмом сознания, в котором происходит постоянный перевод с одного культурного языка на другой: с языка ощущений – на язык понятий, с языка природы – на язык искусства и т.д. Методологической основой исследования является понимание культуры как философской категории, обусловливающей изменения целостной модели образования и системы дошкольного образования в частности (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С.Каган, Ю.М.Лотман, Л.П.Печко, В.Н.Столович и др.); семиосферы как знаково-символического пространства культуры (Ю.М.Лотман); осознание детства как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребёнка и всестороннего познания окружающего мира (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Г.Гогоберидзе, А.В.Запорожец, М.В.Корепанова, В.Т.Кудрявцев, Е.А.Тупичкина, Р.М.Чумичева и др.). Основные выводы проведённого исследования: определена семиосфера содержания дошкольного образования, которое раскрывает целостную картину мира. Развивающий эффект содержания обеспечивается принципами: единства фило- и онтогенеза; интеграции мифологии, философии и науки; целостности и дифференцированности относительно возрастной периодизации; культуросообразности знаний и способов познания знаков и символов культуры. Содержание дошкольного образования, обеспечивающего развитие целостной картины мира дошкольников, представлено в программе Мировидение», включающей подпрограммы: «Стихии мира», раскрывающей знание о знаках и символах природы, отраженных в фольклорных произведениях, и знание о способах познания реальных объектов природы (4-5-й год жизни); «Азы грамоты», отражающей знание о знаках и символах культуры, представленных в обобщенном, свернутом виде в буквах русского алфавита и литературных текстах (6-7-й год жизни), «Категориальное видение мира: Цветы России», представляющей знаки и символы флористики, самоценность природы, многообразные взаимосвязи ребёнка и окружающего мира (6-7-й год жизни).Новизна проведённого исследования заключается в определении семиосферы дошкольного образования и создании программы «Мировидение», в которой целостно представлена картина мира во всей совокупности её признаков (культурный, природоведческий, эколого-культурный, речевой, двигательный). Целостность содержания программы обеспечивается единством знаково-символической системы, нашедшей отражение в её подпрограммах и тематических блоках. Особенность содержания заключается в его интеграции на культуросообразном принципе, представлении в дошкольной дидактике целостной картины мира, включающей в себя мифопоэтическую, натурфилософскую и универсально-символическую, которые соответствуют образному типу восприятия и мышления ребёнка. Семиосфера содержания дошкольного образования обозначена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования в части критериев по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
Чихачёва М.М., Экард Л.Д., Шкредова И.Н. - Результаты фольклорно-этнографической экспедиции 2016 года по Туруханскому району Красноярского края c. 23-29

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21072

Аннотация: Предметом исследования является традиционный фольклор русских поселений Туруханского района Красноярского края. Материалом исследования послужили данные, зафиксированные в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Красноярского государственного института искусств 2016 года. В качестве основных задач экспедиции рассматривались: исследование населенных пунктов Туруханского района, выявление наличия и степени сохранности традиционной культуры (в частности, музыкального фольклора) в русских поселениях, фиксация образцов нематериального культурного наследия и определение степени ассимиляции фольклора русских поселений с культурой коренных народов. При работе над исследованием применялись как универсально-общенаучные, так и специальные методы исследования: ареальный, сравнительно-исторический, аналитико-тематический, структурно-типологический, структурно-функциональный. Новизна исследования заключается в том, что при изучении северных районов Красноярского края, преимущественно, внимание исследователей уделялось фольклору коренных народов, в то время как фольклор русских переселенцев находился на периферии исследовательского внимания. По результатам фольклорно-этнографической экспедиции по Туруханскому району Красноярского края, можно сделать следующие выводы. Исследования населенных пунктов позволили выявить лишь песни позднего периода формирования – городскую лирику и частушки. О бо́льшей степени сохранности можно говорить по отношению к жанрам детского фольклора. Удалось зафиксировать локальные особенности отдельных фольклорных жанров: прежде всего, в детских играх, обрядах колядования и гадания. Подтверждение получила гипотеза об ассимиляции на территории Туруханского района фольклора выходцев из различных российских областей.
Саввина О.В. - Стандарты женской красоты: естественное и культурное. c. 24-34

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.20508

Аннотация: В статье рассматриваются стандарты женской красоты, обусловленные культурными предпочтениями (например, нога «золотой лотос» китайских женщин в Средние века) и стандарты, базирующиеся на восприятии женщины как молодой и красивой – естественная красота. В исследовании раскрывается взаимоотношение двух типов стандартов, делается попытка ответа на вопрос: действительно ли культурные стандарты красоты противоречат естественным стандартам. Для ответа на этот вопрос анализируется формирование культурных стандартов женской красоты, выделяются их культурный смысл. Автор обращается к работам специалистов в области пластической хирургии и социологическим исследованиям с целью раскрыть стандарты естественной красоты, общих для людей разных культур, затем делает анализ культурных стандартов красоты, выделяет их функции и анализирует предпосылки возникновения нового стандарта (на примере основных стандартов ХХ века). В результате автор приходит к выводу, что культурные стандарты красоты не противоречат естественным, не отрицают их, а надстраиваются над ними. Вред для здоровья, на который идут женщины чтобы соответствовать стандартам, всегда остаётся незаметным, иначе принесённые красоте жертвы напрасны. В исследовании были выделены функции культурного стандарта красоты, которые объединены в три основные группы и призваны отразить: 1) происхождение человека и его социальный статус; 2) личностные качества и моральные установки; 3) миропонимание и место данного индивида в мире.
Пупышева Н.В. - Символический язык описания природы человека в буддизме c. 30-39

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21469

Аннотация: Предметом данного исследования является особый язык символов, употребляемых в буддийском учении для всестороннего описания человека (как физиологической, так и духовной его составляющих) в рамках характерного для буддизма целостного подхода к личности. В буддизме холистический взгляд на человека и его место в мире во многом базируется на иной модели мира, средством описания которой является язык символов, адекватно понимаемый носителями буддийской культуры, и который является предметом исследования данной работы. Объектом исследования является системы «великих» элементов индийского происхождения (махабхут – земля, вода, ветер, огонь, пространство), которые на уровне описания физиологических процессов «конденсируются» в понятие «трех начал» организма (слизь, желчь и ветер). Проведенный анализ позволяет выявить смысловые особенности этих терминов, рассматривая их, в соответствии с принципами тибетской лингвистики, на трех уровнях смысла (буквальный смысл, словесный смысл, представляющий собой смысловую матрицу термина, и истинный смысл, выявляемый через прагматику текста). Исследование сложной иерархической смысловой структуры терминов системы «великих элементов» приводит к заключению, что использование этой системы позволяет интерпретировать тексты, описывающие феномены разных уровней реальности. Это делает ее продуктивным методом представления знаний в буддийском учении и позволяет включать представление о человеке как личности в общий контекст представлений о мире, используя единый язык описания. В статье приведены примеры интерпретации феноменов разных уровней реальности с помощью системы «великих элементов».
Пупышева Н.В. - Типология личности в системе тибетской буддийской медицины c. 40-48

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21180

Аннотация: Предметом данного исследования являются представления о типологии личности некоторых западных авторов в сопоставлении их со взглядами на типологию личности тибетской буддийской и аюрведической медицинских традиций. Объектом исследования является специфический язык символов, используемый в тибетской медицинской традиции для описания личности, и интерпретация типологии личности в терминах системы «великих элементов» (махабхут – земля, вода, ветер, огонь), которые на уровне физиологии сведены в понятие трех «начал» организма (ветер, желчь и слизь). На базе данных оригинальных источников автор показывает, что эти традиции за основу типологии личности берут преобладание в особенностях тела, физиологических процессах и психики того или иного «начала» организма или их сочетаний. Сопоставляя принципы классификации личности таких западных философов и психологов, как Кречмер и Шелдон с классификацией личности в тибетской буддийской традиции и в аюрведе, данная работа показывает, что в основе воззрений на типологию личности тибетской буддийской и аюрведической медицинских традиций лежит теоретически обоснованная и проверенная многовековой практикой теория личности, отличающаяся от европейской языком описания, в основе которого лежит иное философское осмысление мира.
Александров Н.Н. - Три манеры в творчестве Ласло Моголь-Надя c. 44-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19177

Аннотация: Предмет исследования - творческий путь крупнейшего представителя модернизма первой трети ХХ века интернационального конструктивиста Ласло Мохоль-Надя. Статья построена по материалам подготовленной автором монографии о творчестве Надя, в которой дается полный обзор его творчества. Предложена классификация периодов творчества мастера, связанная с общим состоянием циклов культуры и стилевыми особенностями эпохи. Рассмотрена специфика его творчества в 1920-х годах и затем в 1930-х. Период начала 1940-х обрывается со смертью автора в 1946 году. Приведена масса иллюстраций его работ, характеризующих обозначенные три периода. Статья написана с позиций системного и генетического метода в искусствоведении. Применена структурно-циклическая модель, позволяющая описать творческий путь рассмотренного автора. Новизна состоит в том, что это первая такого рода обобщающая публикация о Ласло Мохоль-Наде на русском языке. Но и при учете иностранных источников можно сказать, что другие исследователи его творчества не устанавливали подобной периодизации, а также не рассматривали творчество Надя как вписанное в контекст ментальной эволюции в ХХ веке.
Царёва Е.С. - Формирование академической музыкальной культуры Енисейской губернии: новый взгляд сквозь призму процессов самоорганизации и институционализации c. 49-67

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.20226

Аннотация: Предметом исследования выступают процессы формирования академической музыкальной культуры в Красноярье в один из наиболее значимых периодов её развития в регионе – в годы существования Енисейской губернии (1822-1925). Автор рассматривает становление и функционирование локальной модели академических традиций в имперский и советский исторические этапы, выявляя универсальные (общероссийские и общесибирские) и специфические черты. Основной интерес автора составляет социально-культурологический аспект исследования, определение ключевых процессов строительства музыкально-академической системы, анализ их действия в условиях различных типов государственного устройства. Работа базируется на комплексном, междисциплинарном подходе, который вбирает в себя музыковедческие, краеведческие, исторические, культурологические, социологические исследования. Основополагающим для автора являлся принцип историзма, установлению необходимого массива эмпирического материала способствовал источниковедческий метод, при работе с конкретными фактами широко использовались дескриптивный и сравнительно-исторический методы. Помимо ввода в научный оборот неопубликованных документов, данная статья отличается новым подходом в осмыслении развития музыкальной культуры Сибири. Анализируя в социально-культурологическом ракурсе сложение системы академического искусства в Енисейской губернии, автором выявляются два основных процесса, участвующих в её формировании – самоорганизация и институционализация. На краеведческом материале демонстрируется их действие и различные комбинации в зависимости от социально-политического и экономического контекста. Автор приходит к выводу, что равновесие и «взаимодополнение» процессов самоорганизации и институционализации представляет собой наиболее благоприятную ситуацию для стремительного развития академической музыкальной культуры. Полученные результаты исследования позволяют не только существенно обогатить имеющиеся знания о становлении традиций академического искусства в Сибири, но и открывают новые актуальные перспективы в изучении мировых музыкально-исторических процессов.
Суворкина Е.Н. - Средства массовой информации и медиапродукция как сегменты российской индустрии субкультуры детства: конституционные основания экономико-правовых субститут-феноменов c. 58-74

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20799

Аннотация: В статье рассматриваются экономические и правовые основы двух субститут-феноменов - сегментов рынка товаров (индустрии) субкультуры детства. Показано, что печатные издания в полной мере реализуют конституционное право на свободу слова, при этом учитывают, что отсутствие цензуры не означает введение ненормативной лексики. Кроме того, что особенно важно в настоящее время, выпускаются журналы на национальных языках, что является доказательством реализации на местах проводимой Российской Федерацией политики по сохранению языка и культуры малых народов, сохранения национальных языков. Для реализации цели и задач работы были использованы следующие подходы: феноменологический, структурный и системный подходы. В исследовании задействованы метод анализа и синтеза, сравнительно-аналитический метод. Используемые методы соотносятся с принципом следования логике и принципом объективности. Основные положения и выводы проведенного исследования могут использоваться в условиях потребности регулирования деятельности различных сегментов индустрии субкультуры детства (в частности, сегмента средств массовой информации и сегмента медиапродукции), как экономико-правовых феноменов, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующей законодательной базой. Это позволит сделать рынок детских товаров более цивилизованным, ориентированным не только на финансовую составляющую, но и на формирование «здорового» информационного пространства детей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"